Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение специфики проведения маркетинговых исследований в сфере торговли на примере предприятия.
Задачи, которые необходимо решить в данной курсовой работе, следующие:
- раскрыть сущность маркетинговых исследований в сфере торговли;
- описать этапы проведения маркетинговых исследований в сфере торговли;
- дать общую характеристику предприятия ООО «СМ-Торг»;
- оценить конкурентоспособность предприятия ООО «СМ-Торг»;
- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «СМ-Торг» на основе проведенного исследования;
- обосновать эффективность предложенных мероприятий.
ВВЕДЕНИЕ 43
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Сущность маркетинговых исследований в сфере торговли 6
1.2. Этапы проведения маркетинговых иссследований в сфере торговли 9
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СМ-ТОРГ» 27
2.1. Общая характеристика ООО «СМ-ТОРГ» 27
2.2. Маркетинговые исследования уровня конкурентоспособности ООО «СМ-ТОРГ» 30
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СМ-ТОРГ» НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 75
3.1. Рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «СМ-Торг» 75
3.2. Обоснование эффективности предложенных рекомендаций 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98
Потребность клиента | СМ-Торг | Эльдорадо | Автокар-Сервис | Нью-трейд | Мир элект-роники |
Качество продукта | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Исключительность | 5 | 5 | 4 | 5 | 4 |
Цены | 4 | 5 | 3 | 4 | 4 |
Ассортимент | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Обслуживание | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Надежность | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Месторасположение | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Информированность покупателя | 3 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Консультации, сервисное обслуживание | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 |
Гарантия | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Оценки уровня удовлетворения потребностей клиентов:
5 – очень высокий;4 – высокий;3 – средний;2 – низкий;1 – очень низкий.
Таким образом, основными конкурентными преимуществами с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов являются исключительность предлагаемого продукта и широкий ассортимент. Особое внимание стоит обратить на недостаточный уровень информированности потребителей.
В 2000-2004 гг. году на рынок бытовой техники РМЭ пришло много новых конкурентов, в связи с чем требуется постоянно усиливать конкурентные преимущества услуг и повышать их качество.
Конкурентными преимуществами ООО «СМ-Торг» являются:
- большое разнообразие предлагаемой продукции;
- возможность кредитования;
- гибкая система скидок;
- оперативное реагирование на изменяющиеся условия рынка.
Одной из функций маркетинга является определение конкурентоспособности предприятия и анализ условий рынка, в которых предстоит действовать предприятию.
Потребитель всегда отдает предпочтение товару, в наибольшей степени удовлетворяющему его потребности, и фирме, обеспечивающей оптимальное соответствие качества, потребительских свойств и цены товара характеру и специфике его требований.
Конкурентоспособность предприятия представим в виде таблицы 4, для представления в наглядной форме современных тенденций в мотивации потребителя на рынке, происходящие сдвиги в системе потребительских предпочтений, и определить, будут ли потребители приобретать продукцию, выпущенную данным предприятием, что нужно предпринять, чтобы заинтересовать потребителей в своих изделиях.
Проведем
балльный (по 9-ти балльной шкале) сравнительный
анализ показателей ведущих конкурентов
– фирмы «Эльдорадо» и «ДОМО» с собственной
деятельностью компании «СМ-Торг» (табл.4).
Таблица 4 - Балльная оценка конкурентоспособности предприятия
|
По данным таблицы 4 делаем следующие выводы. По факторам «продукт» и «цена» ООО «СМ-Торг» имеет преимущество перед конкурентами (сильная сторона). По фактору «каналы сбыта» магазин «Эльдорадо» превосходит ООО «СМ-Торг», и по фактору «продвижение продукта на рынке» предприятия не имеет преимуществ (слабая сторона). Эти две стороны являются факторами, которые необходимо улучшить. При разработке мероприятий маркетинга эти стороны являются ключевыми в обеспечении успеха фирмы на рынке.
Количественную оценку уровня конкурентоспособности ООО «СМ-Торг» можно получить следующим образом:
1. По средним
значениям факторов
Рис.
4 - «Многогранники конкурентоспособности
фирм»
2. Определяем показатель уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия относительно конкурента как отношение площади «многогранника конкурентоспособности» ООО «СМ-Торг» к площади «многогранника конкурентоспособности» предприятий-конкурентов.
Площадь многогранников находим как половину произведения диагоналей параллелепипеда:
Площадь «МК» «СМ-Торг»:
S = (5,6 + 4,6)*(5,25 + 5)/2 =55,28
Площадь «МК» «Эльдорадо»
S = (6,2 + 4,6)-(5,0 + 6,6)/2 = 62,64
Площадь «МК» «ДОМО»
S = (5 + 4,6)-(4,75 + 6,2)/2 = 52,56
Определим уровень конкурентоспособности ООО «СМ-Торг» относительно:
фирмы «Эльдорадо»:
Кс = 55,28 / 62,64= 0,88
фирмы «ДОМО»:
Кс = 55,28 / 52,56= 1,05
Следовательно, фирма ООО «СМ-Торг» менее конкурентоспособна по сравнению с фирмой «Эльдорадо», и является конкурентоспособной по отношению к фирме «ДОМО», но существует возможность повышения конкурентоспособности предприятия, для чего необходимо проводить разработку маркетинговых мероприятий.
Итак, для оценки конкурентоспособности ООО «СМ-Торг» сначала рассчитали коэффициент концентрации рынка, который показал, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке. ООО «СМ-Торг» занимает неплохое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция. Основными конкурентными преимуществами фирмы, с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов, являются исключительность предлагаемого продукта и широкий ассортимент. Исходя из количественной оценки уровня конкурентоспособности фирма менее конкурентоспособна по сравнению с фирмой «Эльдорадо», но является конкурентоспособной по отношению к фирме «ДОМО».
Таким
образом, основной деятельностью ООО «СМ-Торг»
является удовлетворение потребностей
потребителей в крупной бытовой, элетро-
и оргтехнике и её обслуживании. Главными
потребителями реализуемой продукции
являются физические лица, покупатели
города Йошкар-Олы и республики, а также
различные организации и юридические
лица. Основными конкурентами фирмы являются:
«Эльдорадо», «ДОМО», «Нью-Трейд», «Мир
электроники». Оценка конкурентоспособности
фирмы позволила сделать вывод о том, что
на рынке преобладает несколько крупных
фирм, но среди них ООО «СМ-Торг» занимает
неплохую позицию и обладает конкурентными
преимуществами с точки зрения широты
ассортимента и исключительности предлагаемого
продукта. Относительно конкурентов: по
фактору «каналы сбыта» магазин «Эльдорадо»
превосходит ООО «СМ-Торг», по фактору
«продвижение продукта на рынке» предприятия
не имеет преимуществ (слабая сторона),
и по факторам «продукт» и «цена» ООО «СМ-Торг»
имеет преимущество перед конкурентами
(сильная сторона).
3.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
По мере того, как сфера торговли расширяется, возникает необходимость проводить исследования по более широкому кругу маркетинговых проблем: изучение рынка и товара, конкурентов, реклама, организация послепродажного обслуживания.
ООО «СМ-Торг» на сегодняшний день не реализует комплекс маркетинговых исследований в большом объеме, использует достаточно традиционные мероприятия по продвижению продукции, при этом потенциал маркетинговых коммуникаций также используется недостаточно.
Для проведения опроса необходимо привлечь специалистов-маркетологов и провести выборочное телефонное анкетирование различных потенциальных потребителей аудио- и видиотехники города. Путем телефонного опроса маркетологам предполагается проанализировать наличие спроса на аудио- и видеоаппаратуру в сети магазинов ООО «СМ-Торг».
С учетом специфики телефонного опроса в анкете рекомендуется использовать небольшое число вопросов и два возможных варианта ответа – «да» (положительный), «нет» (отрицательный) для закрытых вопросов и произвольного варианта ответа для открытых вопросов.
Проект
опросного листа для
Для
оценки своих сравнительных
Чтобы расширить свои преимущества в конкурентной борьбе ООО «СМ-Торг» в маркетинговых исследованиях необходимо уделить особое внимание выявлению ключевых конкурентов предприятия и анализу их сильных и слабых сторон.
Для того чтобы не отставать от конкурентов и торговать продукцией, которая имеет отменное качество и хороший спрос на рынке, маркетинговые исследования фирмы ООО «СМ-Торг» необходимо в большей степени ориентировать на запросы клиентов.
При проведении маркетинговых исследований, связанных с отношением потребителей к фирме, необходимо и целесообразно использовать методы, направленные на сбор и анализ информации о мнениях, чувствах, значимости объекта оценки, а также о покупательских намерениях.
При проведении маркетинговых исследований рекомендовано уделить внимание выявлению психологических особенностей покупателей, степени их заинтересованности в товаре (покупатели, лояльные к определенной марке товара; покупатели безразличные к марке (покупающие, где придется и что придется); случайные покупатели.). Для этого можно использовать метод опроса.
Для
установления обратной связи с потребителем
рекомендовано использовать такой
метод маркетинговых
С целью ранжирования факторов, влияющих на решение о покупке теле-, видео и аудиотехники в сети магазинов ООО «СМ-Торг», рекомендовано проведение анкетирования.
Помимо совершенствования маркетинговых исследований в компании необходимо создать отдел, занимающийся маркетингом в целом и маркетинговыми исследованиями в частности, так как в данный момент этой работой занимается менеджер по закупкам и отдел продаж.
Информация о работе Специфика проведения маркетинговых исследований в сфере торговли