Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы охарактеризовать и проанализировать проблемы несовершенного рынка и роль в нем рекламы.
Задачи курсовой работы:
-дать характеристику конкурентоспособности;
-проанализировать несовершенство конкуренции;
-определить роль рекламы в несовершенной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие, виды и функции конкуренции 4
1.1. Понятия и условия возникновения конкуренции 4
1.2.Функции конкуренции 7
1.3.Виды конкуренции 9
2. Анализ несовершенной конкуренции, монополия 11
2.1. Характерные черты рынка монополистической конкуренции 11
2.2. Монополия и монопольная власть 22
2.3. Государственное регулирование монополии 26
3.Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции 31
3.1. Монополистическая конкуренция 31
3.2. Роль рекламы на рынках монополистической конкуренции
и оценка ее возможных последствий 37
3.3. Роль рекламы в современном обществе 39
4. Пути совершенствования. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Основными способами государственного
регулирования монополии
В условиях совершенной конкуренции установление государством максимальной цены способствует сокращению выпуска и дефициту (рис.5). Величина дефицита равна qD — qS.
В условиях монополии государство считает свободную монопольную цену (Рm) слишком высокой, а потому вынуждает монополию продавать свою продукцию не дороже, чем по государственной цене (Рq). Обычно такая цена является фиксированной, т.е. не меняется по мере роста продаж. В результате кривая предельного дохода монополии (MR) становится горизонтальной на уровне государственной цены вплоть до пересечения с кривой спроса.
Чтобы максимизировать прибыль, монополия как всегда выбирает выпуск qg, соответствующий точке пересечения кривых предельного дохода и предельных затрат (рис.6). Установление государством пониженной цены Рg ведет не к сокращению, а увеличению монопольного выпуска c qm до qg. Дефицит (qd — qg) все равно возникает, если спрос при государственной цене выше предложения, т.е. qd > qg.
Особое значение во всем мире
придается регулированию
3.Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции
Чистая конкуренция и чистая монополия, которые мы рассмотрели, являются чаще всего исключениями из правил, а на рынке, как правило, существует монополистическая конкуренция или олигополия. Монополистическая конкуренция - это смешение конкуренции с некоторой долей монопольной власти, которое наблюдается, когда на рынке конкурируют множество продавцов дифференцированного продукта.
Рассмотрим признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию.
1. Так как производителей
много и все они выпускают
дифференцированные товары, каждая
фирма обладает очень
2. Так как фирм-производителей много, то тайный сговор между ними практически невозможен, хотя вероятность его теоретически остается.
3. Каждая фирма, являясь
полностью самостоятельной,
4. Дифференциация продукта
является одним из основных
признаков монополистической
Прежде всего, конечно, дифференциация
идет по качеству. Одни и те же потребности
можно удовлетворить
Одни и те же товары могут
продаваться в различной
5. Все перечисленные условия
дифференциации товаров
6. И последний признак
- относительно большая
Степень эластичности спроса в условиях монополистической конкуренции зависит от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация, тем больше эластичность кривой спроса для каждого продавца.
В краткосрочном периоде фирма, работающая в условиях монополистической конкуренции, может как получить прибыль, так и понести убытки. Как правило, прибыльное производство какого-либо товара привлекает новых производителей, предложение данного товара увеличивается, соответственно, уменьшаются цены, уменьшается или вообще исчезает прибыль, и наоборот.
В долгосрочном периоде фирма
в монополистической
Кроме того, необходимо помнить, что существуют ограничивающие конкуренцию факторы, так как это не просто конкуренция, а монополистическая конкуренция. Что можно отнести к таким факторам?
Во-первых, некоторые фирмы выпускают такой продукт, который сложно воспроизвести. Или они расположены в выгодном месте по отношению к покупателю, могут работать круглосуточно и, таким образом, постоянно иметь покупателей. Или, наконец, у них есть патент на производство данного вида продукции. Все это обеспечит фирме устойчивую прибыль.
Во-вторых, для вступления новых фирм в отрасль могут существовать финансовые барьеры в виде крупных начальных капиталов, покупки патентов и др.
В-третьих, постоянно идет дифференциация прибыли, так как различны размещение производителя по отношению к покупателю, сфера торговли, дифференциация товара у разных производителей.
Мы знаем, что для достижения эффективного функционирования фирмы необходимо тройное равенство: цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек означает, что ресурсы распределены эффективно, равенство цены и средних издержек характеризует эффективность производства. Это означает, что потребители получат максимум продукта по самой низкой цене, которая возможна.
В условиях монополистической
конкуренции не достигается ни эффективного
использования ресурсов, ни возможной
производственной эффективности. Монополия
всегда вызывает недоиспользование
производственных мощностей и ресурсов
для производства данного товара.
Цена товара, как правило, больше предельных
издержек. Это означает, что общество
оценивает товар выше, чем он того
стоит, чем затраты на его производство,
а производители-монополисты
Следовательно, потребитель
в данных условиях недополучает какое-то
количество продукции и постоянно
переплачивает за этот продукт из-за
высоких цен. Не полностью загруженные
мощности предприятия, и потребители,
наказанные за это высокими ценами,
все вместе составляет издержки монополистической
конкуренции. Но нужно иметь в
виду, что на практике отличия в
прибыли и издержках
Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании.
Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.
Помимо дифференциации выпускаемой
продукции на данном этапе фирмы
ведут работу по постоянному совершенствованию
выпускаемой продукции и
Фирма может достичь преимущества на рынке не только за счет совершенствования продукта и повышения его качества, но и за счет хорошо поставленной рекламы.
Реклама всегда должна приспосабливать
потребительский спрос к
В общественном производстве реклама выполняет своеобразные функции:
1) предоставляет информацию
потребителю. Данная
2) поддерживает все отрасли
национальной системы связи.
3) стимулирует изменения
в продукте. Информация о новых
видах продукции толкает
4) способствует повышению эффективности производства, так как удачно разрекламированный продукт начинает пользоваться большим спросом, и производитель расширяет производство, получает больший доход, большую прибыль;
5) поддерживает конкуренцию,
так как посредством нее
6) способствует более
полной занятости, стимулируя
высокие уровни
Но помимо той положительной
роли, которую реклама играет в
обществе, считается, что она оказывает
на него и отрицательное влияние.
Считают, что искажены цели рекламы
- вместо того, чтобы просто информировать
потребителя, реклама навязчиво
убеждает его, что купить нужно именно
этот товар, и никакой другой. Расходы
на рекламу не участвуют в создании
продукта, не увеличивают объемы производства,
т. е. эти расходы непроизводительны.
Увеличение расходов на рекламу отвлекает
средства от их производительного
Активное использование рекламы способствует сохранению и росту монополий. К негативным последствиям относят и то, что обилие рекламы на улицах наносит ощутимый вред эстетическому облику городов, мешает воспринимать их особенности и красоту, может отрицательно влиять на психику человека.
Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что существование монополистической конкуренции оправдано только в отраслях, где возможна конкуренция небольших фирм с более крупными, а положительный эффект масштаба от укрупнения относительно невелик. Поэтому этот вид конкуренции, как правило, господствует на рынках, торгующих предметами потребления для населения.
На рынке монополистической конкуренции велика роль рекламы как одного из способов решения такой проблемы и причины фиаско рынка, как асимметричность рыночной информации.
В результате в добавление к издержкам, связанным с избыточной мощностью, существуют также издержки, которые несут фирмы тогда, когда они стремиться убедить потребителя в том, что их товары отличаются от товаров конкурентов. Рынки монополистической конкуренции характеризуются наличием товарных знаков и непрерывной разработкой новых товаров и улучшением старых. Многих потребителей смогли убедить, что качество товаров с известными марками превосходит качество конкурентной продукции. Вероятно, что фирмы на рынках с монополистической конкуренцией для увеличения продаж будут скорее конкурировать с помощью улучшения товаров или разработки новых, чем при помощи понижения цен. Улучшение товара отдельной фирмой позволит ей извлекать прибыли пока остальные фирмы не скопируют эти улучшения. Часто эти улучшения бывают поверхностными и несущественными. Но как только товар улучшен, фирма обычно начинает рекламу, чтобы проинформировать потребителей об этих изменениях. Реклама и реализация товаров являются процессами, требующими затрат. Издержки реализации - это все те издержки, которые несет фирма, чтобы повлиять на продажи своего товара. Осуществляя рекламные и прочие связанные с продажей расходы, фирма надеется увеличить поступления, выручку. Реклама может воздействовать на уровень спроса, на товар фирмы и на ценовую эластичность этого спроса. Она, кроме того, может воздействовать и на перекрестную эластичность спроса на продукт применительно к ценам на товары конкурирующих фирм. Реклама также может увеличить спрос на товары всех продавцов в товарной группе. В условиях совершенной конкуренции нет стимулов нести издержки реализации, т.к. товары являются совершенными заменителями, и покупатели являются полностью информированными. Следовательно, при этих обстоятельствах реклама бесполезна. Фирмы занимаются рекламой и другой деятельностью по продвижению товара тогда, когда они могут указать на уникальные стороны своих товаров и когда информация не имеется в свободном распоряжении у покупателей. При этом крайне важно, чтобы реклама была эффективна, т.е. издержки на ее осуществление должны быть ниже тех дополнительных доходов, которые она способна обеспечить.
Информация о работе Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции