Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 21:23, курсовая работа
Целью данного РГЗ является проведение маркетингового исследования открытого акционерного общества "Башспирт", его позиционирование на рынке алкогольной продукции.
Для решения цели поставлены следующие задачи:
1) анализ внутренней информации компании: производственные возможности, сильные и слабые стороны компании;
2) определение объема и динамики развития рынка производства алкогольной продукции: текущий объем рынка; динамика рынка; сегментация рынка; требования к качеству; барьеры рынка
3) сегментация наиболее перспективной группы покупателей;
4) анализ конкурентов: сегментация компаний-конкурентов, анализ их основных стратегий развития; прогноз развития конкурентной ситуации;
Введение 2
1 Определение параметров рынка 4
1.1 Определение объема рынка 4
1.2 Определение динамики рынка 7
1.3 Данные об объеме и стоимости доступных ресурсов для производства исследуемого товара 9
1.4 Прибыльность отрасли 11
1.5 Ценообразование на рынке 13
1.6 Определение спроса на рынке 15
1.7 Задачи маркетингового исследования предприятия 16
2 Анализ конкурентов 17
2.1 Определение количества конкурентов и их концентрация на рынке 17
2.2 Оценка слабых и сильных сторон 18
3 Опрос покупателей и выявление потребительских предпочтений 21
3.1 Определение средней частоты покупок водки. Определение предпочтений потребителей 21
3.3 Определение социально-демографического портрета покупателей, исследуемого товара. Сегментация потребителей 23
4 SWOT анализ предприятия 25
5 Рекомендации по итогам проведения маркетингового исследования для повышения объемов реализации товаров или услуг, и конкурентоспособности организации 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Содержание
Введение 2
1 Определение параметров рынка 4
1.1 Определение объема рынка 4
1.2 Определение динамики рынка 7
1.3 Данные об объеме и стоимости доступных ресурсов для производства исследуемого товара 9
1.4 Прибыльность отрасли 11
1.5 Ценообразование на рынке 13
1.6 Определение спроса на рынке 15
1.7 Задачи маркетингового исследования предприятия 16
2 Анализ конкурентов 17
2.1 Определение количества конкурентов и их концентрация на рынке 17
2.2 Оценка слабых и сильных сторон 18
3 Опрос покупателей и выявление потребительских предпочтений 21
3.1 Определение средней частоты покупок водки. Определение предпочтений потребителей 21
3.3 Определение социально-демографического портрета покупателей, исследуемого товара. Сегментация потребителей 23
4 SWOT анализ предприятия 25
5 Рекомендации по итогам проведения маркетингового исследования для повышения объемов реализации товаров или услуг, и конкурентоспособности организации 32
Заключение 33
Список использованных источников 34
Приложение А Структура исследуемой организации 35
По статистике, основная причина провала большинства новых продуктов, бизнес-планов или инвестиционных проектов - недостаточность информации о рынке, на котором будет конкурировать будущие продукт или организация.
Инструментом повышения обоснованности и снижения рисков при принятии ключевых управленческих решений являются маркетинговые исследования [1].
Маркетинговыми исследованиями может быть названа любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга (то есть это сбор, обработка, обобщение, анализ и прогнозирование данных, необходимых для конкретной маркетинговой деятельности) [2].
Целью данного РГЗ является проведение маркетингового исследования открытого акционерного общества "Башспирт", его позиционирование на рынке алкогольной продукции.
Для решения цели поставлены следующие задачи:
1)
анализ внутренней информации
компании: производственные возможности,
сильные и слабые стороны
2)
определение объема и динамики
развития рынка производства
алкогольной продукции:
3)
сегментация наиболее
4)
анализ конкурентов:
5) анализ цен на рынке ;
6) SWOT – анализ; прогнозы продаж организации.
В
ходе проведения исследования используются
следующие источники
- публикации и годовые отчеты предприятия;
- статистические данные;
- опрос покупателей.
Предмет
исследования – свободный рынок
алкогольной продукции в
Дадим краткую характеристику исследуемого предприятия.
ОАО "Башспирт" - один из крупнейших производителей спирта и алкогольной продукции в России.
Местоположение и почтовый адрес: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Уфимское шоссе, 24.
В структуру ОАО "Башспирт" по состоянию на 01.01.2011 г. входят 5 филиалов (рисунок А.1 приложения А):
-
Стерлитамакский
-
Ермолаевский спиртоводочный
-
Уфимский спиртоводочный
-
Бирский спиртоводочный
-
Белебеевский спиртоводочный
- Уфимский винно-водочный завод,
-
Ишимбайский винно-водочный
ОАО "Башспирт" осуществляет в установленном законодательством РФ и РБ порядке следующие виды деятельности:
-
производство, закупка, хранение
и поставка этилового спирта,
алкогольной и
-
переработка отходов
-
закупка, хранение и
Предприятие выпускает широкий ассортимент продукции - спирты, водки, бальзамы, ликеры, вино, настойки, а также натуральный уксус трех видов, минеральные и питьевые воды - в общей сложности белее 150 наименований.
За годы работы предприятие создало в республике единую торговую сеть, которая включает 21 оптовый склад и 200 фирменных магазинов с единой ценовой политикой.
Единая
ценовая политика, оптимизация ассортиментного
ряда, внедрение инноваций и строгий
контроль над качеством выпускаемой
продукции определяет лидирующее положение
ОАО "Башспирт" как в Республике
Башкортостан, так и за ее пределами
[3].
Основной
вид деятельности исследуемого предприятия
– производство алкогольной и
спиртосодержащей продукции, поэтому
состояние экономической
Под
термином «объем рынка» подразумевается
объем производства и потребления
алкогольной продукции в
Объем
производства алкогольной продукции
в 2011 г по Российской Федерации составил
191,8 миллионов декалитров (рисунок
1.1).
Рисунок 1.1 – Объем производства алкогольной продукции в 2011 г
по
Алкогольные
напитки и пиво в товарной структуре
оборота розничной торговли на 2011
год составили 7,6 процента (рисунок
1.2):
Рисунок 1.2 – Алкогольные напитки и пиво в товарной структуре
оборота розничной
торговли по РФ в 2011 году, в процентах
Объем
потребления алкогольных
Рисунок 1.3 – Продажа алкогольных напитков по РФ за 2011 год
по
Лидером среди различных видов крепкой алкогольной продукции является водка, что явно прослеживается на диаграмме рисунка 1.3, ее предпочитают примерно 50 процентов потребителей алкоголя.
Основные
центры производства водки и ликероводочных
изделий сосредоточены в
Импорт алкогольных и безалкогольных напитков из-за рубежа в 2011 году составил 2263 миллионов долларов США, что на 473 млн.долл. США или на 26 процентов больше чем в предыдущем периоде.
Доля импортируемой алкогольной и безалкогольной продукции в общем импорте важнейших товаров в РФ за 2011 г. составила 1 процент.
Особенностью
российского рынка крепкого алкоголя
является ситуация, согласно которой
потребители предпочитают отечественную
водку импортной.
Рассмотрим развитие экономической отрасли «Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак».
Динамика рынка алкогольной продукции отражена в изменении объемов производства этой продукции и изменении объемов потребления, за счет динамики объемов розничной и оптовой торговли.
Динамика
производства алкогольных напитков
в натуральном выражении
Рисунок 1.4 – Производство алкогольных напитков по видам
за
Из диаграммы выявлено, что производство водки и ликероводочной продукции за последние 6 лет снизилось со 132 млн.дкл. в 2006 году до 106,3 млн.дкл. в 2011 году. Темп прироста составил минус 20 процентов. При этом увеличилось производство вин.
Динамику
оборота розничной торговли и
розничной продажи алкогольных напитков
и пива можно охарактеризовать через индексы
физического объема, которые определяются
путем сопоставления величины оборота
(продажи) за отчетный и базисный периоды
в сопоставимых ценах (таблица 1.1).
Таблица 1.1 - Индексы физического объема алкогольных напитков и пива за 2006-2011 гг. по Российской Федерации
В процентах к предыдущему году
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Алкогольные напитки и пиво | 109 | 106 | 108 | 106 | 98 | 101 |
Динамика
импорта алкогольных и
Рисунок 1.5 – Импорт алкогольных и безалкогольных напитков в РФ
за 2006-2011 гг., в млн.долл.США