Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:51, дипломная работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления
маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее
слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены
данные по обшей характеристики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 3
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления 3
1.2 Организация маркетинга на предприятии 7
1.2.1 Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами 10
1.2.2 Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга 10
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 11
1.3.1 Планирование целей предприятия 11
1.3.2 Выбор стратегии маркетинга 12
1.3.3 Планирование программы маркетинга 13
1.3.4 Бюджет маркетинга 13
1.4 Система маркетингового контроля 14
2 Глава 1. Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" 17
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия 17
2.2 Организационная структура управления предприятием 18
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 18
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 20
3 Глава 2. Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково» 21
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» 21
3.2 Анализ сбытовой сети 22
3.3 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 25
3.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. 25
3.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» 26
4 Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково» 27
4.1 Совершенствование системы управления маркетингом 27
4.2 Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников
это маловероятно.
В крупных и средних
специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они
выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для
этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента
и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно
относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг
можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание
макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку
адекватной реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем
сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение
задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся
более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и
адекватными.
Менеджмент может быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае
важнейшей стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности
субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае
речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров
осуществлять (самостоятельно или при поддержке специалистов) постановку и
решение задач управления. При этом менеджмент фирмы может рассматриваться как
адекватная и своевременная ее реакция на изменения макроэкономической
ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент
понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен
на извлечение прибыли.
Маркетинг в широком понимании связан именно со вторым случаем. При этом
различие между менеджером и специалистом по маркетингу имеет конкретный
смысл: специалист принимает индикативные (рекомендательные) решения, а
менеджер – директивные (непосредственно исполняемые). Таким образом, в
конкретных случаях один и тот же субъект может выступать в разном качестве.
Термин «маркетинг» – в буквальном смысле процесс продвижения на рынок – не
отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует более
«активную» строну маркетинга в сравнении с «аналитической». Чтобы
охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и
«операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг представляет собой процесс
анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка,
анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии развития
предприятия. Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора
целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением
комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя их
бюджета маркетинга.
1.2.1 Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимодействие с
другими службами
Основные задачи отдела маркетинговой информации в соответствии с основными
стратегическими целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес
планах и документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинговой
информации в своей повседневной деятельности обязан реализовывать следующие
основные задачи:
Обеспечение руководства фирмы необходимой маркетинговой информацией в
интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения
фирмы. Отдел обязан при необходимости уточнять и дополнять указанную
информацию,
а также выполнять все
различного рода текущих и перспективных рыночных ситуаций.
Проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром
и потребителями как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по
специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы.
Для определения целей и функций отдела маркетинга необходимо провести полный
анализ деятельности фирмы и выявить узкие места и диспропорции в ее
функционировании. На основании полученных данных построить гипотезу
разрешения данных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, т.е.
разработать план маркетинга. Исходя, из стратегии маркетингового развития и
из целей отдела маркетинга мы можем построить гипотезу о рациональной
структуре отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так:
директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору
и/или Совету Директоров. Он координирует и несет ответственность за работу
отдела в целом. Оптимальный размер отдела - 7 сотрудников.
3. Постоянное участие в разработке стратегии и тактики рыночного поведения
фирмы посредством: формирования товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и
сервисной стратегии маркетинга; консультационной помощи руководству фирмы и
другим подразделениям, участвующими в разработке стратегии и тактики
рыночного поведения фирмы. Организация рекламной деятельности, а также
разработка комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с
общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность
деятельности фирмы, так и поддержание ее доброго имени в глазах
общественности. Постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и
соответственное развитие службы. Оказание помощи и обеспечение консультаций
по маркетингу всем подразделениям фирмы. Методическое руководство (и
частичное осуществление собственными силами) и обучение всего персонала фирмы
основам маркетинга. Оценка психологического соответствия, принимаемых на
работу в фирму сотрудников претендуемой должности. Анализ общего
психологического состояния групп, коллективов и отдельных работников фирмы.
Разработка новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации,
дизайнерских разработок и стоимостно-функционального анализа.
Структура отдела маркетинговой информации
1. Отдел
маркетинговой информации
подразделением и подчиняется непосредственно генеральному директору фирмы.
2. Руководитель
отдела маркетинговой
от должности приказом генерального директора фирмы.
3. Отдел
маркетинговой информации
непосредственно подчиненных руководителю отдела маркетинговой информации : -
сектор исследований маркетинга; -сектор дизайна; -сектор рекламы;
-сектор психоанализа.
4. Сектор исследований маркетинга: состав: а) руководитель отдела
маркетинговой информации; б) экономист; в) помощник руководителя отдела
маркетинговой информации; г) программист.
Техническое обеспечение:
а) компьютер - 2 штуки; б) факс-модем; в) телефон; г) принтер.
4. Сектор дизайна состав: а) дизайнер.
5. Сектор рекламы состав: а) создатель маркетинговых рекламно-
пропагандистских программ; техническое обеспечение: обеспечивает сектор
исследований маркетинга.
6. Сектор психоанализа состав: а) психолог-аналитик по кадрам;
7. Техническое обеспечение: а) компьютер.
Основные работы, выполняемые отделом маркетинга. В соответствии с
поставленными задачами и исходя из принятой организационной структуры, отдел
маркетинговой информации выполняет следующие виды работ:
1. Сектор исследований маркетинга: сегментация рынков; изучение нужд
потребителей и формирование "карт потребностей"; анализ и оценка товаров и
рыночной политики конкурентов; комплексное исследование рынка; разработка
прогнозов развития рынков с выделением и оценкой основных групп потребителей;
"технологические прогнозы" и исследование отраслевых тенденций; анализ и
оценка эффективности рекламы; анализ и оценка эффективности сбыта (включая
исследования
эффективности организации
систем стимулирования сбыта). Сектор исследований маркетинга проводит также
комплексную оценку новых товаров и услуг и разрабатывает основные элементы
стратегии маркетинга (товара, цен, сбыта и рекламы).
2. Сектор
рекламы осуществляет
кампаний фирмы и организует их проведение. Оно также оказывает помощь сектору
исследований маркетинга в выполнении работ по анализу и оценке фирменной
рекламы.
3. Сектор
дизайна осуществляет
параметров новых изделий на основе получаемой маркетинговой информации,
дизайнерских разработок и стоимостно-функционального анализа.
4. Сектор психоанализа проводит оценку психологического соответствия,
принимаемых на работу в фирму сотрудников претендуемой должности, а также
анализ общего психологического состояния групп, коллективов и отдельных
работников фирмы.
5. Все работы
отдела маркетинговой
плану-графику, а разовые (внеплановые) работы выполняются в соответствии с
распоряжениями генерального директора фирмы и записками, согласованными с