Совершенствование организационной структуры предприятия (На примере ЗАО «ВинБулИмпорт»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы работы состоит в том, что условиях рыночной экономики успешность деятельности предприятия непосредственно зависит от умения осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. Эффективность принятия решений, оценки текущего состояния и исполнения поставленных целей напрямую зависит от организационно-управленческой структуры предприятия. Оптимальная структура управления предприятия является залогом эффективности организации.

Содержание

Введение………………………………………….…………………………………..3
Глава 1. Понятие управления и виды организационных структур
1.1 Понятие и сущность управления………………………………………….…….6
1.2 Модели и организационные структуры управления предприятием………...11
Глава 2. Характеристика организационной структуры и деятельности ЗАО «ВинБулИмпорт»
2.1 Характеристика предприятия………………………………………………….21
2.2 Анализ проблем и недостатков организационной структуры управления предприятием……………...………………………………………………………..24
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ЗАО «ВинБулИмпорт
3.1 Создание оптимальной организационной структуры управления ЗАО «ВинБулИмпорт»…………………………………………………………………...27
3.2 Задачи и направления совершенствования менеджмента ЗАО «ВинБулИмпорт»…………………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованной литературы…………………………………………...…38

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

     Каждый  из таких блоков представляет собой  комплекс шагов:

  • сбор и оценка информации (афферентный синтез). Оценка поступающей информации осуществляется присущей субъекту мотивации, его профессиональной подготовленности и опыта управленческой деятельности;
  • постановка цели, принятие и разработка программ действия. На этом этапе формируется опережающее представление цели - образ желаемого результата;
  • практическое действие по достижению цели, решению конкретных задач;
  • контроль исполнения и оценка результатов. Сравнение полученных результатов с поставленными целями.

      Если  полученный результат совпадает  с представлением цели, то цель признается достигнутой. При согласовании образа действия с образом желаемого результата задача признается не решенной, и вся система операций повторяется с внесением необходимых корректив. Указанные стадии переработки информации выступают как общие закономерности поведения подсистемы управления (начальника и подчиненных; руководящих и руководимых организаций), а также любой социальной системы управления в целом. [13; 99]

       Системообразующим фактором любой  социальной системы управления  является вектор «мотив - цель», поскольку он представляет содержание и направленность деятельности как социальных объединений (общества, организаций, групп), так и отдельных индивидов - руководителей и подчиненных. Так, одним из главных качеств руководителя является умение осознавать и четко ставить стратегическую цель, определять и прогнозировать перспективы деятельности руководимых подструктур, а главным качеством хорошего исполнителя - умение принять эту цель, реализовать ее в ряд тактических задач и находить адекватные способы их решения.

     Помимо  отношений субординации типа «руководители - подчиненные», существуют отношения  координации, т.е. отношения между  находящимися на одном и том же иерархическом уровне членами организации, направленные на взаимное согласование действий, исходя из совместных задач руководства или исполнения. При рассмотрении управленческих отношений субординации в качестве основания для их выделения берется направление рассматриваемых связей - вертикальное или горизонтальное. В качестве разновидностей управленческих отношений выделяются также отношения дисциплины и инициативы. Эти отношения присущи как вертикальным, так и горизонтальным организационным связям.

     Управленческие  отношения отличаются исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного в деятельности человеческих коллективов. Эти отношения определяются прежде всего особенностями социально-экономической системы и складываются между людьми - членами различных организованных обществ, поэтому обусловлены особенностями их существования основанных на определенных принципах и методах. [15; 90]

     В теории и практике управления выделяют общие принципы, правила, методы которыми обязаны руководствоваться все  субъекты управления независимо от своего статуса; и отраслевые принципы, которые действуют на отраслевом, институционном, групповом уровнях менеджмента. 

    1. Модели  и организационные структуры  управления предприятием
 

     Управление  предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий. Управленческая технология (УТ) - это искусство, мастерство и умение осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. УТ включает совокупность: методов и средств сбора и обработки информации, приемов эффективного воздействия на работников, принципов, законов и закономерностей организации и управления, систем контроля.

     Основными объектами этой технологии являются человек, организация, общество. В отличие  от технократических технологий (машиностроения, металлообработки и др.) объекты УТ не являются детерминированными. Поэтому нахождение общего (определенного) и особенного (неопределенного) в объекте управления является важной задачей любого руководителя и исследователя. В зависимости от организации и состояния дел предприятия могут использоваться следующие управленческие технологии: управление по целям, управление по результатам, управление на базе потребностей и интересов, управление путем постоянных проверок и указаний, управление в исключительных случаях, управление на базе «искусственного интеллекта», управление на базе активизации деятельности персонала.

     Управление  по целям. Это управление по упреждению  для средних и малых организаций с сильным аналитическим подразделением.  Основу данной технологии составляет бизнес-план, который составляется как для предприятий, так и для каждого работника этого предприятия.

     Цель - идеальное, мысленное  предвосхищение результатов деятельности. [3; 56]

     Цель  как философская категория включает четыре составляющие: желаемое, возможное, необходимое и исторически приемлемое как представлено на рис. 1. 

     ЖЕЛАЕМОЕ      ВОЗМОЖНОЕ
     НЕОБХОДИМОЕ      ИСТОРИЧЕСКИ  ПРИЕМЛЕМОЕ

Рис. 1. Философская категория  цели

     Желаемое  учитывает интересы и потребности  человека. Возможное – наличие  ресурсов с технической, экономической, правовой и других  сторон. Необходимое учитывает корпоративные потребности и интересы коллектива, общества (субъекта управления). Исторически приемлемое – это дань традициям, укладам, вере ближайшего  окружения людей. При разработке, согласовании или утверждении цели руководитель  должен проверить наличие каждой ее составляющей. Отсутствие даже одной составляющей делает цель нереализуемой. [3, 126]

          Целеполагание может быть реализовано  тремя способами: как простое   целевое; программно-целевое; регламентное управление. Программно-целевое и регламентное управление относятся к научному управлению, а простое целевое – к управлению на уровне здравого смысла («хотел сделать как лучше»).

В табл. 1 приведены приоритеты использования  вариантов целевого управления в зависимости от типа предприятия.

                                                                 Таблица 1

Приоритеты  вариантов целевого управления

Тип и численность предприятия Приоритеты  целевого управления
Общества  с ограниченной ответственностью

(3-5 чел.)

Простое целевое  управление

Регламентное  управление

Программно-целевое  управление

Товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью (100 чел.) Программно-целевое  управление

Регламентное  управление

Простое целевое  управление

Акционерные общества всех типов (1-5 тыс. чел.) Программно-целевое  управление.

Регламентное  управление

Простое целевое  управление

Экономика России Регламентное  управление
 
 

     Управление  по целям включает также научный  подход к решению проблем, связанных  с риском (риск-менеджмент). Управление риском включает шесть стратегий. Уклонение от деятельности, содержащей определенный риск. Полная компенсация ответственности за риск собственными средствами. Распределение риска за счет создания в качестве подразделений основной организации сети самостоятельных венчурных фирм с ограниченной ответственностью.

     Возмездная  передача ответственности за риск другому  лицу, например, страховщику. Сокращение  возможных отрицательных последствий  от риска с помощью превентивных мер, например, создание системы пожаротушения, неприкосновенного запаса сырья, формирования портфеля разнотипных акций и др. Ставка на риск использование всех ресурсов в одной сфере деятельности («пан или пропал»). В табл. 2 приведены рекомендации по использованию приведенных стратегий. 
 

      Таблица 2 

Стратегии риска

Размер  возможного ущерба Вероятность риска
  Высокая Невысокая
Все ресурсы Ставка на риск -
Большой Уклонение и  сокращение Продажа
Небольшой Ответственность и сокращение Ответственность и распределение
 

     Управление по результатам. Эта технология хорошо реализуется в средних и малых организациях или подразделениях, в которых время между принятием решений и результатом их выполнения минимально (часы, несколько дней).

     Управление  путем постоянных проверок и указаний. Эта технология - для небольших организаций, в которых авторитет и профессионализм руководителя вне сомнений. Например, для новых наукоемких предприятий, учебных организаций или для предприятий, где на договорной основе работают консультанты-менеджеры.

     Управление в исключительных случаях. Технология рекомендуется либо для предприятий, работающих по жестко регламентированной технологии, либо для организаций с доверительной (функциональной) структурой управления. Жестко регламентированная технология предусматривает четкое распределение всех управленческих и производственных функций, взаимодействие с поставщиками и потребителями. Доверительная структура управления - это феномен рыночной экономики. Она формируется при создании новой организации (ООО, ОАО, ЗАО и др.), в которой: учредители связаны между собой дружескими или семейными отношениями, могут профессионально выполнять отдельные виды деятельности.

     Управление  на базе «искусственного  интеллекта». Технология реализуется с помощью информационной системы организаций. Искусственный интеллект включает постоянно  пополняемый набор требуемой информации, методов расчета, методов разработки и принятия решений и др. Обычно все эти наборы располагаются в информационной системе и составляют базу данных и базу знаний. Работа с этими базами рассчитана на руководителя  со средним уровнем подготовки. В настоящее время с помощью различных компьютерных сетей связи (в том числе сеть Интернет) достигается эффект совместной работы для работников территориально разобщенных (система партнерских отношений). Успех этой технологии основан на большом объеме типовых процедур при обработке информации, принятии решения и использовании автоматизированных рабочих мест.

     Управление  на базе активизации  деятельности персонала. Активизация реализуется путем стимулирования (морального и материального) и мобилизации. Основным принципом стимулирования является сочетание материального и морального стимулирования.

     Механизм  совместного использования. В рамках одной крупной организации могут использоваться различные технологии управления и даже их сочетания. Основным регулятором использования управленческих технологий являются способы целевого управления.

     Существует  два основных вида организационных  структур управления предприятия (ОСУ), построенных по бюрократическому принципу: линейная ОСУ (рис.2), функциональная ОСУ (рис. 3).

Рис. 2. Линейная ОСУ

     Основным  признаком линейной ОСУ является наличие исключительно линейных связей, что обуславливает все  ее плюсы и минусы:

  • плюсы: очень четкая система взаимосвязей типа «начальник - подчиненный»; явно выраженная ответственность; быстрая реакция на прямые приказания; простота построения самой структуры; высокая степень «прозрачности» деятельности всех структурных единиц.
  • минусы: чрезмерная нагрузка на высший уровень управления; отсутствие вспомогательных служб; отсутствие возможности быстрого разрешения вопросов, возникающих между различными структурными подразделениями; высокая зависимость от личных качеств менеджеров любого уровня.

     Если  в линейную структуру управления внести прямые и обратные функциональные связи между различными структурными единицами , то она превратиться в  функциональную (рис. 3).

Информация о работе Совершенствование организационной структуры предприятия (На примере ЗАО «ВинБулИмпорт»)