Сервисное обслуживание в торговле

Автор: Татьяна Серёгина, 27 Октября 2010 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Настоящая тема является особенно актуальной сегодня, когда современные компании сталкиваются в своей деятельности с жёсткой конкуренцией, которая в ближайшие годы только усилится. Для достижения успеха на современном рынке компаниям следует изучать «философию потребителя и маркетинга». Эта философия раскрывает социальное назначение сервисной деятельности в обществе и жизни людей, обосновывает тот вклад, который может быть сделан в этом направлении персоналом фирмы

Содержание

Введение
Глава 1. Развитие сервисного обслуживания в торговле
1.1. Понятие сервиса и его необходимость
1.2. Из истории сервиса
1.3. Услуги (характер, свойства, качество)
Глава 2. Основные принципы современного сервиса
2.1. Проблемы сервисного обслуживания
2.2. Тенденции развития современного сервиса
2.3. Сервисного обслуживания в России
Глава 3. Характеристика сервисного обслуживания покупателей в магазине «Телемакс»
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Сервисное обслуживание в торговле.docx

— 88.40 Кб (Скачать)

     На  практике, чтобы измерить качество услуги, поставщик должен определить, каким образом потребители воспринимают качество. На основании результатов  исследований можно сделать вывод, что покупатели оценивают качество услуги, сравнивая ожидаемый и  полученный результаты. Несовпадение между ними принято называть «разрывом  в качестве». Следовательно, основная задача руководителя, ответственного за качество услуги, заключается в  сужении этого разрыва. Кроме  того, на восприятие потребителей процесса оказания услуги влияет поведение других потребителей, а также наличие очереди и неодинаковое отношение ко времени ожидания в очередях.

     Какие же именно критерии отражают качество услуги? Одно из исследований помогло выявить десять ключевых критериев воспринимаемого качества услуги. Эти параметры представлены в таблице 2: степень доступности (насколько просто получить своевременный доступ к услуге); репутация компании (насколько компания заслуживает доверия); знания (действительно ли поставщик услуг понимает нужды клиента); надежность (насколько последовательна и надежна услуга); безопасность (не связано ли производство и потребление услуги с опасностью и риском); компетенция персонала (имеется ли у сотрудников необходимая квалификация и знания для предоставления услуги высокого качества); уровень коммуникации (насколько хорошо компания донесла до потребителя суть своей услуги); обходительность (насколько сотрудники вежливы, тактичны и внимательны к потребителям); реакция сотрудников (проявляют ли сотрудники желание и способность быстро предоставить услугу); осязаемые факторы (связан ли внешний вид сотрудников, физическая обстановка и другие осязаемые факторы с качеством предоставляемой услуги). Первые пять факторов связаны с качеством конечной услуги, а последние пять – с качеством процесса ее предоставления. Сосредоточив внимание на параметрах, важных для потребителей, компания сферы услуг может обеспечить наиболее полное удовлетворение покупательских ожиданий.11

Таблица 2.

Ключевые  критерии воспринимаемого  качества услуги

  

 
 

     Как правило, природа услуги является комплексной, сервисная деятельность представляет собой оказание не одной, а целого набора услуг, когда основная, профильная услуга часто дополняется сопутствующими услугами. В связи с этим на качество сервисной деятельности может оказать влияние низкое качество какого-либо одного элемента набора услуг. 

Глава 2. Основные принципы  современного  сервиса

2.1. Проблемы сервисного обслуживания

     В мире цивилизованного рынка существует ряд общепринятых норм, соблюдение которых предостерегает от ошибок.

     Обязательность  предложения. Фирмы, выпускающая изделия, которые требуют сервиса, и не предлагающая никаких его форм потребителю, в условиях рынка обречена на поражение в конкурентной борьбе.

     Необязательность  использования. Фирма не должна навязывать клиенту сервис: решение покупателя должно быть абсолютно свободным.

     Эластичность  сервиса. Пакет сервисных мероприятий фирмы может быть достаточно широк: от минимально необходимых до максимально целесообразных. При этом фирма должна быть готова проконсультировать покупателя, и это тоже форма сервиса.

     Удобство  сервиса. Грамотный маркетинг предлагает предоставление сервиса в таком месте, в такое время и в такой форме, которые устраивают покупателя.

     Техническая адекватность сервиса. Современные предприятия все в большей мере оснащаются новейшей техникой, резко усложняющей собственно технологию изготовления изделия. И если технический уровень оборудования и технологии сервиса не будет адекватен производственному, трудно, видимо, рассчитывать и на необходимое качество сервиса.

     Информационная  отдача сервиса.  Успешная деятельность фирмы предполагает максимально широкий сбор различных данных, которые может выдать служба сервиса о всех сторонах эксплуатации товаров, об оценках и мнениях клиентов, поведения и приемах сервиса конкурентов и т. д. А тот факт, что работники сервиса – не только источник ценнейшей технической, экономической, социальной и иной информации, но зачастую становятся авторами блестящих рыночных идей и оригинальных технических решений, отмечается почти во всех работах по маркетингу.

     Разумная  ценовая политика в сфере сервиса. Это, пожалуй, самый деликатный вопрос современного маркетинга, да и рыночной стратегии фирмы в целом. Мнения маркетологов по его решению довольно изменчивы. Скажем, еще в недалеком прошлом многие фирмы видели в сервисе мощный и, как им казалось, не очень заметный для потребителя источник дополнительной прибыли. Близорукость этой политики наглядно подтвердила рыночная политика. Сегодня идею ценообразования в области сервиса можно выразить так: сервис должен быть не столько источником дополнительной прибыли, сколько стимулом для приобретения товаров фирмы и инструментом укрепления доверия покупателей к ней.

     Гарантированное соответствие производства сервису. Добросовестно относящийся к потребителю производитель будет строго и жестко соразмерять свои производственные мощности с возможностями сервиса и никогда не поставит клиента в условия «обслужи себя сам». В условиях нормального рынка это был бы чисто самоубийственный шаг.12

     Заканчивая  разговор о принципах сервиса, вспомним о рыночной этике. Ведь фирма и  клиент в сервисе – партнеры, а очень многие вещи в этой области  трудно поддаются формальному контролю. И вряд ли можно даже при самой  современной технике и организации  уследить, все ли делает по инструкции владелец компьютера, и действительно  ли весь объем профилактических работ  осуществил настройщик фирмы. Здесь  помогает только этика, в основе которой  лежит честность по отношению  к партнеру.13

     Проблемы  сервиса достаточно типичны для любого сложного дела сегодня. Прежде всего – это кадры. Высококачественное обслуживание требует высококвалифицированных работников, и на подготовку этого персонала фирмы тратят значительные средства. Нужен особый тип работника – высококвалифицированного универсала с неординарными психологическими, личностными свойствами, ведь речь идет о постоянном контакте с потребителями. А анализ деятельности отечественных организаций сферы услуг показывает, что уровень подготовки персонала, качество предоставляемых в них услуг уступают общепринятым на Западе мировым стандартам. Российские образовательные стандарты подготовки специалистов сферы обслуживания также существенно отличаются от образовательных стандартов Америки и Европы.

     Далее – технология. Провозглашенный выше принцип адекватности требует разработки и внедрения особого типа технологии и оборудования для сервисных  центров. Особенность эта состоит  в том, что «затащить» в каждый центр робототехнический комплекс, мощную электронику, делавшие изделия  на заводе, -  вещь нереальная. А качество сервиса страдать от этого не должно: потребителя интересуют свои проблемы, а не наши. Отсюда необходимость  оригинальных технических решений, специально для технологии сервиса. Например, в США вообще рынок оборудования только для области автосервиса  определяется в 7 – 9 млрд. долларов в  год. Нетрудно представить, во что выливается эта цифра для всех сфер сервиса  и всех стран.

     И, наконец, проблема запчастей и их оптимальных запасов. Цель здесь  у всех одна: по возможности сократить  для фирм те средства, которые омертвлены в такого рода запасах. Эта проблема тесно связана с принципами организации  обслуживания («плановый ремонт», «ремонт  по состоянию», «обращение по отказу»), с качеством и долговечностью работы узлов и деталей, с возможностями  фирменного транспорта. Учитываются  при решении этого вопроса  и другие факторы, причем есть хорошо рассчитанные методы решения такого рода задач.

 

     

2.2. Тенденции  развития  современного сервиса

     Они выражаются в двух терминах: технологический  пакет и глобализация.

     Сервис  возник и развивался как реакция фирм-конкурентов на необходимость более полного удовлетворения нужд потребителя. Помочь потребителю уже после того, как товар куплен, значит продлить свои связи с ним до следующей покупки. Но феномен технологического пакета развивался параллельно, и его центральная идея состоит в максимизации удобств потребителя при использовании товара. Одно из этих удобств, причем во многих случаях основное, - обеспечение качественной, бесперебойной и высокоэффективной эксплуатации товара. Это задачи сервиса, и в этом качестве он органически входит в технологический пакет. Но, с другой стороны, многие элементы технологического пакета точно так же ориентированы на эффективность эксплуатации и, следовательно, входят в сервис.14

     Слияние двух этих подходов на новом витке  развития технологической культуры и рыночных возможностей породило феномен  глобализации, смысл которой можно  выразить так: «Вы говорите нам о  своей проблеме, а мы делаем все  остальное» (кстати, во многих случаях  уточняем и саму проблему). Вот в  этом подходе уже органически  слились товар, технологический  пакет, сбыт и сервис, комплексно решающие проблему потребителя. И вполне естественно, что «лизинг» стал своеобразной вершиной этого явления: покупатель получает только бесперебойное и эффективное  решение своей проблемы, нимало не заботясь о том, кто, как и с  помощью каких средств ее решает. Отсюда и возникает новая, совершенно оригинальная концепция функционирования и развития современной фирмы – «философия обслуживания», которая и впитала в себя лучшие достижения рыночной экономики во славу потребителя.

     Вот теперь мы полностью готовы понять венец всех усилий фирмы – конкурентоспособность  товара как интегральную оценку способности  фирмы следовать философии обслуживания.

     Практика  подтверждает:

  1. Вступив в ЕЭС,  Испания уделяет значительное внимание повышению качества своей продукции. В частности,  широко внедряется современное автоматическое оборудование в легкой промышленности. Испанские предприниматели в этой отрасли выразили готовность платить за это оборудование на 10% дороже, но при четких гарантиях продуцентов в отношении полноты послегарантийного обслуживания и помощи в обучении персонала.
  2. Тяжелое положение во французском автосервисе привело к резкому росту объемов самообслуживания. В связи с этим некоторые фирмы стали сдавать соответствующее оборудование в аренду автолюбителям.
  3. Знаменитая фирма «Комацу» очень осторожно использует электронику на ряде своих моделей. Причины объяснил один из руководителей службы маркетинга: техника «Комацу» поставляется в ряд регионов, где первое требование – простота ее обслуживания.
  4. Французская корпорация «Мультекс» успешно сбывает свои микроволновые печи в ФРГ, и недавно открыла сбытовой канал в Кельне. Интересно отметить, что в арсенале средств конкурентной борьбы фирмы – гарантии ремонта любой сложности в течение 48 часов и вне зависимости от причины поломки. Фирма имеет крупный сервисный центр и 14 региональных отделений обслуживания проданной техники.
  5. В Индии практически все обслуживание тракторов ведется хорошо оснащенной дилерской сетью.
  6. Осенью 1988 года в Тулузе создана фирма «Алиас», которая выполняет многие виды авторемонта либо по месту жительства клиента, либо по месту его работы (по его желанию) и делает все это в минимальные сроки.
  7. Процедуры сложного автоматического оборудования уделяют огромное внимание встраиваемым системам самодиагностики. Эти системы позволяют точно и быстро определить неисправность машины или прибора, но, конечно, удорожают их стоимость. Компания за самодиагностику ведется под девизом «Плати сейчас, чтобы не расплачиваться потом».
  8. Гарантии устранения любой неисправности техники в течение 72 часов в свое время позволили фирме «Катерпиллер трэктор» практически «закрыть» от японской «Комацу» американский рынок тяжелых строительных машин.

     Приведенные выше примеры подчеркивают важность и необходимость четко организованного  сервиса.

     В качестве еще одного пути развития сервиса можно назвать внедрение  инноваций в сферу услуг.

     Под инновацией – новым товаром или  услугой – понимается не просто новый способ удовлетворения потребностей потребителя, но такой новый способ, который обеспечивает возможность  получения дополнительного экономического или социального эффекта. В случае отсутствия такого эффекта, даже при  условии существенных качественных изменений в характеристиках  услуги, её можно определить, как  «вновь созданную». 

     Выделим основные типы инноваций в производстве услуг:

  • технические, связанные с внедрением новых видов техники, приспособлений, инструментов, а также технико-технологических приемов труда обслуживания. Наиболее заметная тенденция в современной сфере услуг связана с внедрением компьютерной техники, распространением информационно-технологических новшеств, облегчающих работу с клиентами и  в целом весь процесс сервисного производства.15
  • организационно- технологические, связанные с новыми видами услуг, более эффективными формами обслуживания и организационными нормами труда.
  • управленческие, ориентированные на совершенствование внутренних и внешних связей организации, использующие методы и формы менеджмента.
  • комплексные, охватывающие одновременно разные аспекты и стороны сервисной деятельности.
 

     Различают устаревшие и современные (или прогрессивные) формы обслуживания. Ниже рассмотрим ряд современных форм, используемых как в разных странах, так и  в нашей стране в основном в потребительском сервисе.16

     Абонементное  обслуживание связано с заключением между производителем и потребителем договора, согласно которому потребителю при условии внесения систематической небольшой платы предоставляется право на оперативное обслуживание, проведение плановых профилактических процедур и т.п. Данная форма обслуживания широко применяется при ремонте бытовой техники, услугах банно- прачечных предприятий, парикмахерских и др.

     Бесконтактное обслуживание предполагает следующие операции: предприятие сервиса устанавливает в подъездах домов или общежитий контейнеры-накопители. Заказчики складывают в контейнер белье для стирки или одежду для химчистки вместе с заполненной квитанцией. Чистое белье или одежда доставляется на дом заказчику в оговоренное время и взимается плата за услугу.

Информация о работе Сервисное обслуживание в торговле