Разработка ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка ассортиментной политики предприятия на примере супермаркета «Парус» г. Владивосток.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия.
Исследовать ассортиментную политику супермаркета «Парус» и дать оценку маркетинговой деятельности предприятия.
Исследовать основные пути совершенствования ассортиментной политики супермаркета «Парус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Социально-экономическая сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге……………..5
1.2. Характеристика методов оценки ассортиментной политики……………...11
1.3. Формирование ассортиментной политики и оценка ее эффективности….16
2. Исследование и разработка ассортиментной политики предприятия………19
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия………………………...19
2.2. Оценка маркетинговой деятельности предприятия………………………...21
2.3. Анализ ассортиментной политики предприятия…………………………...27
2.4. Совершенствование ассортиментной политики предприятия…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА-Парус.doc

— 477.50 Кб (Скачать)
 

      Построенный таким образом учет расходов позволит непрерывно отслеживать все изменения  в прибыльности отдельных групп товаров.

      Данная  методика управления ассортиментом  поможет предприятию поддерживать такую структуру ассортимента, при  которой предприятие будет функционировать  с достаточным уровнем рентабельности.

      Оптимальная структура ассортимента должна обеспечивать максимальную рентабельность с одной стороны и достаточную стабильность компании в целом.

      Методика  прогнозирования спроса в рассматриваемой  организации не учитывает множества  факторов, влияющих на покупательский спрос. Рассмотрим метод многофакторного моделирования оценки и прогнозирования спроса, относящийся к экономико-статистическим методам прогнозирования спроса.

Таблица 9 – Корреляционный анализ факторов покупательского спроса

Год Объем спроса, млн. руб. Объем продаж, тыс. руб. Среднедушевой доход населения, руб. Число семей Доля  структуре покупок  семей, % Уровень цен на продовольствие, в % к предыдущему  году
Показатель  а Показатель  б Фактор

в

Фактор  г Фактор  д Фактор  е
1 2 3 4 5 6 7
2005 30521,23 113041,6 4230 467510 9,5 105,5
2006 35112,8 130047,4 4980 468890 9,8 101,1
2007 38189,56 141442,8 5238 475664 10,1 99,5
2008 40559,16 150219,1 5677 490432 12,3 98,5
 

rба = 1; rбв = 0,98

rбг = 0,77; rбд = 0,87

rбе = - 0,62

      Таким образом, на объем продаж наибольшее влияние оказывают: объем спроса населения г. Владивостока (линейная зависимость); среднедушевой доход населения; доля покупок продовольственных товаров в общем объеме покупок населения. Меньшее, но также достаточно значительное влияние на объем продаж оказывает рост числа семей и рост цен на продовольственные товары (обратно-пропорциональная зависимость).

Таблица 10 – Расчетные значения спроса и объема продаж

Год Объем спроса, млн. руб. Объем продаж, тыс. руб.
2006 32124,67 111703
2007 34728,53 125915
2008 36856,04 140127
2009 38654,83 154339
 

      В нашем случае значение для объема спроса равно 8%, а для объема продаж продовольственных товаров равно 4%. Следовательно, выбранные уравнения регрессии можно считать адекватными реальному процессу формирования спроса и прогнозирования объема продаж.  

      Используя полученные формулы, прогнозируем объем продаж и объем спроса на 2010 г.  Получаем прогноз объема продаж продовольственных товаров в размере 168551 тыс. рублей, а объем спроса населения в размере 40213 млн. рублей.

      Используемая  на предприятии методика планирования ассортимента по товарным группам на основе коэффициента эластичности не имеет существенных недостатков, поэтому  для прогнозирования спроса на продовольственные  товары она хорошо подходит.

      Используя данную методику, а также данные маркетинговых исследований доли супермаркета «Парус» на потребительском рынке для прогнозирования спроса на потребительские товары «Парус», получаем следующие данные (табл. 11).

Таблица 11 – Прогноз спроса на отдельные группы товаров на 2010 год

Товарная  подгруппа Объем спроса, млн. руб. Объем продаж, млн. руб. Соотношение прогнозного объема спроса и фактического объема продаж, %
Фрукты, овощи 5,99 7,5917 0,79
Молочные 35,97 33,2808 1,08
Мясоколбасные 55,95 55,3523 1,01
Напитки 25,98 15,042 1,73
Хлебобулочные 29,97 29,6588 1,01
Конфеты 6,99 9,2939 0,75
Всего 160,856 150,22 -
 

      Таким образом, видно, что согласно нашему прогнозу в структуре потребительского спроса на продовольственные товары компании произойдут значительные сдвиги. В первую очередь это касается напитков – спрос на данный товар должен возрасти в 1,73 раза. По остальным товарным группам ассортимента изменений не предвидится.

      Итак, согласно прогнозу, предвидится рост спроса на напитки. Оценим данную товарную позицию с точки зрения экономической привлекательности.

Таблица 12 – Оценка экономической привлекательности напитков

Показатель Расчет  значения Экономический смысл Значение
Рентабель-ность (Р) Р = (Цена-Себестоимость - Затраты)/ Цена Показывает, какую часть (%) составляет прибыль от реализации товара в его цене 12,11
Коэффициент вклада на покрытие (КВП) КВП = (Цена - Затраты  пер.)/Цена Вклад каждого  наименования продукции в покрытие постоянных издержек предприятия. Если рентабельность этой товарной позиции низкая, а КВП высокий - надо увеличивать объем продаж. 0,17
Операционный  рычаг (ОР) ОР = (Выручка - переменные издержки)/(выручка-себестоимость) Характеризует насколько увеличиться прибыль  при изменении выручки на 1%. 1,79
Точка безубыточности (ТБ) ТБ= Постоянные затраты/(Цена единицы- Переменные затраты  на единицу) Характеризует объем продаж, при котором выручка  от продаж равна издержкам производства 1821,65
Запас финансовой прочности (ФП) (выручка - точка  безубыточности)/выручка) Показывает  на сколько можно снизить объем продаж до достижения точки безубыточности 8430,25
 

      Таким образом, прибыльность напитков не является высокой, однако она имеет высокое  значение коэффициента вклада на покрытие, следовательно, объем продаж данной товарной группы ассортимента необходимо увеличивать.

По мере роста спроса на данный товар, фирма  сможет также увеличивать цену (торговую надбавку) на данную ассортиментную позицию, тем самым, увеличивая ее прибыльность.

      Увеличивая  объем продаж напитков, компания тем  самым будет увеличивать долю данного сегмента рынка. Напитки, как один из бизнесов, входящих в состав ассортиментного портфеля, из «трудных детей» будет переходить в разряд «звезд», развивающихся и приносящих основную прибыль (рис. 3).

Рисунок 3 – Динамика основных групп ассортиментного портфеля 

      Таким образом, у компании не останется  «трудных детей», т.е. объектов финансирования и развития, ассортиментных позиций, призванных приносить основную прибыль  в будущем.

      В таблице 13 приведены основные показатели оптимизированного ассортимента торгового предприятия, рассчитанные с использованием метода директ-костинга. Таким образом, оптимизация торгового ассортимента позволит увеличить валовую маржу предприятия до 280904,5 тыс. рублей.

Таблица 13 – Показатели оптимального торгового ассортимента на 2010 г., тыс. руб.

Показатели Ассортиментные  группы
Фрукты  овощи Молочные Мясные Напитки Хлебобулочные Новая
1. Выручка 7591 33280 55352 20042 29658 1324
2. Себестоимость 5616 25970 43807 13504 22815 754
3. Переменные затраты 710,4 1764 2319,9 1025,82 1857,9 332,5
4. Валовая  маржа 1264,6 5546 9225,1 5512,18 4985,1 237,5
5. Валовая маржа в целом по  ассортименту:   26770,48  
 

      Сравнительная характеристика имеющегося и оптимального ассортимента приведена в таблице 14.

Таблица 14 – Сравнительная характеристика рентабельности торговых ассортиментов

Показатель Имеющийся торговый ассортимент Оптимальный торговый ассортимент Соотношение показателя оптимального и имеющегося ассортимента, %
Валовая маржа, тыс. руб. 25036,54 26770,48 106,9
Рентабельность, % 17,5 18,2 104,0
 

      Видно, что оптимизация торгового ассортимента увеличит валовую маржу предприятия на 1733,94 тыс. рублей (6,9%), а также увеличит рентабельность ассортимента по валовой прибыли на 4%. Следовательно, оптимизация ассортимента экономически выгодна для предприятия. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Управление  ассортиментом предприятия представляет собой комплексный процесс, включающий основные классические функции управления: планирование, в процессе которого изучается спрос на товары, проводятся маркетинговые исследования, организацию, которая подразумевает создание коммуникационной системы по формированию ассортимента, координацию, в процессе которой осуществляется разработка ассортиментного портфеля организации, вырабатывается ассортиментная стратегия (выделяются стратегические группы товаров, определяются методы и принципы формирования торговых надбавок) и контроль, который включает анализ ассортимента (его широты и глубины, прибыльности отдельных видов и групп товаров), а также анализ влияния политики управления товарными запасами предприятия, политики поставок на товарный ассортимент.

      Анализ  ассортимента дает наиболее точные данные только при использовании различных  методик анализа. Поэтому наряду с проведением операционного анализа необходимо проводить ABC - анализ в комплексе.

      В настоящей работе проведено исследование управления ассортиментом на примере  супермаркета «Парус» в г. Владивосток. По результатам работы можно сделать следующие выводы.

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия