Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:05, реферат
Начиная любое дело, мы, как правило, задаем вопрос: "А мне это надо?"
Не вредно задать такой вопрос и постараться ответить на него, начиная изучать маркетинг. Даже если ответ лежит на поверхности, определяется требованиями образовательного стандарта и учебного плана выбранной вами специальности, все равно, постарайтесь выделить главные, на ваш взгляд, причины, определяющие необходимость изучения вами маркетинга.
Актуальность маркетинга в современной жизни
Начиная любое дело, мы, как правило, задаем вопрос: "А мне это надо?"
Не вредно задать такой вопрос и постараться ответить на него, начиная изучать маркетинг. Даже если ответ лежит на поверхности, определяется требованиями образовательного стандарта и учебного плана выбранной вами специальности, все равно, постарайтесь выделить главные, на ваш взгляд, причины, определяющие необходимость изучения вами маркетинга.
В дальнейшем изучении курса надо всегда помнить об этом, тогда целенаправленный и мотивированный процесс станет более результативным. У каждого из вас мотивации могут отличаться, но вместе с тем, как показывает практика, необходимость изучения маркетинга определяется его возрастающей ролью в жизни человека, а именно:
· реальной ориентацией развития российской экономики по пути регулируемых рыночных отношений;
· возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;
· массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой составляющей которого является маркетинг.
1.2. Сферы применения маркетинга
Рассмотрим несколько примеров.
1. Ежедневно
мы совершаем большие и малые
покупки, отыскиваем те товары,
которые наилучшим образом
2. Отправляясь
на любую выставку, мы опять
столкнемся с проявлениями
3. Вам
скучно, и вы решили посетить
симфонический концерт или
4. Даже
если вы заболели и решаете
вопрос о том, где и как
быстрее и эффективнее
5. Истинно
верующий человек непременно
столкнется с проявлениями
6. Еще
больше маркетинга в
Словом, о
чем бы мы ни заговорили сегодня, везде
без особого труда можно
Если вы не согласны, попробуйте немедленно после прочтения книги назвать эти области. Даже если по каким-то причинам в них маркетинга не разглядеть, работа не будет напрасной, она высветит "окно" для будущего его применения, которое с вашим участием и знаниями в области маркетинга превратит "окно" в "нишу".
Обобщая приведенные примеры, отметим, что маркетинг может быть представлен:
· на макро-, мезо- и микроуровнях управления;
· при решении стратегических и тактических задач;
· в производственной, коммерческой и некоммерческой деятельности.
С учетом изложенного выше маркетинг определяется как:
· функция управления, стоящая в начале цикла (исследование рынка);
· функция управления, стоящая в конце цикла (сбыт);
· совокупность некоторых общих функций управления (анализ, планирование, организация, координация, контроль) и специфических маркетинговых частных функций (исследование рынка, разработка маркетинговой стратегии, товарной, инновационной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной политик);
· группа методов;
· рыночная философия предприятия, ориентированная на потребителя;
· деятельностная функция;
· позиционно-деятельностная функция.
1.3. Можно ли обойтись без маркетинга?
У любого читателя
именно здесь возникает резонный
вопрос: "А можно ли обойтись в
современной жизни без
Конечно, удовлетворять потребности возможно и без маркетинга в условиях полной определенности информации, но как реально представить такую ситуацию? К факторам неопределенности чаще всего относятся:
· число и статусы реальных и потенциальных потребителей;
· природа потребности и факторы, определяющие ее развитие;
· предпочтения потребителей и факторы, определяющие их;
· место, где совершает покупки потребитель, и способы принятия им решений о покупке;
· факторы влияния на потенциальных потребителей в направлении, выгодном для продавца (производителя);
· цена, которую будет готов заплатить потребитель за соответствующий товар.
Очень часто,
особенно в нашей стране, производство
товаров и услуг начинается без
достаточных маркетинговых
Так, фабрика "Большевичка" по пошиву верхней женской одежды теряет объемы продаж во многом из-за того, что ее наиболее современные изделия не рассчитаны на полных женщин.
Сеть ремонтных
мастерских не учитывает, что в Петербурге
проживает большое число
В Петербурге нет служб, которые осуществляли бы абонементное обслуживание жителей по выполнению элементарных услуг, связанных с ведением домашнего хозяйства: перестановкой мебели; присмотром детей на короткое время; починкой домашней утвари; ремонтом домового оборудования и др. Практика получения таких услуг в государствах Балтии показывает, что они пользуются повышенным спросом в связи со сложившейся демографической ситуацией (большим количеством "неполных" семей), смещением интересов взрослых членов семей в область бизнеса и предпринимательства.
На самом
деле проведенные опросы показывают,
что потребители склонны
Целесообразность предложения должна быть подкреплена маркетинговыми исследованиями, включающими оценку состояния спроса и предложения разнообразных услуг, которые могут быть выполнены не только занятыми в данной сфере, но и потенциально занятыми (на основе анализа состояния рынка труда).
При обсуждении
с руководителями действующих предприятий
вопросов эффективности маркетинга,
обнаруживается сходство проблем, которое
проявляется в порядке
· создается служба (отдел) маркетинга, назначается руководитель, определяется место службы и связи в действующей организационной структуре управления предприятия. Осуществляется это, как правило, интуитивно, по решению руководителя предприятия без достаточных мотивов и анализа действующей системы управления и факторов внешней среды;
· функционирование службы начинается с поиска проблем, которыми она должна заниматься, в то время как правильно было бы заняться стратегией, а далее разработкой плана маркетинга, контролем и координацией его выполнения через решение конкретных задач комплекса маркетинга;
· поиск отмеченных проблем, как правило, осуществляется по аналогии с действующими службами маркетинга на других предприятиях, что невольно приводит к стандартным ошибкам, которые "тиражируются" в возрастающих объемах. Вместо этого было бы правильнее назначать на должность руководителя профессионального маркетолога и/или обучить его в системе высшего образования или переподготовки, например на кафедре маркетинга и управления проектами Санкт-Петербургского государственного университета;
· руководство предприятия очень быстро "забывает" о том, что прежде всего оно само должно руководствоваться в своей деятельности маркетинговой концепцией, сопротивляется, когда служба маркетинга требует средства для проведения маркетинговых мероприятий. Образуется замкнутый круг, разорвать который возможно только на основе четкого соблюдения правил, разработанных и реализуемых всеми участниками "игры".
1.4. Принципы маркетинга
К важнейшим принципам маркетинга мы относим:
1. Принцип человекосбережения, который означает, что в процессе маркетингового управления все действия должны быть направлены на человека. Нижней шкалой критерия оценки действия данного принципа является "не навреди", верхней - "сделай все, от тебя зависящее, чтобы человеку (работающему на предприятии и покупателю продукции предприятия) стало лучше". При этом человекосбережение понимается как процесс поддержания и развития физиологических, экономических, нравственных, социально-этических, правовых, политических, экологических, природно-демографических и других факторов, обеспечивающих удовлетворяемое современным требованиям качество жизни.
Качество
жизни определяется продолжительностью
жизни, культурными, образовательными
факторами, состоянием среды обитания
(экономическими, социальными, политическими,
нравственными и др. факторами), "тонким
кружевом" связей, человеческих отношений,
отношений человека и природы, глобальными
факторами, влиянием астрологических
и пока не совсем изученных других
сложных явлений обобщая