Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа
В курсовой работе используются следующие методы маркетинговой деятельности, которые заключаются в том, что проводятся:
- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия;
- анализ внутренней среды;
- маркетинговые исследования и др.
3.Анализ
макросреды маркетинга
организации (STEP-
анализ).
Макросреда маркетинга состоит из политических, экономических, технологических, социальных и других факторов.
Анализ
макросреды позволяет специалистам
по маркетингу своевременно идентифицировать
новые перспективные
Фирма
и ее поставщики, маркетинговые посредники,
клиентура, конкуренты и контактные
аудитории функционируют в
3.1. Политико-правовая среда.
В
настоящее время политико-
Свою деятельность СПК «Елшанка» осуществляет, опираясь на такие законы, как Конституция РФ, Гражданский, Уголовный, Административный, Налоговый и Трудовой Кодексы РФ.
Кроме
этого, деятельность СПК «Елшанка» регулируется
законами Саратовской области как субъекта
РФ, указами и распоряжениями органов
местного самоуправлении. Предприятие
имеет свой Устав, в соответствии с которым
осуществляет свою деятельность.
3.2.
Социально-экономическая
среда организации.
В настоящий момент социальные факторы оказывают значительное влияние на деятельность предприятий. При изучении этого фактора и его анализ рассматривают отношение людей к работе и качеству жизни, рост населения, демографию.
Демографическая
среда представляет большой интерес,
так как рынки состоят их людей.
Демография сельскохозяйственных районов
характеризуется ярко выраженным процессом
увеличения среднего возраста населения.
Одна их причин тому - возросла миграция
населения в города и пригороды.
Люди, получая образование, хотят
приобретать товар более
В Хвалынском районе местное самоуправление осуществляется 8-ю муниципальными образованиями: Алексеевское– численность населения человек 2500, Апалихинского –1500человек, Благодатинского – 1300 человек, Возрожденческого – 3900 человек , Горюшинского – 1991 человек, Елшанского – 3000 чел., Северного – 1100 человек, Сосново-Мазинского – 2600 человек
Наиболее крупный населённый пункт Елшанка, количество населения в котором – 4100 чел.
Численность населения Хвалынского района составляет 18 091 человек,
рис. 3.1 Национальный состав Хвалынского района
Социальная сфера Хвалынского района представлена 25 школами, 5 детскими дошкольными учреждениями, 1 музыкальной школой, 1 детско-юношеской спортивной школой, 1 домом творчества юных.
Сельское
хозяйство сталкивается в настоящее
время с целым рядом проблем.
Среди них – сложившийся
Важную
роль играет покупательская способность
клиентов организации. Общий уровень
покупательной способности
Ситуация
в СПК «Елшанка» складывается так: жители
района имеют средний заработок и живут
в основном за счет своего личного хозяйства,
имеют свои огороды и скот. Корм покупают
в СПК «Елшанка», так как они продают хороший,
качественный корм и по доступной цене.
Уникальные достоинства товара включают
в себя и другие характеристики. СПК «Елшанка»
производит продукцию высокого качества.
Цена также является важным показателем.
На потребительском рынке цены на продукцию
существенно ниже, чем на промышленном
рынке, что благоприятно для населения.
3.3.
Технологическое окружение
организации.
В настоящее время усиливается отставание сельского хозяйства от технологического развития, не отстающего на месте. Все больше проявляются тенденции развития информационных, компьютерных и коммуникабельных технологий. Также происходит моральное старение действующих технологий, снижение конкурентоспособности продукции из-за применения устаревших материалов и оборудования
СПК «Елшанка» имеет телефонную связь и выход в глобальную сеть Интернет.
Сейчас все больше покупаются кейсы, то есть комбайны более оснащены различными приборами, облегчающими труд комбайнеров: наличие кондиционера, радио, а также делающими производство более эффективным (таблица 3.1).
У предприятия есть большие перспективы. В прошлом году председатель хозяйства выделил средства на ремонт и покупку новых компьютеров, оборудования и т.д., что облегчило деятельность работников.
Таким образом, проведя STEP-анализ были выявлены факторы, влияющие на деятельность СПК «Елшанка». Учитывая эти факторы, экономист, выполняющий функции менеджера, может укрепить лидирующее положение предприятия на рынке, и получить ещё большую прибыль и конкурентные преимущества.
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что к числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на СПК «Елшанка», относятся экономические, политические и технологические. Угрозами для них являются такие факторы макроокружения, как спад производства, сложности привлечения денежных ресурсов, высокие налоговые ставки, неплатежи, отсутствие стабильности в обществе, возможность появления новых материалов, технологий и оборудования. К возможностям можно отнести развитие свободного выбора сферы и направлений хозяйственной деятельности организации.
Возможности (O) | Угрозы (T) | |
Увеличение
степени лояльности со стороны покупателей
и поставщиков
Увеличение покупательской способности населения Развитие компьютерных технологий и электронных коммуникаций |
Вхождение новых
конкурентов на рынок
Влияние демографического фактора |
4.
Маркетинговые исследования
в организации.
Маркетинговые исследования помогают глубже разобраться в том, чем занимается организация. Очень важно уметь увидеть реальную ситуацию, в которой находится организация, а также её возможную перспективу.
Маркетинговые
исследования обеспечивают менеджеров
исходными данными и
Очень часто можно услышать, что какие маркетинговые исследования могут быть на сельскохозяйственных предприятиях. Но это совершенно ошибочное мнение, так как если предприятие уже существует, то там, конечно же, принимаются конкретные решения на основе анализа.
Маркетинговые исследования включают в себя комплексный анализ рынков, покупателей, конкурентов, а также товара, цены, предложения и спроса.
Выделяют две категории информации: внутреннюю и внешнюю. К внутренней информации относится вся информация, которая концентрируется внутри организации. К ним относятся отчеты бригад о проделанной работе, бухгалтерские и финансовые отчеты, информация, поступающая от сотрудников отдела непосредственно контактирующих с клиентами. Внешними источниками являются: законы, указы, постановления государственных органов, данные официальной статистики, результаты научных исследований и т.д.
В СПК «Елшанка» происходит прямой личный контакт председателя хозяйства с руководителями и сотрудниками других хозяйств. Также это различные вестники, журналы и газеты, которые выписываются хозяйством регулярно: «Саратовские Вести», «Российская неделя», «Звезда» (газеты), «Главбух» (журнал).
Данные о конкурентах собираются исходя из личного контакта с ними, то есть с руководителями других предприятий. Также это такие источники, как средства массовой информации, третьи лица.
Предложение и спрос изучаются в основном инженером снабжения и шофером во время реализации товара клиентам. Также они изучают цены на товары конкурентов. Затем из всего они выделяет главные аспекты и предоставляет информацию главному инженеру и непосредственно руководителю. Каждое утро в кабинете директора проводится планёрка, где собираются все главные специалисты хозяйства. Они отчитываются перед председателем о проделанной работе за день, обсуждают работу на предстоящий день, а также составляют план деятельности на следующий день. Председатель рассматривает выполнение планов, даёт указания специалистам по работе.
Если
рассматривать товар, то анализируется
качественные характеристики. Проводится
сопоставление товаров конкурентов с
собственным товаром.
5. Анализ рынка и рыночных возможностей.
Успех маркетинговой деятельности организации в значительной степени зависит от того, насколько четко её удалось выделить сегменты и организовать свою работу с потребителями, составляющими каждый из сегментов рынка.
Так как
СПК «Елшанка» осуществляет свою деятельность
как на потребительском, так и на промышленном
рынках, необходимо рассматривать каждый
рынок в отдельности.
5.1. Сегментация рынка.
Потребителями на потребительском рынке являются домашние хозяйства, находящиеся как в непосредственной близости от предприятия, так и в Хвалынском районе
Потребительский рынок предприятия представлен потребителями Хвалынского района. Также можно отметить, что на предприятии слабо выражена система работы с клиентами, что является одним из слабых мест в политике продаж предприятия. В связи с этим возникают следующие проблемы:
- невозможность формирования прозрачной и привлекательной политики стимулирования сбыта в виде скидок, бонусов и т.д.;
- вероятность потери урожая из-за плохих погодных условий;
- невозможность анализа динамики продаж в разрезе продуктов, рынков, отдельных клиентов.
На промышленном рынке СПК «Елшанка» осуществляет свою деятельность в основном через посредников. К этому рынку относятся индивидуальные предприниматели.
Для успешного продвижения продукта на рынок и его реализации необходимо дифференцировать потребителей и выявить тех, которые могут являться в будущем потенциальными покупателями данного продукта. Сегментацию целевого рынка проведем по следующим параметрам:
Географическая сегментация. СПК «Елшанка» находится в Хвалынском районе, с населением 4100 человек. Хозяйство расположено на территории Хвалынского муниципального образования в близости от трассы Сызрань-Саратов.
В Хвалынском районе местное самоуправление осуществляется 8-ю муниципальными образованиями: Алексеевское– численность населения человек 2500, Апалихинского –1500человек, Благодатинского – 1300 человек, Возрожденческого – 3900 человек , Горюшинского – 1991 человек, Елшанского – 4100 чел., Северного – 1100 человек, Сосново-Мазинского – 2600 человек
Наиболее крупный населённый пункт р/п Елшанка, количество населения в котором – 4100 чел.
рис.5.1 Сегментация по географическому признаку
Сегментация по демографическому признаку.