Психологические аспекты ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:21, курсовая работа

Описание работы

Введение.
Актуальность темы исследования. Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
Основная цель исследования курсовой работы заключается в изучении исследовать теоретические и практические и психологические аспекты ценообразования, инициативы и реакции в области цен и предложить их направление совершенствования.
В соответствии с поставленной целью основными задачами являются:
1. Изучить теоретические, практические и психологические аспекты ценообразования, инициативы и реакции в области цен.
2. Рассмотреть особенности ценообразования на практике российских организаций
3. Проанализировать систему ценообразования на ОАО «Суджанский маслодельный комбинат»
4. Определить пути совершенствования ценообразования в исследуемой организации
Объект исследования: процесс применения психологических аспектов ценообразования для совершенствования политики предприятия
Предмет исследования : психологические аспекты ценообразования, инициативы и реакции в области цен.
Структура курсовой. Работа строится по классической структуре и состоит из введения, трех глав, содержащих 9 параграфов, заключения, приложений и списка использованной литературы, включающей 25 наименований.
1. Ценообразование. Психология потребителя.
1.1 Важность эффективного ценообразования, методы ценообразования, ценовая эластичность.
Ценообразование, наряду с продуктовой политикой, продвижением и распределением товара, является одним из основных составляющих комплекса маркетинга. Его существенное отличие от остальных элементов состоит в том, что цена здесь играет особую роль, т.к. она прямым образом влияет на результирующие экономические показатели организации. Так, в формуле расчета прибыли (П) обязательно присутствует ценовой фактор:
П = (Ц х V) – С, где Ц — цена; V — объем реализованной продукции; С — суммарные издержки.[18, c.154]
2. Характеристика ОАО «Суджанский маслодельный комбинат».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СМДК»
Курская область является одним из регионов центра России, обладающим высокоразвитым промышленным потенциалом. Курск является крупным индустриальным центром области и страны. На его долю приходится около 60% стоимости промышленной продукции. В структуре производства ведущее место принадлежит предприятиям машиностроения и металлообработки. В городе также имеются предприятия пищевой, легкой, химической отраслей промышленности, промышленности строительных материалов. Важнейшее место в структуре промышленного комплекса принадлежит пищевой промышленности. Одним из наиболее крупным предприятием является ОАО «Суджанский маслодельный комбинат».
3. Инициативы и реакции в области цен на ОАО «СМДК»
3.1 Инициативы в области цен ОАО « Суджанского маслодельного комбината».
Для завоевания лидирующих позиций ОАО «СМДК» должно перейти к более эффективному способу ценообразования, а именно от затратного метода к методу расчета на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, «СМДК» готово к выбору цены собственного товара. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого «СМДК» следует придерживаться при назначении цены.
В своей новой стратегии ценообразования ОАО «СМДК» использует метод расчета цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Ценообразование и его взаимосвязь с психологией потребителя
1.1. Важность эффективного ценообразования,методы ценообразования, ценовая эластичность
1.2. Покупатель - один из основных факторов ценообразования
1.3. Использование иррационального поведения потребителя в ценообразовании.
2. Характеристика ОАО «Суджанский маслодельный комбинат
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «СМДК»
2.2 Разработка стратегии ОАО «СМДК»
2.3. SWOT-анализ ОАО « Суджанский маслодельный комбинат»
3. Инициативы и реакции в области цен на ОАО «СМДК»
3.1 Анализ процесса формирования цены на продукцию предприятия
3.2 Инициативы в области цен ОАО « Суджанского маслодельного комбината»
3.3 Реакции в области цен ОАО " Суджанский маслодельный комбинат"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая печать.doc

— 821.50 Кб (Скачать)

       Анализ  экономической стоимости – очень  хороший коммерческий инструмент, особенно в российских условиях, где потребитель  из-за финансовых проблем очень чувствителен к цене. Поэтому значительная часть рекламы, особенно новых для нашего рынка, относительно дорогих товаров, акцентирует наше внимание именно на том, что отличия в эффективности стоят разницы в цене (Fairy, см приложение 1). А вот пример из американской практики: лекарство фармацевтической компании Neuprogen Amgen, предотвращающее распространение инфекций у химиотерапевтических пациентов, первое время казалось непомерно дорогим - $1000 за сеанс лечения. Однако фирме удалось преодолеть сильное недовольство покупателей, продемонстрировав, что предотвращение инфекции в стационарных условиях стоило бы, по крайней мере, $6000 за сеанс лечения.

       1.2 Факторы, влияющие  на чувствительность покупателя к цене. Выбор стратегии ценообразования.

       Поведение потребителя, основанное на анализе экономической стоимости, социальная психология называет «целерациональным действием», а самого такого потребителя – «экономическим человеком». Суть целерационального действия состоит в том, что индивид выбирает рациональные цели в соответствии только с его естественными и разумными потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к их удовлетворению и идет этим путем. В условиях рынка это означает, что «экономический человек» выбирает экономически наиболее оптимальную цель (наиболее эффективный товар по максимально доступной цене) и идет к ней наиболее экономически эффективным путем (например, ищет по различным магазинам, где товар лучше и дешевле).

       Целерациональное  поведение потребителя, т.е. его оценка экономической стоимости товара, является фундаментом для маркетинга вообще и для ценообразования в частности. При совершении сделок со знающим и опытным покупателем (например, с искушенным агентом по закупкам) подобный прием может описать и предсказать его поведение довольно точно. Однако большинство покупателей не принимают решение о покупке так, как это подсказывает анализ стоимости. Причин тому может быть несколько.[10, c.117] Одна из них – это отсутствие полной информации о товаре. В таком случае расчетливые действия покупателя являются рациональными только по форме (человек думает, считает), но не по результатам. Многие фирмы этим пользуются, стремясь создать дефицит информации – достаточно редко можно найти публикации сопоставимых цен на товары. Для получения же подобной информации покупателю нужно проделать огромную работу, объехав все магазины. В этом случае затраты на сбор информации могут значительно превысить выгоду от найденных низких цен, поэтому покупатели зачастую отказываются от этого пути.[16, c.24]

         Другой способ введения в заблуждение экономического человека – усложненная, запутанная информация, затрудняющая сравнение однотипных товаров. Кроме того, когда расходы малы, кто-то другой платит по счету или когда покупатель стремиться поразить других покупкой дорого товара, важность экономической стоимости относительно важности других факторов (простота, безопасность, престиж, законность покупки, экономия времени и т.д.) уменьшается.[16, c.25]

       Знание  данных факторов необходимо маркетологу, если нужно разделить рынок на сегменты по типам покупателей, повлиять на решение о покупке и предсказать реакцию на альтернативные варианты ценообразования. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные психологические факторы, влияющие на решение потребителя о покупке, и их влияние на чувствительность покупателя к цене.

     Таблица1 - Психологические факторы, влияющие на выбор стратегии ценообразования

Психологические факторы Описание
Эффект  уникальности ценности Покупатели тем менее чувствительны к цене товара, чем больше они ценят его уникальные характеристики, которые отличают его от предложений конкурентов.

Эффект  затрат на переключение

Покупатели  тем менее чувствительны к  цене, чем больше дополнительные издержки (денежные или неденежные) на смену  поставщиков
Эффект  трудности сравнения Покупатели менее чувствительны к цене, если товары плохо поддаются сравнению
Эффект  суммарных затрат Затраты и прибыль  составляют минимальную цену товара. Самый простой способ образования  цены: к известным издержкам и  расходам прибавить приемлемую норму прибыли. Однако, даже если цена только покрывает расходы, нет гарантии, что товар будет куплен
 
 
 
 
 
Психологические факторы Описание
Эффект  конечной пользы Чем более чувствительны  покупатели к цене конечной выгоды, тем более чувствительны они к цене товаров, которые вносят свой вклад в достижение этой окончательной цели
Эффект  распределения затрат Покупатели менее чувствительны к цене товара, если они делят ее с другими потребителями
Эффект  известных товаров-заменителей  Покупатели  тем более чувствительны к цене, чем выше цена товара по отношению к известным для покупателя товарам-заменителям; если же покупатели вообще не знают о существовании аналогов, то их чувствительность к цене очень мала
Эффект  связи цены и качества Покупатель  менее чувствителен к цене продукта в той мере, в какой более высокая цена означает лучшее качество
Эффект  запаса Покупатели  менее чувствительны к цене, если у них нет возможности создать  запас товара

       Выбор компанией стратегии ценообразования  зависит от целей компании.

       Среди целей компании, от которых зависит  стратегии ценообразования, можно  выделить следующие:

  • обеспечение выживаемости компании, в случае проблем перепроизводства, острой конкуренции, резким падением спроса.
  • максимизация прибыли, как правило, используется в краткосрочном периоде при благоприятной конъюнктуре рынка.
  • максимизация оборота (дохода), для последующего снижения себестоимости за счет снижения доли постоянных и косвенных затрат на единицу продукции.
  • лидерство по охвату рынка, предусматривает постепенное увеличение доли рынка за счет постепенного охвата различных сегментов.
  • лидерство по показателям цена/качество, предусматривает использование различных стратегий в зависимости от отношения цена/качество.[20, c.11]

     Таблица 2 - Зависимость выбора стратегии ценообразования от цены и качества продукции

Качество  изделия  

                               Цена

Высокая Средняя Низкая
Высокое Стратегия премиальных  наценок Стратегия высокой  цены Стратегия супер-цены
Среднее Стратегия завышенной цены Стратегия средней цены Стратегия хорошей  работы
Низкое Грабительская стратегия Стратегия ложной экономии Стратегия экономии
  • позиционирование, нацелено на работу в одном или нескольких сегментах, где компания имеет устойчивое конкурентное преимущество.

       В рамках выбранной стратегии, компания может использовать одну из политик ценообразования. Среди основных политик ценообразования можно назвать следующие:

  • возмещение издержек производства – цены устанавливаются исходя из издержек, которые несет компания, с учетом желаемой прибыли.
  • политика низких цен – компания стремиться установить минимально низкие цены, которые возможны..
  • политика «снятия сливок» – используется, как правило в краткосрочном периоде при отсутствии аналогичных предложений от конкурентов, с последующим понижением цен при выходе на другие сегменты.
  • внедрение товара на рынок – краткосрочное использование низких цен, с целью быстрого увеличения объемов продаж при выходе на рынок, с последующим их постепенным повышением
  • эластичная ценовая политика – использование гибких цен, учитывающих эластичность спроса по цене.
  • лидерство по ценам – компания использует максимально возможные цены, обеспечивающие желаемый объем продаж, используя свои конкурентные преимущества в какой либо области.[21, c.12]

       1.3. Использование иррационального поведения потребителя в ценообразовании.

 

       Реакция потребителей на цены имеет более значительную мотивацию, чем простой рациональный расчет. Во-первых, реакция потребителя определяется не только оценкой товара и его ценой, но также общей ситуацией покупки. Таким образом, один аспект стратегии ценообразования – представление цен такими способами, которые повлияют на это восприятие с выгодой для продавца. Во-вторых, даже если покупатели точно воспринимают цены и ситуацию покупки, они не всегда рационально оценивают их. Такое поведение потребителей психологи называют иррациональным действием. Продавец, который понимает механизмы подобного поведения, может представить товары таким образом, чтобы убедить покупателя придать им более высокую оценку.

       В настоящее время многие процессы, определяющие реакции потребителей на цены, еще не изучены. Однако психология ценовых ожиданий и оценок сейчас является предметом разнообразных интересных и ценных исследований. [16, с.15]

       1. Восприятие процентных различий.

       Если  бы потребители были совершенно рациональны  в своих реакциях на различия в  ценах, та же самая абсолютная ценовая  разность всегда порождала бы одну и ту же поведенческую реакцию. Однако факты показывают, что это не всегда бывает так. Рассмотрим две ситуации.

       Ситуация 1. Вы заказали в магазине стиральную машину за $600. По пути из магазина домой, вы встречаете своего друга, который  сообщает, что подобную машину можно  купить за $360 в другом магазине.

       Ситуация 2. Вы заказали в автосалоне машину за $12 000. По пути из салона домой, вы встречаете своего друга, который сообщает, что подобный автомобиль можно купить за $11 760 в другом автосалоне.

       В первом случае 69 % поменяют продавца, во втором 27 %. Причина таких различий в том, что $240 кажутся намного большей разницей в цене при покупке в $600, чем при покупке в $12 000, поскольку $240 от цены $600 составляет 60%, а от цены $12 000 – только 2%.

       Склонность  покупателей оценивать ценовые  различия относительно уровня базовой  цены известна как закон Вебера-Фехнера. Этот закон гласит, что покупатели ощущают ценовые различия в процентном выражении иначе, чем в абсолютном выражении. Ряд небольших повышений цены до верхнего предела будет более успешным, чем одно большое повышение. И наоборот, покупатели лучше отреагируют на одно большое снижение цен до нижней границы, чем на ряд небольших последовательных скидок.

       2. Восприятие некруглых окончаний.

       Другой  фактор, влияющий на восприятие покупателей  ценовых различий, - это использование  некруглых чисел. Так, давно замечено, что цена в 98 рублей гораздо более привлекательна, чем 100 рублей, а товар за 995 рублей продается лучше, чем за 1000 рублей.

       Существует  мнение, что покупатели ощущают цены с некруглыми окончаниями как  существенно более низкие, чем  круглые числа, которым они приблизительно соответствуют. Причина этого эффекта заключается в том, что большинство людей, пытаясь упростить вычисления разницы в ценах,  просто сравнивают колонки чисел с лева направо. Так, при сравнении двух пар цен: 189 руб. – 175 руб. и 193 руб. – 179 руб. большинству людей кажется, что нижняя цена более выгодна во второй паре цен, несмотря на то, что, на самом деле, разница в обоих случаях равна 14.[2, c.13]

       Однако  использование некруглых окончаний  не всегда дает ожидаемый эффект: их влияние меняется в различных рыночных ситуациях от довольно существенного до нулевого. Дело в том, что некруглые цены эффективны только для товаров, которые приобретаются быстро (например, бакалейно-гастрономические товары), и неэффективно для товаров, принятие решения о покупке которых занимает длительное время.

       3. Влияние относительных цен.

       При принятии решения о покупке потребитель, как правило, руководствуется т.н. «транзакционной полезностью» товара, связанной с определением разницы  между фактически уплаченной ценой и той ценой, которую покупатель считает разумной или справедливой, называемой относительной ценой. Используя это понятие, маркетологи рекомендуют устанавливать первоначальную цену на новый товар выше его действительной стоимости для того, чтобы повысить его относительную цену в сознании покупателя. Так же злоупотребление скидками может понизить покупательское восприятие относительной цены на некоторые товары.[2, c.15]

       4. Влияние текущей цены

       Продавец  может влиять на восприятие цены покупателем посредством воздействия на текущие цены данного товарного ряда. Так, с добавлением более дорогого товара  к верхней части товарного ряда относительная цена возрастает, и другие товары этой линии кажутся более дешевыми [4, c.120]Данное утверждение иллюстрируют результаты следующего эксперимента. Респондентов попросили выбрать среди различных представленных им моделей микроволновых печей одну. Половине опрошенных предложили две модели – «Emerson» и «Panasonic 1», другой половине – три модели - «Emerson», «Panasonic1» и «Panasonic 2». Результаты исследования представлены в таблице 1.

Информация о работе Психологические аспекты ценообразования