Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:35, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать фармацевтический рынок Республики Казахстан и предложить рекомендаций и выявить перспективы его развития.
Исходя из цели, в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
– изучить теоретические аспекты фармацевтического рынка;
– охарактеризовать современное состояние фармацевтического рынка Республики Казахстан;
– дать общую характеристику АО «Химфарм»;
– выявить особенности сегментирования фармацевтического рынка
– определить пути позиционирования продукции на фармацевтическом рынке;
– выявить перспективы развития фармацевтического рынка Республики Казахстан;
– разработать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности АО «Химфарм».
Введение 3
1 1 Теоретические аспекты сегментирования рынка
1.1 Понятие, признаки и критерии сегментирования рынка 5
1.2 Позиционирование продукции на фармацевтическом рынке 8
2 2 Оценка и характеристика сегментирования фармацевтического рынка
2.1 Современное состояние отечественного фармацевтического рынка
2.2 Общая характеристика АО «Химфарм» и анализ его основных экономических показателей. 1
1
2.3 Особенности сегментирования фармацевтического рынка
2.4 Позиционирование продукции на фармацевтическом рынке 23
3 3 Перспективы развития фармацевтического рынка Республики Казахстан
3.1 Основные направления развития фармацевтического рынка
3.2 Совершенствование маркетинговой деятельности АО «Химфарм»
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
На сегодняшний день, совокупный рынок медикаментов в Казахстане насчитывает свыше 6000 наименований. В последнее десятилетие он рос как минимум на 10% в год и в 2009 году приблизился к $1 млрд. в денежном выражении. По итогам 2009 года производство фармацевтической продукции в РК составило $84,7 млн., объем импорта лекарственных средств - $817 млн., экспорт продукции – $17,8 млн.
Сейчас казахстанская фармацевтическая промышленность обеспечивает отечественное здравоохранение лекарственными средствами на 30% в натуральном выражении. В госпитальном секторе в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи этот показатель составляет 45%.
Производство лекарств развивается медленно, за пятнадцать лет доля отечественных производителей на рынке медпрепаратов в денежном выражении увеличилась с 3% до 10%. Основную часть продуктовых портфелей отечественных производителей составляют низкорентабельные дженериковые препараты. Поэтому наши фармацевтические производители получают невысокую прибыль и не могут выделять значительные средства на исследования и разработку новых оригинальных лекарственных препаратов.
Далее хочется рассмотреть объем производства фармацевтических препаратов (рисунок 1).
Рисунок – 1 объем производства фармацевтических препаратов
Как видно из рисунка с 2003 по 2007 год объем производства фармацевтических препаратов активно рос. Но в 2008 году рост снизился, что было связано с ухудшением финансового положения общества в целом. В 2009 году наблюдается резкий скачек и объем производства достиг 13 млрд. тенге. Объем производства фармацевтических препаратов на январь-август 2010 года достиг 11,5 млрд. тенге. Сейчас рост рынка замедлился, но фармацевтические компании прогнозируют восстановление прежних темпов.
Лидирующие позиции по производству лекарственных средств занимают АО «Химфарм», а также в ТОП – 5 казахстанских отечественных производителей входят «Глобал Фарма», «Кефар Кенес Фарма», Алматинская фармацевтическая фабрика «Нобел», «Зерде Фито». Совокупная их доля в 2010г. составила 72% отечественного производства.
Оптовую торговлю фармацевтическими товарами в Казахстане осуществляют около 1,5 тысячи предприятий. Это производителя, дистрибьюторы, комплексные компании. Чрезмерное число дистрибьюторов во многом обусловлено географическим положением страны, большой удаленностью городов и населенных пунктов, слабо развитой инфраструктурой. Согласно сведениям АМИ « Виортис», первая десятка дистрибьюторов, действующих на рынке Казахстана, контролирует 64% рынка. Суммарная доля тройки лидеров дистрибьюторского рынка составляет 34%. Принимая во внимание, что в развитых странах тройка лидеров, как правило, владеет 90% оптового рынка, уровень концентрации дистрибьюторов в Казахстане невысок.
Розничный рынок лекарственных средств страны в натуральном выражении увеличился на 19% и составил 344,471 млн. упаковок. В денежном выражении рынок страны вырос на 32% в тенге, и в долларах по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В оптовых ценах рынок достиг 556,203 млн. долл. (81,922 млрд. тенге), в розничных – 679,790 млн. долл. (100,124 млрд. тенге) (рис.1). Средняя розничная стоимость упаковки была равна 1,97 долл., тогда как годом ранее - 1,81 долл. По итогам девяти месяцев 2010г. уровень потребления лекарственных средств на душу населения составил 42,34 долл. (в аналогичном периоде 2009г. – 33,05 долл.).
Наиболее значительная доля
продаваемых в аптеках
По итогам девяти месяцев 2010г. четыре представителя ведущих производителей сохранили свои позиции неизменными. Это лидирующая тройка: нераспознанные компании, Novartis (+31% ) и Sanofi-Aventis (+34%), а также занимающая 6 место компания Berlin-Chemie (+22%). При этом лишь у одной компании среди них (Sanofi-Aventis) динамика немного опережала темпы роста рынка в целом.
В заключение хотелось бы отметить,
что розничный рынок Казахстана
по итогам первого полугодия 2010г. значительно
увеличился: на 31% в национальной валюте
и на 30% - в долларовом эквиваленте.
Его объем составил 679,790 млн. долл.
(100,123 млрд. тенге). В натуральных
показателях рынок также
2.2 Общая характеристика АО «Химфарм» и анализ
его основных экономических показателей
Завод имеет 6 основных цехов, специализирующихся на выпуске определенных лекарственных форм, и производящих:
–инъекционные растворы в ампулах шприцевого и вакуумного наполнения;
–стерильную рассыпку антибиотиков для инъекций во флаконах;
–таблетки, капсулы;
–бальзамы, настойки, сиропы, водные, масляные и спиртовые растворы;
–мази, гели, линиметы и суппозитории
–фармацевтические субстанции из растительного сырья и на основе химического синтеза.
Миссия компании: Здоровье – основа счастья любого человека. Используя лучшие технологии, лучшее сырье и лучших специалистов мы
производим эффективные, высококачественные лекарства по доступным ценам для укрепления здоровья людей и улучшения качества жизни, чтобы дать человеку возможность чувствовать себя лучше, делать больше, и жить дольше.
Технологии «Химфарм»:
Исследовательская лаборатория оснащена всеми технологическими новинками и по праву считается одной из лучших в Казахстане. Сегодня завод является лидером среди отечественных производителей лекарственных средств. «Химфарм» производит продукцию не только для внутреннего рынка, но и активно экспортирует её в страны дальнего и ближнего зарубежья. Доля предприятия в общем объеме фармацевтической продукции, производимой в Казахстане, составляет 55%.
В настоящее время завод производит более 200 наименований дженериковых и оригинальных лекарственных препаратов в форме капсул, таблеток, инъекционных растворов в ампулах, сиропов, настоек, масел, мазей, гелей, линиментов, суппозиторий, водных и спиртовых растворов 24 фармакологических групп.
Главное достижение компании заключено в том, что«Химфарм» перешел к научно обоснованной форме организации бизнеса. Прежде всего, это выражается в наличие четкой стратегии развития завода.
Производство: все стадии
производственного процесса проходят
автоматическое тестирование и сертифицируются
на микробиологическую чистоту. Качество
конечного продукта контролируется
в лаборатории компании, оснащенной
современным аналитическим
Высокое качество продукции завода обеспечивается благодаря:
–современному высокотехнологичному оборудованию производства фирмы IMA (Италия);
–строгой системе контроля на всех стадиях производства лекарственных препаратов в соответствии с международными стандартами;
–использованию лекарственных субстанций от европейских поставщиков;
Дженериковые препараты компании по своему составу и действию полностью соответствуют оригинальным лекарственным формам. По сравнению же с новыми лекарственными средствами, появляющимися на рынке, продукция под торговой маркой SANTO имеет преимущество в степени изученности клинико-лабораторных показателей. Совершенство методов тестирования, позволяет исключить малейшие отклонения состава и терапевтических свойств лекарственных препаратов от их оригиналов.
Высокими темпами идет увеличение объемов выпуска готовых лекарственных форм. Каждый год список выпускаемых лекарств пополняется новыми препаратами широкого и направленного терапевтического действия. Все это позволяет торговой марке SANTO исследовать, разрабатывать и производить безопасные, эффективные лекарства высокого качества по доступным ценам для улучшения качества жизни, чтобы дать человеку возможность делать больше, чувствовать себя лучше и жить дольше.
Маркетинг: компания демонстрирует стабильную экономическую позицию и рост в условиях жесткой рыночной конкуренции. Высокое качество лекарственных препаратов, доступные цены, постоянный контакт с фармацевтами, провизорами, лечащими врачами и непосредственно, покупателями, делают нас удобным партнером в фармацевтическом бизнесе.
Более 120 наименований входят в список основных жизненно важных лекарственных средств, определенных Минздравом Республики Казахстан, являющихся базовыми для оказания лекарственной помощи в рамках программ государственных гарантий по обеспечению населения бесплатной медицинской помощью.
В своей деятельности торговая марка SANTO придерживаемся условий производства, которые гарантируют качество, соответствующее самым передовым достижениям фармацевтической промышленности, самым жестким требования контрольных органов.
Основные акционеры SANTO по состоянию на 01 марта 2010 года (рисунок 2).
Рисунок 2– Акционеры SANTO по состоянию на 01 марта 2010 года
И так, 58,2% от уставного капитала принадлежит WESTGAIN LIMITED Великобритания;
28,6% от уставного капитала принадлежит COMBONILA INVESTMENTS LIMITED, Кипр, Неосторос 42, Каймаки;
10,48% от уставного капитала
находится в руках прочих
И 2,72% от уставного капитала в руках физических лиц.
Согласно финансовой отчетности по МСФО АО «Химфарм», чистая прибыль компании в январе-сентябре 2010 года составила 983,03 млн тенге, увеличившись в 3,1 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Доход от реализованной продукции и оказания услуг в отчетный период составил 6,1 млрд тенге, что на 35,6% больше, чем в январе-сентябре 2009 года, себестоимость реализованной продукции и оказанных услуг составила 3,5 млрд тенге, на 34,6% больше соответственно, валовая прибыль - 2,6 млрд тенге, на 36,8% больше. Прибыль до налогообложения составила 1,2 млрд тенге, что в 3 раза больше периода прошлого года.
Активы компании с начала года увеличились на 5,6%, составив 9,4 млрд тенге, обязательства снизились на 9,3% - до 3,9 млрд тенге. Уставный капитал не изменился - 1,6 млрд тенге, собственный капитал, увеличившись на 22,2%, составил 5,5 млрд тенге.
Напомним, что большая часть экспорта казахстанских лекарств приходится на АО «Химфарм» - в денежном эквиваленте в 2009 году объем экспорта компании составил около 55%. Компания ежегодно экспортирует более сотни наименований препаратов собственного производства.
Второе место принадлежит АФФ «Нобел» – 3% в упаковках, 26% в денежном выражении. В 2009 году из страны также вывозились препараты производства ТОО СП «Глобал Фарм», ТОО «Эйкос Фарм», ТОО «Даулет Фарм».
2.3 Особенности
сегментирования
Сегментация фармацевтического рынка может быть товарной и по группам потребителей. В фармацевтическом секторе используется три основных вида товарной сегментации:
|
–Сегментация рынка на основании данных компании IMS |
|
–Сегментация рынка по показаниям лекарственного препарата |
|
–Сегментация рынка по позиционированию лекарственного препарата на рынке –Сегментация по группам потребителей |
Сегментация рынка на основании данных компании IMS
IMS предоставляет данные по объему реализации лекарственных препаратов по терапевтическим группам. |
Эти данные обеспечивают хорошее представление о рынке, однако они дают слишком большую продуктовую (товарную) направленность этого представления.
Как и при анализе общего объема рынка, анализ сегмента рынка проводится как в денежном выражении, так и по количеству единиц продукции (упаковок). Иногда врач имеет возможность выбора лекарственных препаратов разных классов для лечения одного и того же заболевания. Лекарственные препараты этих классов конкурируют друг с другом, так как не существует единой схемы лечения гипертонической болезни для всех случаев.
Таким образом, фармацевтический рынок можно сегментировать:
|
– по терапевтическим классам (бета-адреноблокаторы) |
|
– по объединению терапевтических классов лекарственных препаратов, используемых для лечения одних и тех же симптомов или одних и тех же заболеваний; в этом случае лекарственные препараты из разных терапевтических классов конкурируют друг с другом. |
Основным недостатком сегментации рынка по терапевтическим классам является то, что подобная сегментация не учитывает особенности врачебной практики.
Сегментация рынка по показаниям лекарственного препарата основывается на конкретной группе симптомов или на лечении конкретного заболевания. Таким образом, оценивается количество рецептов, выписанных для лечения конкретного заболевания. Этот вид сегментации более реалистичен и в большей степени направлен на потребителя, так как врач связывает появление симптомов с конкретным заболеванием.
Информация о работе Сегментирование рынка (на материалах Республики Казахстан)