Рынок как объект маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 15:18, курсовая работа

Описание работы

Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое.

Содержание

Введение 3
Глава 1. РЫНОК КАК ОБЪЕКТ МАРКЕТИНГА
1.1 Определение понятия рынка, рыночная ниша, маркетинговые исследования рынка, конкуренция. 5
1.2 Этапы становления и развития рынка сотовой связи в России. 17
Глава 2. МАРКЕТИНКОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА предприятия ОАО «Ростелеком»
2.1 История развития компании ОАО «Ростелеком» 20
2.2 Анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия 22
2.3 Программа инновационного развития ОАО «Ростелеком» 30
Глава 3. Основные направления эффективного проведения маркетинговой деятельности оао Ростелеком
3.1 Направления по увеличению эффективности проведения общей маркетинговой деятельности 35
3.2 Расчет эффективности рекламной компании в Интернете 37
Заключение 42
Список использованных источников 45

Работа содержит 1 файл

рынок как объект маркетинга.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

§ организационная структура фирмы, состояние концентрации, комбинирования и специализации производства и сбыта, государственно монополистическое регулирование производственной и коммерческой деятельности;

§ соотношение спроса и предложения на рынке, включая степень использования производственных ресурсов, уровень товарных запасов и размер ,,портфеля" заказов на выпускаемую продукцию;

§ коммерческие условия реализации продукции.  

 
  После разделения рынка предприятия  на отдельные сегменты необходимо оценить  степень их привлекательности (выгодности для предприятия) и решить, на сколько  сегментов должно ориентироваться  предприятие, иначе говоря, выбрать  целевые сегменты рынка (целевой рынок предприятия) и выработать стратегию маркетинга. 
  Цели предприятия могут быть заданы как количественные, так и качественные. Они могут касаться ввода новых товаров или проникновения известных товаров на новые сегменты рынка. При этом сегмент должен иметь достаточный потенциал спроса, чтобы быть выбранным в качестве целевого сегмента. Кроме того, целевые сегменты должны быть стабильными, позволяющими достаточно долгое время осуществлять выработанную стратегию маркетинга. 
Выбор целевого рынка (вопрос охвата рынка) можно решить одним из следующих способов: 
 Массовый маркетинг. Тактика массового маркетинга ориентируется на достаточно широкий потребительский рынок и предполагает выпуск одного или нескольких видов товара на весь рынок, обеспечивая ему средствами маркетинга привлекательность в глазах всех групп потребителей. Такую стратегию относят к стратегии больших продаж, как правило, применяемой крупными компаниями. Главная цель массового маркетинга - максимизировать сбыт, т. е. продать как можно больше продукции одного вида. Для удачного массового маркетинга необходимо, чтобы большинство покупателей испытывали потребность в одинаковых свойствах товара или услуг. Используются методы массового распределения и массовой рекламы, один общепринятый диапазон цен, единая программа маркетинга, ориентированная на возможно различные группы потребителей. Массовое проникновение на большое число условных сегментов связано с широким захватом всего рынка и требует значительных затрат ресурсов. По мере насыщения рынка, роста конкуренции такой подход к освоению и завоеванию рынка, как правило, становится менее продуктивным. Иначе такой маркетинг называют еще недифференцированным. 
 Концентрированный маркетинг. Стратегия концентрированного маркетинга предполагает концентрацию усилий и ресурсов производителя на одном сегменте рынка, с одной специфической группой потребителей, обеспечивая себе сильную рыночную позицию на обслуживаемом сегменте, что особенно привлекательно для молодых и вновь создаваемых небольших фирм. Предприятие концентрирует усилия и ресурсы там, где оно имеет возможность использовать свои преимущества, обеспечивая экономию на специализации производства и прочную рыночную позицию за счет высокой степени уникальности и индивидуальности в удовлетворении потребностей. Эта стратегия позволяет предприятию максимизировать прибыль на единицу продукции, с небольшими ресурсами конкурировать с крупными предприятиями на специализированных рынках, обеспечивает рыночную позицию в выбранных сегментах. Маркетинговая стратегия предприятия должна опираться на исключительный характер своей продукции (например, экзотические, престижные товары, рассчитанные на богатых потребителей, специальная экипировка для спортсменов, туристов и т. п.). Но и здесь опасно влияние конкурентов и значителен риск потерь. Поэтому надежнее все же работать на нескольких рыночных сегментах, которые образуют целевой рынок данной фирмы.

Дифференцированный  маркетинг. Стратегия дифференцированного  маркетинга заключается в охвате нескольких сегментов и выпуске для каждого из них своего товара или его разновидности. Охват нескольких сегментов рынка предполагает подготовку различных планов маркетинга для каждого сегмента и требует значительных ресурсов и возможностей предприятия для производства и маркетинга широкого ассортимента продукции разных марок или товаров. Дифференцированный маркетинг, так же как и концентрированный, позволяет максимизировать сбыт. 
В некоторых случаях эти стратегии маркетинга применяются в комбинации друг с другом, когда предприятие начинает выходить на неразработанные потребительские сегменты (например, переход с выпуска универсального шампуня (массовый маркетинг) на выпуск специальных шампуней для различных типов волос, для детей, для женщин старше 40 лет и т. п.). Или, наоборот, прочно утвердившись на одном сегменте, предприятие расширяет свою деятельность, осваивая новый сегмент (дифференцированный маркетинг). 
 Коммерческий успех предприятия предопределяется не  только нахождением своего целевого рынка, но и удачным поиском на нем незанятого или не полностью занятого места (рыночной ниши). 
Рыночная ниша - ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявить свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами и обеспечить себе господствующее и стабильное положение. 
Если сегмент рынка обычно выделяется в пределах одной отрасли, то ниша может охватывать продукцию сразу нескольких отраслей. Как правило, рыночная ниша находится на стыке между разными рыночными сегментами. 
 Если фирма выпускает компьютеры определенной модели и реализует их через собственную сбытовую сеть, то она работает на определенном сегменте рынка. 
 Если же эта фирма, кроме того, занимается сбытом уникального программного обеспечения (собственного или других фирм), которое можно эффективно использовать на производимом компьютере, то фирма работает  в рыночной нише (именно по программному обеспечению). 
 Емкость ниши, как правило, меньше емкости целевого сегмента и в ней, обычно, не бывает конкурентов, поскольку, как правило, производство или торговля осуществляются монопольно. Это могут быть и технические новинки и нововведения в формах обслуживания покупателей, в упаковке, сервисе. Рыночные ниши могут быть вертикальными и горизонтальными. 
 Маркетинг, ориентированный на вертикальную нишу, заключается в удовлетворении разных групп потребителей данным товаром или группой схожих товаров. Примером может служить компьютерный бизнес - компьютеры, так называемой “желтой сборки”, собираются из деталей, поставляемых ведущими компьютерными компаниями мира в страны Юго-Восточной Азии. 
 Маркетинг, ориентированный на поиск горизонтальной ниши, заключается в удовлетворении потребителя товарами, в которых он испытывает нужду. Это предполагает расширение ассортимента товаров, предлагаемых изготовителем, или набора услуг для потребителя независимо от того, существует ли между этими товарами или услугами тесная связь. 
Открытая фирмой ниша на рынке, как правило, со временем превращается в новый рынок для массового производства или оказания услуг. Однако, для этого у фирмы должны выработаться черты солидного производителя, накопиться соответствующие ресурсы и опыт. 
 Нередко, в процессе сегментации рынка, обнаруживаются отдельные части рынка, которыми производители по тем или иным причинам пренебрегают, в результате чего потребители этих сегментов не в состоянии удовлетворять полностью свои желания и предпочтения. Примером могут служить товары для определенных категорий потребителей - пенсионеров, подростков и т. п. Подобную ситуацию называют “рыночное окно”. Таким образом, рыночное окно - это сегмент рынка, которым пренебрегли производители соответствующей продукции, это неудовлетворенные потребности потребителей. 
 Две концепции - целевой рынок и позиция на рынке - являются основными и взаимосвязанными принципами маркетинга. Если целевой рынок - это круг потребителей, которых предприятие имеет или намерено иметь, то позиция на рынке - это образ, который предприятие создает себе на данном целевом рынке своей продукцией или услугами. Занять определенную позицию на рынке - значит найти способ заявить о себе, рассказать об услугах и продукции предприятия целевой группе, для которой Вы хотите работать. 
 Поэтому, после определения целевого сегмента рынка предприятие должно, в первую очередь, изучить свойства и образ продуктов конкурентов и оценить положение своего товара на рынке. Изучив позиции конкурентов, предприятие принимает решение о позиционировании своего товара, то есть, об обеспечении конкурентоспособного положения товара на рынке.

 

 

1.2 Этапы становления  и развития рынка сотовой связи  в России.

 

Известно, что 9 сентября 1991 в Санкт-Петербурге был совершен первый телефонный звонок с сотового телефона на территории России. Трубку держал в руках тогда еще действующий мэр города Анатолий Собчак. Это событие ознаменовало переход России в новую эру мобильной связи.

В то  время аппараты стандарта NMT 450 были громоздкими (отдельные  виды достигали массы пяти килограмм) да и абонентская база у единственного оператора «Дельта Телеком» не превышала двух тысяч человек. Стоимость телефонных аппаратов составляла две тысячи долларов, при подключении взималась сумма в размере  двух тысячи долларов. Минута разговора оценивалась одним долларом - так что пользовались удовольствием только избранные…

Прошло более пятнадцати лет, рынок мобильной связи сильно преобразился. Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам  одни из самых современных видов  сотовой связи. Компании  ведут  отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое. Мобильный телефон стал уже не роскошью, а обыденной вещью как часы или бумажник.

Надо сказать, что по началу рынок мобильной связи  в России развивался очень вяло. Несколько операторов работало в  только в центральной части (Москва и Санкт-Петербург). В регионах операторы начали появляться где-то только в 1993-1994 гг., да и преобладали тогда стандарты NMT-450 (Московская сотовая, «Сотел») и AMPS («Ростелеком»). Спрос на услуги сотовой связи концентрировался вокруг немногочисленных крупных административных и промышленных центров. Таким образом, лицензия национального оператора с полным покрытием отечественных просторов была  просто никому не нужна.

Ситуация начала изменять только 1996-1997гг., когда крупные столичные  операторы начали скупать акции  местных предприятий, занимающихся предоставлением услуг сотовой связи. Появились и «федеральные» бренды, такие, как, например, «Сотел» или «Юнисел», под которыми стали работать аффинированные сотовые компании в разных регионах. Но эти торговые марки использовались исключительно в рекламных целях, не меняя сути предоставляемых услуг.

Переломным в процессе глобализации рынка можно считать 2000г. В немалой степени этому  способствовала смена руководства  Минсвязи летом 1999г. Новый министр  связи и информации Леонид Рейман пришел на этот пост непосредственно с должности первого заместителя ПТС и члена совета директоров холдинга «Телекоминвест». Назначенный министр, ранее работающий в сфере   бизнеса,  был отлично осведомлен об экономическом положении и в бывшем государственном предприятии «Электросвязь», и в новых компаниях, работающих на сотовом рынке.

В первую очередь, Леонид Рейман откорректировал нормативную  базу отрасли, в числе прочего, отменив  обязательное приобретение владельцами  мобильных телефонов документа, разрешающего его использование. Инициировал укрупнение региональных предприятий, поставив во главе холдинга «Связьинвест», владеющего более чем 80% российской телекоммуникационной инфраструктуры, своего бывшего начальника, главу ПТС Валерия Яшина. И, наконец, представил в правительстве внятную концепцию развития рынка телекоммуникационных услуг в РФ.

Этот документ содержит информацию в том числе и о  построении 3G (сетей мобильной связи  третьего поколения) до 2010 года. Лицензии на предоставление услуг 3G , в соответствии с мировой практикой, выдаются на всю территорию России.[4]

2011г. большая тройка  операторов и Ростелеком выиграла  бренд на построение сетей  4 поколения. Полное развёртка  этих сетей должно быть окончено  в 2019г.

Развитие сотовой связи  в России отражало мировые тенденции: в 2000 - 2001 гг. В стране происходил бум сотовой связи – за полтора года количество абонентов удвоилось и по состоянию на конец года составляло 7 млн. человек.

К концу 2001г. российский рынок мобильной связи стал вторым по величине среди стран Центральной и Восточной Европы. По абсолютной численности абонентов в Центральной и Восточной Европе первое место занимает Польша (9 млн. абонентов на август 2001г.). В 2006г. количество пользователей мобильной связи в России достигло порядка 140 млн. человек.

По данным исследовательской  компании AC&M Consulting, на конец сентября 2012г на 100 жителей РФ приходилось 160,9 активных sim-карт против 159,3 в предыдущем квартале.

Подводя итог всему  вышесказанному рынком называют сферу  обмена, представляющий собой особую экономическую категорию. Предприятию необходимо очень тщательно изучить рынке, чтобы  впоследствии принять правильное решение по выбору рыночной ниши. Сотовая связь — это услуга которая быстро набрала популярность и превратилась в динамически развивающийся сегмент рынка. [8],[2] 

 

             Глава 2. МАРКЕТИНКОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА предприятия ОАО «Ростелеком»

 

2.1 Этапы развития  компании ОАО «Ростелеком»

 

До 1990 года ответственность  за оказание услуг связи лежала на Министерстве связи СССР. 26 июня 1990 года Министерством связи СССР было создано государственное акционерное общество «Совтелеком», которому были переданы права на эксплуатацию сети электросвязи СССР.

17 декабря 1991 года был подписан учредительный договор о создании на базе «Совтелекома» международного акционерного общества «Интертелеком».

30 декабря 1992 года распоряжением  Госкомимущества России создано  государственное предприятие «Ростелеком», в состав которого вошли 20 государственных  предприятий междугородной и  международной связи, а также имущество связи «Интертелекома».

27 августа 1993 года государственное  предприятие связи «Ростелеком»  было преобразовано в акционерное  общество открытого типа междугородной  и международной электрической  связи «Ростелеком». Общество зарегистрировано 23 сентября 1993 года.

В 1994 году «Ростелеком» получил  лицензию на предоставление услуг междугородной  и международной связи. В этом же году «Ростелеком» включен в состав холдинга «Связьинвест».

18 октября 2006 года «Ростелеком»  получил сертификат качества своей IP-MPLS сети и стал магистральным Интернет-провайдером.

В декабре 2006 года «Ростелеком» и телекоммуникационная компания Японии KDDI в рамках проекта «Транзит Европа — Азия» подписали соглашение о строительстве линии Находка — Наоэцу общей пропускной способностью в 640 Гбит/с вместо прежних 560 Мбит/с.

В 2000 году к «Ростелекому»  присоединено ОАО «Междугородный и  международный телефон» (ныне Столичный  филиал «Ростелекома»).

В июне 2006 года «Ростелеком» приобрёл оператора IP-телефонии «Зебра Телеком» у компании Starford Investment, зарегистрированной на Кипре.

В конце августа 2008 года «Ростелеком» приобрел 68,41 % голосующих акций Интернет-провайдера РТКомм.РУ, увеличив свою долю до 99,5 %.

4 февраля 2011 года «Ростелеком», ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Северо-Западный Телеком» закрыли сделку по приобретению 71,8 % акций ОАО «Национальные телекоммуникации», владеющего «НКС». 21,8 % акций приобрел «Ростелеком», по 25 % акций — ОАО «Уралсвязьинформ» и ОАО «Северо-Западный Телеком».

В июне 2011 года «Ростелеком» приобрёл 39,87 % акций ОАО «Башинформсвязь».

В начале августа 2011 года стало известно о подготовке сделки по продаже компанией «СМАРТС» 49 % акций «Оренбург-GSM» и 50 % акций «Волгоград-GSM» «Ростелекому». Сделка уже получила одобрения совета директоров «Ростелекома» и Федеральной антимонопольной службы.

1 сентября 2011 года Ростелеком  закрыл сделку по приобретению  акций «Волгоград-GSM», увеличив  свою долю владения до 100 %.

2 сентября 2011 года также  стало известно о приобретении 49 % Оренбург-GSM.

В марте 2012 года «Ростелеком» завершил консолидацию 100 % акций «Национальных телекоммуникаций».

В июле 2012 года «Ростелеком» консолидировал 100 % акций российского оператора сотовой связи SkyLink.[10]

Информация о работе Рынок как объект маркетинга