Разработка ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка ассортиментной политики предприятия на примере супермаркета «Парус» г. Владивосток.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия.
Исследовать ассортиментную политику супермаркета «Парус» и дать оценку маркетинговой деятельности предприятия.
Исследовать основные пути совершенствования ассортиментной политики супермаркета «Парус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Социально-экономическая сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге……………..5
1.2. Характеристика методов оценки ассортиментной политики……………...11
1.3. Формирование ассортиментной политики и оценка ее эффективности….16
2. Исследование и разработка ассортиментной политики предприятия………19
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия………………………...19
2.2. Оценка маркетинговой деятельности предприятия………………………...21
2.3. Анализ ассортиментной политики предприятия…………………………...27
2.4. Совершенствование ассортиментной политики предприятия…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА-Парус.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

      Анализ  представленности данной продукции  у конкурентов особенно важен  в условиях современной конкурентной борьбы. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.

      Рассмотрение  наличия товаров субститутов – это важный этап в формировании ассортиментной матрицы, так как при их наличии в как в собственной ассортиментной матрице, так и в матрице конкурентов может привести к вытеснению ими товаров со схожими свойствами (например, продающихся по более дорогой цене). Таким образом, возникает риск «залеживания» продукции при наличии товаров аналогов.

Рисунок 1 – Методы оценки ассортиментной политики 

    1. Формирование  ассортиментной политики и оценка ее эффективности
 

      Формирование  и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий  безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации  налогообложения и прогнозирования  собственных инвестиций в развитие бизнеса.

      Формирование ассортиментной политики и ее реализация приобретают особое значение при наличии свободы выбора сферы и направления деятельности. Ассортиментная политика предполагает наличие информации о характеристиках сегментов рынков, товаров, покупательских предпочтений, динамики цен, макроэкономических тенденций, уровня внешнеэкономических связей с зарубежными странами. Все перечисленные факторы необходимы для определения условий безубыточной работы и управления массой прибыли с целью оптимизации налогообложения, прогнозирования возможных вложений собственных средств в развитие бизнеса.

      Формирование  ассортимента – это подбор различных  групп, видов, размеров, фасонов и  других разновидностей товарной продукции  в соответствии со спросам субъектов  рынка, направленный на более полное его удовлетворение. Его цель создание устойчивого ассортимента, причем он должен быть минимально достаточным. Ассортиментный минимум вносит организованность в работу предприятий, является гарантом обеспечения потребителей соответствующей продукцией. Устойчивость ассортиментного минимума позволяет избежать отсутствия в продаже конкретного товара, т.к. это может означать отказ в удовлетворении потребительского спроса. Устойчивость определяется таким показателем как коэффициент устойчивости. Коэффициент устойчивости – это отношение фактического ассортимента к обязательному. По видам товаров коэффициент определяет степень устойчивости ассортимента товаров, не заменяемых в потребительском спросе, а по разновидностям – степень устойчивости взаимозаменяемых товаров.

      При формировании ассортимента учитываются: специфика товарных групп; особенности отдельных видов товаров; размеры складских и торговых помещений; наличие складского оборудования; возможность обеспечения необходимых условий хранения; структура товарооборота; объем товарооборота;

      Факторы, учитываемые при формировании ассортимента: отражение в ассортименте особенностей спроса обслуживаемых и потенциальных потребителей товаров; обеспечение комплектности в выборе и закупке товаров покупателями; соблюдение установившегося для торгового предприятия ассортиментного профиля; обеспечение достаточной полноты и устойчивости ассортимента товаров постоянного спроса; составление простого ассортимента, списка товаров незаменяемых и трудно заменяемых; определение круга взаимозаменяемых товаров; обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от уровня специализации торгового предприятия; расширение ассортимента за счет новых товаров; достижение путем рационального подбора товаров условий, способствующих росту товарооборота торгового предприятия, ускорению товрооборачиваемости, повышению прибыли.

      Задачи, решаемые формированием ассортимента: предприятие, устанавливая ассортимент, определяет специализацию и концентрацию своей деятельности; предприятие создает необходимые источники ресурсов, ориентированные на товар с более низкой себестоимостью производства и соответствующего качества; лучшее использование рабочего времени; эффективное использование материально-технической базы; улучшение коммерческо-хозяйственных связей; обеспечение необходимой устойчивости объема и структуры производимой продукции, оптового и розничного товарооборота.

      Этапы формирования ассортимента:

  1. Определение текущих и перспективных потребностей на рынке с учетом покупательского поведения в целевых сегментах.
  2. Оценка соответствующих аналогов конкурентов по совокупным направлениям потребительской ценности ассортиментных товаров.
  3. Обоснование концепции нового товара в целях своевременного снятия с производства устаревших образцов.
  4. Решение вопросов полноты ассортимента с учетом возможностей использования привлекательных инвесторов.
  5. Планирование и управление ассортиментом в целях:

а) разработки производственной программы;

б) программы  маркетинга;

в) мероприятия рекламы и паблик-рилейшинз;

г) разработки сервиса и системы стимулирования сбыта.

  1. Исследование и разработка ассортиментной политики предприятия
    1. Общая характеристика деятельности предприятия
 

      Супермаркет «Парус» – один из крупнейших операторов розничной торговли в г. Владивостоке.

      Преимущества позиций супермаркета:

– Внедрение передовых технологий розничной торговли.

– Мультиформатность: сочетание форматов, рассчитанных на потребителей с различными уровнями доходов, что позволяет охватить максимальное количество покупателей.

– Регулярное проведение маркетинговых исследований, на основе которых определяются принципы формирования ценовой и ассортиментной политики.

– Регулярное проведение комплексных рекламных кампаний.

– Квалифицированный менеджмент компании.

      Главной стратегической задачей компании на ближайшие три года является рост доли рынка в обороте розничной  торговли продуктами питания, опережающий  рост рынка в целом. Реализовать  данную задачу планируется путем  открытия новых объектов сети на освоенных территориях.

      В результате реализации инвестиционной программы в 2008 году открылся второй супермаркет в г. Владивостоке. Магазины под торговой маркой «Парус» относятся к формату «супермаркет». Общее количество ассортиментных позиций составляет более 20 000 наименований, в том числе и непродовольственные товары. В супермаркете широко представлено собственное производство: салаты, холодные и горячие закуски, овощные и мясные полуфабрикаты, разделка рыбы, свежая выпечка, гриль, свежеприготовленная кулинарная продукция и другая продукция высокой степени готовности.

      В данной работе исследуется супермаркет «Парус», расположенный по адресу пр-т 100-летия Владивостоку, 68. Месторасположение определяет его постоянных покупателей, которыми являются работники офисов и жильцы близлежащих домов. Супермаркет общей площадью 5 800 кв. метров был открыт 9 мая 2005 года.

  Руководство торговой организацией осуществляется генеральным директором по принципу единоначалия. Генеральный директор передает свои функции по руководству коммерческому директору супермаркета «Парус».

      Аппарат коммерческого отдела состоит из товароведов по закупке и сбыту  товаров. Помимо аппарата коммерческой службы, выполняющей оперативные  функции, созданы функциональные структурные  части: планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, служба охраны; обслуживающая часть, к которой относятся административно-хозяйственный отдел, транспортный отдел.

      В супермаркете работа планово-экономического отдела объединена с финансовой и  возложена на бухгалтера, кроме того, бухгалтерия организации ведет учет и отчетность, разрабатывает баланс доходов и расходов, проводит инвентаризации, контролирует соблюдение финансово-сметной и штатной дисциплины.

      В супермаркете существуют работники, занятые  обслуживанием покупателей и продажей товаров – это продавцы-консультанты и кассиры, применяется товарно-отраслевая специализация работников на продаже определенных групп товаров. Она применяется в каждом торговом отделе, то есть товароведы занимаются определенной товарной группой, в секциях работают квалифицированные продавцы, которые дают достаточно подробные консультации покупателям при выборе товаров в секции торгового зала. Разделение труда способствует рациональному использованию квалифицированных кадров и повышению уровня обслуживания покупателей.

      Для ликвидации хищений и потерь, а  также нечестности покупателей  в супермаркете установлена бригада  контролеров-охранников. Также супермаркет  снабжен системой видеонаблюдения. Работники супермаркета несут частичную материальную ответственность только за личное нанесение ущерба предприятию.

      Высшим  органом организации является Совет  учредителей, состоящий из учредителей  ООО «Парус». Учредители выполняют свои обязанности в Совете учредителей в качестве добровольцев. Не более одной трети общего числа членов Совета могут быть работниками организации.

      Генеральный директор организации осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен Совету учредителей.

      Организация имеет линейную структуру разделения системы управления на составляющие части.

      Учредительными  документами ООО «Парус» являются:

  1. Учредительный договор, подписанный участниками,
  2. Устав, утвержденный участниками.

      Направление деятельности супермаркета «Парус» – розничная торговля на рынке продовольственных товаров. Эта ниша рынка была выбрана неслучайно. Несомненно, на рынке продовольственных товаров очень большое количество конкурентов, но продовольственные товары – это, пожалуй, единственные товары, которые будут необходимы всегда.

      Даже при резком сокращении доходов, а соответственно, и спроса населения, тот минимум, который останется у потребителя, будет потрачен в первую очередь на продукты питания. Но рынок продовольственных товаров имеет преимущества не только в кризисных ситуациях. В настоящее время при удачном выборе месторасположения магазинов, можно достигнуть наибольшей выручки от торговли продовольственными товарами.  

    1. Оценка  маркетинговой деятельности предприятия
 

      Вопросами организации сбыта являются анализ сбытовых издержек, определение торговых наценок, разработка мероприятий по повышению рентабельности работ по сбыту товаров и деятельности фирмы в целом. При анализе сбытовых издержек считаются затраты на выполнение следующих функций: на транспорт, реализацию ассортимента, хранение, контакты, информацию, управление продажами, прочие издержки. Следует иметь в виду, что длинный канал сбыта эффективен при малых объемах продаж, а короткий канал – при значительных. Конкретные зоны эффективности различных видов каналов сбыта определяются по конкретным товарам и рынкам.

      Решение вопросов стимулирования сбыта товара начинается с расчета затрат на мотивацию  по одному из следующих методов:

– метод исчисления от наличных средств или возможностей товаропроизводителя;

– метод исчисления в процентах к сумме продаж;

– метод конкурентного паритета или равновесия, отражающего коллективную мудрость отрасли;

– метод исчисления исходя из конкретных целей и задач.

      Маркетологи и товароведы супермаркета «Парус» просчитывают затраты исходя из конкретных целей. Мотивация включает все виды маркетинговой деятельности: разработку концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организацию деятельности всех подразделений фирмы с позиций маркетинга, рекламу, товародвижение, планирование и контроль маркетинга.

      Средства  на мотивацию по каждому направлению  могут подразделяться на две части:

– на оплату всех расходов по решению данной задачи (например, оплата маркетинговых исследований, рекламы и т.п.);

– на дополнительную оплату или премирование работников любых подразделений фирмы, участвующих в реализации концепции маркетинга.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия