Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии.
В соответствии с выбранной целью предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на торговом предприятии;
проанализировать маркетинговую деятельность и комплекс маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
проанализировать эффективность комплекса маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
-разработать предложения по совершенствованию существующего комплекса маркетинга ГК «Виктория»
Цена.
Организация придерживается политики ценообразования, призванной успешно конкурировать с уровнем цен других сетей, в том числе и других форматов. Это позволяет рассматривать в качестве потенциальных потребителей реализуемых товаров население с доходами ниже среднего уровня («Квартал», «Дешево»)., а не только традиционный сегмент покупателей супермаркетов «средний плюс» («Виктория»).
Исходя из этого, подразделения ГК «Виктория» устанавливают самостоятельно на основе спроса на товар, цен конкурентов, сезона, жизненного цикла товара, ориентации на сегмент и т.д. При определении цены важное значение имеет установление спроса на данный товар. Спрос является эластичным и при снижении цены на каждый процент, величина спроса возрастает больше чем на один процент. В магазинах ГК «Виктория» на постоянной основе проводится мониторинг цен конкурентов и с учетом этого формируются цены.
Также Цены устанавливаются предприятием, ориентируясь на цены конкурентов и закупочной цены. То есть нижней границей будет себестоимость товара, а верхней – цена конкурента.
Сравним цены на некоторые товары в магазинах «Виктория» и цены основного конкурента предприятия «Вестер» в таблице 6
Таблица 6 Сравнение цен в супермаркетах «Вестер» и «Виктория»
Наименование товара | "Вестер" | "Виктория" | Отклонение руб. |
Конфеты «Раффаэло». 150гр. | 119 | 157,9 | -38,9 |
Калининградские пряники "Банан" | 15,02 | 14,59 | 0,43 |
Чай "Липтон" обычный (25 пакетиков) | 37,36 | 32,45 | 4,91 |
Кофе "Neskafe Gold" (50 г) | 70,79 | 66,99 | 3,8 |
Макароны "Макфа" (450 г) | 15,95 | 15,95 | 0 |
Рис "Варвара" длиннозернистый (900 г) | 19,9 | 20,75 | -0,85 |
Коньяк «Старый Кёнигсберг». 0,5л. | 323 | 326 | -3 |
Масло сливочное "Крестьянское" (пачка, 200 г) | 28,29 | 29,95 | -1,66 |
Из приведенной таблицы видно, что цены в магазинах «Виктория» сравнимы с ценами основного конкурента.
Распределение.
ГК «Виктория» управляет сетями магазинов «у дома»: «Квартал», «Дёшево», «Семейная Копилка», а также сетью супермаркетов «Виктория». Магазины расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде и Туле. Всего в регионах России функционируют более 249 магазинов. Мультиформатный подход призван удовлетворить покупательскую способность различных категорий покупателей. В планах ГК «Виктории» – укрепление позиций в городах, где уже функционируют магазины, так и освоение новых регионов. В составе «Виктории» успешно работает магазин «Кэш». В Калининграде все магазины расположены на центральных улицах города, что обеспечивает большой поток покупателей и доступность для поставщиков.
При
супермаркетах имеются
В
составе подразделений «
Продвижение.
Для проведения рекламных мероприятий ГК «Виктория» используются следующие виды рекламы:
Для увеличения продаж ГК «Виктория» использует систему стимулирования продаж и формирования лояльности клиентов, основанной на внедрении дисконтных карт для оптовых и постоянных клиентов предприятия. Программа лояльности в ГК «Виктория» имеет следующую особенность: покупатель, совершивший достаточно крупную покупку, получает накопительную дисконтную карту, размер скидки которой зависит от суммарной стоимости товаров, купленной в магазинах. Каждый год скидка обнуляется.
С целью привлечения большего количества покупателей проводятся промо – акции. Так же проводятся акции по снижению цен на сезонные товары.
Реклама на упаковке – очень распространенная форма рекламы. Упаковка – один из основных способов продвижения товаров народного потребления. В 2006 году ГК «Виктория» запустила программу по выпуску товаров под собственной торговой маркой (СТМ) «Квартал», и в кризисное время этот проект приобрел особую актуальность и значимость. Для покупателей, ищущих способ экономично тратить семейный бюджет, приобретение товаров СТМ становится реальным решением данного вопроса, поскольку такие товары продаются в торговой сети «Виктория» по цене на 10-15% ниже стоимости аналогов под известными брендами.
В
2008 году группа компаний выпускала
товары под торговыми марками
«Квартал», «Выгодно», а также новой
торговой маркой «Виктория», первые товары,
выпускаемые под которой
Сегодня в супермаркетах «
ГК «Виктория» практикует распространение листовок с информацией о предстоящих скидках и акциях, проводимых в магазинах ГК «Виктория». Также на улицах города размещаются рекламные щиты.
В торговых залах супермаркетов «Виктория» устанавливаться указатели на ценниках:
«Новинка» - указывает на новые товары, которые недавно поступили на рынок города.
«Товар недели» - указывает, что цена на данный товар снижена в течение недели
«Акция»
- указывает, что цена на данный товар
снижена в течение всего
«Отличная цена» - указатель помогает найти самые лучшие цены на товары повседневного спроса.
Данная мера позволяет привлечь больше покупателей в магазины, увеличить продажи конкретного товара.
В рамках работы был проведен опрос 80 клиентов ГК «Виктория» и 10 сотрудников в котором по четырем критериям («цены в магазинах», «качество товаров», «удобство торговых залов», «дополнительные услуги(программы лояльности, промо-акции и т.п.)» независимо друг от друга покупателям и сотрудникам компании следовало оценить по 5-ти бальной шкале супермаркеты «Виктория». Каждый критерия соответствует одной из составляющих комплекса маркетинга.
На рисунке 4 видно, что сотрудники компании оценивают уровень сервиса выше чем покупатели. Из этого следует, что комплекс маркетинга нуждается в доработке.
Рис. 4 - Сравнительная оценка уровня сервиса ГК «Виктория»
Товар.
В качестве мер по улучшению
товарной политики я предлагаю
обновить ассортимент, за счет
замены импортной продукции
Также в качестве мер по улучшению товарной политики я рассматриваю организацию мониторинга предпочтений потребителей путем организации опросов на сайте компании. Это позволит более оперативно подстраиваться под потребности потребителей магазинов.
Подбор товарных комплектов. Предполагает проведение исследований покупательской корзины потребителей и на основе исследований создавать так называемые «товарные комплекты» с наиболее часто покупаемыми товарами. Это позволит поднять уровень сервиса в магазинах, а следовательно привлекательность магазинов для ежедневных покупок товаров.
Еще одной мерой по улучшению этого элемента комплекса маркетинга я рассматриваю создание интернет магазина и возможности заказа товаров по каталогу с бесплатной доставкой для определённых групп граждан (пенсионеры, инвалиды). Эта мера позволит привлечь дополнительные слои населения в магазины.
Цена.
По данному элементу комплекса маркетинга я предлагаю более широкое выравнивание цен по товарным подгруппам; поиск новых поставщиков с более низкими оптовыми ценами, при этом со схожим качеством продукции; а также увеличение объемов закопок для снижения себестоимости продукции, оперативный мониторинг цен конкурентов. Данные меры позволят повысить удобство покупки товаров для покупателей, снизить цены на продаваемую продукцию, а также более оперативно реагировать на изменение цен по отдельным товарам у конкурентов.
Распределение.
Этот элемент маркетинга у ГК «Виктория» организован на высоком уровне. В качестве улучшений этого элемента, я предлагаю увеличение количества распределительных центров, т.к. потребности компании в этом не полностью удовлетворены. Это позволит снизить издержки связанные с доставкой продукции в магазины. Еще одной мерой по улучшению этого элемента, я предлагаю расширение торговых залов в супермаркетах «Виктория» для повышения удобства движения посетителей в часы наибольшего наплыва покупателей.
Следующей мерой является оперативный мониторинг наиболее популярных товаров на отдельных торговых шкафах, для оперативной (1 раз в неделю) перестановки наиболее популярных товаров на «уровень глаз» покупателя. Здесь же стоит отметить закупку более удобных торговых шкафов для размещения продукции, которые бы позволяли беспрепятственно покупателям брать товар.
Продвижение.
В качестве мер улучшению этого элемента я предлагаю замену существующих вывесок на электронные табло, т.к. по мнению экспертов, электронные табло обращают на себя большее внимание, чем другие виды вывесок; замену существующих накопительных дисконтных карт, картами которые объединяли бы в себе функцию накопительных скидок и накопительную функцию «карты клиента», которая позволяет расплачиваться за покупки. Также достаточно новой мерой является использование запахов в торговых залах и за пределами магазина, т.к. непосредственно на площади супермаркетов «Виктория» находятся пекарни, то есть возможность использования запахов свежей выпечки для привлечения покупателей к отделу с хлебо-булочными изделиями.
Также в качестве меры по улучшению этого элемента являются маркетинговые исследования для оценки эффективности мероприятий продвижения.
Проведенное исследование посвящено разработке рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на предприятии розничной торговли. В результате исследования была достигнута цель работы, а именно проанализировать специализированную литературу и на основе полученных знаний провести анализ комплекса маркетинга объекта исследования и разработать рекомендации по его улучшению.
В процессе подготовки работы были решены поставленные задачи и получены следующие выводы:
Задача №1 - изучить теоретические основы и рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на торговом предприятии.