Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 13:51, дипломная работа
Целью работы является изучение и освоение методических основ управления
маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка.
Объектом исследованием является ЗАО "Очаково» - предприятие выпускающее
слабоалкогольную и безалкогольную продукцию.
В работе проведен анализ сбытовой среды, анализ конкурентной среды, приведены
данные по обшей характеристики предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия 3
1.1 Теоретические аспекты ведения маркетинговой деятельностью предприятий - производителей товаров народного потребления 3
1.2 Организация маркетинга на предприятии 7
1.2.1 Служба маркетинга на предприятии: задачи, функции, взаимосвязь с другими службами 10
1.2.2 Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности в условиях маркетинга 10
1.3 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии 11
1.3.1 Планирование целей предприятия 11
1.3.2 Выбор стратегии маркетинга 12
1.3.3 Планирование программы маркетинга 13
1.3.4 Бюджет маркетинга 13
1.4 Система маркетингового контроля 14
2 Глава 1. Характеристика деятельности предприятия ЗАО "Очаково" 17
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия 17
2.2 Организационная структура управления предприятием 18
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия 18
2.4 Анализ финансового состояния предприятия 20
3 Глава 2. Анализ отдельных аспектов маркетинговой деятельности предприятия ЗАО "Очаково» 21
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково» 21
3.2 Анализ сбытовой сети 22
3.3 Определение и анализ целевых сегментов рынка. Выбор перспективного целевого рынка. 25
3.4 Анализ рекламы как основного инструмента продвижения на рынке товаров народного потребления. 25
3.5 Оценка маркетинговых аспектов деятельности ЗАО «Очаково» 26
4 Разработка предложений по совершенствованию управления маркетинговой деятельностью предприятия ЗАО «Очаково» 27
4.1 Совершенствование системы управления маркетингом 27
4.2 Расчет экономического эффекта и иных выгод от предлагаемых мероприятий 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
Список использованных источников
маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативно – коммерческой
деятельности. Цель этого контроля – выявление возникающих проблем и
открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию
маркетинговой деятельности фирмы.
В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы
планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга,
организационных процессов и структур.
Аудит текущих конкурентов – одна из форм маркетингового контроля. Большинство
компаний
не в состоянии предпринять
преимуществ и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают пристального
внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендуют на захват
существующей рыночной доли компании. Выявление наиболее активных конкурентов
требует предварительного определения тех соперников, за счет кого вы
выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете. Этот анализ
покажет вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют
аналогичную вашей технологию. /7/
Создавая новое предприятие, полезно изучить опыт типичной преуспевающей
крупной компании, а также опыт небольшой, но быстро растущей компании. Время,
усилия и средства, вложенные в аудит конкурента, могут дорого обойтись
компании, но все это должно рассматриваться как капиталовложение. В
результате на исследуемого конкурента будет заведено досье и создаваемые на
его основе письменные отчеты будут из года в год пополняться новыми
подробностями.
Анализ конкурента следует начать с общей оценки позиционирования выпускаемого
конкурентом товара, его текущих задач, стратегий, главных достоинств и
недостатков
и предположительных
конкурентов, проявляющиеся в период планирования стратегии, а также возможные
причины, препятствующие росту конкурента и снижающие его способности
реагировать на изменения, также должны быть приняты во внимание. Собранная
информация даст возможность предсказать поведение будущего конкурента и его
реакцию.
В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной
деятельности и при необходимости изменения стратегического курса фирмы.
Помимо указанных выше видов контроля предприятие должно осуществлять контроль
экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и
входной контроль.
Рассмотрим ситуационный анализ как инструмент самоконтроля и самоанализа.
Объектами ситуационного анализа являются рынок, предприятие, покупатели
(физические и юридические лица), конкуренты. Как правильно провести анализ
предприятия мы рассмотрели в 1.2. Теперь рассмотрим другие составляющие
ситуационного анализа. Покупатели различаются большим количеством признаков,
поэтому очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей.
Но с помощью сегментирования рынка можно получить группы потребителей, более
или менее однородные по интересующим предприятие характеристикам. В качестве
критериев сегментирования обычно принимаются пол, возраст, семейное
положение, профессия, доход (годовой, ежемесячный на члена семьи и т.д.),
психологические особенности (мнения, впечатления), место проживания. Также
необходимо знать: где покупается товар, в каких магазинах, когда (день,
месяц, сезон, погодные условия и т.д.); имеются ли какие-то определенные
поводы для покупки товара, в каких количествах, периодичность покупок, в
какой упаковке и т.д.
Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных
соперников помогают предприятию занять более прочную позицию на рынке.
Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим
накоплением информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые
оказывают или вероятно окажут значительное влияние на осуществление
деятельности данного предприятия. «Для определения конкурентов могут
применяться следующие критерии:
Ø Существующие прямые конкуренты – фирмы, производящие изделия,
которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также товары-заменители».
Ø Потенциальные конкуренты – это 1). Существующие предприятия,
которые расширяют
ассортимент или применяют
продукцию,
чтобы лучше удовлетворять
стать прямыми конкурентами; 2). Новые фирмы, вступающие в конкурентную
борьбу.
Работу по
данным о фирмах – конкурентах
следует проводить
этом на практике необходимо использовать следующие методы: опрос отдельных
лиц, вырезки из печатных источников, оформление специальных формуляров по
конкурентам, сведение информации в доклады.
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия
Адрес офиса и производственных подразделений: 350072 г. Краснодар, ул.
Тополиная Аллея,3
Директор - Миносян Ашот Суренович
Коммерческий директор - Меркулов Вячеслав Владимирович
Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные
(квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво.
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит
коллективу предприятия.
Организационная структура предприятия : эта информация является секретной.
Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры,
служащие, рабочие.
Рассмотрим историю создания фирмы "Очаково"
Первый камень в основании завода был заложен в марте 1999 г., однако уже
7.10.2000 завод в г. Краснодаре отпраздновал свое официальное открытие.
Первоначально функционировало только производство безалкогольных напитков
"Ах", затем
в феврале запустили
момент завершена только первая очередь строительства комбината.
На данный момент в Краснодаре выпускается следующая продукция:
- Лимонады серии "Ах" - 8 видов:
- Колокольчик
- Экстро-Ситро
- Дюшес
- Крем-Сода
- Аромат Абрикоса
- Байкал
- Саяны
- Кола
- Квас:
- Очаковский
- Окрашенный
- Очаковский с хреном
- Джин-тоник
- Сидр
- Пиво:
- Очаковское оригинальное
- Очаковское специальное
- Очаковское классическое
- Очаковское светлое
- Очаковское экстра
- Очаковское темное
|
Рисунок 2.1
- Организационная
структура управления
ЗАО "Очаково"
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия
Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели
является секретной информацией.
Таблица 2.1
- Основные технико-экономические
предприятия
"Очаково"
Основные показатели | 2000 | 2001 | Откло-нения | Темп роста |
Реализовано
продукции, т.
- безалкогольные напитки - пиво |
7 241
957 |
8803
995 |
1 562
38 |
121,5
103,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. | 20784 | 34984 | 14200 | 168,32 |
Товарная продукция, тыс.р. | 12002 | 13566 | 1564 | 113 |
Себестоимость товарной пордукции, тыс.р. | 11692 | 12516 | 824 | 107 |
Среднесписочная численность, чел. | 450 | 450 | 0 | 100 |
Сумма материальных затрат, тыс.р. | 10 712 | 20 972 | 10260 | 195,8 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции | 98,06 | 91,62 | -6,44 | 93,4 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции | 95,82 | 96,23 | 0,41 | 101 |
Продолжение таблицы 2.2 | ||||
Основные показатели | 2000 | 2001 | Откло-нения | Темп роста |
Производительность труда, тыс.р. | 77,68 | 159,45 | 81,77 | 205,2 |
Прибыль от реализации, тыс.р. | 869 | 1049 | 180 | 120,7 |
Балансовая прибыль, тыс.р. | 7 686 | 16 140 | 8454 | 209,9 |
Рентабельность продаж, % | 4,37 | 8,3 | 3,93 | 189,9 |