Разработка ассортиментной политики предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является разработка ассортиментной политики предприятия на примере супермаркета «Парус» г. Владивосток.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия.
Исследовать ассортиментную политику супермаркета «Парус» и дать оценку маркетинговой деятельности предприятия.
Исследовать основные пути совершенствования ассортиментной политики супермаркета «Парус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
1. Социально-экономическая сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге………………………………………………………………………..5
1.1. Сущность ассортиментной политики и ее роль в маркетинге……………..5
1.2. Характеристика методов оценки ассортиментной политики……………...11
1.3. Формирование ассортиментной политики и оценка ее эффективности….16
2. Исследование и разработка ассортиментной политики предприятия………19
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия………………………...19
2.2. Оценка маркетинговой деятельности предприятия………………………...21
2.3. Анализ ассортиментной политики предприятия…………………………...27
2.4. Совершенствование ассортиментной политики предприятия…………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА-Парус.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

      Проанализируем  функции товароведов на исследуемом  предприятии.

      По  выполняемым функциям товароведы близки к маркетологам. Однако деятельность товароведов в отличие от маркетологов больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительских свойств товаров.

      Товаровед должен знать в области товароведения:

    – эмпирические и аналитические методы, что позволяет наиболее рационально разбираться во всем многообразии ассортиментного перечня, средств и способов сохранения качества и количества товаров в процессе товародвижения;

    – ассортимент (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;

    – основные направления развития и совершенствования ассортимента, номенклатуры потребительских свойств и показателей, критерии их выбора при оценке качества;

    – количественные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;

    – факторы, влияющие на формирование и сохранение качества товаров;

    – виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;

    – виды, функции, формы и средства товарной информации;

    – товароведные характеристики товарных групп и конкретных товаров.

      Стимулирование  объекта – использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить и (или) усилить ответную реакцию рынка. К ним относятся стимулирование потребителей, сферы торговли, стимулирование собственного торгового персонала фирмы.  Рассмотрим подробнее методы стимулирования, которые применяются в работе супермаркета «Парус» по этим направлениям.

      Для улучшения восприятия продукта покупателем  и формирования позитивного имиджа магазина проводятся мероприятия, цель которых донести информацию о возможности выгодной покупки.

      В супермаркете «Парус» проводятся акции для покупателей к различным праздникам. В основном это лотереи и розыгрыши, но кроме этого в праздничные дни каждый покупатель может получить подарок от супермаркета «Парус». За прошедший год среди покупателей супермаркета «Парус» было разыграно большое количество призов и подарков, например, к весенним праздникам – микроволновую печь, а к Новому году «Парус» приготовила своим покупателям настоящий сюрприз – незабываемую поездку в Грецию на двоих.

      На  сегодняшний день существует две  системы информирования покупателей:

  1. «Новинка»

      Новый товар, появившийся в магазине, выделяется среди других продуктов специальным ценником: НОВИНКА. Это специальный шаг для информирования покупателя и повышения узнаваемости продукта.

  1. «Корзина здоровья»

      Полезные  продукты, употребление которых важно  для поддержания здорового образа жизни, выделяются среди других продуктов  с помощью специальных воблеров, которые информируют покупателей о профилактических и оздоровительных свойствах продукта.

      Стимулирование  торгового персонала осуществляется с применением следующих методов: премии, конкурсы, конференции продавцов, путевки и т.п.

      Товарная  политика предприятия - это система  решений и действий предприятия, связанных с разработкой и  управлением его товарами. Наличие  у предприятия продуманной товарной политики позволяет правильно формировать  ассортимент, поддерживать удачные  товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары. Основная цель товарной политики, проводимой в супермаркете «Парус» состоит в том, чтобы товары, продаваемые предприятием, оптимально соответствовали, с одной стороны, рыночному спросу по количеству и качеству, с другой стороны - ресурсам фирмы. На основе этой общей цели предприятие ставит конкретные цели товарной политики по отдельным товарам и для определенных ситуаций на рынке.

      Обобщающие  выводы об эффективности проводимой в супермаркете товарной политики можно представить в виде таблицы (таблица 1).

Таблица 1 – Состояние товарной политики в супермаркете «Парус»

Характеристика  товарной политики Фактическое положение дел Желательное положение или необходимые меры
Целевая направленность товарной политики Сегменты рынка  точно не определены Точное установление целевых сегментов
Характеристики  продаваемых товаров Проводится  устное обсуждение Использование специальных методик оценки товаров
Порядок внедрения новых товаров Определенного порядка нет Установление  точного порядка
Учет  потребностей и спроса при разработке товаров Устные беседы с покупателями Организация тестирования новых товаров
Слежение  за жалобами покупателей Нет механизма  слежения Организация работы с жалобами
Использование  упаковки Только в  соответствии с требованиями стандартов Использование упаковки для дополнительного стимулирования покупателей
Ассортиментная  политика Специализация в рамках небольшого количества ассортиментных групп Расширение  числа ассортиментных групп
 

      Определение в потребности товара невозможно без его учета. Учет производится как в стоимостном выражении, днях продажи, так и в физическом выражении – в штуках, единицах, массах, упаковках.

      Так как супермаркет большой, с широким ассортиментом и большими товарными массами, здесь предусмотрены специальные системы сбора такой информации. Основным техническим средством решения этой задачи является применение в узлах расчёта магазина контрольно-кассовых машин, которые аккумулируют и выдают расчлененные итоги.

      При продаже весовых товаров применяются  весы типа «масса – цена – стоимость»; стоимость тоже печатается на чеке, и одновременно вся информация об акте продажи вводится в ЭВМ. Машина корректирует хранящиеся в ней данные о товарном запасе и объеме реализации.

      Однако, результаты, выдаваемые АСУ немного  «запаздывают», т. е. например, в 11 часов  утра, можно узнать остатки на 9 часов  утра. По некоторым скоропортящимся  товарам это недопустимо, так  как их заказывают каждый день, а в некоторых случаях и два раза в день. Поэтому товаровед специально выходит в торговый зал, чтобы узнать остатки на данный момент времени.

      Сокращение  количества оборотов товарной массы  отрицательно влияет на эффективность  коммерческой работы предприятия, так как увеличивает издержки.

      Закупка товара непосредственно зависит  от сбытовой политики супермаркета. Значение этого показателя напрямую связано  как с организацией работ непосредственно  в службе сбыта, так и со сложившейся  структурой взаимодействия между структурными подразделениями предприятия. В целях совершенствования этих отношений и повышения оперативности в принятии решений по сбыту предлагается организовать оперативный учет причин отказа потребителей от заключения договоров.

      Цель  организации такого учета состоит  не столько в том, чтобы создать  базу данных потенциальных потребителей, сколько в выявления конкретных причин, почему переговоры не завершились  подписанием договора. Ежемесячно эти  данные, сгруппированные по основным причинам отказа от заключения договора, обобщаются и передаются руководителям предприятия и структурных подразделений, от которых непосредственно зависит принятие решений.

      Прозрачность  информации по учету и движению продукции  уже сама по себе становится главным и решающим фактором в организации всей деятельности предприятия и службы сбыта в первую очередь. Она уже сама по себе дает возможность не только осуществлять оперативный контроль над соблюдением условий заключения договоров на поставку, но и делает также прозрачной историю потребителя. Последняя в первую очередь необходима тем исполнителям на предприятии (товароведам), которые непосредственно заключают договоры на поставку.

      На  крупных предприятиях к решению  этой проблемы подходят комплексно, создавая централизованные системы обработки данных. Однако необходимо понимать, что сама по себе автоматизация сбытовой деятельности может оказаться и бесполезной, если не осуществляются соответствующие изменения в планировании и организационной деятельности на предприятии.

      Анализ  организации маркетинговой деятельности супермаркета «Парус» показывает, что в настоящее время, с одной стороны, роль руководителя службы сбыта стала более значимой, так как именно на него возлагается вся ответственность за реализацию произведенной продукции и поступление финансовых средств. С другой стороны, он, как и раньше, практически лишен всяких рычагов воздействия на производственный процесс. Даже планирование, которое осуществляется под заказ, может быть скорректировано производственниками исходя порой просто из местнических интересов. 

    1. Анализ  ассортиментной политики предприятия
 

      Инструментом  регулирования ассортимента товаров  в супермаркете служит ассортиментный перечень товаров. В супермаркете реализуются продовольственные и непродовольственные товары согласно ассортиментному перечню. Наличие данного перечня позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

      Знакомясь с фактическим наличием товаров, можно сделать вывод, что в  супермаркете присутствуют все группы товаров, причем имеются их разновидности  от трех и более наименований.

      Товары, включенные в перечень, присутствуют постоянно и бесперебойно за исключением редких непредвиденных ситуаций.

      Однако в некоторых случаях неэффективно формировать ассортимент, опираясь на ассортиментный перечень, так как он не ориентирован на гибкое реагирование изменения спроса. В этом случае формируется ассортимент по потребительским комплексам, что позволяет более полно удовлетворить определённые потребности, обеспечивая экономию времени покупателей, облегчая выбор товаров и услуг.

      При формировании нового ассортимента предприятия  и при анализе существующего ассортимента с целью его рационализации необходимо определить, в первую очередь, маркетинговые характеристики, к которым относятся структура, ширина, полнота, глубина, устойчивость, новизна. Эти характеристики показывают, насколько ассортимент соответствует сложившейся на рынке структуре спроса, сколько и какие потребности показателей он может удовлетворить, какую возможность выбора предоставляет покупателям и, следовательно, каким потенциалом прибыли он обладает, насколько конкурентоспособным делает данное предприятие.

      Но  перед расчетом названных показателей  необходимо дать общую характеристику ассортимента и ассортиментной политики предприятия.

      В таблице 2 представлен основной перечень товаров супермаркета «Парус».

Таблица 2 – Ассортиментные группы товаров

№ п/п Наименование  ассортиментных групп Приблизительное количество позиций
1 Мясные полуфабрикаты 15 – 20
2 Колбасы и колбасные  изделия 40 – 45
3 Пельмени, вареники 10 – 15
4 Рыба, пресервы 25 – 30
5 Молочные продукты 20 – 25
6 Мороженое 25 – 30
7 Йогурты, десерты 2 – 10
8 Сыры 5 – 10
9 Масло, майонез 20 – 30
10 Выпечка длительного  хранения 7 – 11
11 Орешки, чипсы, жевательная резинка, жевательные  конфеты 40 – 60
12 Печенье, сухари, пряники, вафли 25 – 35
13 Конфеты (в коробках, шоколадные, карамель) 20 – 25
14 Сухие завтраки 3 – 5
15 Пасты, крема 3 – 5
16 Шоколад 25 – 30
17 Вино - водочные изделия 80 – 90
18 Пиво  40 – 50
19 Напитки, соки 40 – 50
20 Чай, кофе 60 – 80
21 Фрукты, овощи 5 – 15
22 Мука, крупы 10 – 15
23 Соль, сахар 3 – 6
24 Табачные изделия 90 – 100
25 Птица 1 – 5
26 Хлеб, сдоба 10 – 25
27 Соусы, кетчупы, горчица, уксус 5 - 10
28 Консервы  15 - 20
29 Продукты быстрого приготовления 15 – 20
30 Пряности, приправы 20 – 25
31 Макаронные  изделия 10 – 15
32 Прочее  20 – 50

Информация о работе Разработка ассортиментной политики предприятия