Прямой маркетинг в сбытовой стратегии предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

Система сбыта товаров - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4
Глава 1 ОРГАНИЗАЦИЯ СБЫТА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ И ПУТИ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ…………………………………………..6
1.1. Основные понятия и задачи сбыта в маркетинге………...………….6
1.2 Прямой маркетинг, его сущность и особенности в комплексе
сбытовой политики предприятия………………………………………….8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ НА
ЗАО «КАЛИНКА»………………………………………………..……………...12
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ЗАО “Калинка”............................................................................................12
2.2. Характеристика проблем сбыта предприятия
ЗАО “Калинка”…………….......................................................................15
2.3. Анализ осуществления и организация сбыта продукции на
ЗАО “Калинка”……………………………………………………………17
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭФФЕКТИВНОЙ СБЫТОВОЙ СТРАТЕГИИ НА ЗАО «КАЛИНКА»……...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКО

Работа содержит 1 файл

Курсовая прямой маркетинг, разработка маркетинговой сбытовой стратегии предприятия - ЗАО Калинка ..doc

— 241.50 Кб (Скачать)

      Из-за недостатков собственных оборотных  средств, скопления значительного  остатка готовой продукции на складе, несвоевременного поступления денег из торговли, вынуждает предприятие привлекать значительные суммы заемных средств (кредиты и ссуды банков). Планируется, что оборотные активы предприятия вырастут на конец года по сравнению с началом года на 12,2%.

      В то время как основного источника  пополнения оборотных средств –  чистой прибыли у предприятия  в 2010 году практически нет (36 млн. руб.), исходя из прогнозируемого объема продаж и выполнения заказов по услугам на изготовление изделий из давальческого сырья, затрат на производство и реализацию продукции, эксплуатационных расходов, налогов и отчислений сформирован план денежных поступлений (доходов и расходов) предприятия на 2011 год (таблица 2.2).

  Таблица 2.2

План денежных поступлений (доходов и расходов) ЗАО “Калинка” на 2011 год (млн. руб.)

Статьи 2011 год
Доходы  и поступления 11032
- объем  продаж 8817
- краткосрочные  кредиты 2215
- прочие  поступления -
Расходы и отчисления 11039
- себестоимость  (без амортизации) 7540
- возврат  кредита 1800
- налоги 1247
- вложения  в недвижимость 46
- увеличение  запасов оборотного капитала 3865
- прочие  платежи 20
Сальдо  наличности на начало периода 27
Сальдо  наличности на конец периода 20

Примечание: Источник: бизнес-план предприятия.

      Учитывая  ситуацию на потребительском рынке, когда предприятие вынуждено выпускать продукцию, доступную по цене рядовому покупателю, обеспечить себя собственными оборотными средствами в текущем году в полном объеме предприятие не сможет и вынуждено прибегать к заемным источникам пополнения оборотных средств, стоимость которых снижается.

      Не  получая своевременную выручку  от торговых организаций, предприятие  вынуждено прибегать к заемным  средствам, то есть кредитам банков, факторингу, чтобы хотя бы к концу месяца выплатить заработную плату, рассчитаться за потребленную электроэнергию, оплатить хотя бы частично долги поставщикам за сырье и другие комплектующие. За пользование кредитами банку выплачиваются проценты и комиссионные, что составляет значительную сумму в себестоимости продукции и усугубляет финансовое положение предприятия. 

     2.3. Анализ осуществления  и организация  сбыта продукции  на ЗАО “Калинка”

     Значительное  воздействие на предприятие оказывают  факторы внешней среды (макросреды), под влиянием которых изменениям могут подвергнуться эффективность функционирования предприятия и устойчивость его финансово-хозяйственной деятельности. В целях предотвращения каких-либо негативных последствий для предприятия, необходимо выявить и определить внешние факторы, имеющие свою классификацию.

Таблица 2.3.

Факторы макроокружения: Экономические

Фактор

Проявление Возможные решения  предприятия
Резкое  падение жизненного уровня населения Снижение покупательской способности на выпускаемую продукцию Уменьшение  нижнего предела цены, установленного государством
Проблема  неплатежей Большая дебиторская  задолженность Выход предприятия  из создавшейся ситуации путем применения юридических санкций (претензионные акты) и методом взаимозачетов.
Наличие высоких налоговых требований. Рост отпускной цены предприятия => снижение платежеспособного спроса  Полное удаление  или максимальное снижение ставки акциза на основное сырье.
Применение  общих нормативов к переоценке основных фондов без учета их фактического износа 
 
Вымывание у  предприятия собственных оборотных средств и удорожание продукции за счет необоснованной амортизации. Необходимость нахождения определенного компромисса  с экспертной оценочной комиссией.
Таблица 2.3. (продолжение)
Неприемлемость  механизма исчисления и уплаты акциза Отсутствие финансовых возможностей оплаты акциза в срок => штрафы, рост пени и общего долга перед бюджетом и кредиторами. Добиться от правительства пересмотра сроков оплаты акцизов и введение более гибкого  механизма, учиты-вающего различные  варианты оплаты отгруженной продукции уплата акциза по готовой продукции.
Ограничение рекламной деятельности Отсутствие  возможности размещения рекламы  на радио и телевидении. Сделать ставку на другие каналы, влияющие на продвижение  товара на рынок.
Несоблюдение  авторских прав Незаконное  использование некоторыми оптовыми покупателями фирменного знака и  имиджа продукции предприятия при  продажи фальсифицированных изделий. Отработка механизма  выхода предприятия на конечного потребителя через расширение сети розничной фирменной торговли.
Значительная  роль государства в хозяйственной, деятельности предприятия. Минимальные права  в сфере принятия решений, вязаных  с производством, ценообразованием и реализацией. Направление Правительства республики Беларусь по эффективному пути развития отрасли. Предоставление предприятиям-производителям самим регулировать цены на выпускаемую продукцию
Присутствие завода в реестре предприятий -монополистов Большая роль предприятия  в формировании регионального бюджета => значительные отчисления. Необходимость полного использования всех преимуществ этого положения, вплоть до монополизации торговли.
Неэффективность монопольной политики со стороны  государства. Значительное  присутствие фальсифицированной продукции  на рынках сбыта. Добиться от Правительства более эффективного контроля за нелегальными производителями и максимального вытеснения их с рынков. Добиться от Правительства Запрета выдачи лицензий на производство
Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики. Потеря планового  механизма распределения продукции => спад реализации => спад производства. Создание на предприятии эффективной и самостоятельной  службы маркетинга с целью изучения конъюнктуры рынков.
Тенденция роста значимости техно-логического  потен-циала предприятий. Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции. Производство  наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта.
 

 

Таблица 2.3. (продолжение)

Политические

Переход государства на рыночную форму хозяйствования экономики. Потеря планового  механизма распределения продукции => спад реализации => спад производства. Создание на предприятии эффективной и самостоятельной  службы маркетинга с целью изучения конъюнктуры рынков.

Технологические

Фактор Проявление Возможные решения  предприятия
Тенденция роста значимости техно-логического  потен-циала предприятий. Необходимость поиска финансовых средств в целях разработки новых видов продукции. Производство  наиболее рентабельной продукции, пользующейся высоким спросом на рынках сбыта.

     Примечание: Источник: [18, 51 c.]

     Совокупность  внешних факторов, сложившихся в  настоящее время, оказывают значительное влияние на возможные направления развития предприятия в текущих условиях. Наиболее важными факторами можно считать такие, как резкое падение жизненного уровня населения, сроки и механизм акцизного сбора с предприятия, высокие барьеры проникновения на региональные рынки, кризис неплатежей, значительная роль государства в политике ценообразования и отсутствие эффективного контроля за нелегальными производителями.

     Произведенный анализ внешней среды позволяет  установить условия, связанные с угрозами и возможностями предприятия.

       Проводя анализ предприятия, помимо анализа  внешней среды необходимо оценить сильные и слабые стороны в области его внутренней среды. 
 
 
 
 
 

       Таблица 2.4.

Сильные и слабые стороны  предприятия

Область деятельности СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
ПРОИЗВОДСТВО 1. Наличие резервов  повышения производственных мощностей предприятия;

2. Высокий уровень  качества продукции.

1. Относительно  невысокая емкость складского хозяйства;

2. Низкий уровень  загрузки производственных мощностей;

3. Тяжелые условия  труда на некоторых участках производства.

ТЕХНОЛОГИЯ 1. Наличие высокой технологии на уровне НОУ-ХАУ;

2. Опытный коллектив  технологической службы предприятия;

3. Широкие возможности  в области расширения номенклатуры выпускаемых изделий.

1. Нехватка свободных  денежных средств на разработку  новых видов продукции;

2. Отсутствие  современного технологического оборудования.

ПЕРСОНАЛ 1. Устоявшийся  высококвалифицированный коллектив работников. 1.Незначительный  удельный вес молодых специалистов;

2. Прекращение  программы повышения квалификации  работников.

ОРГАНИЗАЦИЯ 1. Годами отработанный механизм управления кадрами;

2. Эффективное  распределение должностных обязанностей  между руководителями

1. Отсутствие  эффективной маркетинговой службы  на предприятии, предприятие фактически работает на заказ.
МАРКЕТИНГ 1. Высокая репутация  предприятия в области качественной продукции;

2. Низкая цена  по сравнению со средней российской  ценой

1. Отсутствие  программы маркетинга на предприятии;

2. Низкий уровень  реализации

ФИНАНСЫ 1. Финансовая  независимость от кредиторов, предоставляющих  кредит под процент;

2. Возможность  дифференцированной торговли через фирменную сеть магазинов

1. Критическая  нехватка собственных оборотных средств;

2. Огромная кредиторская  задолженность;

3. Низкие темпы  оборачиваемости активов

Примечание: Источник: [20, 34 c.]

       На  основе проведенного исследования по макроокружению и выявлению сильных и слабых сторон во внутренней среде предприятия, можно сформировать SWOT - матрицу, отражающую возможности и угрозы предприятия при комплексном подходе к раннее описанным негативам и позитивам. 
 

Таблица 2.5.

SWOT - матрица

ВОЗМОЖНОСТИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1. Изменение отношения государства  к данной отрасли путем максимального контроля за нелегальными производителя-ми;

2. Мощная поддержка  Правительства;

3. Выпуск наиболее  рентабельной продукции ;

4. Использование  всех преимуществ положения монополиста.

1. Наличие возможности  наращивания производства до максимального использования мощностей;

2. Высокий уровень  качества выпускаемой продукции;

3. Высококвалифицированный  персонал;

4. Уровень технологии, обеспечивающий минимизацию затрат.

УГРОЗЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1. Угроза банкротства предприятия  в связи с большой кредиторской  задолженностью;

2. Падение жизненного уровня населения;

3. Повышенная  криминализация общества;

4. Высокие налоговые  требования.

1. Фактическое  отсутствие собственных оборотных средств;

2. Незначительное  использование рыночного подхода к проблемам, связанных с производством, сбытом и стимулированием;

3. Значительная  зависимость от государства.

Примечание: Источник: [21,12 c.]

       Используя сводную матрицу, можно выявить те цели, которые предприятию необходимо незамедлительно достигать с учетом своих преимуществ и недостатков для увеличения объемов реализации:

  • увеличение объемов выпуска и сбыта продукции, используя высокую конкурентоспособность продукции в области ценового и качественного показателей;
  • расширение розничной фирменной торговой сети, как стратегического канала сбыта продукции, в целях получения повышенной прибыли в результате розничной торговой наценки;
  • использование свободных мощностей для расширения ассортимента производства наиболее рентабельной и пользующейся спросом продукции в целях получения свободных оборотных средств.

       Принимая  во внимание достаточно высокий уровень  технологии, квалификации персонала, наличие  мощностей и не традиционность производимого товара - конкурентоспособность организации достаточно высокая.

      Уровень качества также обеспечивается современной  технологией, наличием в организации  “НОУ-ХАУ”, что подтверждают медали, дипломы и почетные грамоты, полученные на ежегодных конкурсах, в том числе проводимых и под эгидой международных ассоциаций. Но самым значимым показателем конкурентоспособности предприятия является относительно низкая цена на выпускаемую продукцию при высоком качестве, по сравнению с российскими конкурентами.

      Исследование  рынка – не самоцель, а источник информации для принятия эффективного управленческого решения. Это решение  относиться к любому аспекту внешнеторговой и маркетинговой деятельности, поэтому  нерационально ограничивать расходы на такие исследования под флагом “’экономия средств”. Потери, вызванные неверным решением, бывают обычно в 10-100 раз большими. Самые дорогие рыночные исследования редко когда достигают цифры 500 тыс. дол. [9, 17 c.]

      Результаты  исследования – цифры, но эти цифры  отражают те вопросы, которые были поставлены, и распределение ответов. Поэтому  формулировке вопросов должно быть уделено  самое пристальное внимание, а  поскольку исследование рынка относиться к категории социологических, для достоверности результатов, безусловно, необходимо привлекать специалистов-социологов, имеющих опыт подобной исследовательской работы.

      На  этапе предварительного исследования идет поиск и анализ опубликованных в специальной литературе данных об интересующем нас вопросе. На этапе оперативного планирования составляется детальный план, в котором указывают: перечень необходимых данных, методы их получения, способы обработки, вид представления результатов.

      Потенциальная емкость рынка по импортному товару определяется как возможный объем продажи товара в зависимости от общей экономической и политической ситуации в данной стране: емкость равна объему национального производства товаров в этой стране минус экспорт плюс импорт. [5, 12 c.]

      Прежде, чем приступить к рыночному исследованию, следует убедиться в целесообразности его проведения. Возможен вариант, когда информация, которую необходимо получить экспортеру, уже имеется у других организаций и предприятий либо содержится в отечественных или зарубежных источниках. Не исключено, что расходы по ее получению могут оказаться равными стоимости одного телефонного разговора. Но это крайний, хотя и возможный случай. [8, 35 c.]

Информация о работе Прямой маркетинг в сбытовой стратегии предприятия