Разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии.
В соответствии с выбранной целью предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретические основы и рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на торговом предприятии;
проанализировать маркетинговую деятельность и комплекс маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
проанализировать эффективность комплекса маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
-разработать предложения по совершенствованию существующего комплекса маркетинга ГК «Виктория»

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 675.00 Кб (Скачать)
 
 

 

Введение

    В настоящее время розничная торговля как отрасль экономики динамично  развивается: появляются новые способы  продать товар, привлечь покупателей. Чтобы оперативно внедрять и использовать достижения современной науки и исследования ученых в розничной торговле, предприятию необходим современный и гибкий комплекс маркетинга. Данная работа посвящена изучению комплекса маркетинга торгового предприятия, анализу комплекса маркетинга успешного предприятия розничной торговли, а также разработке рекомендаций по его улучшению.

    Актуальность  работы состоит в том, что в настоящее время российские торговые предприятия не  уделяют должного внимания разработке эффективного комплекса маркетинга, а на многих торговых предприятиях он отсутствует, но без эффективного комплекса маркетинга предприятие розничной торговли не может быть длительное время конкурентоспособно, т.к. каждому торговому предприятию необходимо знать какую продукцию продавать и по какой цене, где наиболее эффективно разместить торговую точку, какие использовать методы привлечения покупателей.

    Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии.

    В соответствии с выбранной целью  предполагается решить следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы и рассмотреть процесс функционирования комплекса маркетинга на торговом предприятии;
  2. проанализировать маркетинговую деятельность и комплекс маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
  3. проанализировать эффективность комплекса маркетинга на предприятии ГК «Виктория»;
  4. -разработать предложения по совершенствованию существующего комплекса маркетинга ГК «Виктория».

    Объектом  исследования является предприятие  ГК «Виктория» Предмет исследования – комплекс маркетинга и его функционирование на торговом предприятии.

    В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ документов и статистической отчетности предприятия; наблюдение (за покупателями, сотрудниками предприятия), опрос, кабинетное исследование (обработка имеющихся данных), статистические методы.

    1. Теоретические основы формирования комплекса маркетинга на предприятии розничной торговли

    1.1. Сущность и основные элементы комплекса маркетинга

    Комплекс  маркетинга — одно из основных понятий  современной системы маркетинга на предприятии. Под ним понимается набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.[9] Функция данного комплекса состоит в том, чтобы сформировать набор, который не только бы удовлетворял потребности потенциальных клиентов в рамках целевых рынков, но и максимизировал эффективность организации.

    Джеймс Каллитон в 1948 году в своей статье «Управление маркетинговыми затратами» первым предпринял попытку систематизировать инструменты, применяющиеся в маркетинге.[12] Первым, кто же ввел понятие «комплекс маркетинга» или «marketing-mix» в теорию маркетинга, был профессор Нейл Борден из Гарвардской школы бизнеса в 1960 году.

    В своей статье «Концепция маркетинга-микс»  Нейл Борден представляет менеджера  по маркетингу, как человека, который  смешивает различные «ингредиенты», а результатом его работы является «маркетинг-микс».

    По  Бордену, для того, чтобы создать эффективную концепцию маркетинга требуется список важнейших элементов («ингредиентов»), используемых для разработки маркетинговых программ, а также перечень воздействующих на маркетинговую деятельность фирмы сил, или факторов, которые менеджер по маркетингу должен учитывать при разработке успешного комплекса маркетинга (рисунок 1).[11]

Рис. 1 – Комплекс маркетинга (Нейл Борден)

    Позднее Джером Маккарти в 1960 году предложил, основанную на модели Нейла Бордена, формулу «4P», которая приобрела большую популярность.

    В отличие от модели комплекса маркетинга Бордена формула Маккарти содержит 4 элемента:

    Товар(Product) - то есть набор «изделий и услуг» соответствующего уровня качества, который фирма предлагает целевому рынку.

    Цена(Price) - денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара.

    Каналы  распространения (Place) - каналы (методы) распространения, то есть организация структуры товародвижения, благодаря которой товар становится более доступным для потенциальных покупателей.

    Продвижение(Promotion) - возможная деятельность фирмы по внедрению своего товара на целевой рынок, распространению сведений о его достоинствах и убеждению целевых потребителей его покупать.

    Организация может варьировать параметры  комплекса маркетинга с целью  наиболее эффективного воздействия на рынок, потребителей и достижения поставленных целей в рамках имеющихся возможностей и своего понимания роли маркетинга. Однако сама структура комплекса маркетинга при этом не меняется, меняется только состав отдельных его элементов.

    Ряд специалистов по маркетингу пытались расширить традиционную концепцию  комплекса (4Р), вводя в его состав другие элементы, начинающиеся в английском языке на букву «Р» или же другие буквы английского алфавита. В таблице 1 представлены некоторые из моделей. Но стоит отметить, что элементы, добавленные в  концепциях, характеризуют не комплекс маркетинга, а факторы, влияющие на маркетинговую деятельность, которые необходимо учитывать, в том числе и при разработке комплекса маркетинга.[1]

 

    

    Таблица 1 - Основные модели комплекса маркетинга

Модель Английская  расшифровка Русская расшифровка Примечание
4P+1S Product, Price, Place, Promotion, Service Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Обслуживание  
5P Product, Price, Place, Promotion, Personnel Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал  
Product, Price, Place, Promotion, Package Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Упаковка  
Product, Price, Place, Promotion, Publicity Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Связи с общественностью  
6P Product, Price, Place, Promotion, Personnel, Publicity Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Персонал, Связи с общественностью  
7P Product, Price, Place, Promotion, People, Process, Physical Evidence Продукт, Цена, Дистрибуция/Место, Продвижение, Люди, Процесс, Физический аттрибут Б.Бумс и Дж.Битнер, 1981год
4C Customer needs and wants,  Cost to the customer, Communication, Convenience Нужды и потребности  покупателя, Затраты покупателя, Информационный обмен, Удобство Роберт Лотеборн 1990
4A Acceptability, Affordability, Availability, Awareness Приемлемость, Возможность приобретения, Наличие, Осведомленность Ягдиш Шет
4E Еthics, Еsthetics, Еmotions, Еternities Этика, Эстетика, Эмоции, Преданность "Гуманистическая  модель маркетинга"
SIVA Solution, Information, Value, Access Решение, Информация, Ценность, Доступ Ч.Дев и Д.Шульц, 2005
2P+2C+3S Personalisation, Privacy, Customer Service, Community, Site, Security, Sales Promotion Персонализация, Приватность, Обслуживание клиентов, Сообщество, Сайт, Безопасность, Стимулирование продаж Комплекс электронного маркетинга (e-marketing), Отилия Отлакан, 2005

    Несмотря  на обилие различных моделей комплекса  маркетинга основной остаётся модель, предложенная Маккарти, главной причиной этого является то, что выделенные Маккарти факторы, полностью подконтрольны маркетологу, в отличие от предложенных позднее моделей.

    Главная цель разработки комплекса маркетинга – обеспечение устойчивых конкурентных преимуществ компании, завоевание прочных рыночных позиций. Комплекс маркетинга – это оперативная деятельность, каждая составляющая которой это результат глубокого экономического анализа и коммерческих расчетов.

    Трудно  ранжировать составляющие комплекса  маркетинга по их значимости для успешной коммерческой деятельности фирмы, поскольку достижение поставленных целей возможно при условии эффективности каждого из четырех «Р». Однако товар и товарная политика практически всегда оказывает влияние на характер и особенности остальных составляющих комплекса маркетинга. [5]

    При реализации товарной политики следует  исходить из того, что товар занимает основное место в комплексе маркетинга. Именно он должен удовлетворять реальные нужды и потребности человека, а маркетинг призван помочь каждому  производителю выявить и обеспечить их удовлетворение лучше, чем это делают конкуренты.

    Ценовая политика, как составляющая комплекса маркетинга, разрабатывается с учетом целей компании, внешних и внутренних факторов, влияющих на ценообразование, характера спроса, распределения и реализации товара, ощущаемой и реальной стоимости товара, политики конкурентов и т.д. Разработка ценовой политики включает установление исходной цены на товар и своевременное изменение цен с помощью приведения их в соответствии с изменяющимися рыночными условиями, возможностям компании, ее стратегическим целям и задачам.

    Коммуникационная  политика – это совокупность способов продвижения товара на рынок, включающая связи с общественностью(PR), стимулирование сбыта, рекламу.

    Связи с общественностью (PR) – это планомерная постоянно осуществляемая деятельность по обеспечению равноправного информационного взаимодействия и через это взаимопонимания между организацией и ее общественностью.

    Стимулирование  сбыта - это разнообразные побудительные  средства (главным образом, краткосрочные), призванные ускорить и (или) увеличить продажи отдельных товаров либо услуг потребителям или дилерам, то есть направленные на усиление ответной реакции рынка. Они напрямую стимулируют покупательную активность потребителей (например, купоны или пробные образцы) и торгового персонала. [2]

    Реклама - открытое оповещение фирмой потенциальных  покупателей, потребителей товаров  и услуг о качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы. [8]

    Сбытовая  политика – главная задача в разработке сбытовой политики – выбор канала распределения товара (сбытового канала) и принятие решения о стратегии сбыта. Канал распределения - это, в сущности, путь движения товара от производителя к потребителю.

    Все элементы комплекса маркетинга между собой взаимосвязаны. Формирование комплекса маркетинга - основа конкурентоспособности предприятия. Принятие верных решений относительно товарной, ассортиментной и ценовой политики базируется на основательном анализе хозяйственных показателей торгового предприятия.

1.2. Особенность комплекса  маркетинга на  предприятии розничной  торговли.

    Товар.

    В случае торгового предприятия под товаром понимается не только физический товар, а также торговая (посредническая) услуга. Торговая услуга – особая форма продукта, представляющая собой организацию и выполнение торговых функций предприятием розничной торговли.

      Особенностями торговой услуги являются такие свойства, как ее неосязаемость, неотделимость от источника, непостоянство качества и несохраняемость.

    Неосязаемость торговой услуги выражается в том, у нее нет формы, цвета, запаха или вкуса потребителю сложно оценить качество услуги до ее непосредственного оказания, что определяет ситуацию с высокой степенью неопределенности и риска, а, следовательно, значительно увеличивает число иррациональных факторов, влияющих на выбор покупателя. Стремясь снизить указанный риск, потенциальные потребители торговой услуги предварительно оценивают внешние признаки ее качества и уровня, а именно: месторасположение магазина, его атмосферу, поведение персонала, его внешний вид.

    Неотделимость от источника. Торговый персонал является неотъемлемой частью оказываемой услуги, что предъявляет определенные требования к его профессиональным качествам, внешнему виду и коммуникационным навыкам. Таким образом, ответственность за оказание торговой услуги магазина полностью лежит на его торговом персонале.

    Непостоянство качества. Торговая услуга, предоставленная продавцами или консультантами магазина, может отличаться по качеству в зависимости не только от персоны, ее оказывающей, но и настроения конкретного человека, периода его жизни.

Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию существующего комплекса маркетинга на торговом предприятии