Совершенствование планирования сбыта продукции предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ планирования сбыта и анализ рынка сбыта Могилевского автомобильного завода им. Кирова и предложить мероприятия по его совершенствованию.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные понятия планирования сбытовой деятельности;
рассмотреть понятие и сущность рынка сбыта;
изучить содержание основных элементов рынка сбыта;
рассмотреть и выбрать методы анализа рынка сбыта;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы планирования сбыта 5
1.1 Планирование, разработка и обоснование сбытовой политики 5
1.2 Понятие, роль и структура рынка 10
1.3 Анализ рынка: смысл и методы изучения 16
2. Анализ системы планирования сбыта и рынков сбыта 20
2.1 Организационно-экономическая характеристика МоАЗ Кирова 20
2.2 Анализ системы планирования сбыта МоАЗ им. Кирова 26
2.3 Анализ рынков сбыта МоАЗ им. Кирова 30
2.3.1 Характеристика регионов продаж 30
2.3.2 Численные характеристики 35
2.3.3 Анализ рынков сбыта 38
3. Совершенствование планирования и направления по расширению рынков сбыта продукции ОАО «Кирова» 42
Заключение 45
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсач Распр промтов (Восстановлен).docx

— 669.36 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2

Наименование

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) с НДС

млн. руб.

79126

67800

138400

Удельный вес средств, поступивших на счета, в объеме выручки

%

90,4

72,0

80,0

Удельный вес неденежных операций в объеме выручки

%

1,5

6,9

9,4

Затраты на производство и  сбыт реализованной продукции (товаров, работ, услуг)

млн. руб.

68758

59405

111813

Прибыль от реализации продукции 

млн. руб.

2662

595

13417

Чистая прибыль 

млн. руб.

-2527

-5997

8757

Рентабельность реализованной  продукции 

%

3,9

1,0

12,0


2.2 Анализ системы  планирования сбыта МоАЗ им. Кирова

 

Структура службы сбыта на предприятиях зависит от уровня концентрации (масштабов) и специализации производства, территориального размещения предприятия и степени хозяйственной самостоятельности его подразделений, от особенностей выпускаемой продукции, в частности производственного назначения, от характера и условий работы предприятия.

Отдел маркетинга и сбыта (ОМиС) является самостоятельным структурным подразделением филиала РУПП «БелАЗ» в г. Могилеве и подчиняется непосредственно заместителю директора филиала по коммерческим вопросам.

В своей работе ОМиС руководствуется  действующим законодательством Республики Беларусь, Уставом предприятия, Положением о филиале, коллективным договором, Политикой предприятия в области качества, техническими нормативными правовыми актами, в том числе международными стандартами серии ИСО 9000.

Планирование  сбыта включает:

  • определение объёма сбыта (план сбыта);
  • определение индивидуальных планов для исполнителей;
  • определение структуры ассортимента и уравновешивание различных товарных групп в зависимости от их фазы ЖЦТ;
  • определение желательного уровня цен;
  • установление способов сотрудничества с постоянными клиентами;
  • установление процедур взаимодействия с разными категориями клиентов;
  • определение способов стимулирования клиентов;
  • определение оптимальных размеров складских запасов материалов и комплектующих деталей;
  • определение ресурсов, требуемых для реализации плана по сбыту;
  • выбор каналов распределения товара;
  • планирование дополнительных услуг, внешнеторговых операций, рекламной деятельности.

Рассмотрим план объема продукции  за 2009 и 2010 год, представленный в таблице 3.

 

Таблица 3 – Объем поставок продукции по филиалу ОАО «БелАЗ» в городе Могилеве за 2009-2010 гг.

 

Ед. изм.  

Объем поставок

2009 год

2010 год

Отгружено

тыс. руб.

2 940 803,9

2 402 094,7

БелАЗу

тыс. долл.

1 038,3

809,4

 

шт.

1 в тч 1сам

 

Экспорт - всего

тыс. руб.

18 463 281,3

34 717 198,8

 

тыс. долл.

6 661,4

11 614,8

 

шт.

53 в тч 48сам

77 в тч 46сам+1рк

В поставке %

 

27,4

38,1

в том числе:

     

дальнее зарубежье

тыс. руб.

2 047 019,7

3 574 247,8

 

тыс. долл.

731,1

1 190,0

 

шт.

5 в тч 5сам

11

В поставке %

 

3,0

3,9

СНГ без России

тыс. руб.

2 037 590,9

13 644 446,2

 

тыс. долл.

735,1

4 541,1

 

шт.

6 в тч 3сам

24 в тч 8сам+1рк

Россия

тыс. руб.

14 378 670,7

17 498 504,8

 

тыс. долл.

5 195,2

5 883,7

 

шт.

42 в тч 40сам

42 в тч 38сам

в т.ч. услуги

тыс. руб.

1 008 057,9

1 492 351,8

 

тыс. долл.

360,6

501,0

Россия в поставке %

 

21,4

19,2

к экспорту

 

77,9

50,4


 

По состоянию на 1.01.2011г. на складе числилось 87 ед. техники, а на 1.01.2010 г. на складе числится 125 единиц техники. Следуетотметить, что по сравнению с 2009г. произошло снижение остатков в группе машин на 30,4%. В целом же в стоимостном выражении остатки в 2010г. уменьшились на 13,6%.

Для снижения сверхнормативных остатков 2011г. можно  предложить такие мероприятия:

  • активная работа ТПС в регионах;
  • работа завода с посольствами РБ в различных странах;
  • посещение совместно с дилерами предприятий, эксплуатирующих технику МоАЗ с целью изучения условий эксплуатации машин и потребности в технике;
  • организация сервисных центров обслуживания, создание региональных складов с ЗИП и инструментами;
  • создание новых видов продукции МоАЗ (подземная тематика) и ознакомление с ней эксплуатирующих предприятий;
  • разработать систему скидок для реализации продукции через ТПС;
  • снизить стоимость продукции за счет уменьшения накладных расходов;
  • активизировать работу с дилерами БелАЗ;
  • проводить активную рекламную кампанию через Интернет;
  • сокращение сроков ремонта техники;
  • продажа техники в аренду.

В 2010 году филиалом было реализовано 168 ед. техники на сумму 20 425,3 тыс. долл. США, в 2009г. реализация составила 247 ед. на сумму 21 101,1 тыс. долл. Таким образом, темп роста реализации техники составил 96,8% в стоимостном выражении.

Однако необходимо отметить, что реализация продукции на экспорт увеличилась по сравнению с прошлым годом на 74,4%.

Основным рынком сбыта  за пределами РБ по-прежнему является Российская Федерация, в общем объеме поставок она занимает 25,1%. За 2010г. филиал расширил границы поставок техники МоАЗ, появились такие страны, как Киргизия, Литва, Азербайджан.

В настоящее время филиалом полностью прекращена работа с посредническими структурами. Вся реализация продукции осуществляется либо через дилерскую сеть, которая немногочисленна, либо напрямую предприятиям, эксплуатирующим технику МоАЗ.

На сегодняшний день товаропроводящая сеть филиала представлена как  дистрибьюторами  головного предприятия, так и  собственной дистрибьюторской сетью. Однако, анализ работы дилерской сети показывает, что необходимо пересмотреть распределение территорий внутри ТПС, с целью избежания пересечений дилеров.

 Основными направлениями  развития продаж через дилерскую  сеть в 2010г. является построение  единой ценовой политики и  организация сервисного обслуживания на базе дилеров, работающих на целевых рынках.

По каждому подписанному Договору определяется подведомственная территория, на которой работает дилер, определяются условия его сотрудничества с заводом, проведения оплат, поставок техники, проведения отчетности дилеров завода.

Дилер обязан соблюдать ценовую  политику завода, регулярно направлять информацию о проделанной работе и участвовать в проводимых на заводе совещаниях.

Данные меры ведут к  упорядочению системы взаимоотношений  с дилерскими организациями и усилению контроля за их деятельностью.

Важным вопросом устойчивого  роста продаж и увеличения доли на основных рынках государств СНГ и дальнего зарубежья является эффективная система послепродажного сервиса поставляемой техники, обеспечения запасными частями и обслуживанием.

Расширение и организация  максимально эффективной работы сети сервисного обслуживания техники МоАЗ и обеспечения запросов потребителей в запасных частях является приоритетной задачей маркетинговой стратегии предприятия на 2010г.

Через дилерскую сеть осуществлялись поставки техники  в Венесуэлу (20 ед.) и Узбекистан (5 ед.).

В 2010г. лидирующее место занимали: самосвал шахтный МоАЗ-75291, автосамосвал МоАЗ-75054, скрепер самоходный МоАЗ-60148, бетоносмеситель СМБ-372.

В 2010г. общая доля рынка  Беларуси в объеме поставок продукции  МоАЗ составила 53,5%.

Для увеличения объема продаж необходимо ознакомление потребителей со всей номенклатурой выпускаемой заводом автотехники, особенно новой и специальной с позиционированием ее среди потенциальных потребителей. Для этого службой сбыта разработаны:

  • реклама во всемирной сети "Интернет";
  • реклама на электронных дисках (CD - диски);
  • подготовка и распространение различных видов полиграфической рекламной продукции;
  • участие в различных выставках в странах СНГ и зарубежья;
  • выпуск и целевая рассылка потенциальным потребителям и заказчикам каталогов на выпускаемую продукцию с условиями ее поставки и обслуживания;
  • рекламные компании продукции в периодической печати (газетах, журналах), по радио и телевидению;
  • публикации сведений о заводе в международных справочниках (типа "Крупнейшие производители государств СНГ"), в справочных каталогах библиотек мира.

Рекламная деятельность осуществляется через дистрибьюторскую сеть.

2.3 Анализ рынков сбыта МоАЗ им. Кирова

2.3.1 Характеристика регионов продаж

 

Могилевский автомобильный  завод им. С.М Кирова - является крупнейшим предприятием в СНГ и ближнего зарубежья по выпуску автомобильной техники.

Общая доля рынка Беларуси в объеме поставок продукции МоАЗ не велика. Хозяйства Республики испытывают хроническую нехватку денежных средств, потребность в технике также невелика.  В настоящее время предприятия Республики практически не испытывают потребности в скреперах и подземных автопоездах. Крайне ограничены поставки самосвалов. Незначительна доля и поставок погрузчиков.

К потребителям продукции  филиала РУПП «БелАЗ» в городе Могилеве относятся в первую очередь  крупные и средние предприятия  горнодобывающей отрасли, ведущие добычу полезных ископаемых закрытым и открытым способом, дорожно – строительные организации. География потребителей техники МоАЗ: страны СНГ (Россия, Украина, Казахстан, Армения, Таджикистан), страны Ближнего и Среднего Востока (Ирак, Ливан, Ливия, Сирия, Египет), Северная Африка, Латинская и Центральная Америка, Куба.

БЕЛАРУСЬ

Общая доля рынка Беларуси в объеме поставок продукции МоАЗ не велика. Хозяйства Республики испытывают хроническую нехватку денежных средств, потребность в технике также невелика.  В настоящее время предприятия Республики практически не испытывают потребности в скреперах и подземных автопоездах. Крайне ограничены поставки самосвалов. Незначительна доля и поставок погрузчиков.

МоАЗ разработал и освоил в рамках государственной программы  выпуск автобетоносмесителей и мусоровозов. В классе прицепныхбетоносмесителей в Беларуси у завода нет конкуренции, в классе автобетоносмесителей с перевозимой массой готовой смеси 4 и 6м3 основные конкуренты предприятия России в гг. Пушкине и Туймазы. В силу различных условий ценообразования данная продукции предпочтительней клиенту по цене. Доля МоАЗа составляла на протяжении предыдущих трех лет порядка 20% от общего объема поставок техники.

В настоящее время перспективным  направлением завода для работы на рынке Республики Беларусь является продолжение выпуска мусоровозов  и бетоносмесителей в рамках государственной программы. Выделение бюджетных средств под указанные нужды позволит предприятию нарастить объемы производства и закрепиться на отечественном рынке.

РОССИЯ

Самоходный скрепер активно  используется при строительстве  площадок под заводское и иное строительство, при строительстве оросительных каналов и мелиоративных работах. В настоящее время серийно выпускается скрепер МоАЗ-60148 (на шинах 26,50х25″, с модернизированной дополнительной коробкой), который не уступает по основным техническим характеристикам зарубежным аналогам.

Информация о работе Совершенствование планирования сбыта продукции предприятия