Риски на предприятиях сферы сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ рисков на предприятиях сферы сервиса на примере телекомпании «СЭТ» и разработка мероприятий и предложений по снижению рисков.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены риски и методы организации управления риском. Вторая глава содержит характеристику ООО «СЭТ», а также анализ рисков данного предприятия и методов, используемых для минимизации риска. Третья глава содержит мероприятия и предложения по улучшению деятельности предприятия.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы рисков и методов организации управления рисками 7
1.1 Сущность и виды рисков 7
1.2 Методы организации управления риском 15
2 Анализ рисков на предприятиях сферы сервиса на примере телекомпании «СЭТ» 33
2.1 Краткая характеристика деятельности телекомпании «СЭТ» 33
2.2 Исследование рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска 37
3 Мероприятия и предложения по снижению рисков в телекомпании «СЭТ» 43
3.1 Разработка Интернет-сайта компании 43
3.2 Расчет социально-экономического эффекта от предлагаемых мероприятий 45
Заключение 48
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

МАРКЕТИНГ.docx

— 82.26 Кб (Скачать)

       По  факторам возникновения риски подразделяются на:

  • Политические риски - это риски, обусловленные изменением политической обстановки, влияющей на предпринимательскую деятельность (закрытие границ, запрет на вывоз товаров, военные действия на территории страны и др.).
  • Экономические (коммерческие) риски - это риски, обусловленные неблагоприятными изменениями в экономике предприятия или в экономике страны. Наиболее распространенным видом экономического риска, в котором сконцентрированы частные риски, являются изменения конъюнктуры рынка, несбалансированная ликвидность (невозможность своевременно выполнять платежные обязательства), изменения уровня управления и др /7/.

       По  характеру учета риски делятся  на:

  • К внешним рискам относятся риски, непосредственно не связанные с деятельностью предприятия или его контактной аудитории (социальные группы, юридические и (или) физические лица, которые проявляют потенциальный и (или) реальный интерес к деятельности конкретного предприятия). На уровень внешних рисков влияет очень большое количество факторов - политические, экономические, демографические, социальные, географические и др.
  • К внутренним рискам относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории. На их уровень влияет деловая активность руководства предприятия, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики и др. факторы: производственный потенциал, техническое оснащение, уровень специализации, уровень производительности труда, техники безопасности.

По характеру  последствий риски подразделяются на:

  • Чистые риски (иногда их еще называют простые или статические) характеризуются тем, что они практически всегда несут в себе потери для предпринимательской деятельности. Причинами чистых рисков могут быть стихийные бедствия, войны, несчастные случаи, преступные действия, недееспособности организации и др.
  • Спекулятивные риски характеризуются тем, что могут нести в себе как потери, так и дополнительную прибыль для предпринимателя по отношению к ожидаемому результату. Причинами спекулятивных рисков могут быть изменение конъюнктуры рынка, изменение курсов валют, изменение налогового законодательства и т.д /8/.

       Классификация рисков по сфере возникновения, в  основу которой положены сферы деятельности, является самой многочисленной группой.

       В соответствии со сферами предпринимательской  деятельности обычно выделяют:

       - Производственный;

       - Коммерческий;

       - Финансовый;

       - Страховой риск.

       Производственный  риск связан с невыполнением предприятием своих планов и обязательств по производству продукции, товаров, услуг, других видов  производственной деятельности в результате неблагоприятного воздействия внешней  среды, а также неадекватного  использования новой техники  и технологий, основных и оборотных  средств, сырья, рабочего времени. Среди  наиболее важных причин возникновения  производственного риска можно  отметить: снижение предполагаемых объемов  производства, рост материальных и/или  других затрат, уплата повышенных отчислений и налогов, низкая дисциплина поставок, гибель или повреждение оборудования и др.

       Коммерческий  риск - это риск, возникающий в  процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных  предпринимателем. Причинами коммерческого  риска являются: снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры  или других обстоятельств, повышение  закупочной цены товаров, потери товаров  в процессе обращения, повышения  издержек обращения и др.

       Финансовый  риск связан с возможностью невыполнения фирмой своих финансовых обязательств. Основными причинами финансового  риска являются: обесценивание инвестиционно-финансового  портфеля вследствие изменения валютных курсов, неосуществления платежей.

       Страховой риск - это риск наступления предусмотренного условиями страховых событий, в  результате чего страховщик обязан выплатить  страховое возмещение (страховую  сумму). Результатом риска являются убытки, вызванные неэффективной  страховой деятельностью как  на этапе, предшествующем заключению договора страхования, так и на последующих  этапах - перестрахование, формирование страховых резервов и т.п. Основными  причинами страхового риска являются: неправильно определенные страховые  тарифы, азартная методология страхователя /9/.

       Помимо  приведенных классификаций, риски  можно классифицировать по последствиям:

       1) Допустимый риск - это риск решения,  в результате неосуществления  которого, предприятию грозит потеря  прибыли. В пределах этой зоны  предпринимательская деятельность  сохраняет свою экономическую  целесообразность, т.е. потери имеют  место, но они не превышают  размер ожидаемой прибыли. 

       2) Критический риск - это риск, при  котором предприятию грозит потеря  выручки; т.е. зона критического  риска характеризуется опасностью  потерь, которые заведомо превышают  ожидаемую прибыль и, в крайнем  случае, могут привести к потере  всех средств, вложенных предприятием  в проект.

       3) Катастрофический риск - риск, при  котором возникает неплатеже  - способность предприятия. Потери  могут достигнуть величины, равной  имущественному состоянию предприятия.  Также к этой группе относят  любой риск, связанный с прямой опасностью для жизни людей или возникновением экологических катастроф.

       Существует  еще большее количество видов  и классификаций рисков в зависимости  от специфики деятельности компании /10/. 
 

       1.2 Методы организации  управления риском 
 

       Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими (финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включая в себя стратегию и тактику управления риском.

       В основе риск-менеджмента лежит целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство  получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной  ситуации.

       Конечная  цель риск-менеджмента соответствует  целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении  наибольшей прибыли при оптимальном, приемлемом для предпринимателя  соотношении прибыли и риска.

       Риск-менеджмент представляет собой систему управления риском и экономическими, точнее, финансовыми  отношениями, возникающими в процессе этого управления. Риск-менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления /11/.

       Под стратегией управления понимаются направление  и способ использования средств  для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решения. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения поставленной цели стратегия, как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.

       Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в  конкретных условиях. Задачей тактики  управления является выбор оптимального решения и наиболее приемлемых в  данной хозяйственной ситуации методов  и приемов управления.

       Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем:

    • Управляемой подсистемы (объекта управления);
    • Управляющей подсистемы (субъекта управления).

       Процесс воздействия субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может  осуществляться только при условии  циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой  подсистемами. Процесс управления независимо от его конкретного содержания всегда предполагает получение, передачу, переработку и использование информации.

       В риск-менеджменте получение надежной и достаточной в данных условиях информации играет главную роль, так  как оно позволяет принять  конкретное решение по действиям  в условиях риска. Структура риск-менеджмента показана на рисунке А.1 (Приложение А).

       Информационное  обеспечение функционирования риск-менеджмента  состоит из разного рода и вида информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.п.

       Эта информация включает осведомленность  о вероятности того или иного  страхового случая, страхового события, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и  платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхования, о дивидендах и процентах и  т.п.

       Любое решение основывается на информации. Важное значение имеет качество информации. Чем более расплывчата информация, тем неопределеннее решение. Качество информации должно оцениваться при  ее получении, а не при передаче. Информация стареет быстро, поэтому  ее следует использовать оперативно /12/.

       Методы  снижения риска.

       Общими  в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

  • не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
  • не забывать о последствиях риска;
  • не рисковать многим ради малого.

       Приобретение  надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную  роль, поскольку оно помогает принять  правильное решение по действиям  в условиях риска. Очень важны сведения о вероятности того или иного страхового события, о величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих  конкурентов, клиентов. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, оказывает существенное влияние на правильность этих решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.

       Прежде  чем принять решение о рисковом вложении капитала, необходимо определить максимальный объем убытка по данному  риску, сопоставить его с объемом  вкладываемого капитала, сравнить его  со всеми собственными финансовыми  ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству  инвестора. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше его  или больше.

       В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая  представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

       В качестве органа управления риском может  выступать финансовый менеджер, менеджер по риску или соответствующий  аппарат управления, проводящий венчурные  и портфельные инвестиции (то есть рисковые вложения в соответствии с  действующим законодательством  и уставом хозяйствующего субъекта), разрабатывающий программу рисковой инвестиционной деятельности. В его  функции должны входить:

  • сбор, анализ, обработка и хранение информации об окружающей обстановке.
  • определение степени и стоимость рисков.
  • разработка стратегии и приемов управления, программы рисковых решений и организация ее выполнения, контроль и анализ результатов.
  • осуществление страховой деятельности.
  • ведение соответствующей бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности по рисковым вложениям капитала /12/.

Информация о работе Риски на предприятиях сферы сервиса