Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии.
В соответствии с выбранной целью предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на торговом предприятии;
проанализировать маркетинговую деятельность и комплекс маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
проанализировать эффективность комплекса маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
-разработать предложения по совершенствованию существующего комплекса маркетинга ГК «Виктория»
В
настоящее время розничная
Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время российские торговые предприятия не уделяют должного внимания разработке эффективного комплекса маркетинга, а на многих торговых предприятиях он отсутствует, но без эффективного комплекса маркетинга предприятие розничной торговли не может быть длительное время конкурентоспособно, т.к. каждому торговому предприятию необходимо знать какую продукцию продавать и по какой цене, где наиболее эффективно разместить торговую точку, какие использовать методы привлечения покупателей.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии.
В соответствии с выбранной целью предполагается решить следующие задачи:
Объектом исследования является предприятие ГК «Виктория» Предмет исследования – комплекс маркетинга и его функционирование на торговом предприятии.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение (за покупателями, сотрудниками предприятия), опрос, кабинетное исследование (обработка имеющихся данных), статистические методы.
Комплекс маркетинга — одно из основных понятий современной системы маркетинга на предприятии. Под ним понимается набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.[9] Функция данного комплекса состоит в том, чтобы сформировать набор, который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировал эффективность организации.
Джеймс Каллитон в 1948 году в своей статье «Управление маркетинговыми затратами» первым предпринял попытку систематизировать инструменты, применяющиеся в маркетинге.[12] Первым, кто же ввел понятие «комплекс маркетинга» или «marketing-mix» в теорию маркетинга, был профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса в 1960 году.
В
своей статье «Концепция маркетинга-микс»
Нейл Борден представляет менеджера
по маркетингу, как человека, который
смешивает различные «
По Бордену, для того, чтобы создать эффективную концепцию маркетинга требуется список важнейших элементов («ингредиентов»), используемых для разработки маркетинговых программ, а также перечень воздействующих на маркетинговую деятельность фирмы сил, или факторов, которые менеджер по маркетингу должен учитывать при разработке успешного комплекса маркетинга (рисунок 1).[11]
Рис. 1 – Комплекс маркетинга (Нейл Борден)
Позднее Джером Маккарти в 1960 году предложил, основанную на модели Нейла Бордена, формулу «4P», которая приобрела большую популярность.
В отличие от модели комплекса маркетинга Бордена формула Маккарти содержит 4 элемента:
Товар(Product) - то есть набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку.
Цена(Price) - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.
Каналы распространения (Place) - каналы (методы) распространения, то есть организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей.
Продвижение(Promotion) - возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать.
Организация может варьировать параметры комплекса маркетинга с целью наиболее эффективного воздействия на рынок, потребителей и достижения поставленных целей в рамках имеющихся возможностей и своего понимания роли маркетинга. Однако сама структура комплекса маркетинга при этом не меняется, меняется только состав отдельных его элементов.
Ряд специалистов по маркетингу пытались расширить традиционную концепцию комплекса (4Р), вводя в его состав другие элементы, начинающиеся в английском языке на букву «Р» или же другие буквы английского алфавита. В таблице 1 представлены некоторые из моделей. Но стоит отметить, что элементы, добавленные в концепциях, характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать, в том числе и при разработке комплекса маркетинга.[1]
Таблица 1 - Основные модели комплекса маркетинга
Модель | Английская расшифровка | Русская расшифровка | Примечание |
4P+1S | Product, Price, Place, Promotion, Service | Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Обслуживание | |
5P | Product, Price, Place, Promotion, Personnel | Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал | |
Product, Price, Place, Promotion, Package | Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Упаковка | ||
Product, Price, Place, Promotion, Publicity | Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Связи с общественностью | ||
6P | Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Publicity | Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал, Связи с общественностью | |
7P | Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical Evidence | Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Люди, Процесс, Физический аттрибут | Б.Бумс и Дж.Битнер, 1981год |
4C | Customer needs and wants, Cost to the customer, Communication, Convenience | Нужды и потребности покупателя, Затраты покупателя, Информационный обмен, Удобство | Роберт Лотеборн 1990 |
4A | Acceptability, Affordability, Availability, Awareness | Приемлемость, Возможность приобретения, Наличие, Осведомленность | Ягдиш Шет |
4E | Еthics, Еsthetics, Еmotions, Еternities | Этика, Эстетика, Эмоции, Преданность | "Гуманистическая модель маркетинга" |
SIVA | Solution, Information, Value, Access | Решение, Информация, Ценность, Доступ | Ч.Дев и Д.Шульц, 2005 |
2P+2C+3S | Personalisation, Privacy, Customer Service, Community, Site, Security, Sales Promotion | Персонализация, Приватность, Обслуживание клиентов, Сообщество, Сайт, Безопасность, Стимулирование продаж | Комплекс электронного маркетинга (e-marketing), Отилия Отлакан, 2005 |
Несмотря на обилие различных моделей комплекса маркетинга основной остаётся модель, предложенная Маккарти, главной причиной этого является то, что выделенные Маккарти факторы, полностью подконтрольны маркетологу, в отличие от предложенных позднее моделей.
Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга – это оперативная деятельность, каждая составляющая которой это результат глубокого экономического анализа и коммерческих расчетов.
Трудно ранжировать составляющие комплекса маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «Р». Однако товар и товарная политика практически всегда оказывает влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга. [5]
При реализации товарной политики следует исходить из того, что товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты.
Ценовая политика, как составляющая комплекса маркетинга, разрабатывается с учетом целей компании, внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование, характера спроса, распределения и реализации товара, ощущаемой и реальной стоимости товара, политики конкурентов и т.д. Разработка ценовой политики включает установление исходной цены на товар и своевременное изменение цен с помощью приведения их в соответствии с изменяющимися рыночными условиями, возможностям компании, ее стратегическим целям и задачам.
Коммуникационная политика – это совокупность способов продвижения товара на рынок, включающая связи с общественностью(PR), стимулирование сбыта, рекламу.
Связи с общественностью (PR) – это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью.
Стимулирование
сбыта - это разнообразные
Реклама - открытое оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы. [8]
Сбытовая политика – главная задача в разработке сбытовой политики – выбор канала распределения товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта. Канал распределения - это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю.
Все элементы комплекса маркетинга между собой взаимосвязаны. Формирование комплекса маркетинга - основа конкурентоспособности предприятия. Принятие верных решений относительно товарной, ассортиментной и ценовой политики базируется на основательном анализе хозяйственных показателей торгового предприятия.
Товар.
В случае торгового предприятия под товаром понимается не только физический товар, а также торговая (посредническая) услуга. Торговая услуга – особая форма продукта, представляющая собой организацию и выполнение торговых функций предприятием розничной торговли.
Особенностями торговой услуги являются такие свойства, как ее неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость.
Неосязаемость торговой услуги выражается в том, у нее нет формы, цвета, запаха или вкуса потребителю сложно оценить качество услуги до ее непосредственного оказания, что определяет ситуацию с высокой степенью неопределенности и риска, а, следовательно, значительно увеличивает число иррациональных факторов, влияющих на выбор покупателя. Стремясь снизить указанный риск, потенциальные потребители торговой услуги предварительно оценивают внешние признаки ее качества и уровня, а именно: месторасположение магазина, его атмосферу, поведение персонала, его внешний вид.
Неотделимость от источника. Торговый персонал является неотъемлемой частью оказываемой услуги, что предъявляет определенные требования к его профессиональным качествам, внешнему виду и коммуникационным навыкам. Таким образом, ответственность за оказание торговой услуги магазина полностью лежит на его торговом персонале.
Непостоянство качества. Торговая услуга, предоставленная продавцами или консультантами магазина, может отличаться по качеству в зависимости не только от персоны, ее оказывающей, но и настроения конкретного человека, периода его жизни.