Разработка стратегии оптимизации управления маркетингом и её экономическая оценка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе используются следующие методы маркетинговой деятельности, которые заключаются в том, что проводятся:
- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входят не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия;
- анализ внутренней среды;
- маркетинговые исследования и др.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая МАРКЕТИНГ.docx

— 105.56 Кб (Скачать)

                 Введение

     Динамичное  изменение технологий, борьба за потребителя  и качество продукции, рост конкуренции  заставляют предприятия по-новому рассмотреть  весь комплекс вопросов маркетинговой  деятельности.  Ориентация на потребительский  спрос, проведение маневренной научно-технической  инновационной и рыночной политики, стремление к нововведениям стали  главными идеями новой философии  менеджмента.

     После перехода России к рыночной экономике  большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось не в состоянии  приспособиться к выживанию в сложившихся жёстких экономических условиях. Адаптируясь к сформировавшимся условиям, многие сельскохозяйственные предприятия ограничились сменой организационно-правовой формы и названия предприятия, не изменяя при этом сложившейся производственной структуры и структуры аппарата управления. Одним из важнейших элементов выживания и успеха в сложившихся экономических условиях является маркетинг, на основе которого формируется и развивается аграрный рынок, осуществляется производственно-сбытовая деятельность агропромышленных предприятий с ориентацией на потребителя. Потребитель является доминирующей силой, определяющей ответы на ключевые вопросы, возникающие перед любой экономической системой: как производить, сколько производить и для кого производить? Маркетинг с его оперативной информационной системой способен реагировать с достаточной скоростью на конъюнктурные изменения рынка. Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений и механизмов в построении маркетинговой стратегии развития СПК «Елшанка». Объектом исследования курсовой работы является маркетинговая деятельность СПК «Елшанка». В курсовой работе используются следующие методы маркетинговой деятельности, которые заключаются в том, что проводятся:

- анализ  внешней (по отношению к предприятию)  среды, в которую входят не  только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия;

- анализ  внутренней среды;

- маркетинговые  исследования и др.

     Анализ  позволяет выявить факторы, содействующие  коммерческому успеху или препятствующие ему. Изучая внешнюю среду, менеджеры  концентрируют свое внимание на выяснении, какие угрозы и какие возможности  таит в себе внешняя среда. Популярным способом,  применяемым для анализа внешней среды, является метод SWOT, используемый в курсовой работе:

- анализ  потребителей, как реальных, так  и потенциальных. Данный анализ  заключается в исследовании демографических,  экономических, социальных, географических  и иных характеристик людей,  принимающих решение о покупке;

- изучение  существующих и планирование  будущих товаров, то есть разработка  концепций создания новых товаров  и/или модернизация старых, включая  их ассортимент и параметрические  ряды, упаковку и т.д. Устаревшие, не дающие расчетной прибыли  товары снимаются с производства  и рынка (экспорта);

- планирование  товародвижения и сбыта, включая  создание, при необходимости, соответствующих  собственных сбытовых сетей со  складами и магазинами и/или  агентских сетей. 
 

           1. Краткая характеристика СПК «Елшанка» 

           1. Краткая финансовая характеристика  предприятия 

     СПК «Елшанка» расположен в центральной  части Хвалынского района Саратовской  области, в верховьях реки Елшанка, в 17км от г.Хвалынск. данный район находиться в северо-восточной части правобережья Саратовской области. Основным направлением района является сельское хозяйство, специализация зерново-животноводческая с развитым скотоводством.

В почвенном  покрове доминируют обыкновенные карбонатные  черноземы, на водоразделах небольшие  участки серых лесных почв.

     СПК «Елшанка» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством  РФ, на основании Устава, имеет самостоятельный  баланс, расчетный счет, круглую  печать и штампы со своим наименованием, необходимые реквизиты. 

Структура управления СПК «Елшанка» представлена на рисунке 1.1. 

 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 1.1 Структура управления СПК «Елшанка» 

     Переход к рыночной экономике и требования к конкурентоспособности продукции  предполагает техническое перевооружение СПК «Елшанка», обновление и реконструкцию  основных средств, улучшение использования  действующих мощностей, ускорение  замены устаревшей техники  и освоение вновь вводимых мощностей. Это предъявляет  новые требования к качеству учетной  информации о формировании, движении, использовании и сохранности  основных средств.

     Основным  средством производства в сельском хозяйстве является земля и при  правильном ее использовании она  не только не изнашивается, но и наоборот ее свойства могут улучшаться.

     Бухгалтерский учёт на предприятии ведётся по мемориально-ордерной форме счетоводства. Учётная политика СПК «Елшанка» проводится в соответствии с приказом №4 от 5.01.2002г. «Об учётной политике СПК «Елшанка» Согласно данному приказу предприятие определяет выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения по мере её отгрузки.

     Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития выполняемых им работы и услуг. Основу планов составляют договоры, заключённые с потребителями (покупателями, заказчиками, клиентами), в том числе с государственными органами и поставщиками материально-технических ресурсов, заказов. Предприятие реализует свою продукцию, работы и услуги по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях предусмотренных законодательство РФ, по государственным ценам. Основными поставщиками предприятия являются:  "ХВАЛЫНСК-ЗЕРНО", ООО Атлаш Ульяновская область  

СПК «Елшанка»  расположен в центральной части  Хвалынского района Саратовской  области, в верховьях реки Елшанка, в 17км от г.Хвалынск  по адресу.Саратовская  обл., Хвалынский р-н, с. Елшанка, ул. Молодежная, д. 10.. Данный район находиться в северо-восточной  части правобережья Саратовской  области.

     СПК «Елшанка»  занимается производством и реализацией зерна, а также производством и реализацией молока.

     Рассмотрим  современное состояние и изменение за 2007-2009гг. основных характеристик СПК «Елшанка»: динамика и структуру земельного фонда, основных средств, трудовые ресурсы, а также финансовые результаты хозяйственной деятельности данного предприятие.

     Основным  показателем, характеризующим специализацию  сельскохозяйственного предприятия, является структура товарной продукции. Под структурой товарной продукции  понимают процентное соотношение отдельных  видов её в общей выручке от реализации.

     В качестве дополнительных показателей  могут быть использованы структура  посевных площадей, поголовье скота, затраты труда. По удельному весу в общем объёме реализации продукции  выделяют 2-3 основных отрасли или  культуры и дополнительные отрасли. Изучают обоснованность подбора  дополнительных отраслей производства и согласованность их размера  с ведущими отраслями. Дополнительные отрасли необходимы для нормального  функционирования основных отраслей. Многие дополнительные отрасли ускоряют оборачиваемость капитала, повышают эффективность использования земельных  ресурсов и основных средств. Приведём таблицу 1.1 для определения специализации предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 1.1Структура товарной продукции СПК «Елшанка»

Показатель 2007 год 2008 год 2009 год В среднем

За 3 года

Выручка от реализации,

Тыс.руб.

Структура, % Выручка от реализации,

Тыс.руб.

Структура, % Выручка от реализации,

Тыс.руб.

Структура, % Выручка от реализации,

Тыс.руб.

Структура, %
Зерновые  и зернобобовые- всего 3926 38,5% 2740 30,8% 2715 26,9% 3127 32,1%
Подсолнечник 3039 29,8% 1985 22% 3832 38,1% 2952 30,3%
Прочая  продукция 179 1,8% 68 0,8% 149 1,5% 132 1,4%
Продукция растениеводства  собственного производства, реализованная в  переработанном виде 11 0,1% 5 0,06% - - 5,3 0,05%
Итого по растениеводству 7155 70,1% 4798 54% 6696 66,5% 6216,3 63,9%
Молоко 1794 17,6% 2652 29,8% 2035 20,2% 2160,3 22,3%
Продажа крупного рогатого скота  на мясо и племя 186 1,8% 334 3,8% 423 4,2% 314,3 3,2%
Итого по скотоводству 1980 19,4% 2986 33,6% 2458 24,4% 2474,7 25,5%
Продукция животноводства собственного производства, реализованная  в переработанном виде 1074 10,5% 1097 12,4% 896 8,9% 1022,3 10,5%
Всего по животноводству 3054 29,9% 4083 46% 3371 33,5% 3502,7 36,1%
Всего по хозяйству 10209 100% 8881 100% 10067 100% 9719 100%
 

Для оценки уровня глубины специализации производства необходимо рассчитать коэффициент  специализации.

.

     Рассчитанный  коэффициент специализации показал, что на предприятии СПК «Елшанка»  глубина специализации является высокой (Ксп=0,43).  Наибольший удельный вес в структуре товарной продукции  занимает продукция растениеводства 63,9%. Наибольшую долю в структуре занимают зерновые и зернобобовые культуры 32,1%, его выручка в среднем за 3 года составила 3127 тыс. руб. Второе место в структуре товарной продукции занимает подсолнечник 30,3%. Продукция животноводства в общей структуре товарной продукции занимает 36,1%. Основная доля в структуре животноводства приходиться на молоко 22,3%. Наименьший удельный вес занимает продажа КРС на мясо и племя. Обобщая данные таблицы, можно сделать вывод- внутрихозяйственная специализация СПК «Елшанка» является растениеводческой. А производственное направление – зерновое.

     Земля - основной элемент национального  богатства и главное средство производства в сельском хозяйстве. Поэтому рациональное использование  земельных ресурсов имеет большое  значение для развития национальной экономики в целом, и каждого  отдельного сельскохозяйственного  предприятия в частности, обусловливая объем производства сельскохозяйственной продукции.

       За период 2007-2009 г.г. земельный фонд СПК «Елшанка» не изменился. Общая земельная площадь составляет 3300 га, из них пашня составляет 82,9 %. Пастбища и сенокосы составляют меньший процент, так как предприятие в основном занимается выращиванием сельскохозяйственных культур. Их площадь 350 га и 214 га соответственно.

     В сельском хозяйстве в использовании  трудовых ресурсов наблюдается сезонность и тесная связь с природно-климатическими условиями. Достаточная обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами  и их рациональное использование, высокий  уровень производительности труда  имеют большое значение для увеличения производства продукции и его  эффективность.

     Обеспеченность трудовыми ресурсами к концу 2009 года возросла. Общая численность увеличилась на 8 человек или на 17,4%, в частности увеличилась численность трактористов-машинистов и рабочих сезонных и временных.

     Важным  составным элементом материально-технической  базы СПК «Елшанка»  являются производственные фонды, которые представляют денежное выражение функционирующих средств и предметов труда в процессе материального производства. Производственные фонды – это совокупность основных и оборотных фондов, которые выражаются в денежной форме.         Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий основными средствами производства и эффективность их использования важные факторы от которых зависят финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. На размер и состав фондов влияет уровень развития отраслей растениеводства, животноводства, специализация, природные условия. Рассмотрим эффективность использования основных средств производства изучаемого хозяйства (таблица 1.2).

Информация о работе Разработка стратегии оптимизации управления маркетингом и её экономическая оценка