Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 23:18, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ планирования сбыта и анализ рынка сбыта Могилевского автомобильного завода им. Кирова и предложить мероприятия по его совершенствованию.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия планирования сбытовой деятельности;
рассмотреть понятие и сущность рынка сбыта;
изучить содержание основных элементов рынка сбыта;
рассмотреть и выбрать методы анализа рынка сбыта;
Введение 3
1. Теоретические основы планирования сбыта 5
1.1 Планирование, разработка и обоснование сбытовой политики 5
1.2 Понятие, роль и структура рынка 10
1.3 Анализ рынка: смысл и методы изучения 16
2. Анализ системы планирования сбыта и рынков сбыта 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика МоАЗ Кирова 20
2.2 Анализ системы планирования сбыта МоАЗ им. Кирова 26
2.3 Анализ рынков сбыта МоАЗ им. Кирова 30
2.3.1 Характеристика регионов продаж 30
2.3.2 Численные характеристики 35
2.3.3 Анализ рынков сбыта 38
3. Совершенствование планирования и направления по расширению рынков сбыта продукции ОАО «Кирова» 42
Заключение 45
Список использованных источников
Анализ реализации скреперов
показывает, что на рынке стран
СНГ и Дальнего зарубежья по-прежнему
сохраняется потребность в
Российская Федерация является одним из основных потребителей самосвалов повышенной проходимости. Основными регионами использования являются предприятия нефтегазодобычи Тюменского региона. В настоящее время заводом серийно выпускается самосвал МоАЗ-75054 г/п 25 тонн с двигателем ЯМЗ-7512.10 мощностью 360 л.с. (Евро-2), Прогнозная потребность рынка в данной технике до 50 единиц в год.
Российские предприятия являются одними из основных потребителей фронтальных колесных погрузчиков г\п 7,5 тонн. В настоящее время налажен выпуск фронтальных погрузчиков МоАЗ-40483 с двигателем ЯМЗ 7512 мощностью 360 л.с. Потребность фронтальных погрузчиков по рынку порядка 50 единиц в год, однако спрос на погрузчики производства МоАЗ резко сократился из-за высокой стоимости и низкого качества.
УКРАИНА
Несмотря на общее ухудшение состояния предприятий, наблюдается некоторое оживление рынка Украины. Крайне незначительны объемы работ по дорожному строительству и мелиорации, где ранее широко использовались скрепера МоАЗ. По-прежнему практически нет поставок самосвалов в карьеры, так как имеется собственный завод по выпуску карьерной техники - КРАЗ. Незначительна и доля МоАЗа в поставках фронтальных погрузчиков, в основном на предприятия добывающей отрасли, входящие в металлургический комплекс.
КАЗАХСТАН
Являлся одним из крупнейших потребителей подземных автопоездов МоАЗ.
В связи с обострением конкурентной борьбы, изменением статуса предприятий горнодобывающей отрасли, доля МоАЗа в поставке подземных автопоездов уменьшилась с 70% до 35-40%. В целом тенденция увеличения роста поставок техники МоАЗ сохраняется, заводом освоен выпуск новой машины с более высокими техническими характеристиками, имеется документация для освоения выпуска машин большей грузоподъемности и погрузочно-доставочных машин. Происходит постепенное продвижение на рынок строительно-дорожных машин погрузчиков и бульдозеров. Возможна продажа в течение 2009-2012гг. до 30 подземных автопоездов, 10-15 погрузчиков и нескольких бульдозеров по году.
Рынок Казахстана в настоящее время является одним из наиболее перспективных. Связано это, с ощутимым оживлением экономики республики, что положительным образом отражается на платежеспособности потенциальных потребителей.
ТУРКМЕНИЯ, ТАДЖИКИСТАН, УЗБЕКИСТАН
В 2007 г. начаты поставки в Туркмению самоходных скреперов МоАЗ-6014. В 2010г. ожидается реализация скреперов до 15 ед.
Рынок Туркменистана в настоящее время является одним из перспективных. Связано это, с ощутимым оживлением экономики республики, что положительным образом отражается на платежеспособности потенциальных потребителей.
Также возобновлены поставки машин в Таджикистан. Это достаточно перспективный регион в плане поставок погрузчиков и подземной техники.
Следует отметить что в 2010 году ожидается оживление на рынке Узбекистана в связи с началом строительства Ферганского водохранилища.
СТРАНЫ БАЛТИИ И ЕВРОПЫ
Эти регионы относятся
к таким странам, где при условии
жесточайшей внутренней конкуренции
между крупнейшими
СТРАНЫ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Большинство экспертов оценивают данный регион как наиболее перспективный в плане поставок погрузчиков, скреперов, бульдозеров. Наибольший интерес вызывают такие страны как Ирак, Ливан, Ливия, Сирия, Египет. При общем объеме рынка в размере 80-100 скреперов, 120-160 погрузчиков, 90-100 колесных бульдозеров ежегодно, доля техники МоАЗ может составить при благоприятных условиях до 40 скреперов, 30 погрузчиков, 10 бульдозеров с тенденцией роста.
Практически нет перспектив на поставку подземных автопоездов из-за отсутствия спроса на такой класс машин, а также бетоносмесителей и мусоровозов, так как условия поставок менее ясны из-за различных требований к машинам и наличия большого парка подержанных, но вполне работоспособных машин импортного производства.
СЕВЕРНАЯ АФРИКА
Достаточно перспективный регион в плане поставок погрузчиков, колесных бульдозеров, автобетоносмесителей, а также самосвалов. Доля МоАЗа в средне- и долгосрочной перспективе может составить до 100 единиц техники в год с перспективой возможного роста, при условии решения ряда основных проблем, что позволит снизить затраты на транспортировку машин; создания ряда сервисных пунктов по обслуживанию техники и консигнационных складов запасных частей; подготовки квалифицированных местных специалистов.
Поставки другой техники МоАЗ в ближайшей перспективе не реальны, из-за наличия сильной конкуренции с иностранными производителями и уже сложившимися у них связями с местными покупателями.
ЛАТИНСКАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА, КУБА
Несмотря на наличие значительной внутренней конкуренции между крупнейшими производителями подобной МоАЗам техники в регионе, завод имеет определенные перспективы на поставку скреперов, самосвалов. Поставляемая техника требует наличия импортной комплектации, сервисных центров по обслуживанию, плотной работы с местными дилерами. В долгосрочной перспективе возможны поставки в регион до 20 скреперов, 10-25 полноприводных самосвалов г/п 45-50 тонн, вызывают интерес погрузчики.
На основе представленных выше данных можно составить структуру продаж ОАО Кирова по регионам за 2009 год (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура продаж за 2009 год
В 2009г. общая доля рынка Беларуси в объеме поставок продукции МоАЗ заняла большую половину.
Основные факторы, влияющие на изменение рынка, представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Основные факторы, влияющие на изменение рынка
Рынки сбыта |
Факторы влияния | |
Положительные |
Отрицательные | |
Российская Федерация |
1) Рост макроэкономических показателей страны 2) Наличие значительного парка техники, требующей замены 3) Интерес и доверие к технике МоАЗ со стороны ряда субъектов хозяйствования 4) Программа увеличения добычи нефти требует создания новых площадок для установки буровых, что в свою очередь ведет к увеличению потребности в тяжелой специальной технике производства МоАЗ |
1) Недостаточное бюджетное финансирование программ 2) Низкая платежеспособность ряда потенциальных клиентов, особенно в дорожном строительстве 3) Конкуренция на рынке |
Беларусь |
Ориентация на продукцию белорусских производителей |
1) Отсутствие потребности в тяжелой специальной технике МоАЗ 2) Низкая платежеспособность клиентов 3) Слабое бюджетное финансирование |
Продолжение таблицы 4
Рынки сбыта |
Факторы влияния | |
Положительные |
Отрицательные | |
Украина |
Хорошее знание продукции МоАЗ |
1) Низкая платежеспособность потенциальных клиентов 2) Свертывание государственных программ по мелиорации и дорожному строительству 3) Приближение отпускных цен на технику МоАЗ к уровню цен западных аналогов |
Казахстан |
1) Увеличение добычи полезных ископаемых, особенно шахтным способом 2) Высокая платежеспособность клиентов |
1) Значительное влияние иностран-ного капитала с активных лоббированием интересов западных компаний 2) Высокая конкуренция |
Страны Балтии и Европы |
Высокая платежеспособность потенциальных клиентов |
1) Отсутствие потребности в тяжелой технике МоАЗ 2) Высокая конкуренция 3) Ориентация на продукцию западного производства |
Ближний и Средний Восток |
1) Высокая платежеспособность клиентов 2) Наличие большого объема работ 3) Ориентация на продукцию стран бывшего Союза 4) Хорошие политические отношения руководства РБ с правительством ряда государств |
1) Высокая конкуренция с ведущими западными компаниями 2) Тендерная система заключения контрактов 3) Особый международный режим торговли с рядом стран региона 4) Отсутствие сервисной сети |
Северная Африка |
1) Интерес к продукции МоАЗ 2) Высокая платежеспособность клиентов 3) Хорошие политические отношения с государствами 4) Наличие больших объемов работ, требующих наличия боль-шого парка специализированной техники 5) Невысокая цена по сравнению с западными аналогами |
1) Высокая конкуренция 2) Технические барьеры (стандарты, экологические нормы, требования по сертификации) 3) Особые режимы работ ино-странных представителей 4) Отсутствие сервиса, складов запасных частей и квалифицированных специалистов |
За 2009 год объем продукции в действующих ценах без НДС и налогов составил 82427 млн. руб., выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах без НДС и налогов 74257 млн. руб., темп роста к 2008 году 83,8% (задание 112,4%). За 2009 год произведено 304 единицы автотехники против 327 единиц в 2008 году. Объем продукции для РУПП «БелАЗ» в 2009 году составил 21221 млн. руб., темп роста к 2008 году составил 59,4% (задание 84,5%). Всего произведено валовой продукции на сумму 103648 млн. руб. в сопоставимых ценах, темп роста к 2008 году 76,7%.
На рынок Республики Беларусь за 2009 год ОАО Кирова поставлено техники на сумму 43741 млн. рублей, что составляет 72,8 % от общего объема продаж. За этот период объем продаж на внутреннем рынке увеличился на 21,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это объясняется тем, что в течение 2009г. завод работал под программу закупки Министерством архитектуры и строительства РБ автобетоносмесителей, за счет бюджетных средств, с отсрочкой оплаты на 150 дней. Это позволило филиалу обеспечить реализацию 127 ед. бетоносмесителей. Однако предприятия Министерства архитектуры на сегодняшний день не нуждаются в технике. Поэтому начинается естественный спад по количеству отгружаемой техники и поступлению денежных средств.
Продукция ОАО Кирова обладает большим экспортным потенциалом. Объем экспорта за 2009 год составил 6661,4 тыс. долл., темп роста к 2008 году 37,2%. Поставлено на экспорт 53 единицы автотехники против 137 единиц в 2008 году. Однако в 2010 году объем экспорта товаров и услуг составил 12370 тыс. долл., темп роста к 2009 году – 185,7%, что связано с развитием и расширением рынков Казахстана, Узбекистана и Таджикистана. Однако по-прежнему основная доля экспорта приходится на Россию: в 2008 году – 71%, в 2009 году – 78%.
Объемы продаж (в тыс. долл.) основных видов техники и запасных частей по рынкам сбыта (экспорт) в 2008 и 2009 годах приведены на рисунках 2 и 3 соответственно.
Более половины объема экспортных продаж в 2008 г. (71,2%) занимают автосамосвалы. В 2009 году также преобладающую долю в экспорте, а именно 94,1%, составляли автосамосвалы. Их поставки возросли в страны дальнего зарубежья в 2009 году по сравнению с 2008 годом в 4,9 раза. Продажа автосамосвалов на внешнем рынке в 2009 году принесла МоАЗ Кирова 5005,2 тыс. долл. США, что составило 75,1% выручки от реализации продукции на экспорт. Рынки многих стран слабо насыщены такого вида техникой. Поэтому имеются хорошие предпосылки для разработки и выпуска автомобилей-самосвалов в условиях невысокой конкуренции. Более половины этих машин реализовано в Российскую Федерацию (76,5 %).
Рисунок 2 – Объемы экспортных продаж по регионам внешнего рынка в 2008 году
Рисунок 3 – Объемы экспортных продаж по регионам внешнего рынка в 2009 году
За счет продажи скреперов на внешнем рынке получено 292 тыс. долл. США. Их удельный вес в объеме экспорта составил 23,5 %. Российский рынок продолжает оставаться основным рынком сбыта скреперов.
Можно сделать вывод о том, что размеры поставок техники как на внутренний, так и на внешний рынки в 2009 году сократились в сравнении с 2008 годом. Это обусловлено рядом факторов.
Выпускаемая МоАЗ техника рассматривается потребителями не как технологический транспорт, а как вспомогательный. Кроме того сокращение загрузки производственных мощностей, снижение платежеспособности предприятий привело к уменьшению закупки техники. Рост цен на продукцию МоАЗ также ведет к необратимым последствиям. Эти факты привели к снижению покупательского спроса по отдельным видам машин в 2009г. по сравнению с предыдущими годами.
Отдельные позиции машин после неоднократного роста цен просто выпали из списка реализации такие, например как погрузчик. Снижение объемов отгрузки погрузчиков привело к сокращению доли присутствия торговой марки МоАЗ на рынках строительно-дорожной и карьерной техники и, как следствие, к захвату потерянных позиций конкурирующими марками.
Однако в 2010 году наблюдаются
тенденции к улучшению
Таблица 5 – Показатели производственно-финансовой деятельности за 2010 год
Наименование |
Единицы измерения |
2009 г. |
2010 г. |
Объем производства товарной продукции без налогов из выручки в фактических ценах отчетного года |
млн. руб. |
82427 |
87000 |
Объем отгруженной продукции без налогов из выручки в фактических ценах |
млн. руб. |
60000 |
82400 |
Соотношение между отгруженной и произведенной продукцией |
% |
72,8 |
94,7 |
Объем экспорта товаров и услуг |
тыс.долл |
6661,4 |
12370 |
Темп роста экспорта |
% |
37,2 |
185,7 |
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с НДС |
млн. руб. |
67800 |
91700 |
Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
595 |
2400 |
Чистая прибыль |
млн. руб. |
-5997 |
-1680 |
Рентабельность реализованной продукции |
% |
1,0 |
3,0 |
Информация о работе Совершенствование планирования сбыта продукции предприятия