Автор: g*********@bk.ru, 25 Ноября 2011 в 13:45, курсовая работа
Переход экономики нашей страны к рыночным отношениям требует от руководителей предприятий и предпринимателей знания и применения в практической деятельности положений маркетинга. Отсюда следует большое значение курса “Маркетинг” в системе переподготовки и повышении квалификации руководителей и предпринимателей.
Основными задачами изучения курса “Маркетинг” является усвоение знаний, формирование умения и навыков выполнения маркетинговой деятельности.
В процессе изучения учебного материала курса “Маркетинг” следует объединить лекции с другими формами обучения. При этом лекции должны прежде всего дать теоретические положения, систематизировать их, показать методические подходы к их практическому применению.
Основные положения
Тема 1. Сущность, принципы, методы, процесс и система маркетинга
1.1 Сущность, понятие и причины происхождения маркетинга
1.2. Основные принципы и методы маркетинга.
1.3. Процесс маркетинга.
1.4. Виды маркетинга
1.5. Система маркетинга.
Тема 2. Товарная политика и рыночная стратегия предприятия, которая работает по концепции маркетинга.
2.1. Товар в маркетинге и его классификация
2.2. Потребительские свойства товара, которые используются в маркетинге.
2.3. Жизненный цикл товара.
2.4. Конкуренция и конкурентоспособность товара.
2.5. Формирование товарной политики и рыночной стратегии производства
Тема 3. Комплексный анализ и выбор товарных рынков. Сегментация рынка.
3.1. Необходимость и основные направления комплексного исследования рынка.
3.2. Изучение покупателей.
3.3. Сегментация рынка.
Тема 4. Цены и ценовая политика в маркетинге. Формирование спроса и стимулирование сбыта продукции.
4.1. Цена и ценовая политика в маркетинге.
4.2. Понятие о формировании спроса и стимулировании сбыта (ФОССТИС)
4.3. Перечень работ по формированию спроса.
4.4. Сущность системы сбыта товаров и услуг в процессе маркетинговой деятельности.
4.5. Способы стимулирования сбыто товаров и услуг.
Литература
Кроме того, факторами
сегментации могут быть: тип нервной
системы человека, вкусы, склонность,
наклонности к товарным
Сегментация -
важный и напряженный способ
маркетинга, но он должен внедряться
тогда, когда это нужно для
решения тех задач, которые
сегментация способна решить.
Имеется ряд условий, при которых возможна сегментация:
надо выделить
такую группу покупателей (
для групп покупателей должна быть информация;
эти группы должны быть доступными для каналов сбыта продукции;
информация о
группах покупателей должна
Тема 4. Цены и ценовая политика в маркетинге. Формирование спроса и стимулирование сбыта продукции.
4.1. Цена и ценовая
политика в маркетинге.
После товара цены и
ценовая политика - наиважнейшие элементы
маркетинговой деятельности производства.
Это связано с тем, что именно
от уровня цен на товары зависят
коммерческие результаты предприятия,
а выбранная им ценовая политика
оказывает тривиальное и
Итак, что же
такое цена и ценовая политика
в маркетинге? Как видно, цена
представляет собой денежное
выражение способности товара, но
со способностью никогда не
совпадает, так как на нее
влияют множество различных
Таким образом,
умение установить разумную, допустимую
для рынка цену - это, в какой-то
степени, решение ряда
Рассмотрим наиболее
типовые задачи, успешное решение
которых непосредственно
При установлении
цены товара перед выходом
его на рынок применяют,
1) ориентация на
затраты и заданную желанную
для продавца прибыль;
2) ориентация на
цены основного конкурента-
Первый метод
получил название затратного, другой
- административного. Затратный метод,
основанный на выборе информации о полных,
прямых, усредненных и граничных затратах,
определяет целевую норму прибыли. Однако,
затратные методы разработки цен, которые
вырабатываются предприятиями нашей страны
и западными фирмами, существенно различаются,
так как цены на товары в нашей стране
отличаются от цен, характерных для мировых
товарных рынков.
В связи с
этим предприятиям нашей
При установлении
цен, которые ориентируются на
конкуренцию и спрос,
ориентация на средние рыночные цены товара данного вида (общественные);
ориентация на ценового лидера, то есть фирму, которая занимает монопольное положение в обществе;
ориентация на
спрос, то есть при повышении
спроса цены увеличиваются, а
при падении - уменьшаются.
При выходе
нового товара на рынок в
маркетинге рассматриваются
- стратегия завышения
цен, которую называют методом
“снятия вершков”, ее учитывают
при выходе на рынок с
- стратегия понижения
цен, когда в данный момент
цена устанавливается даже
На второй стадии
- стадии роста объем продажи
товара быстро растет. Цены, конечно,
стабильные и удерживаются на
высоком, установленном ранее
уровне. Повышать цены небезопасно,
так как можно потерять
Третья фаза -
стадия зрелости. На этой стадии
получают основную массу
Четвертая фаза
- стадия спада. Здесь объем
продажи падает. В этом случае
необходимо снизить цену и
быстро распродать товар.
При установлении
цен маркетологу необходимо знать отдельныемоменты
и учитывать их в своей работе. Их сущность
заключается в следующем: при установлении
цен использовать линию цен. Например,
одна фирма установила цену на изделие
20 копеек, другая - 18 копеек. Разница в две
копейки, но психология людей такова, что
они обращают внимание на первую цифру.
При этом надо учитывать психологию восприятия
установленной цены покупателем. При установлении
цены можно также использовать тактику
нападающего лидера. Бывает, что товар
на последней стадии, объем продажи падает,
но он связан с другими товарами. Поэтому
фирма намеренно снижает цены на основной
товар, а на сопутствующие товары повышает,
рассчитывая на то, что это увеличит число
покупателей, после покупки товара они
будут вынуждены купить ряд других сопутствующих
товаров, цены на которые держатся на высоком
уровне.
При организации
продажи модных товаров
Необходимо знать
также зависимость между
4.2. Понятие о формировании
спроса и стимулировании сбыта
(ФОССТИС)
Маркетинг начинается там, где производство ориентируется на рынок, на спросы покупателей. Но это только одна его сторона. А с другой стороны, он сам оказывает активное влияние на рынок и покупателя. И это делается через функции ФОССТИС. Эти функции в сущности включают две подфункции: - влияние публику с целью заставить людей купить товар. Эта подфункция называется “формирование спроса”; - влияние на работников сбыта, на торговый персонал с целью заставить их активно и инициативно работать. Эта подфункция называется “стимулирование сбыта”. Естественно, что эти подфункции взаимно связаны, переплетаются, поэтому выделение их в какой-то мере условно.
4.3. Перечень работ
по формированию спроса.
К этой функции относятся следующие виды работ:
привлечение внимания людей к товарам;
активизация запросов человека;
формирование
у людей мотивов покупать
формирование
у покупателей лучшего
Все это осуществляется способами:
рекламой;
другими способами
ФОССТИС.
К способам рекламы
относятся: печатная реклама (каталоги,
буклеты, проспекты, листовки и т.д.); реклама
в прессе (объявления рекламного характера
в журналах, газетах и т.д.); фирменные издания;
адресные книги; телефонные справочники;
реклама в книгах; телереклама; радиореклама;
кинореклама; внешняя реклама (плакаты,
вывески, световая и т.д.).
К другим способам
формирования спроса относятся:
Мероприятия по
формированию спроса и, первым
делом, реклама, изменяются в
зависимости от многих
стадии жизненного цикла товара;
особенностей товара;
особенностей рынка.
4.4. Сущность системы
сбыта товаров и услуг в
процессе маркетинговой
Стимулирование сбыта - это совокупность беспосреднических влияний на покупателей, а также на торгово-промышленный персонал с целью привлечения первых к интенсификации покупок, а вторых - к более активной и инициативной работе. Эта подфункция реализуется путем следующих мероприятий:
торговые переговоры на уровне руководителей или торговых уполномоченных;
предложение услуг;
перераспределение
покупателей в процессе
консультации по товарам;
демонстрация
товаров, иногда
предложение товаров (фигуры из товаров);
внутримагазинная
реклама.
Объектами влияния в процессе стимулирования сбыта являются покупатели, посредники, оптовые и мелкие торговцы, сбытовой персонал, и, наконец, продавцы торговых залов; это также свой торгово-сбытовой персонал, все люди и организации, которые могут оказывать влияние на поведение покупателей и потребителей (члены семьи, друзья, соседи, родственники, знакомые), организации и эксперты, заключения которых влияют на сбыт продукции, способы информации.
4.5. Способы стимулирования
сбыто товаров и услуг.
В процессе стимулирования сбыта маркетологи могут использовать следующие способы:
охват промышленных предпринимателей (снижение цен при покупке большой партии товара, льготы в оплате и др.);
премии и подарки
представителям закупочных
заинтересованность торговых предпринимателей (понижение цен, премии, подарки);
организация приемов
для представителей
стимулирование
труда торговых работников (установление
подрядной или премиальной
охват массовых покупателей (рассылка первых экземпляров товара бесплатно; приложение бесплатных сувениров к основной покупке; снижение цен при покупке не одной вещи, а определенного количества; приложение марок или купонов к товарам; снижение цены или выдача безвозмездно некоторого количества товара при предъявлении определенного количества упаковок, наклеек и т.д.; конкурс покупателей - кто лучше знает наш товар; премии покупателям товаров на определенную сумму; разработка упаковок, которые можно использовать еще с какой-нибудь целью; гарантия возврата денег; лотерея купонов и т.д.);
использование
специальных методов торговли (самообслуживание,
доставка товаров на дом,