Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:50, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы охарактеризовать и проанализировать проблемы несовершенного рынка и роль в нем рекламы.
Задачи курсовой работы:
-дать характеристику конкурентоспособности;
-проанализировать несовершенство конкуренции;
-определить роль рекламы в несовершенной конкуренции.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие, виды и функции конкуренции 4
1.1. Понятия и условия возникновения конкуренции 4
1.2.Функции конкуренции 7
1.3.Виды конкуренции 9
2. Анализ несовершенной конкуренции, монополия 11
2.1. Характерные черты рынка монополистической конкуренции 11
2.2. Монополия и монопольная власть 22
2.3. Государственное регулирование монополии 26
3.Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции 31
3.1. Монополистическая конкуренция 31
3.2. Роль рекламы на рынках монополистической конкуренции
и оценка ее возможных последствий 37
3.3. Роль рекламы в современном обществе 39
4. Пути совершенствования. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие, виды и функции конкуренции 4
1.1. Понятия
и условия возникновения
1.2.Функции конкуренции 7
1.3.Виды конкуренции 9
2. Анализ
несовершенной конкуренции,
2.1. Характерные черты рынка монополистической конкуренции 11
2.2. Монополия и монопольная власть 22
2.3. Государственное регулирование монополии 26
3.Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции 31
3.1. Монополистическая конкуренция 31
3.2. Роль рекламы на рынках монополистической конкуренции
и оценка ее возможных последствий 37
3.3. Роль рекламы в современном обществе 39
4. Пути совершенствования. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
Несовершенная конкуренция
— неидеальная конкуренция, когда
компании имеют возможность
Тема курсовой работы очень актуальна в Российской экономике, поскольку большинство рынков не удовлетворяет условиям чистой конкуренции, которая означает, что большое количество продавцов занимается продажей идентичного товара на рынках, на которые довольно легко попасть или их покинуть. Рынки с несовершенной конкуренцией могут в различной степени отличаться от совершенной конкуренции с точки зрения одного или нескольких факторов. На большинстве рынков представлены не идентичные товары, а несколько видов близких товаров-заменителей. На многие рынки нелегко попасть из-за высоких капитальных затрат и сложности конкуренции с установившимися производителями, продающими хорошо известные, широко разрекламированные марки товаров. На местных рынках иногда наличествуют всего несколько конкурирующих фирм, даже если на государственном или региональном уровне конкурирует значительно большее их число. Каждый участник рынка внимательно следит за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относится к изменению цен на свой товар. Реклама является одной из главных движущих сил сбытовой стратегии фирм при олигополии.
В этих условиях необходимо определить специфические потребности покупателя из разных сегментов рынка.
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы охарактеризовать и проанализировать проблемы несовершенного рынка и роль в нем рекламы.
Задачи курсовой работы:
-дать характеристику конкурентоспособности;
-проанализировать
-определить роль рекламы в несовершенной конкуренции.
1. Понятие, виды и функции конкуренции
Важным составляющим компонентом
механизма рыночной экономики является
конкуренция. Это экономическая
борьба, соперничество между
Основная задача и главная функция конкуренции - завоевать рынок, в борьбе за потребителя победить своих конкурентов, обеспечить получение постоянного дохода.
Конкуренция имеет как
негативные, так и положительные
черты. Негативные черты конкуренции.
Мелкие производители вытесняются
капиталом, первый разоряются, другие
обогащаются, усиливается социальное,
имущественное расслоение населения,
обостряется безработицы. Положительные
черты конкуренции. Она является
движущей силой рыночной экономики.
В условиях конкуренции побеждает
тот, кто создает высококачественную
продукцию при наименьших издержках
производства благодаря использованию
научно-технических достижений, передовой
организации труда. Конкуренция
приносит пользу обществу: стимулирует
экономию материальных, трудовых и
финансовых ресурсов, заставляет постоянно
обновлять ассортимент
Конкуренция лишена субъективных
недостатков. Итоги ее оценивают
сами потребители, отдавая предпочтение
тем или иным товарам. Следует
отметить, что без конкуренции
не может действовать закон
Еще не так давно считали, что конкурентная борьба ведет к хаосу и анархии. Однако жизнь опровергло такое утверждение. Американский экономист П. Самуэльсон в книге «Экономикс» отмечает, что «конкурентная система - это сложный механизм непринужденной координации, действующий через систему цен и рынков, механизм связи, служащий для объединения знаний и действий миллионов различных индивидуумов. Без помощи центральной службы разведки эта система решает одну из самых сложных проблем, которую только можно представить: проблему, которая охватывает тысячи неизвестных переменных и отношений. Эту систему никто не изобретал. Она просто развилась, и, подобно человеческой натуры, меняется. Вместе с тем она удовлетворяет не меньшей степени первое требование, предъявляемое к любому социальному организму: она способна выжить ».
Рынок по своей природе представляет собой механизм состязательности, как минимум, между продавцом товара и его покупателем. Каждый из них состязается за дополнительную выгоду, которую он может получить "торгуясь" за товар. Продавец "торгуется" за то, чтобы продать побольше товара по высоким ценам, а покупатель – за то, чтобы купить побольше товара по низким ценам. Эта состязательность, которая очевидно существует, не приобретает форму конкуренции. Но когда на рынке появляется дополнительный участник – новый продавец или новый покупатель, тогда в состязательность на рынке добавляется важный элемент –конкуренция.
Поэтому, определяя конкуренцию, следует рассматривать её как элемент или как дополнительное свойство состязательности на рынке. Если при этом использовать родовидовой способ определения понятия, то состязательность можно рассматривать как общий род, а конкуренцию, как вид этого рода.
Но в научной и учебной литературе относительно этих двух понятий – "состязательность" и "конкуренция" существует некоторая путаница.
Есть, например, мнение, что это одно и то же. Тогда конкуренцию определяют как "это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции"
. Или "конкуренция несовершенная - состязательность на рынке между множеством продавцов, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт или свою маркетинговую программу, чтобы подсказать потребителю особенности своего предложения "Многие отечественные учёные, обосновывая синонимичность понятий "конкуренция" и "соперничество", ссылаются на то, что в английском языке они обозначаются одним словом – competition. Возможно именно тем, что в английской литературе используется слово "competition", а разные переводчики используют в русском варианте издания такие понятия как "конкуренция", "состязательность", "соперничество" и т. п. и возникает это недоразумение. С учётом того, что русский язык богаче английского, имеется возможность в определении понятия найти такие различия, встретиться с которыми в англоязычной литературе не представляется возможным. Любое уточное свойств идёт на пользу науке, поэтому воспользуемся этими возможностями. Как показывает сравнительный анализ первоисточников, экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции, не вдаваясь в подробности. Зачастую классики даже не употребляли само слово "конкуренция" для обозначения происходящих процессов, описывая реальные экономические процессы другими словами. При этом, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели в виду соперничество только на рынке продажи однородного товара и его ближайших субститутов. Мы будем понимать под "соперничеством" действия участника рынка, направленные на достижение максимальной выгоды в условиях, когда есть возможность в случае бездействия получить меньшую выгоду. Для продавца под "выгодой" можно понимать прибыль; для покупателя, действующего на рынке, под "выгодой" можно понимать экономию денежных средств. Соперничество на рынке не возникает только в том случае, когда у участников рынка нет возможности каким-либо образом воздействовать на результат сделки. Но даже в условиях двусторонней монополии и продавец, и покупатель имеют возможность торговаться и использовать различные инструменты для достижения большей выгоды. В зависимости от того, какой рыночной властью обладают монополисты, равновесие может быть различным. Если покупатель и продавец обладают одинаковой рыночной властью, то в результате грамотных действий обеих сторон устанавливается устраивающие всех равновесие по Нэшу. Если же силы даже на таком рынке не равны, в результате соперничества могут быть получены разные выгоды.
Так что конкуренция - главный признак рыночной экономики.
Возникновение рыночной экономики знаменуется появлением свободной конкуренции. Однако существование купли-продажи товаров, использование денег может быть и без конкуренции. Вот почему надо выяснить, как возникает конкуренция.
основные функции конкуренции:
Функция регулирования. В ходе конкуренции решаются вопросы: что, как и для кого производить, а именно: производить то, что пользуется спросом и направлять туда ресурсы. Это служит лучшему обеспечению рынков товарами и услугами.
Функция мотивации. Для производителя конкуренция означает одновременно шанс, риск и стимул. Шанс получить максимально возможную прибыль. Риск получить убытки, а стимул к экономии ресурсов и эффективности их использования.
Функция распределения. Конкуренция позволяет распределить доход среди предприятий и домохозяйств в соответствии с их вкладом в экономическую деятельность.
Функция контроля. Конкуренция контролирует и ограничивает рыночную власть каждого предприятия, каждой отрасли. Она предоставляет потребителю свободу выбора благ: возможность покупать или отказываться от товара высокой цены. Чем выше уровень конкуренции, тем справедливее цена, тем богаче отдельный человек, домохозяйство, предприятие и государство.
Итак, подведем итоги нашего
знакомства с понятием «конкуренция».
Причиной конкуренции является ограниченность
ресурсов и благ. Следствием — развитие
экономики и научно-
Кроме явных преимуществ конкуренции, у нее есть и недостатки. Банкротство предприятий — одно из самых неприятных последствий конкуренции, которое приводит к повышению уровня безработицы в обществе. Кроме того, фирмы, вовлеченные в конкурентную борьбу, не всегда соблюдают законность и правопорядок в обществе. Мы часто бываем свидетелями недобросовестной конкуренции, ложной рекламы, фальсифицированных товаров, разрушения зданий конкурентов. Существует также промышленный шпионаж, подкуп должностных лиц, «утечка мозгов», то есть переманивание специалистов из одной компании в другую. А конкуренция на «черном» рынке между производителями запрещенной продукции вообще способствует криминализации общества, в котором «прав тот, у кого больше прав и денег».
Несмотря на эти негативные явления, мы говорим: «Да здравствует конкуренция!», поскольку без нее нет рынка, экономического роста, а значит нет прогресса цивилизации.
Конкуренция - движущая сила экономического развития. По этому признаку выделяются следующие экономические структуры:
совершенная конкуренция
— характеризуется множеством продавцов
и покупателей однородного (стандартизированного)
продукта, отсутствием рыночной власти,
свободной конкуренцией участников
сделок в условиях равнодоступности
информации, отсутствием дискриминации
и отсутствием неценовой
монополистическая конкуренция — характеризуется значительным числом продавцов и покупателей, дифференцированностью продукта, широким использованием рекламы, фирменных знаков, способов упаковки продукта, ограниченностью ценовой конкуренции, наличием рыночной власти, которая создает барьеры для конкуренции, но они преодолимы;
олигополии соответствует небольшое число продавцов, множество покупателей. Реализуемый продукт может быть как однороден, так и дифференцирован. Входные барьеры трудно преодолимы, рыночная власть продавцов значительна, конкуренция слабая, подавленная. Олигополисты, как правило, проводят согласованную экономическую стратегию на рынке. Дуополии соответствует рыночная власть двух продавцов и это частный случай олигополии;
монополия возникает, если на
рынке действует единственный продавец,
его рыночная власть полная, барьеры
для других предприятий непреодолимы,
конкуренция продавцов
монопсонии соответствует
множество продавцов при
2. Анализ несовершенной конкуренции, монополия
Все виды и формы конкуренции, так или иначе, можно свести к двум кардинальным направлениям: совершенной и несовершенной. В соответствии с ними различают конкурентные и неконкурентные рынки.
Критерием различия рынков совершенной и несовершенной конкуренции являются основные характерные черты, свойственные в той или иной степени всем моделям:
-количество фирм в отрасли и их размеры;
Информация о работе Роль рекламы в условиях монополистической конкуренции