Предприятие сферы услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг. Это связано с торговлей товарами (особенно технически сложными), т.к. Сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.

Содержание

Введение
3
1. Теоретические аспекты сферы услуг
5
1.1 Понятие и характеристика сферы услуг
5
1.2 Классификация предприятий сферы услуг
7
1.3 Специфика услуги как объекта маркетинга
14
2. Анализ деятельности предприятия сферы услуг на примере гостиница «Альпина»
20
2.1 Характеристика организации сферы обслуживания
20
2.2. Анализ предлагаемых услуг
24
2.3. Анализ потребителей
27
2.4. Оценка эффективности деятельности гостиницы «Альпина»
32
2.5. Технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Альпина»
35
3. Анализ качества гостиничных услуг, выявление проблем и разработка рекомендаций по их совершенствованию

38
Заключение
42
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контроль.docx

— 145.84 Кб (Скачать)

Основным сегментом потребителей услуг гостиницы «Альпина» являются жители г. Жигулевск, а также приезжающие из других городов на отдых, деловые люди, посещающие город в целях ведения бизнеса. Как правило, данная категория потребителей размещается в номерах категории люкс и полулюкс. Это люди, которые ценят комфорт и качество предоставляемых услуг. Кроме основных услуг, они нуждаются в дополнительных услугах, неотъемлемо связанных с их привычным образом жизни. К таким услугам можно отнести услуги по проведению досуга – услуги спортивно-оздоровительного центра, бизнес-центра, конференц-зала, парикмахерской, прачечной, заказа и бронирования авиа и железнодорожных билетов, хранения вещей.

Анализ потребителей гостиницы  «Альпина» был проведен посредством анкетирования клиентов, включающее в себя несколько этапов:

1 этап – на сбор  информации у гостиничного персонала  о предпочтениях гостей: категории  номеров, цена на номер, средняя  продолжительность проживания, цель  поездки (конференции, деловые  поездки, туризм и т.д.). На этом  этапе были использованы дополнительные  источники вторичной информации  – журнал регистрации, в котором  содержатся сведения о клиентах (фамилия, имя, адрес, дата прибытия  и убытия, номера занимаемых комнат  и т.д.); картотека клиентов, в которой  содержатся данные о всех постояльцах гостиницы за последние 12 месяцев. В нее помимо формальных данных вносятся сведения о предпочтениях клиентов относительно категории номеров, о предпочтениях относительно предоставления дополнительных услуг, количество предыдущих посещений и подробности, связанные с пребыванием в гостинице.

2 этап – размещение  в номерах гостиницы анкет.  Данное мероприятие предназначено  для определения степени удовлетворенности  туристов и клиентов гостиницы условиями проживания и обслуживанием. Специфика подобного анкетирования заключается в том, что его результаты хотя и не несут в себе обширную и глубокую информацию, но обеспечивают базу для выявления определенных тенденций в уровне обслуживания и его соответствия требованиям потребителей.

В 2011г. сотрудниками гостиницы было опрошено 832 человека. В результате проводимого опроса были получены следующие данные, которые представлены в таблице 2.4 по таким значимым критериям, как возраст, контингент гостей, продолжительность проживания, категории номеров, в которых размещаются клиенты; предпочтения и пожелания клиентов.

Таблица 2.4

Сегментация потребителей гостиницы  «Альпина»

Критерии сегментации

Количесво опрошенных

Уд. вес, %

Возраст, лет

до 30

153

18,4

30 - 40

244

29,3

40 - 50

297

35,7

старше 50

138

16,6

Контингент гостей

студенты

120

14,4

деловые люди

341

41,0

знаменитости

259

31,1

туристы

112

13,5

Продолжительность проживания, сутки

менее 5

452

54,3

5 - 10

207

24,9

10 - 15

136

16,3

свыше 15

37

4,5

Категории номеров

стандартный

179

21,5

улучшенный

243

29,2

полулюкс

274

32,9

люкс

136

16,4

Предпочтения клиентов

расширение ассортимента услуг

364

43,8

повышение качества обслуживания

273

32,8

модернизация номеров

195

23,4


 

Из таблицы 2.4 видно, что основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера улучшенной категории и категории полулюкс. Предпочтениями и пожеланиями гостей являются: расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номеров.

Проиллюстрирует анализ потребителей на рис. 2.4. и рис. 2.5.

Рис. 2.4. Сегментация потребителей по критерию категории номеров

Рис. 2.5. Сегментация потребителей по критерию предпочтений и пожеланий гостей

Таким образом, по данным специалистов, работающих в службе приема и размещения, было отмечено, что многие клиенты  предпочитают номера улучшенной категории  и категории полулюкс и основными  предпочтениями и пожеланиями клиентов выступают расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номерного фонда. Следовательно, руководству гостиницы «Альпина» необходимо предпринять меры по разработке стратегии, позволяющей удовлетворить пожелания клиентов, что в свою очередь позволит статус предприятия на рынке гостиничных услуг г. Жигулевска.

2.4. Оценка эффективности  деятельности гостиницы «Альпина»

Оценка экономической  эффективности использования номерного  фонда гостиничного предприятия  основывается на определении таких  показателей, как загрузка номерного  фонда, доля занятых номеров в  общем объеме занятых номеров  гостиницы, средняя цена номера.

Показатель загрузки номерного  фонда определяется как отношение  числа проданных номеров к  общему количеству номеров, предложенных к продаже:

   

Определим коэффициент загрузки номерного фонда гостиницы «Альпина» в 2011г. Данные представим в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Загрузка номерного фонда  гостиницы «Альпина» за 2011г.

Категории номеров

Количество номер-сутки

Число занятых номер-сутки

Итого за год

Загрузка, %

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Одноместный

14274

2440

2670

2020

3040

10170

71,25

Одноместный улучшенный

2928

546

590

434

567

2137

72,98

Двухместный

8784

1236

1450

1586

1490

5762

65,60

Полулюкс

732

154

192

97

112

555

75,82

Люкс

2196

406

475

358

452

1691

77,00

Итого

28914

4782

5377

4495

5661

20315

70,26


 

Из таблицы видно, что  в 2011г. было занято более 20,3 тысяч номер-суток, при этом наибольшее количество занятых номеров принадлежит номерам категории люкс и полулюкс.

Данные по загрузки номерного  фонда представим на рис. 2.6.

Рис. 2.6. Загрузка номерного фонда гостиницы «Альпина»

Из данных показателей очевидно, что у номеров категории люкс наибольший показатель загрузки, равный 77%. Следовательно номера этой категории являются, с одной стороны, наиболее востребованными клиентами гостиницы, а с другой стороны - наиболее привлекательными для самого предприятия с точки зрения их доходности, так как цена на эти номера является максимальной. Двухместные номера имеют самый низкий показатель загрузки, равный 65,6%. Значение загрузки 71% принадлежит одноместным номерам и номерам. Одноместные улучшенные номера имеют показатель загрузки, равный 73%. Номера категории полулюкс имеют показатель загрузки, равный 76%.

На основе данных таблицы 2.7 определим долю занятых номеров в общем объеме занятых номеров гостиницы «Альпина» по следующей формуле:

    

Следовательно, доля одноместных  номеров составляет 50,06%, одноместных  улучшенных номеров – 10,52%, двухместных  номеров – 28,36%, номеров категории  полулюкс и люкс – 2,74% и 8,32% соответственно. Структуру занятых номеров представим на рис. 2.7.

Рис. 2.7. Структура занятых номеров гостиницы «Октябрьская»

Таким образом, одноместные  номера обладают наибольшей долей в  общем объеме занятых номеров, наименьшая доля в структуре занятых номеров  принадлежит номерам категории  люкс и полулюкс.

В результате расчета показателей эффективности использования номерного фонда гостиницы «Альпина» был получен следующий вывод: клиенты ценят комфорт и качество предлагаемых услуг. Цена не является определяющим критерием принятия решения воспользоваться услугами проживания. Номера категории люкс, полулюкс и улучшенные номера, обладая незначительной долей в общем объеме номеров, имеет высокий показатель загрузки, а, следовательно, приносят наибольший доход предприятию. Поэтому, руководству гостиницы следует провести мероприятия с целью повышения комфорта проживания в одноместных номерах. Это позволит увеличить их загрузку и получить дополнительный доход.

 

2.5. Технико-экономические  показатели деятельности гостиницы  «Альпина»

Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность  хозяйственной деятельности гостиничного предприятия, являются:

    • размер выручки от реализации продукции – характеризует объем произведенной и проданной продукции предприятия в стоимостном выражении;
    • показатели, характеризующие затраты предприятия: себестоимость произведенной продукции; коммерческие, управленческие, операционные, внереализационные расходы; величина затрат на 1 рубль реализованной;
    • объем прибыли предприятия: валовой, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. Наличие прибыли говорит о повышении доходов предприятия над соответствующими группами расходов, то есть об эффективности его деятельности, а рост показателей прибыли свидетельствует об увеличении ресурсов, остающихся в распоряжении предприятия, а значит и возможностей его дальнейшего развития;
    • показатели рентабельности: рентабельность продаж, основной деятельности, совокупных активов. Эти показатели рассчитываются по чистой прибыли и характеризуют эффективность всей финансово-хозяйственной деятельности фирмы;
    • показатели, характеризующие объем материально-технической базы предприятия: размер совокупных активов, основных средств;
    • показатели, характеризующие трудовые ресурсы предприятия и эффективность их использования: численность персонала, производительность труда, фонд оплаты труда, средняя заработная плата;
    • показатели, характеризующие обеспеченность работников средствами труда и эффективность использования основных средств: фондовооруженность и фондоотдача.

Проведем анализ основных технико-экономических показателей  гостиницы «Альпина» за 2010 и 2011 гг.

 

Таблица 2.6

Технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Альпина»

Наименование показателей

2010 г.

2011 г.

Отклонение

абс.

Отн.%

1. Доходы от предоставляемых  услуг, тыс. руб.:

26150

28430

2280

108,72

1.1. Выручка от продажи  номеров/путевок

17820

19670

1850

110,38

1.2. Выручка от дополнительных  платных услуг, не входящих  в стоимость проживания

4590

4810

220

104,79

1.3. Доходы от общественного  питания

3740

3950

210

105,61

2. Расходы, тыс. руб.:

22460

24420

1960

108,73

2.1. Расходы, связанные  с производством и реализацией  продукции

21140

22980

1840

108,70

2.2. Прочие расходы

1320

1440

120

109,09

3. Валовая прибыль, тыс.  руб.

3690

4010

320

108,67

4. Коммерческие, управленческие, операционные и внереализационные  расходы, тыс. руб.

1930

2060

130

106,74

5. Операционные и внереализационные  доходы, тыс. руб.

470

640

170

136,17

6. Прибыль до налогообложения,  тыс. руб.

2230

2590

360

116,14

7. Налог на прибыль,  тыс. руб.

535

622

87

116,26

8. Чистая прибыль, тыс.  руб.

1695

1968

273

116,11

9. Число работников, чел.

64

64

0

100,00

10. Общая величина активов,  тыс. руб.

330700

340200

9500

102,87

11. Стоимость основных  средств, тыс. руб.

290500

295400

4900

101,69

12. Годовой фонд оплаты  труда, тыс. руб.

18340

18760

420

102,29

13. Рентабельность продаж, %

6,48

6,92

0,44

14. Рентабельность совокупных  активов, %

0,51

0,58

0,07

15. Рентабельность основной  деятельности, %

7,55

8,06

0,51

16. Затраты на 1 рубль реализованной  продукции

0,86

0,86

0

17. Производительность труда

408,59

444,22

35,63

108,72

18. Средняя годовая заработная  плата, тыс. руб.

287

293

6

102,09

19. Фондоотдача

0,09

0,10

0,01

111,11

20. Фондовооруженность

4539,06

4615,63

76,57

101,69

Информация о работе Предприятие сферы услуг