Разработка ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка ассортиментной политики предприятия на примере супермаркета «Парус» г. Владивосток.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия.
Исследовать ассортиментную политику супермаркета «Парус» и дать оценку маркетинговой деятельности предприятия.
Исследовать основные пути совершенствования ассортиментной политики супермаркета «Парус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Социально-экономическая сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге……………..5
1.2. Характеристика методов оценки ассортиментной политики……………...11
1.3. Формирование ассортиментной политики и оценка ее эффективности….16
2. Исследование и разработка ассортиментной политики предприятия………19
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия………………………...19
2.2. Оценка маркетинговой деятельности предприятия………………………...21
2.3. Анализ ассортиментной политики предприятия…………………………...27
2.4. Совершенствование ассортиментной политики предприятия…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА-Парус.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

      Анализ  ассортимента супермаркета «Парус» показал, что он является достаточно широким, глубоким, устойчивым. Общая тенденция для всего ассортимента торгового предприятия – рост объемов продаж по всем товарным группам ассортимента и снижение рентабельности по ключевым товарным группам. Это объясняется усилением конкурентной борьбы на рынке продовольственных товаров в связи со значительным увеличением количества новых конкурирующих фирм и торговых посредников.

      Наиболее  стабильными группами являются напитки  и фрукты, овощи, которые наименее рентабельны и весомы в объеме выручки. Относительная стабильность этой группы в общей динамике продаж объясняется относительным постоянством спроса, предъявляемого со стороны потребителей на данную продукцию. Спрос на мясоколбасные изделия, молочные товары более значителен по объему, более чувствителен к качественным характеристикам продукции, ко времени года, поэтому он подвержен большим колебаниям, чем спрос на другие группы ассортимента продукции. Это наиболее весомая и прибыльная часть ассортимента, поэтому она должна подвергаться более тщательному контролю управления.

      Управление  ассортиментной политикой на рассматриваемом  торговом предприятии организовано по упрощенной схеме. Управлением ассортиментной политикой занят отдел по работе с клиентами, включая руководителя данного отдела. Директор отдела по работе с клиентами полностью берет на себя функции организации и координации ассортимента. Отдел по работе с клиентами в части управления ассортиментом занят планированием ассортимента и его контролем. Функция контроля ассортимента со стороны отдела по работе с клиентами связана с управлением поставками, повседневным контролем структуры ассортимента.

      Необходимо  отметить, что планирование ассортимента на данном предприятии требует совершенствования, так как при прогнозировании объемов продаж по ассортиментным группам используются упрощенные методы, не учитывающие множества факторов, в результате прогноз является излишне оптимистическим. Неточность прогнозирования сказывается на ухудшении управления товарными запасами и снижении эффективности их использования.

      Существуют  разнообразные методы прогнозирования  товарно-групповой структуры потребительского спроса. Однако применение каждого  метода в отдельности, как правило, малоэффективно. Современная практика свидетельствует об эффективности многовариантных расчетов прогнозов структуры потребительского спроса на основе сочетания различных методов. Этим достигается синтез генетических прогнозов, основанных на использовании сложившихся закономерностей развития спроса, и нормативных прогнозов, ориентированных на рациональную структуру потребления и спроса. В результате будет обеспечен комплексный подход и активная роль прогнозирования спроса, а значит и ассортимент, при котором предприятие будет функционировать устойчиво и эффективно. Поэтому для объекта анализа было рекомендовано использование комплексной методики планирования ассортимента в целях повышения точности прогнозирования объема продаж по товарным группам.

      Методы  управления ассортиментом содержат недостатки и требуют совершенствования. Это касается в первую очередь финансового обоснования ассортимента. Традиционный подход, использующийся при обосновании ассортимента, основывается на принципе максимизации прибыли, Основные его недостатки заключаются в том что, при его использовании практически не учитываются рыночные факторы, а также различное поведение постоянных и переменных издержек при изменении объема продаж. Предложенный метод «директ-костинга» является более подходящим в этих условиях и исключает данные недостатки. Он учитывает цели бизнеса, его ресурсы и внешние условия. Для учета последних в методике «директ-костинга» используется показатель адекватности рынку. Он характеризует степень приближения анализируемого товара к некому эталонному образцу, который соответствует наиболее конкурентоспособному на рынке изделию.

      Данная  методика эффективна только при наличии  в организации системы раздельного  учета постоянных и переменных расходов, которую лучше всего строить  на основе создания центров ответственности за формирование соответствующей категории затрат внутри организации.

      Предложенная  методика поможет сформировать такую  структуру ассортимента, при которой  предприятие будет функционировать  достаточно устойчиво.

      Видим, что оптимизация торгового ассортимента увеличит валовую маржу предприятия на 1733,94 тыс. рублей (6,9%), а также увеличит рентабельность ассортимента по валовой прибыли на 4%. Следовательно, оптимизация ассортимента экономически выгодна для предприятия.

      В заключение нужно отметить, что оптимизация структуры ассортимента не будет эффективна, если не будет осуществляться на регулярной основе. Оценка структуры ассортимента должна проводиться примерно, раз в полгода, а при смене маркетинговой политики - немедленно. Тем не менее, слишком частый пересмотр структуры ассортимента и его состава также нежелателен - любой новый ассортимент должен себя «показать». В противном случае, сложно будет делать объективные выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-99.
  2. Абрютина, А.В. Экономический анализ торговой деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 433 с.
  3. Абанин И. Модели оптимизации ассортиментной политики торгового предприятия // Финансовая газета, 2004, № 43.
  4. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М., 2001
  5. Антипов К.В. Паблик рилейшнз для коммерсантов: Учебно-практическое пособие. М., 2004.
  6. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. Под общей ред. Ю.Н. Каптерев-ского. СПб., 2001
  7. Базарова, Т.Ю., Еремина, Б.Л. Управление персоналом: Учебник для вузов. – М: ЮНИТИ, 2004. –560 с.
  8. Басовский, Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 182 с.
  9. Бланк, И.А. Торговый менеджмент.- М.: Московский институт менеджмента и бизнеса, 2005. – 454 с.
  10. Брагин, Л.А. Торговое дело - экономика и организация. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 344 с.
  11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М., 2002.
  12. Виханский О. Менеджмент, стратегия, организация. М., 2006.
  13. Воронин В.П. Организация управления оптовым торговым процессом. М., 2001.
  14. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М., 2003.
  15. Голубков Е.П. Маркетинг: Стратегии, планы, структуры. М., 2005
  16. Ильющенко Е.В. Маркетинг на предприятии. Минск, 2000.
  17. Коневский, Е.М. Эффективность ассортиментной политики. - М.: Инфра-М, 2005. – 453 с.
  18. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: Учеб. пособие / В.К. Козлов, С.А. Уваров, Н.В. Яковлева и др.; Под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб.: Политехника, 2003. – 518 с.
  19. Коммерция: теория и практика / Сб. статей – Челябинск: Челябинский филиал МКУ, 2004. – 162 с.
  20. Коммерция и технология торговли: Учебник для студ. вузов. 2-е изд., доп. СПб., 2006.
  21. Лаптев, В.Г. Маркетинговые задачи торговых предприятий // Маркетинг. 2009. – № 5 – С.16-32.
  22. Маркетинг для малых предприятий / Пер. с англ. Т.Карасевич. СПб., 2005.
  23. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для вузов / Под ред. В.А. Алексунина. М., 2005.
  24. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство норма, 2003. – 283 с.
  25. О’Рейли Дирах, Гибас Джулиан Джи. Деловые отношенья с покупателем: успешная торговля и маркетинг в бизнесе. – Мн.: Амалфея, 2008. – 272 с.
  26. Памбухчиянц, О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Маркетинг, 2007. – 394 с.
  27. Петропольский, Г.А. Организация торговли. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 743 с.
  28. Показатели ассортимента товаров // Маркетинг. – 2008. – №10 – С.52.
  29. Попов Е.В. Продвижение товаров и услуг: Учебное пособие. М., 2003.
  30. Райзберг, Б.А, Лозовский, Л.Ш., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. – 2-е изд., испр. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 371 с.
  31. Рузавин Г.И., Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики. М., 2002
  32. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007. – 287 с.
  33. Торговое дело: экономика и организация / Под ред. Брагина Л.А., Данько Т.П. – М.: Инфра-М, 2007. – 519 с.
  34. Терещенко В.М. Маркетинг: новые технологии в России. СПб., 2001.
  35. Шапов, С.Ю. Товароведение продовольственных товаров. – М: СОФИТ, 2006. – 342 с.
  36. Щур, Д.Л., Труханович, Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. – 2-е изд., доп. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 521 с.
  37. Экономика торгового предприятия – М.: Экономика, 2007. – 398 с.
  38. Экономика торгового предприятия / Под общей ред. Гребнева А.И. М., 2000.
  39. Экономика предприятия / Под ред. В.М. Семенова. М., 2005
  40. Якубова, Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы. – М.: Гардарика, 2006. – 643 с.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия