Проведение маркетинговых исследований ОАО «Башспирт» в отрасли производства алкогольной продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного РГЗ является проведение маркетингового исследования открытого акционерного общества "Башспирт", его позиционирование на рынке алкогольной продукции.
Для решения цели поставлены следующие задачи:
1) анализ внутренней информации компании: производственные возможности, сильные и слабые стороны компании;
2) определение объема и динамики развития рынка производства алкогольной продукции: текущий объем рынка; динамика рынка; сегментация рынка; требования к качеству; барьеры рынка
3) сегментация наиболее перспективной группы покупателей;
4) анализ конкурентов: сегментация компаний-конкурентов, анализ их основных стратегий развития; прогноз развития конкурентной ситуации;

Содержание

Введение 2
1 Определение параметров рынка 4
1.1 Определение объема рынка 4
1.2 Определение динамики рынка 7
1.3 Данные об объеме и стоимости доступных ресурсов для производства исследуемого товара 9
1.4 Прибыльность отрасли 11
1.5 Ценообразование на рынке 13
1.6 Определение спроса на рынке 15
1.7 Задачи маркетингового исследования предприятия 16
2 Анализ конкурентов 17
2.1 Определение количества конкурентов и их концентрация на рынке 17
2.2 Оценка слабых и сильных сторон 18
3 Опрос покупателей и выявление потребительских предпочтений 21
3.1 Определение средней частоты покупок водки. Определение предпочтений потребителей 21
3.3 Определение социально-демографического портрета покупателей, исследуемого товара. Сегментация потребителей 23
4 SWOT анализ предприятия 25
5 Рекомендации по итогам проведения маркетингового исследования для повышения объемов реализации товаров или услуг, и конкурентоспособности организации 32
Заключение 33
Список использованных источников 34

Работа содержит 2 файла

маркетинг.docx

— 646.98 Кб (Скачать)

       Из  полученных диаграмм и рисунков можно  сделать вывод, что несмотря на то что объемы производства ликероводочных изделий на территории Российской Федерации  снизились, спрос на продукцию остаётся неизменно велик, и, как это не печально, возрастает с течением времени. Привлекательность рынка алкогольной  продукции достаточно высокая.

 

        1.3 Данные  об объеме и  стоимости доступных  ресурсов для производства  исследуемого товара

 
 

       Республика  Башкортостан - один из плодородных  и экологически чистых регионов Российской Федерации. Для производства спирта пятью филиалами ОАО "Башспирт" отбирается самая лучшая пшеница  и рожь. Предприятие располагает  комплексом аттестованных и аккредитованных  лабораторий, где высококвалифицированными специалистами на современном оборудовании проводится анализ качества выпускаемой  продукции.

       В процессе производства алкогольной  продукции используется специально подготовленная вода, которая поступает  из артезианских скважин. В некоторых  случаях она обладает такой природной  мягкостью, что не нуждается в  дополнительной обработке. Розлив осуществляется только в новую стеклянную посуду, проходящую специальную подготовку.

       Водка - единственный в мире алкогольный  напиток, который производят, разбавляя  водой обычный обезвоженный спирт. Поэтому качество водки напрямую зависит от качества спирта. Качественный спирт делают из пшеницы, с использованием свекловичного сахара.

       Динамику  производства зерна и сахарной свеклы можно проследить на рисунке 1.6: 

         

Рисунок 1.6 - Производство зерна (в весе после  доработки) и 

                        сахарной свеклы (фабричной) по РФ за период

                        2006-2011 гг, в млн.т. 

       Средние цены производителей ресурсов для производства спиртосодержащей продукции в разрезе 2006-2011 г представлены на рисунке 1.7:

         

Рисунок 1.7 – Средние цены на пшеницу и  сахарную свеклу по РФ

                     за 2006-2011 гг., в рублях за тонну 

       Из  полученных данных можно сделать  вывод, что сырье для производства спиртосодержащей продукции на российском рынке является доступным, как по ценам так и по объемам производства. Цены на пшеницу за последние 3 года упали с 5103 рублей за тонну в 2009 году до 3867 рублей за тонну в 2011 году, то есть на 24 процента или 1236 рублей за тонну, что  немаловажно для производителей алкогольной продукции, так как  они понесут меньшие затраты  на закупку сырья. 
 
 

 

       1.4 Прибыльность отрасли

 
 

       Прибыльность  отрасли по «производству пищевых  продуктов, включая напитки и  табак» напрямую связана с такими показателями как оборот торговли.

       Оборот  розничной торговли – выручка  от продажи товаров населению  для личного потребления или  использования в домашнем хозяйстве  за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, расчетным  чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, по поручению физического  лица без открытия счета, посредством  платежных карт [4].

       Оборот  оптовой торговли – выручка от реализации товаров, приобретенных  ранее на стороне в целях перепродажи  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для профессионального  использования (переработки или  дальнейшей продажи) [4].  

         

Рисунок 1.8 – Оборот организаций с основным видом деятельности

                     «производство пищевых  продуктов, включая алкоголь

                     и табак», в млрд.р. 

       Исходя  из того что, объем продаж водки и  ликероводочной продукции за период январь-ноябрь 2011 г составил 141,2 млн.дкл. к 139,8 млн.дкл. той же продукции в  предыдущем периоде и построенной  диаграмме на рисунке 1.8, можно сделать  вывод, что отрасль производства алкогольной продукции является прибыльной, при этом выручка от реализации продукции возрастает с  течением времени, что отражается на оборотах оптовой и розничной  торговли..

       Исследуемая организация ОАО «Башспирт» по итогам годовой отчетности за 2011 год реализовало  продукции на 3386 млн.р. по сравнению  с 3323 млн.р. в предыдущем периоде. Темп роста составил 102 процента. Чистая прибыль предприятия составила 537 млн.р. Коэффициент оборачиваемости текущих активов составил в 2011 году 1,59 к 1,37 в 2010 году, это говорит о том, что увеличилась эффективность использования предприятием всех имеющихся в ее распоряжении ресурсов, независимо от источников их привлечения. Этот эффект выражается в виде повышения прибыли предприятия.

       Вывод по разделам 1.1 – 1.4: рынок алкогольной  продукции в России практически  всегда играл большую роль в экономике. Несмотря на то, что за последние 25 лет  доля алкоголя в товарообороте страны сократилась, алкогольный рынок  по-прежнему занимает лидирующие позиции  среди других рынков продовольственных  товаров, как по темпам развития, так  и по доле отчислений в бюджет. 

 

       1.5 Ценообразование  на рынке

 
 

       Средние цены производителей на алкогольную  продукцию в октябре 2010-2011 гг. по Российской Федерации представлены на рисунке 1.9: 

         

Рисунок 1.9 – Средние цены производителей по Российской Федерации 

                    за октябрь 2010-2011 гг., в рублях за литр 

       Средние цены производителей на отдельные виды алкогольной продукции в октябре 2011 г. по субъектам РФ представлены на диаграмме рисунка 1.10.

       Из  построенной диаграммы видно, что  максимальный ценовой пик на водку  наблюдается в Северо-Кавказском федеральном округе – 171 рубль за литровую бутылку, минимальный – в Южном федеральном округе – 54,76 рублей за литр. Средняя цена производителей по России составила на конец 2011  г. 77,3 рубля за литр. 

         

Рисунок 1.10 – Средние цены производителей на отдельные виды

                       алкогольной продукции  по субъектам РФ на конец 2011 г,

                       рублей за литр 
 
 

 

       1.6 Определение спроса  на рынке

 
 

       Определить  спрос на рынке алкогольных напитков можно посредством использования  статистических данных по продажам алкогольных  напитков и пива на душу населения (рисунок 1.11): 

         

Рисунок 1.11 – Продажа алкогольных напитков по РФ на душу населения 

                   за период 2007-2011 гг., в литрах 

       из  графика видно, что за последние 5 лет покупательский спрос на алкогольную  продукцию на территории Российской Федерации падает, что связано  с агитацией в стране здорового  образа жизни. Это не может не радовать. 

 

       1.7 Задачи маркетингового  исследования предприятия

 
 

       Задача  маркетингового исследования состоит  в том, чтобы оценить информационные потребности и предоставить участникам рынка информацию: точную, надежную, обоснованную, современную, относящуюся  к делу. Высококонкурентная маркетинговая  среда и постоянно растущая цена ошибок требуют, чтобы маркетинговые  исследования служили источником высококачественной информации.

       Задачи  маркетингового исследования предприятия  отражены на рисунке 1.12.

 

Рисунок 1.12 – Цели и задачи маркетингового исследования

       2 Анализ конкурентов

       2.1 Определение количества  конкурентов и  их концентрация  на рынке

 
 

       Основные  центры производства водки и ликероводочных изделий сосредоточены в Центральном  ФО. Крупнейшим производителем водки  в России является Московская область. На ее долю по итогам 11 месяцев 2011 года пришлось 24% российского производства. 

Таблица 2.1 – Список крупнейших заводов –  производителей алкогольной продукции  в 2011 г.

Предприятие Регион
ЛВЗ Топаз Московская  обл.
ОАО Московский завод Кристалл Москва
ООО Омсквинпром Омск
ОАО Татспиртпром Татарстан
ОАО Башспирт Башкирия
ООО Традиции качества Краснознаменск
Сибирский ЛВЗ Новосибирская область
Мариинский  ЛВЗ Кемеровская область
Парламент Продакшн Московская  обл.
Глазовский  ЛВЗ Удмуртская  республика

 

       Большинство заводов-производителей водки входят в состав крупных холдинговых компаний. В число лидеров, по объему суммарного производства, входят следующие объединения (в 3 полугодии 2011г.):

       1 место – ЗАО «Русский алкоголь»,

       2 место - Группа «Синергия»,

       3 место - Группа заводов Василия Анисимова,

       4 место - Алкогольная сибирская  группа,

       5 место ОАО «Башспирт». 
 

 

       2.2 Оценка слабых  и сильных сторон

 
 

       Дадим характеристику исследуемому предприятию  ОАО «Башспирт».

       Единая  ценовая политика, оптимизация ассортиментного  ряда, внедрение инноваций и строгий  контроль над качеством выпускаемой  продукции определяет лидирующее положение  ОАО "Башспирт" как в Республике Башкортостан, так и за ее пределами. Подтверждают это не только симпатии потребителей, награды и медали, но и мнения экспертов отрасли. Всероссийский НИИ пищевой биотехнологии признал бальзам "Иремель" и черносмородиновую наливку Бирского СВК эталонами качества в своих группах напитков, производящихся в нашей стране.

       Значительную  часть бюджета ОАО "Башспирт" инвестирует в новые технологии, обеспечивающие высокое качество продукции  в соответствии с требованиями современного общества. Продолжаются работы по полной автоматизации спиртового производства на филиалах, внедряется менеджмент системы качества международного уровня. Бирский и Стерлитамакский СВК уже соответствуют требованиям стандартов ISO 9000, что открывает выход на мировые рынки. В планах сертификация систем качества на всех филиалах.

       В структуре ОАО "Башспирт" отработаны схемы логистики, склады и филиалы  оснащены большим автопарком, имеются  пристанционные базы, железнодорожные  пути. За годы работы предприятие создало в республике единую торговую сеть, которая включает 21 оптовый склад и 200 фирменных магазинов с единой ценовой политикой.

       Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции - в общей сложности белее 150 наименований.

       Разделы продукции ОАО «Башспирт»:

       1) Водка на спирте «Люкс»

       2) Водка на спирте «Экстра»

       3) Водка на спирте высшей очистки

       4) Бальзамы

       5) Настойки

       6) Ликеры

       7) Коньяк

       8) Вина и вина игристые

       9) Сувенирная продукция

       10) Безалкогольные напитки

Приложение А.docx

— 463.82 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Проведение маркетинговых исследований ОАО «Башспирт» в отрасли производства алкогольной продукции