Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:51, дипломная работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления
маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее
слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены
данные по обшей характеристики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 3
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления 3
1.2 Организация маркетинга на предприятии 7
1.2.1 Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами 10
1.2.2 Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга 10
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 11
1.3.1 Планирование целей предприятия 11
1.3.2 Выбор стратегии маркетинга 12
1.3.3 Планирование программы маркетинга 13
1.3.4 Бюджет маркетинга 13
1.4 Система маркетингового контроля 14
2 Глава 1. Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" 17
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия 17
2.2 Организационная структура управления предприятием 18
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 18
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 20
3 Глава 2. Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково» 21
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» 21
3.2 Анализ сбытовой сети 22
3.3 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 25
3.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. 25
3.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» 26
4 Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково» 27
4.1 Совершенствование системы управления маркетингом 27
4.2 Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников
Из таблицы видно, что на рост реализации безалкогольной продукции и пива с
2000 г. по 2001 г. на 1562 т. повлияло значительное увеличение количества
новых потребителей и потребности в данной продукции.. За отчетный
период предприятие обновило ассортимент с учетом потребительского спроса.
Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с
заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную
продукцию и пиво выполняются полностью.
Прибыль является
важнейшим показателем
различные
стороны производственно-
объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем
себестоимости и другими факторами.
Прибыль отчетного периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180
тыс. р. больше соответствующего периода 2000 г.
Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей
эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2001
г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2000 г. Затраты на
производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и
работает
с прибылью.
2.4 Анализ финансового состояния предприятия "Очаково"
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последних два года.
Таблица 2.2
– Исходные данные для анализа
финансового состояния, тыс. р.
Статья | На 01.01.00 | На 01.01.01 |
АКТИВ | ||
1. Оборотные активы | ||
2. Денежные средства и их эквиваленты |
117,755 | 63,102 |
3.Расчеты с дебиторами |
0,298 | 61,371 |
1. Запасы и прочие оборотные активы |
- | - |
2. Итого по разделу 1 |
118,053 | 124,473 |
3. 2. Внеоборотные активы |
||
4. Основные средства |
31,792 | 30,067 |
5. Прочие внеоборотные активы |
- | - |
6. Итого по разделу 2 |
31,792 | 30,067 |
7. Всего активов |
1095,502 | 1374,536 |
ПАССИВ |
||
8. 1. Привлеченный капитал |
||
9. Краткосрочные пассивы |
721,769 | 857,160 |
10. Долгосрочные пассивы |
- | - |
11. Итого по разделу 1 |
721,769 | 857,160 |
Собственный капитал |
||
Уставной капитал |
55,970 | 55,970 |
Фонды и резервы |
- | - |
Итого по разделу 2 |
55,970 | 55,970 |
Всего источников |
1095,502 | 1374,536 |
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей –
коэффициентов
ликвидности и
ликвидности
являются: коэффициент текущей
ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
Экономическую результативность управленческой деятельности
предприятия "Очаково" показывает коэффициент КЭР
, рассчитываемый
как отношение дохода Д к
общей сумме издержек на
реализацию продукции за год ЗПР:
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6
(2.1)
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4
(2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 >
1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности
для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности
промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК
показывает коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4
(2.3)
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух
лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и
об отсутствии
текучести кадров.
Глава 2.
3 Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО
"Очаково»
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»
Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире
универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит
многое в экономической и социальной любой стране, практически любого
потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических
и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за
последнее
десятилетие с одной стороны
и причины повышения
производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество
создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей
совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и
сбывать товары.
Чтобы оценить
конкурентоспособность фирмы
сравнительный анализ по основным образующим факторам (табл. 3.1) относительно
ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом
конкурирующего маркетинга.
Главными конкурентами Очаково по выпуску слабоалкогольной и алкогольной
продукции являются такие крупные кампании как:
Пивоваренная кампания «Балтика»
Кампания «Афанасий –Дон»
Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское»,
«Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена
товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13
руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя
цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» №
3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»
За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить
солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый
мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В
целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку»
приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не
так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов
«Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.
Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России
приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива
в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня
Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого
жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.
Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет
продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои
возможности.
Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему
занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции,
доля его несколько сократилась.
Я в этом году проводила исследование на улицах г. Краснодара на предмет
выявления потребностей на пивном рынке и в результате у меня получилась
следующая картина (более подробно данное исследование освещено в курсовой
работе по дисциплине «Поведение потребителей»)
Основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки:
«Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник»,
«Арсенальное», «Афанасий».
Рисунок 3.1 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они
предпочитают
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам
основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того
конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар
ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как
и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда,
когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только
теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и
естественно
гарантируют удовлетворение данной потребности.
3.2 Анализ сбытовой сети
Анализ сбытовой сети - это изучение способов наиболее эффективной доставки
товара от производителя до конечного пользователя. Построение сбытовой сети -
на мой взгляд самое важное решение руководства предприятия ЗАО "Очаково"
определяющее ее успех на рынке. От размеров и эффективности работы сбытовой
сети зависят общий оборот предприятия и динамика его роста, норма и размер
получаемой прибыли. Но сегодня от сбытовой сети зависит степень контроля
предприятия над доведением своей продукции до конечного потребителя, а значит
и эффективность
оборотной связи между
Анализируя каналы распределения продукции ЗАО "Очаково" ( рис. 3.1.) можно
сказать, что канал сбыта идет не только от изготовителя к потребителю, но и
охватывает также взаимодействие производителя с поставщиками сырья,
материалов, комплектующих. Это характерно для неразвитых рынков, где слабы
товарно-денежные отношения и распространен бартер: в этом случае поставщик
материалов одновременно является и покупателем конечной продукции. Рассмотрим
каналы распределения потребительских товаров (рис. 3.1)
Здесь выделяю четыре канала.
Первый канал - это канал нулевого уровня.
Достоинством этого канала распределения является то, что на продаваемый товар
не накладываются торговые наценки, транспортные затраты на доставку продукции
минимальна.
Основная часть всей продукции ЗАО «Очаково» осуществляется через продуктовые
магазины.