Современный маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 09:05, реферат

Описание работы

Начиная любое дело, мы, как правило, задаем вопрос: "А мне это надо?"
Не вредно задать такой вопрос и постараться ответить на него, начиная изучать маркетинг. Даже если ответ лежит на поверхности, определяется требованиями образовательного стандарта и учебного плана выбранной вами специальности, все равно, постарайтесь выделить главные, на ваш взгляд, причины, определяющие необходимость изучения вами маркетинга.

Работа содержит 1 файл

маркетинг.DOCX

— 391.85 Кб (Скачать)

Актуальность  маркетинга в современной  жизни

Начиная любое  дело, мы, как правило, задаем вопрос: "А мне это надо?"

Не вредно задать такой вопрос и постараться  ответить на него, начиная изучать  маркетинг. Даже если ответ лежит  на поверхности, определяется требованиями образовательного стандарта и учебного плана выбранной вами специальности, все равно, постарайтесь выделить главные, на ваш взгляд, причины, определяющие необходимость изучения вами маркетинга.

В дальнейшем изучении курса надо всегда помнить  об этом, тогда целенаправленный и  мотивированный процесс станет более  результативным. У каждого из вас  мотивации могут отличаться, но вместе с тем, как показывает практика, необходимость  изучения маркетинга определяется его  возрастающей ролью в жизни человека, а именно:

·  реальной ориентацией развития российской экономики по пути регулируемых рыночных отношений;

·  возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов рынка;

·  массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой составляющей которого является маркетинг.

1.2. Сферы применения  маркетинга

Рассмотрим  несколько примеров.

    1. Ежедневно  мы совершаем большие и малые  покупки, отыскиваем те товары, которые наилучшим образом подходят  нам, удовлетворяют наши потребности.  В этом процессе непосредственно  участвует маркетинг. Мы не  видим его рядом с товаром  в одной упаковке. В торговом  зале магазина его не разглядишь, но покупатель всегда ощутит  его присутствие, если купленный  товар ему действительно понравился  и изготовлен специально для  удовлетворения именно данной  его потребности. Присутствие  маркетинга мы почувствуем вовсе  не потому, что все предприятия  перешли на индивидуально-массовое  производство товаров, подгоняя  товар под запросы потребителя  и одновременно, за счет массовости  однотипных элементов в нем,  снижая его себестоимость. Только  руководствуясь маркетингом, большинство  предприятий в состоянии выполнить  эту работу, соблюдая баланс интересов  покупателей и производителя  товара. Существует специальный  социально-этический вид маркетинга, позволяющий выбрать наиболее  эффективный вариант с учетом  всех ограничений, связанных с  интересами личности, товаропроизводителя  и общества. Так, покупая необходимые  товары, мы все чаще задумываемся  над соотношением полезного для  нас от покупки и вредного  для состояния окружающей среды,  общества, жизни будущих поколений. 

    2. Отправляясь  на любую выставку, мы опять  столкнемся с проявлениями маркетинга, но не на отдельном стенде  и/или боксе. Маркетинг будет  незримо присутствовать во всем, и тем больше, чем больше нам  будет нравиться выставка.

    3. Вам  скучно, и вы решили посетить  симфонический концерт или дискотеку.  Несмотря на существенную разницу  мероприятий, вы непременно столкнетесь  в обоих случаях с проявлениями  маркетинга: стилем, модой и дизайном, непосредственно присутствующими  в программах, рассчитанных на  ваши интересы; коммуникативными  методами; ценой, наиболее приемлемой  для вас. 

    4. Даже  если вы заболели и решаете  вопрос о том, где и как  быстрее и эффективнее получить  необходимую помощь, вам не обойтись  без маркетинга. Согласитесь, что прежде всего вас будет интересовать конкретный врач-специалист, его "имя", опыт, известность в данной области и отзывы пациентов. Об этом должно позаботиться руководство клиники, пригласившей на работу врача, если она на самом деле руководствуется маркетингом. При этом главной целью такой клиники является вовсе не заполнить больными палаты до отказа, а высокое качество лечения. Попасть в больницу, где работают известные своими профессиональными успехами врачи, где нет очередей, вас быстро и безболезненно излечат, любому больному важнее всего, потому что из всех наших потребностей физическое здоровье является наиглавнейшим. По своей маркетинговой сути схожими с медицинскими являются образовательные услуги.

    5. Истинно  верующий человек непременно  столкнется с проявлениями маркетинга  при посещении храма. Он услышит  проповедь, рассчитанную на него, заметит, что его здесь любят. 

    6. Еще  больше маркетинга в виртуальном  мире. В нем компьютер, программное  обеспечение, конкретные сайты,  игры, от которых не оторваться, - все специально для вас. Достигается  это с помощью маркетинга, его  инструментов и средств.

Словом, о  чем бы мы ни заговорили сегодня, везде  без особого труда можно выделить присутствие маркетинга.

Если вы не согласны, попробуйте немедленно после  прочтения книги назвать эти  области. Даже если по каким-то причинам в них маркетинга не разглядеть, работа не будет напрасной, она высветит "окно" для будущего его применения, которое с вашим участием и  знаниями в области маркетинга превратит "окно" в "нишу".

Обобщая приведенные  примеры, отметим, что маркетинг  может быть представлен:

·  на макро-, мезо- и микроуровнях управления;

·  при решении стратегических и тактических задач;

·  в производственной, коммерческой и некоммерческой деятельности.

С учетом изложенного выше маркетинг определяется как:

·  функция управления, стоящая в начале цикла (исследование рынка);

·  функция управления, стоящая в конце цикла (сбыт);

·  совокупность некоторых общих функций управления (анализ, планирование, организация, координация, контроль) и специфических маркетинговых частных функций (исследование рынка, разработка маркетинговой стратегии, товарной, инновационной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной политик);

·  группа методов;

·  рыночная философия предприятия, ориентированная на потребителя;

·  деятельностная функция;

·  позиционно-деятельностная функция.

1.3. Можно ли обойтись  без маркетинга?

У любого читателя именно здесь возникает резонный вопрос: "А можно ли обойтись в  современной жизни без маркетинга?"

Конечно, удовлетворять  потребности возможно и без маркетинга в условиях полной определенности информации, но как реально представить такую  ситуацию? К факторам неопределенности чаще всего относятся:

·  число и статусы реальных и потенциальных потребителей;

·  природа потребности и факторы, определяющие ее развитие;

·  предпочтения потребителей и факторы, определяющие их;

·  место, где совершает покупки потребитель, и способы принятия им решений о покупке;

·  факторы влияния на потенциальных потребителей в направлении, выгодном для продавца (производителя);

·  цена, которую будет готов заплатить потребитель за соответствующий товар.

Очень часто, особенно в нашей стране, производство товаров и услуг начинается без  достаточных маркетинговых исследований. Производители не хотят нести  дополнительные расходы на "ненужные" маркетинговые исследования, уточняющие все характеристики производства, ориентированного на удовлетворение потребностей, - в  результате теряют неизмеримо больше.

Так, фабрика "Большевичка" по пошиву верхней  женской одежды теряет объемы продаж во многом из-за того, что ее наиболее современные изделия не рассчитаны на полных женщин.

Сеть ремонтных  мастерских не учитывает, что в Петербурге проживает большое число жителей "приверженцев старого", не желающих расставаться с полюбившимися вещами и/или не имеющих средств на покупки  новых. Однако в городе во всей сети ремонтных мастерских, активно рекламирующих  свою деятельность, фактически не найти  таких, которые могли бы осуществить  элементарный ремонт полуавтоматической стиральной машины (заменить резиновые  шланги), отечественного утюга или  электрического чайника.

В Петербурге нет служб, которые осуществляли бы абонементное обслуживание жителей  по выполнению элементарных услуг, связанных  с ведением домашнего хозяйства: перестановкой мебели; присмотром детей  на короткое время; починкой домашней утвари; ремонтом домового оборудования и др. Практика получения таких  услуг в государствах Балтии показывает, что они пользуются повышенным спросом  в связи со сложившейся демографической  ситуацией (большим количеством "неполных" семей), смещением интересов взрослых членов семей в область бизнеса  и предпринимательства.

На самом  деле проведенные опросы показывают, что потребители склонны платить  небольшую ежемесячную плату  и гарантированно получать по необходимости  услуги, включенные в перечень договора на абонементное обслуживание, чем  осуществлять крупные единовременные расходы по устранению неполадок  и решению других проблем, связанных  с ведением домашнего хозяйства.

Целесообразность  предложения должна быть подкреплена  маркетинговыми исследованиями, включающими  оценку состояния спроса и предложения  разнообразных услуг, которые могут  быть выполнены не только занятыми в данной сфере, но и потенциально занятыми (на основе анализа состояния  рынка труда).

При обсуждении с руководителями действующих предприятий  вопросов эффективности маркетинга, обнаруживается сходство проблем, которое  проявляется в порядке формирования маркетинговых служб, их функционировании, связях с другими отделами и службами, а именно:

·  создается служба (отдел) маркетинга, назначается руководитель, определяется место службы и связи в действующей организационной структуре управления предприятия. Осуществляется это, как правило, интуитивно, по решению руководителя предприятия без достаточных мотивов и анализа действующей системы управления и факторов внешней среды;

·  функционирование службы начинается с поиска проблем, которыми она должна заниматься, в то время как правильно было бы заняться стратегией, а далее разработкой плана маркетинга, контролем и координацией его выполнения через решение конкретных задач комплекса маркетинга;

·  поиск отмеченных проблем, как правило, осуществляется по аналогии с действующими службами маркетинга на других предприятиях, что невольно приводит к стандартным ошибкам, которые "тиражируются" в возрастающих объемах. Вместо этого было бы правильнее назначать на должность руководителя профессионального маркетолога и/или обучить его в системе высшего образования или переподготовки, например на кафедре маркетинга и управления проектами Санкт-Петербургского государственного университета;

·  руководство предприятия очень быстро "забывает" о том, что прежде всего оно само должно руководствоваться в своей деятельности маркетинговой концепцией, сопротивляется, когда служба маркетинга требует средства для проведения маркетинговых мероприятий. Образуется замкнутый круг, разорвать который возможно только на основе четкого соблюдения правил, разработанных и реализуемых всеми участниками "игры".

1.4. Принципы маркетинга

К важнейшим  принципам маркетинга мы относим:

    1. Принцип  человекосбережения, который означает, что в процессе маркетингового управления все действия должны быть направлены на человека. Нижней шкалой критерия оценки действия данного принципа является "не навреди", верхней - "сделай все, от тебя зависящее, чтобы человеку (работающему на предприятии и покупателю продукции предприятия) стало лучше". При этом человекосбережение понимается как процесс поддержания и развития физиологических, экономических, нравственных, социально-этических, правовых, политических, экологических, природно-демографических и других факторов, обеспечивающих удовлетворяемое современным требованиям качество жизни.

    Качество  жизни определяется продолжительностью жизни, культурными, образовательными факторами, состоянием среды обитания (экономическими, социальными, политическими, нравственными и др. факторами), "тонким кружевом" связей, человеческих отношений, отношений человека и природы, глобальными  факторами, влиянием астрологических  и пока не совсем изученных других сложных явлений обобщая которые  в определенный показатель, можно  было бы сказать, что высокий уровень  качества жизни делает человека счастливым.

Информация о работе Современный маркетинг