Социальная стратификация потребителей цветных телевизоров

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – дать определение социальной стратификации потребителей, рассмотреть особенности принятия решений о покупке различных социальных классов, выделить основные подходы в измерении статуса, а также с помощью анкетирования исследовать потребителей цветных телевизоров, проанализировать их предпочтения и социальную стратификацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
1 Понятие социальной стратификации…………………………………………
1.1 Социальное положение и маркетинг………………………………………
1.2 Статусная позиция и роль………………………………………………….
1.3 Сегментация рынка. Особенности решений о покупке различных социальных классов………………………………………………………………
2 Измерение социального статуса………………………………………………
2.1 Основные подходы в измерении статуса. Сегментирование потребителей……………………………………………………………………….
2.2 Социальная структура Республики Беларусь……………………………..
2.3 Социальная стратификация и маркетинговая стратегия……...................
3 Исследование потребителей цветных телевизоров……………………….......
3.1 Основные показатели динамики продаж цветных телевизоров 2009 -2010 гг.………………………………………………………………………………
3.2 Анализ предпочтений белорусского общества при покупке цветных телевизоров………………………............................................................................
3.3 Социальная стратификация потребителей цветных телевизоров……….
Заключение……………………………………………………………………….....
Приложение А………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовой.docx

— 182.81 Кб (Скачать)

     Значение  показателя статусных характеристик  Warner:

     (ISC score) = (Занятие * 4) + (Источник дохода * 3) + (Район обитания * 2) 

Таблица 2.2 – Система классификации

Система классификации
Социальный  класс Спектр баллов Размер группы населения
Высший  высший 12-17 1,4 %
Низший  высший 18-24 1,6 %
Высший  средний 25-37 10,2 %
Низший  средний 38-50 28,8 %
Высший  низший 51-62 33,0 %
Низший  низший 63-84 25,0 %

     Для коммерческих исследований потребителей используется компьютеризованный показатель статуса Coleman (colman's computerized status index), разработанный компанией Social Research, Inc. в 1983 г.

     Оценивая  социальный статус потребителя, следует  помнить, что он не статичен. Социальная структура общества меняется вместе с изменениями социальной среды. Динамика социального статуса может проецироваться на маркетинг отношений (relationship marketing). Это значит, в течение года сегодняшний покупатель с низким доходом может перейти в целевой сегмент с более высоким доходом. Так же и едва возникшая небольшая фирма через год-два может стать лидером в конкретном сегменте рынка. И наоборот, сегодняшний индустриальный монстр завтра превратится в банкрота. Поэтому для сохранения своего клиента в дальнейшем маркетолог должен учитывать не только его существующий, но и потенциальный статус.

     В эпоху глобализации и информатизации, конкуренции важнейшим средством социальной мобильности вверх становится образование в сочетании с формируемыми личностными качествами индивидуума. Значимость этих средств мобильности успешно используется в продвижении ряда продуктов.

     Выбор шкалы оценки социального статуса. Универсального измерителя социального  статуса не существует. Поэтому задача маркетолога состоит в выборе наиболее подходящего измерения  престижа, или статуса, или решения  конкретной проблемы. Например, для  исследования лидерства мнений важен  общий персональный статус, и здесь  наиболее подходящим будет адаптированный мультикритериальный показатель Coleman или Warner.

     Исследования  вкусов или интеллектуально ориентированных  видов деятельности, таких как  чтение журнала или «смотрение»  телевизора, должно учитывать  образование  как наиболее важное измерение. Для  исследований, фокусированных на проведении досуга, наиболее уместным измерением может быть занятие [1, стр.149-154]. 

     2.2 Социальная структура  Республики Беларусь

     Социальная  структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям, которые  характерны для  современных  развитых промышленных государств (возрастание  доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.).  Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры  нашего общества являются результатом  целенаправленной государственной  политики.

     Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране  является дальнейшее повышение уровня и качества жизни  населения.  Государство в своей  деятельности ориентировано, прежде всего,  на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения  жизни населения, на преодоление  малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.

     Главным  средством достижения поставленной цели является  усиление роли заработной платы как фактора повышения  эффективности экономики и обеспечения  роста реальных денежных доходов  населения [7]. Основными источниками формирования денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии), удельный вес которых в общей сумме денежных доходов населения в I квартале 2010 г. составил 78,1%. 

Таблица 2.3 – Структура денежных доходов населения Республики Беларусь

Денежные  доходы І квартал 2009 года І квартал 2010 года
млрд. руб. в % к итогу млрд. руб. в % к итогу
Оплата  труда 10977,8 56,2 12355,2 55,7
Трансферты  населению(пенсии, пособия, стипендии и другие трансферты населению) 4205,3 21,5 4973,5 22,4
Доходы  от собственности (% по депозитам, дивиденды и пр.) 535,0 2,7 677,2 3,1
Прочие  доходы (поступления от продажи продукции  с\х, доходы от предпринимательской деятельности и пр. 3822,1 19,6 4165,0 18,8
Итого 19540,2 100 22170,9 100

     Как видно из таблицы, доля заработной платы  и доля доходов от предпринимательской  деятельности  в структуре денежных доходов населения РБ в І квартале 2010 г. снизилась по сравнению с  аналогичным периодом в 2009 году, вместе с тем, удельный вес социальных трансфертов  в 2010 году увеличился с 21,5% до 22,4% соответственно[8].

     Социальная  политика в Республике Беларусь оказывает  непосредственное влияние на формирование социально-трудовых и социально-экономических  отношений, связана с типом социума  и рассматривается как одна из интегральных характеристик.

     Государственный выбор в пользу социально-ориентированной  рыночной экономики, наряду с очевидными преимуществами, порождает и ряд  проблем, главная из которых - проблема баланса социального и экономического компонентов, так как издержки, сопровождающие внедрение неэкономических ценностей, предполагают потерю экономической  эффективности производства. Создание социально-ориентированной рыночной экономики многоукладного типа связано, в частности, с уменьшением коэффициента дифференциации денежных доходов общества.

     Однако  в экономической практике поднятие денежных доходов бедных слоев населения  до уровня бюджета прожиточного минимума (БПМ) и создание определенных социальных гарантий для социально уязвимых слоев населения связывается  как с повышением ВВП и, соответственно, заработной платы, так и с перераспределением денежных доходов между обеспеченными и бедными слоями населения в пользу последних. Социальными последствиями этого, в целом, позитивного процесса являются: снижение трудовой мотивации в силу выравнивания оплаты труда разной природы и разного уровня квалификации (при общем низком уровне заработной платы) и уплощение профиля экономической стратификации общества.

     Экономическая стратификация - это разделение общества или общности на страты (слои) на основании  такого признака, который определяет различия в распределении их жизненных  возможностей и экономических преимуществ. В процессе анализа феномена экономической стратификации П.А. Сорокин выделяет два основных типа ее флуктуации (колебаний). К первому типу относится флуктуация экономического статуса социальной группы как единого целого, связанная с увеличением или уменьшением ее экономического благосостояния. Поднимается ли группа до более высокого экономического уровня или опускается - вопрос, который может быть решен на основе материалов статистических обследований домохозяйств и результатов социологических мониторингов. Ко второму типу относится флуктуация высоты и профиля экономической стратификации, связанная с изменением этих параметров внутри общества. С помощью государственной статистики здесь могут быть рассмотрены вопросы: в каком направлении развивается общество - в сторону повышения или снижения высоты экономической пирамиды, в сторону обострения или уплощения профиля этой пирамиды.

     Профиль стратификации показывает, какая  часть населения принадлежит  к низшему, среднему и высшему  слоям населения, и может принимать  различную конфигурацию. С профилем социальной стратификации во многом связана стабильность общества. Чрезмерное вытягивание этого профиля, т.е. увеличение социальной дистанции между полюсами дифференциации общества, ведет к  усилению социальной напряженности  в обществе, его дезорганизации, социальным потрясениям. Чрезмерное уплощение  профиля так же может иметь  негативные социальные последствия. Уравнение  в доходах, собственности, власти, статусных  позициях лишают индивида стимула к  действию и ведут к формированию экономического поведения, обращенного  на удовлетворение частных экономических  интересов [9].

     По  данным выборочного обследования домашних хозяйств, в 2009 году располагаемые ресурсы в расчете на домашнее хозяйство составили 1,6 млн. рублей в месяц и по сравнению с 2008 годом увеличились на 14% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 13%. В 2009 году располагаемые ресурсы в расчете на члена домашнего хозяйства составили 633,7 тыс. рублей в месяц, в домашних хозяйствах без детей – 706,2 тыс. рублей в месяц, в домашних хозяйствах с 1 ребенком – 597 тыс. рублей, с 2 детьми – 517,5 тыс. рублей, с 3 и более детьми – 351,6 тыс. рублей [10].

     В данной курсовой работе был использован  однокритериальный показатель оценки социального класса – доход. Социально-экономическая  стратификация белорусского общества  была рассмотрена с позиции  уровня среднедушевых располагаемых ресурсов согласно статистическим данным за І квартал 2010 года. На основании данной информации было выделено 6 социальных классов (страт): низший низший, высший низший, низший средний, высший средний, низший высший и высший высший класс (элита).

     В таблице 2.4 приведена социально-экономическая стратификация белорусского общества (распределение домашних хозяйств) по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов на І квартал 2010 года. 

Таблица 2.4 – Социально-экономическая стратификация Республики Беларусь, І квартал 2010 г., %

Социальный  класс (страта) Среднедушевые располагаемые ресурсы, тыс. руб. Процент домашних хозяйств, %
Низший  низший до 300,0 6,0
Высший  низший 300,1 – 600,0 46,9
Низший  средний 600,1 – 900,0 28,7
Высший  средний 900,1 – 1200,0 10,5
Низший  высший 1200,1 – 1700,0 5,5
Высший  высший более 1700,0 2,4
Итого   100

     Из  таблицы видно, что наибольший процент  домашних хозяйств (46,9%) занимают домашние хозяйства, в которых располагаемые  ресурсы на одного члена семьи  составляют от 300,1 до 600,0 тыс. руб. Этот класс называется «высший низший». Затем по процентному соотношению  идут низший средний и высший средний  классы. Средний класс в Республике Беларусь еще находится на стадии коренного развития. Увеличение числа людей среднего класса, наблюдается в моменты развития экономики, рынка.

     Изобразим данные в виде диаграммы на рисунке 2.1.  

Рис. 2.1 – Экономическая стратификация  домашних хозяйств Республики Беларусь по уровню среднедушевых располагаемых  ресурсов.

     Социально-ориентированная  рыночная экономика, как результат  государственной социальной политики, реально обеспечивает позитивный экономический процесс улучшения материального положения беднейших слоев населения и уменьшает долю этой страты в обществе. Но, по данным анализа, доля этих страт довольно-таки весомая, что требует значительных усилий со стороны государства по ее сокращению.

     2.3 Социальная стратификация  и маркетинговая  стратегия

     Потребительское поведение лишь отчасти определяется системой социальной стратификации. Тем  не менее социальная стратификация  может использоваться для разработки маркетинговой стратегии.

       
 
 
 
 
 

 
 
 
 

Рис. 2.2 – Использование социальной стратификации для разработки маркетинговой стратегии

     На  рис.2.2 показана последовательность шагов использования социальной стратификации для разработки маркетинговой стратегии.

       Первый шаг — выявление, какие аспекты потребительского процесса испытывают воздействие социального статуса. Для этого обычно проводится исследование, включающее измерители социального класса, ассоциированные с использованием продукта/марки, мотивацией покупки, выбора магазина, использования средств массовой информации и т.д.

     Использование продукта/марки часто широко варьирует  в спектре социальных страт. Доход, очевидно, ограничивает покупку дорогостоящих  продуктов. Образование часто влияет на потребление информационного  характера — книг, газет и журналов, телепрограмм. Занятие тесно связано  с привычками досуга.

Информация о работе Социальная стратификация потребителей цветных телевизоров