Психологические аспекты ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Введение.
Актуальность темы исследования. Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Основная цель исследования курсовой работы заключается в изучении исследовать теоретические и практические и психологические аспекты ценообразования, инициативы и реакции в области цен и предложить их направление совершенствования.
В соответствии с поставленной целью основными задачами являются:
1. Изучить теоретические, практические и психологические аспекты ценообразования, инициативы и реакции в области цен.
2. Рассмотреть особенности ценообразования на практике российских организаций
3. Проанализировать систему ценообразования на ОАО «Суджанский маслодельный комбинат»
4. Определить пути совершенствования ценообразования в исследуемой организации
Объект исследования: процесс применения психологических аспектов ценообразования для совершенствования политики предприятия
Предмет исследования : психологические аспекты ценообразования, инициативы и реакции в области цен.
Структура курсовой. Работа строится по классической структуре и состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы, включающей 25 наименований.
1. Ценообразование. Психология потребителя.
1.1 Важность эффективного ценообразования, методы ценообразования, ценовая эластичность.
Ценообразование, наряду с продуктовой политикой, продвижением и распределением товара, является одним из основных составляющих комплекса маркетинга. Его существенное отличие от остальных элементов состоит в том, что цена здесь играет особую роль, т.к. она прямым образом влияет на результирующие экономические показатели организации. Так, в формуле расчета прибыли (П) обязательно присутствует ценовой фактор:
П = (Ц х V) – С, где Ц — цена; V — объем реализованной продукции; С — суммарные издержки.[18, c.154]
2. Характеристика ОАО «Суджанский маслодельный комбинат».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СМДК»
Курская область является одним из регионов центра России, обладающим высокоразвитым промышленным потенциалом. Курск является крупным индустриальным центром области и страны. На его долю приходится около 60% стоимости промышленной продукции. В структуре производства ведущее место принадлежит предприятиям машиностроения и металлообработки. В городе также имеются предприятия пищевой, легкой, химической отраслей промышленности, промышленности строительных материалов. Важнейшее место в структуре промышленного комплекса принадлежит пищевой промышленности. Одним из наиболее крупным предприятием является ОАО «Суджанский маслодельный комбинат».
3. Инициативы и реакции в области цен на ОАО «СМДК»
3.1 Инициативы в области цен ОАО « Суджанского маслодельного комбината».
Для завоевания лидирующих позиций ОАО «СМДК» должно перейти к более эффективному способу ценообразования, а именно от затратного метода к методу расчета на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, «СМДК» готово к выбору цены собственного товара. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого «СМДК» следует придерживаться при назначении цены.
В своей новой стратегии ценообразования ОАО «СМДК» использует метод расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Ценообразование и его взаимосвязь с психологией потребителя
1.1. Важность эффективного ценообразования,методы ценообразования, ценовая эластичность
1.2. Покупатель - один из основных факторов ценообразования
1.3. Использование иррационального поведения потребителя в ценообразовании.
2. Характеристика ОАО «Суджанский маслодельный комбинат
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СМДК»
2.2 Разработка стратегии ОАО «СМДК»
2.3. SWOT-анализ ОАО « Суджанский маслодельный комбинат»
3. Инициативы и реакции в области цен на ОАО «СМДК»
3.1 Анализ процесса формирования цены на продукцию предприятия
3.2 Инициативы в области цен ОАО « Суджанского маслодельного комбината»
3.3 Реакции в области цен ОАО " Суджанский маслодельный комбинат"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая печать.doc

— 821.50 Кб (Скачать)

       ОАО «СМДК» обладает высоким потенциалом в условиях рынка и имеет возможность дальнейшего развития. В 2008-2009 гг. на совершенствование ассортимента выпускаемой продукции путем технического обновления ОАО «СМДК» на базе использования передовых технологий ведущих фирм было потрачено 2000000 руб. Также произошло увеличение мощности производства с 3,6 до 6 тонн в год. Планируется увеличение загрузки оборудования на 20% и увеличение объема производства в 2 раза.

       Опыт  руководителей предприятия в  практической работе по управлению довольно значителен.

       Стандарты, используемые сотрудниками ОАО «СМДК» в своей работе, способствуют ее качественному, точно в срок выполнению. Формированию благоприятного имиджа предприятия в глазах общественности способствует и его активное участие в различных выставках.

       Руководство планирует выделить дополнительные средства для поддержания ОАО  «СМДК» имиджа развивающегося предприятия, заботящегося, прежде всего, об интересах своих потребителей, сотрудников и общества в целом.

       Штат  постоянных сотрудников ОАО «СМДК» состоит из 220 человек, средний возраст работников составляет 35-40 лет. Весь руководящий состав предприятия имеет высшее образование. Большинство рабочего персонала имеет среднее техническое образование. Количество сотрудников соответствует потребностям предприятия на данный момент, труд работников организован в целом неплохо, мотивация персонала организована на невысоком уровне и требует качественного улучшения.

       Таким образом, ОАО «СМДК» планирует:

  • производство продукции высокого качества: масла животного, сухого цельного молока, сухого обезжиренного молока, цельномолочной продукции с различным содержанием жира в соответствии с действующими ГОСТами и ТУ;
  • расширение ассортимента вырабатываемой продукции;
  • реализация молочной продукции;
  • ведется планомерная работа по модернизации производства, обновлению оборудования и автотранспорта, внедрению ресурсосберегающих технологий, режима экономии;
  • подготовка квалифицированных кадров; в том числе обучение и стажировка персонала в области производства и реализации выпускаемой продукции;
  • социальное развитие;
  • достижение максимальной экономической эффективной деятельности и улучшение финансового положения.
 

       При анализе потенциала предприятия  видно, что в основном ОАО «СМДК» работает достаточно успешно. Как и у любого другого предприятия, у него есть слабые и сильные стороны. Основной задачей для предприятия в этой области является укрепление слабых сторон, обладающих высокой важностью, требующих особого внимания. В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что предприятие не имеет четко отлаженной маркетинговой службы. Все проблемы, которые непосредственно касаются маркетологов, решают другие подразделения. Это понижает эффективность функционирования предприятия. Предприятие обладает мощным потенциалом и является совершенно конкурентоспособным.

       Сильные стороны предприятия: репутация  организации; качество продукции; квалификация персонала.

       Слабые  стороны предприятия: недостаточность  маркетинговых исследований; возрастная структура работников; низкая предпринимательская  культура; нестабильное финансовое положение. 

2.2 Анализ хозяйственного портфеля ОАО « Суджанский маслодельный комбинат».

       Ситуационный, или «SWOT - анализ», может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов  бизнеса. В дальнейшем его результаты могут использоваться при разработке планов маркетинга.

       Для того чтобы успешно выживать в  долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое планирование, имея объектом изучения внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности она таит в себе.

       Проанализируем  угрозы и возможности ОАО «СМДК».

       1. Угрозы:

       Демографические изменения. Происходит сокращение численности  населения и его старение. Так численность населения с 2009 года по 2008 уменьшилась на 14,6 тыс. человек. Следовательно, уменьшается доля потенциальных потребителей продукции ОАО «СМДК».

       Экономический фактор:

       а) падение покупательной способности  населения в результате снижения уровня реальных доходов.

       б) повышение цен на энергоносители и топливо.

       в) падение покупательской способности  в результате экономического кризиса

       Природный фактор. Применение в качестве упаковки йогурта материалов, не подвергающихся самостоятельному разложению, может  вызвать негативную реакцию со стороны экологического комитета и движения «Greenpeace».

       2. Возможности:

       Технология:

       а) широкий рынок оборудования для  производства, упаковки, хранения и  перевозки йогурта позволяет  предприятию-изготовителю улучшить свойства продукта, продолжительность хранения, эстетичность и надежность упаковки;

       б) возможности использования Internet для  электронной переписки и размещения рекламы о предприятии и продукте.

       Изменение отношения потребителей к продуктам  питания. Одной из основных составляющих здорового образа жизни 43% населения Курской области считают потребление натуральных продуктов. Заканчивается стадия оккупации российского рынка импортными продуктами сомнительного качества. Потребитель желает видеть на своем столе продукты отечественного производителя, обладающие высокими энергетической ценностью и качеством, без консервантов и заменителей. Покупатель большее доверие испытывает к местным производителям.

       3. Сильные стороны.

       - ОАО «Суджанский маслодельный  комбинат» поддерживает производство  широкого ассортимента.

       - Предприятие производит натуральную  продукцию из экологически чистого  сырья, способствующую оздоровлению  организма.

       - Большинство товаров, в частности,  «Йогурт» и «Творог» производимых  предприятием, находятся на этапе  роста.

       - Возможности и ресурсы предприятия позволяют осуществлять разработку, производство и реализацию новых видов продукции, и модернизацию уже существующих. Процесс производства кисло-молочных продуктов полностью автоматизирован, за счет чего достигается высокая эффективность производства.

       4. Слабые стороны.

       - Маркетинговая деятельность предприятия  направлена, на всестороннее изучение  рыночного спроса на уже произведенную  продукцию, организацию ее сбыта  и не учитывает тенденций изменения  нужд и запросов целевых потребителей  во времени.

       - Относительно низкие расходы  на рекламу и продвижение продукции.

       - Финансовая нестабильность предприятия.  После выявления сильных и  слабых сторон, а также угроз  и возможностей устанавливается  цепочка связей между ними (табл. 1), которая в дальнейшем может быть использована для формулирования стратегий организации. 

       Таблица 4  - SWOT-матрица

       Возможности        Сильные стороны
       Расширяется рынок  специализированного оборудования        Репутация организации
       Широкий ассортимент  продукции
       Развитие сети Interne        Высокое качество продукции
       Изменение отношения  потребителей к продуктам питания        Большая рыночная доля
       Высокая конкурентоспособность
       Желание населения  употреблять экологически чистые продукты и натуральную пищу без консервантов        Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области
       Угрозы        Слабые  стороны
       Сокращение численности  населения области        Недостаточность маркетинговых исследований
       Конкуренция со стороны  товаров-заменителей        Финансовая  нестабильность предприятия
       Продолжающийся упадок в сельском хозяйстве        Низкая  предпринимательская культура
       Угроза уменьшения поставщиков        Возрастная  структура работников
       Несоответствие существующих цен реальным доходам населения, как следствие отказ от дорогостоящих  продуктов         
 

     На  сегодняшний день серьезных опасений со стороны внешних факторов для предприятия не имеется. Вместе с тем, ОАО «СМДК» следует принимать во внимание тот факт, что внешние факторы являются неконтролируемыми, следовательно, ситуация может измениться в любой момент, поэтому фирме следует определенную часть финансов направлять на резервные фонды.

     Также был проведен анализ факторов, влияющих на выбор продукции, то есть их ожидания по цене данного типа товаров. Результаты представлены в таблице 5.

     Таблица 5 - Анализ факторов, влияющих на выбор покупателя в сфере молочной продукции

Мотивы  покупок
  • Экономия – 58 %
  • Статус – 8 %
  • Надежность – 26 %
  • Престиж – 8%
Поиск выгод
  • более низкой, чем обычно, цены – 46 %
  • товаров высокого качества – 42 %
  • хорошего обслуживания – 12 %
Чувствительность  к цене
  • Избегает  высоких цен –88%
  • Безразличен -  12 %
Чувствительность  к цене
  • Предпочитает низкие цены -  74 %
  • Предпочитает высокие цены (как показатель качества) – 26 %
Степень нуждаемости в товаре
  • Нужен постоянно – 68 %
  • Нужен время от времени -  28 %
  • Никогда не требуется – 4 %
 

       Из  данного опроса видно, что молочная продукция является товаром первой необходимости. Ключевым фактором выбора для покупателя является цена.  Также необходимо учитывать, что основными потребителями молочной продукции являются семейные пары с маленькими детьми – 52 % , затем женщины и мужчины до 40 лет – 28 % , после 40 лет – 15 %, прочее – 5%.

       

       Диаграмма 1 – Соотношение основных потребителей молочной продукции

       Продукция ОАО «СМДК» представлена 29 видами продукции, 15 товарными рядами. Рассмотрим такие наименования, как « Молоко», «Кефир», «Йогурт», «Снежок», «Сметана», «Бифидок».

Информация о работе Психологические аспекты ценообразования