Специфика проведения маркетинговых исследований в сфере торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение специфики проведения маркетинговых исследований в сфере торговли на примере предприятия.

Задачи, которые необходимо решить в данной курсовой работе, следующие:

- раскрыть сущность маркетинговых исследований в сфере торговли;

- описать этапы проведения маркетинговых исследований в сфере торговли;

- дать общую характеристику предприятия ООО «СМ-Торг»;

- оценить конкурентоспособность предприятия ООО «СМ-Торг»;

- разработать рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «СМ-Торг» на основе проведенного исследования;

- обосновать эффективность предложенных мероприятий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 43
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ТОРГОВЛИ 6
1.1. Сущность маркетинговых исследований в сфере торговли 6
1.2. Этапы проведения маркетинговых иссследований в сфере торговли 9
2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СМ-ТОРГ» 27
2.1. Общая характеристика ООО «СМ-ТОРГ» 27
2.2. Маркетинговые исследования уровня конкурентоспособности ООО «СМ-ТОРГ» 30
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СМ-ТОРГ» НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 75
3.1. Рекомендации по совершенствованию деятельности ООО «СМ-Торг» 75
3.2. Обоснование эффективности предложенных рекомендаций 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 98

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ....doc

— 926.00 Кб (Скачать)
Потребность клиента СМ-Торг Эльдорадо Автокар-Сервис Нью-трейд Мир элект-роники
Качество  продукта 4 4 4 4 4
Исключительность 5 5 4 5 4
Цены 4 5 3 4 4
Ассортимент 5 5 4 4 4
Обслуживание 4 4 4 4 4
Надежность 4 4 4 4 4
Месторасположение 4 4 4 4 4
Информированность покупателя 3 5 4 4 4
Консультации, сервисное обслуживание 4 5 4 4 4
Гарантия 4 4 4 4 4
 

     Оценки уровня удовлетворения потребностей клиентов:

     5 – очень высокий;4 – высокий;3 – средний;2 – низкий;1 – очень низкий.

     Таким образом, основными конкурентными  преимуществами с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов являются исключительность предлагаемого продукта и широкий ассортимент. Особое внимание стоит обратить на недостаточный уровень информированности потребителей.

     В 2000-2004 гг. году на рынок бытовой техники РМЭ пришло много новых конкурентов, в связи с чем требуется постоянно усиливать конкурентные преимущества услуг и повышать их качество.

     Конкурентными преимуществами ООО «СМ-Торг» являются:

      - большое разнообразие предлагаемой продукции;

      - возможность кредитования;

      - гибкая система скидок;

      - оперативное реагирование на изменяющиеся условия рынка.

     Одной из функций маркетинга является определение конкурентоспособности предприятия и анализ условий рынка, в которых предстоит действовать предприятию.

     Потребитель всегда отдает предпочтение товару, в  наибольшей степени удовлетворяющему его потребности, и фирме, обеспечивающей оптимальное соответствие качества, потребительских свойств и цены товара характеру и специфике его требований.

     Конкурентоспособность предприятия представим в виде таблицы 4, для представления в наглядной форме современных тенденций в мотивации потребителя на рынке, происходящие сдвиги в системе потребительских предпочтений, и определить, будут ли потребители приобретать продукцию, выпущенную данным предприятием, что нужно предпринять, чтобы заинтересовать потребителей в своих изделиях.

     Проведем  балльный (по 9-ти балльной шкале) сравнительный анализ показателей ведущих конкурентов – фирмы «Эльдорадо» и «ДОМО» с собственной деятельностью компании «СМ-Торг» (табл.4). 

     Таблица 4 - Балльная оценка конкурентоспособности предприятия

Факторы конкурентоспособности Балльная  оценка
СМ-Торг Эльдорадо ДОМО
1. Продукт
Качество  продукции

Престиж компании

Уровень обслуживания

Сервисное послепродажное обслуживание

Дополнительные  услуги

8

5

3

7

5

8

7

4

6

6

7

5

3

6

4

Сумма баллов 28 31 25
Средний балл 5,6 6,2 5,0
2. Цена
Прейскурантная

Процент скидки с цены

Налоговая скидка

Срок платежа

7

6

2

6

7

6

2

6

6

6

2

5

Сумма баллов 21 20 19
Средний балл 5,25 5,0 4,75
3. Каналы сбыта
Степень охвата рынка 

Размещение филиалов и офисов

Система контроля

Формы сбыта - прямая продажа

 - агенты

6

4

7

8

5

7

6

6

8

6

5

5

7

8

6

Сумма баллов 30 33 31
Средний балл 5,0 6,6 6,2
4. Продвижение продукта на рынке
Реклама

Индивидуальная  продажа 

 стимулы для потребителей

 опрос потребителей услуг

Продвижение продуктов  по каналам сбыта

Упоминание об услугах в средствах массовой информации

3 

6

6

6 

2

3 

6

6

6 

2

3 

7

5

6 

2

Сумма баллов 23 23 23
Средний балл 4,6 4,6 4,6
Итого сумма баллов 102 107 98
 

     По  данным таблицы 4 делаем следующие выводы. По факторам «продукт» и «цена» ООО «СМ-Торг» имеет преимущество перед конкурентами (сильная сторона). По фактору «каналы сбыта» магазин «Эльдорадо» превосходит ООО «СМ-Торг», и по фактору «продвижение продукта на рынке» предприятия не имеет преимуществ (слабая сторона). Эти две стороны являются факторами, которые необходимо улучшить. При разработке мероприятий маркетинга эти стороны являются ключевыми в обеспечении успеха фирмы на рынке.

     Количественную  оценку уровня конкурентоспособности  ООО «СМ-Торг» можно получить следующим образом:

      1. По средним  значениям факторов конкурентоспособности  предприятия строим «многогранник  конкурентоспособности» для каждого  предприятия (рис. 4). 

     Рис. 4 - «Многогранники конкурентоспособности фирм» 

     2. Определяем показатель уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия относительно конкурента как отношение площади «многогранника конкурентоспособности» ООО «СМ-Торг» к площади «многогранника конкурентоспособности» предприятий-конкурентов.

     Площадь многогранников находим как половину произведения диагоналей параллелепипеда:

     Площадь «МК» «СМ-Торг»:

     S = (5,6 + 4,6)*(5,25 + 5)/2 =55,28

     Площадь «МК» «Эльдорадо»

     S = (6,2 + 4,6)-(5,0 + 6,6)/2 = 62,64

     Площадь «МК» «ДОМО»

     S = (5 + 4,6)-(4,75 + 6,2)/2 = 52,56

     Определим уровень конкурентоспособности ООО «СМ-Торг» относительно:

     фирмы «Эльдорадо»:

     Кс  = 55,28 / 62,64= 0,88

     фирмы «ДОМО»:

     Кс  = 55,28 / 52,56= 1,05

     Следовательно, фирма ООО «СМ-Торг» менее конкурентоспособна по сравнению с фирмой «Эльдорадо», и является конкурентоспособной по отношению к фирме «ДОМО», но существует возможность повышения конкурентоспособности предприятия, для чего необходимо проводить разработку маркетинговых мероприятий.

     Итак, для оценки конкурентоспособности ООО «СМ-Торг» сначала рассчитали коэффициент концентрации рынка, который показал, что на рынке не преобладает одна крупная фирма, а существует несколько фирм, которые имеют свои доли на этом рынке. ООО «СМ-Торг» занимает неплохое положение на рынке хоть и есть достаточная конкуренция. Основными конкурентными преимуществами фирмы, с точки зрения удовлетворения потребностей клиентов, являются исключительность предлагаемого продукта и широкий ассортимент. Исходя из количественной оценки уровня конкурентоспособности фирма менее конкурентоспособна по сравнению с фирмой «Эльдорадо», но является конкурентоспособной по отношению к фирме «ДОМО».

     Таким образом, основной деятельностью ООО «СМ-Торг» является удовлетворение потребностей потребителей в крупной бытовой, элетро- и оргтехнике и её обслуживании. Главными потребителями реализуемой продукции являются физические лица, покупатели города Йошкар-Олы и республики, а также различные организации и юридические лица. Основными конкурентами фирмы являются: «Эльдорадо», «ДОМО», «Нью-Трейд», «Мир электроники». Оценка конкурентоспособности фирмы позволила сделать вывод о том, что на рынке преобладает несколько крупных фирм, но среди них ООО «СМ-Торг» занимает неплохую позицию и обладает конкурентными преимуществами с точки зрения широты ассортимента и исключительности предлагаемого продукта. Относительно конкурентов: по фактору «каналы сбыта» магазин «Эльдорадо» превосходит ООО «СМ-Торг», по фактору «продвижение продукта на рынке» предприятия не имеет преимуществ (слабая сторона), и по факторам «продукт» и «цена» ООО «СМ-Торг» имеет преимущество перед конкурентами (сильная сторона). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ООО «СМ-Торг» НА ОСНОВЕ ПРОВЕДЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

     3.1. Рекомендации по совершенствованию деятельности ООО«СМ-Торг»

 

     По мере того, как  сфера торговли расширяется, возникает необходимость проводить исследования по более широкому кругу маркетинговых проблем: изучение рынка и товара, конкурентов, реклама, организация послепродажного обслуживания.

     Анализ  исследования, касающегося оценки конкурентоспособности  фирмы ООО«СМ-Торг», позволил сформулировать ряд выводов и рекомендаций по их эффективному использованию.

     ООО «СМ-Торг» на сегодняшний день не реализует комплекс маркетинговых исследований в большом объеме, использует достаточно традиционные мероприятия по продвижению продукции, при этом потенциал маркетинговых коммуникаций также используется недостаточно.

     Для эффективной деятельности предприятия  ему необходимо комплексное изучение рынка.

     Для того чтобы определить отношение  потребителей к фирме целесообразно применение телефонного опроса для сбора первичной информации при реализации определенных целей фирмы.

     Для проведения опроса необходимо привлечь специалистов-маркетологов и провести выборочное телефонное анкетирование различных потенциальных потребителей аудио- и видиотехники города. Путем телефонного опроса маркетологам предполагается проанализировать наличие спроса на аудио- и видеоаппаратуру в сети магазинов ООО «СМ-Торг».

     С учетом специфики телефонного опроса в анкете рекомендуется использовать небольшое число вопросов и два возможных варианта ответа – «да» (положительный), «нет» (отрицательный) для закрытых вопросов и произвольного варианта ответа для открытых вопросов.

     Проект  опросного листа для телефонного  опроса (Приложение).

     Для оценки своих сравнительных преимуществ в борьбе за тот или иной рынок предприятию необходимо провести сегментацию по основным конкурентам, что поможет определить возможные пустые ниши на рынке и дает возможность наиболее полно удовлетворить запросы покупателя.

     Чтобы расширить свои преимущества в конкурентной борьбе ООО «СМ-Торг» в маркетинговых исследованиях необходимо уделить особое внимание выявлению ключевых конкурентов предприятия и анализу их сильных и слабых сторон.

     Для того чтобы не отставать от конкурентов и торговать продукцией, которая имеет отменное качество и хороший спрос на рынке, маркетинговые исследования фирмы ООО «СМ-Торг» необходимо в большей степени ориентировать на запросы клиентов.

     При проведении маркетинговых исследований, связанных с отношением потребителей к фирме, необходимо и целесообразно использовать методы, направленные на сбор и анализ информации о мнениях, чувствах, значимости объекта оценки, а также о покупательских намерениях.

     При проведении маркетинговых исследований рекомендовано уделить внимание выявлению психологических особенностей покупателей, степени их заинтересованности в товаре (покупатели, лояльные к определенной марке товара; покупатели безразличные к марке (покупающие, где придется и что придется); случайные покупатели.). Для этого можно использовать метод опроса.

     Для установления обратной связи с потребителем рекомендовано использовать такой  метод маркетинговых исследований, как моделирование покупательских оценок. Он направлен на то, чтобы уяснить причины, по которым покупатель приобретает данный товар и выявить недовольство какими-либо его свойствами.

     С целью ранжирования факторов, влияющих на решение о покупке теле-, видео и аудиотехники в сети магазинов ООО «СМ-Торг», рекомендовано проведение анкетирования.

     Помимо совершенствования маркетинговых исследований в компании необходимо создать отдел, занимающийся маркетингом в целом и маркетинговыми исследованиями в частности, так как в данный момент этой работой занимается менеджер по закупкам и отдел продаж.

Информация о работе Специфика проведения маркетинговых исследований в сфере торговли