Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:34, курсовая работа
Целью данной работы является разработка плана маркетинга предприятия дорожного строительства. Объект исследования ОАО «Автодорога» («МовДорСтрой»).
В рамках поставленной цели предполагается решение следующих задач:
сделать анализ рыночной ситуации;
разработать план маркетинга;
сформировать бюджет маркетинга;
разработать систему контроллинга.
Введение 3
Глава 1. Исследование рынка 5
1.1 Анализ рыночной ситуации 5
1.2 Анализ товаров (услуг), выводимых на рынок 14
1.3 Анализ условий конкуренции 16
Глава 2. Разработка плана маркетинга ОАО «МовДорСтрой» 21
2.1 Разработка маркетинговой стратегии фирмы 21
2.2 Разработка товарной стратегии 23
2.3 Разработка ценовой стратегии 25
2.4 Разработка сбытовой стратегии 26
2.5 Разработка коммуникативной стратегии 28
Глава 3. Бюджет маркетинга 36
Глава 4. Разработка системы контроллинга 42
Заключение 44
Список литературы 46
Сложившаяся рыночная конъюнктура характеризуется тем, что основным определяющим фактором ее состояния является наличие средств в бюджете города Москвы и Московской области на оказание подобного рода работ. Относительно технического состояния дорог области, необходимо указать, что 69% из них находятся в удовлетворительном состоянии, 4,6% - в хорошем, 26,4% - в неудовлетворительном состоянии. Состояние автомобильных дорог области должно соответствовать требованиям, которые предписываются СНИП 2. 05 .02 - 85 «Автомобильные дороги».
В настоящее время объемы выполнения услуг по строительству дорог неадекватны требуемому уровню. По подсчетам специалистов Федеральной дорожной службы России для организации нормального транспортного потока на территории РФ необходимо построить как минимум 544 тыс. км дорог, а общая потребность экономики России в новых автомобильных дорогах оценивается в 2 млн. км. Специалисты отмечают, что Россия имеет огромный рынок услуг по дорожному строительству дорог, однако все ограничивается лимитированностью бюджета на эти цели. Успешное разрешение существующих проблем развития экономики в целом и сбора налогов приведет к существенному росту ассигнований на эти цели и улучшению условий для ремонтных работ. ГУ «Управление автомобильных дорог Пензенской области» осуществляет функции единого заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог и дорожных сооружений, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджета Пензенской области.
За период с 2009 года по 2011 год в Москве и Московской области построено и реконструировано 882 км дорог с твердым покрытием. Введены в эксплуатацию такие автодороги Панфиловский проспект, появилась двухуровневая транспортная развязка на пересечении Дмитровского и Долгопрудненского шоссе в района поселка Северный, появилась транспортная развязка между Звенигородским шоссе и деловым центром «Москва-Сити». Кроме того, к 2011 году завершится реконструкция Крестовских путепроводов, будет построен участок Четвертого транспортного кольца от шоссе Энтузиастов до Измайловского шоссе и начнутся подготовительные работы по строительству участка до Щелковского шоссе. Финансирование данных объектов осуществлялось за счет средств федерального бюджета и бюджета Москвы.
Следует отметить, что в 2010 - 2112 годы будет продолжаться наращивание общей протяженности дорожной сети с твердым покрытием, соединение населенных пунктов с сетью дорог общего пользования подъездами, обеспечивающими круглогодичную всепогодную связь. Автомобильные дороги, обеспечивающие пропуск транспортных потоков в обход перегруженных движением автодорожных узлов области и обслуживающие транспортно-экономические межрегиональные связи, будут требовать формирования и рационализации прохождения. Существенная доля участков, входящих в состав основных автомобильных дорог регионального значения, обеспечивающих межрегиональные связи, будет требовать повышения технических и транспортно-эксплуатационных характеристик. Эти, а также новые задачи, которые будут возникать по мере экономического и социального развития страны, намечено решать на последующих этапах реализации дорожных программ.
Расширение сети дорог общего пользования за счет включения внутрихозяйственных дорог или передача данных дорог на содержание Территориальному управлению автомобильных дорог в ближайшие годы планируется в объеме 1200 – 1500 км. Данная работа должна быть проведена поэтапно и соответственно классификации дорог, с учетом минимизации денежных затрат в 2008-2112 гг. В условиях ограниченного финансирования на приведение сельских дорог в нормативное состояние, внимание будет уделяться содержанию внутрихозяйственных дорог для обеспечения их проезжего состояния.
Программа дорожных работ по Территориальному управлению автомобильных дорог в 2011г. составлена в двух вариантах (инвестирование осуществляется из федерального бюджета). По первому варианту объем финансирования составит 522108 тыс. рублей, в том числе:
По второму варианту объем финансирования определен в сумме 400282 тыс. рублей, в том числе:
Первый вариант
На строительство
В заключение данного
раздела отметим, что отрасль
дорожного строительства имеет
свои особенности, состоящие в том,
что компании, выполняющие подобные
работы, удовлетворяют нужды
Объем финансирования дорожных работ на 2011 год по Москве и Московской области предполагался в объеме от 159,1 до 112,0 млн. рублей по различным вариантам Программы дорожных работ по Территориальному управлению автомобильных дорог Московской области.
При соответствующем подъеме экономики в стране в целом и улучшении налоговых поступлений, можно прогнозировать существенный рост ассигнований на дорожные работы.
Потребителей услуг
дорожного строительства
Планируется, что основными организациями - потребителями услуг Компании, оказывающими решающее воздействие на формирование целевого рынка услуг, будут областные предприятия, занимающиеся строительством автодорог городского и областного уровняв том числе и ГУ «Управление автомобильных дорог Москвы и Московской области».
Особенностью работы
на выбранном целевом рынке
В связи с вышеперечисленным заметим, что емкость рынка за счет определения строительства дорог как стратегического для России приоритета и как следствие государственного финансирования увеличивает емкость рынка в целом и в частности емкость рынка Московского региона на 50% в год вплоть до 2012 года.
Источником финансирования дорожных работ, включающих строительство дорог, являются средства Федерального дорожного фонда России и территориальных дорожных фондов субъектов РФ. Из указанного фонда могут выделяться субвенции и дотации для выравнивания уровня развития сети автомобильных дорог общего пользования на территории России, относящихся к собственности субъектов РФ. Размер субвенций и дотаций, а также нормативы отчислений от зачисляемого в Федеральный дорожный фонд РФ федерального налога на пользователей автомобильных дорог ежегодно устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. При этом расчет субвенций и дотаций субъектам РФ осуществляется с учетом ставки федерального налога на пользователей автомобильных дорог. Таким образом, ОАО «МовДорСтрой» занимающиеся строительством дорог, выполняет, по сути «государственный заказ» федерального или регионального уровня. В заключение данного раздела представим в таблице 1 анализ STEP – факторов.
Таблица 1. Анализ STEP – факторов
Факторы |
Событие |
Возм. угрозы |
Вероятность (1 -5) |
Сила фактора (1-5) |
Влияние на организацию |
Программа действий |
Сезонность |
Уменьшение объемов заказов |
Угр. |
1 |
3 |
- |
Мероприятия по выходу на другие региональные рынки |
Технология |
Износ оборудования |
Угр. |
2 |
4 |
- |
Закупка оборудования |
Инфляция |
Рост цен на сырье, топливо |
угр |
4 |
4 |
- |
Внедрение новых ресурсосберегающих технологий |
Государственная деятельность |
Увеличение финансирование дорожных программ |
Возм. |
5 |
5 |
+ |
PR, паблисити |
1.2 Анализ товаров (услуг), выводимых на рынок.
Основной услугой выводимой на рынок ОАО «МовДорСтрой» является строительство дорог высоких технологических категорий федерального, регионального и местного значения с асфальтобетонным покрытием. Предприятие дорожного строительства "МовДорСтрой" производит работы по асфальтировке (Москва и Московская область) дорожного покрытия любой степени сложности.
Технологический процесс строительства дорог в ОАО «МовДорСтрой» включает в себя следующие элементы:
Себестоимость строительства дорог в ОАО «МовДорСтрой» равна 290 руб. за метр квадратный дорожного полотна.
1.3 Анализ условий конкуренции
Основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, являются высокий уровень налогов, нехватка и изношенность строительных машин и механизмов, высокая стоимость материалов и конструкций, конкуренция со стороны других строительных фирм, недостаток заказов на работы, недостаток квалифицированных рабочих.
Основным фактором конкуренции на рынке услуг по дорожному строительству является стоимость оказываемых услуг. Предприятия с более эффективной техникой в состоянии освоить больший фронт работ и поэтому, предпочтительны для заказчиков - государственных федеральных и региональных служб. Качество выполняемых работ и оперативность их оказания также играют важное значение. Для заказчиков из числа государственных и муниципальных структур показатель стоимости является своего рода граничным условием, т.к. в связи с бюджетным финансированием этими организациями могут быть оплачены работы только по государственным расценкам. Фактор стоимости имеет существенное значение и для потребителей негосударственного сектора.
Необходимо отметить, что хотя на рынке в целом существует достаточно высокая конкуренция в области оказания услуг по строительству дорог, возникающая в связи с ограниченностью средств на финансирование дорожных работ из федерального и региональных бюджетов, уровень ее по отдельным секторам рынка различен.
Конкурентная ситуация
на рынке услуг по дорожному ремонту
характеризуется с одной
В Москве и области ведущими организациями по строительству дорог являются следующие: ООО «Дормост», «Новые транспортные технологии», финансово-промышленная группа, «Мособлдорремстрой», «АБ центр», «Стройинвест», ОАО «МовДорСтрой». Рынок по строительству дорог Москвы и области поделен между основными строительными компаниями, по мнению экспертов, следующим образом, представленным на рисунке 1.
В состав экспертной группы вошли представители заказчика дорожного строительства, сотрудники сбыта и руководство ОАО «МовДорСтрой». Вопросы, задаваемые строителям дорог, приведены в приложение 1.