Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:35, контрольная работа
В настоящее время роль рынка услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым ростом НТП. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, страховых и других рынков услуг.
Происходит расширение основ воспроизводства рыночных и нерыночных услуг, причем рыночные отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг. Это связано с торговлей товарами (особенно технически сложными), т.к. Сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации, и, услуг послепродажного обслуживания.
Введение
3
1. Теоретические аспекты сферы услуг
5
1.1 Понятие и характеристика сферы услуг
5
1.2 Классификация предприятий сферы услуг
7
1.3 Специфика услуги как объекта маркетинга
14
2. Анализ деятельности предприятия сферы услуг на примере гостиница «Альпина»
20
2.1 Характеристика организации сферы обслуживания
20
2.2. Анализ предлагаемых услуг
24
2.3. Анализ потребителей
27
2.4. Оценка эффективности деятельности гостиницы «Альпина»
32
2.5. Технико-экономические показатели деятельности гостиницы «Альпина»
35
3. Анализ качества гостиничных услуг, выявление проблем и разработка рекомендаций по их совершенствованию
38
Заключение
42
Список используемой литературы
Основным сегментом
Анализ потребителей гостиницы «Альпина» был проведен посредством анкетирования клиентов, включающее в себя несколько этапов:
1 этап – на сбор
информации у гостиничного
2 этап – размещение
в номерах гостиницы анкет.
Данное мероприятие
В 2011г. сотрудниками гостиницы было опрошено 832 человека. В результате проводимого опроса были получены следующие данные, которые представлены в таблице 2.4 по таким значимым критериям, как возраст, контингент гостей, продолжительность проживания, категории номеров, в которых размещаются клиенты; предпочтения и пожелания клиентов.
Таблица 2.4
Сегментация потребителей гостиницы «Альпина»
Критерии сегментации |
Количесво опрошенных |
Уд. вес, % |
Возраст, лет | ||
до 30 |
153 |
18,4 |
30 - 40 |
244 |
29,3 |
40 - 50 |
297 |
35,7 |
старше 50 |
138 |
16,6 |
Контингент гостей | ||
студенты |
120 |
14,4 |
деловые люди |
341 |
41,0 |
знаменитости |
259 |
31,1 |
туристы |
112 |
13,5 |
Продолжительность проживания, сутки | ||
менее 5 |
452 |
54,3 |
5 - 10 |
207 |
24,9 |
10 - 15 |
136 |
16,3 |
свыше 15 |
37 |
4,5 |
Категории номеров | ||
стандартный |
179 |
21,5 |
улучшенный |
243 |
29,2 |
полулюкс |
274 |
32,9 |
люкс |
136 |
16,4 |
Предпочтения клиентов | ||
расширение ассортимента услуг |
364 |
43,8 |
повышение качества обслуживания |
273 |
32,8 |
модернизация номеров |
195 |
23,4 |
Из таблицы 2.4 видно, что основным сегментом потребителей выступают клиенты в возрасте 40 – 50 лет, люди с деловой целью поездки. Предпочтительные условия размещения являются номера улучшенной категории и категории полулюкс. Предпочтениями и пожеланиями гостей являются: расширение ассортимента услуг, повышение качества обслуживания модернизация номеров.
Проиллюстрирует анализ потребителей на рис. 2.4. и рис. 2.5.
Рис. 2.4. Сегментация потребителей по критерию категории номеров
Рис. 2.5. Сегментация потребителей по критерию предпочтений и пожеланий гостей
Таким образом, по данным специалистов,
работающих в службе приема и размещения,
было отмечено, что многие клиенты
предпочитают номера улучшенной категории
и категории полулюкс и основными
предпочтениями и пожеланиями клиентов
выступают расширение ассортимента
услуг, повышение качества обслуживания
модернизация номерного фонда. Следовательно,
руководству гостиницы «
2.4. Оценка эффективности
деятельности гостиницы «
Оценка экономической
эффективности использования
Показатель загрузки номерного фонда определяется как отношение числа проданных номеров к общему количеству номеров, предложенных к продаже:
Определим коэффициент загрузки
номерного фонда гостиницы «
Таблица 2.5
Загрузка номерного фонда гостиницы «Альпина» за 2011г.
Категории номеров |
Количество номер-сутки |
Число занятых номер-сутки |
Итого за год |
Загрузка, % | |||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. | ||||
Одноместный |
14274 |
2440 |
2670 |
2020 |
3040 |
10170 |
71,25 |
Одноместный улучшенный |
2928 |
546 |
590 |
434 |
567 |
2137 |
72,98 |
Двухместный |
8784 |
1236 |
1450 |
1586 |
1490 |
5762 |
65,60 |
Полулюкс |
732 |
154 |
192 |
97 |
112 |
555 |
75,82 |
Люкс |
2196 |
406 |
475 |
358 |
452 |
1691 |
77,00 |
Итого |
28914 |
4782 |
5377 |
4495 |
5661 |
20315 |
70,26 |
Из таблицы видно, что в 2011г. было занято более 20,3 тысяч номер-суток, при этом наибольшее количество занятых номеров принадлежит номерам категории люкс и полулюкс.
Данные по загрузки номерного фонда представим на рис. 2.6.
Рис. 2.6. Загрузка номерного фонда гостиницы «Альпина»
Из данных показателей очевидно, что у номеров категории люкс наибольший показатель загрузки, равный 77%. Следовательно номера этой категории являются, с одной стороны, наиболее востребованными клиентами гостиницы, а с другой стороны - наиболее привлекательными для самого предприятия с точки зрения их доходности, так как цена на эти номера является максимальной. Двухместные номера имеют самый низкий показатель загрузки, равный 65,6%. Значение загрузки 71% принадлежит одноместным номерам и номерам. Одноместные улучшенные номера имеют показатель загрузки, равный 73%. Номера категории полулюкс имеют показатель загрузки, равный 76%.
На основе данных таблицы 2.7 определим долю занятых номеров в общем объеме занятых номеров гостиницы «Альпина» по следующей формуле:
Следовательно, доля одноместных
номеров составляет 50,06%, одноместных
улучшенных номеров – 10,52%, двухместных
номеров – 28,36%, номеров категории
полулюкс и люкс – 2,74% и 8,32% соответственно.
Структуру занятых номеров
Рис. 2.7. Структура занятых номеров гостиницы «Октябрьская»
Таким образом, одноместные номера обладают наибольшей долей в общем объеме занятых номеров, наименьшая доля в структуре занятых номеров принадлежит номерам категории люкс и полулюкс.
В результате расчета показателей эффективности использования номерного фонда гостиницы «Альпина» был получен следующий вывод: клиенты ценят комфорт и качество предлагаемых услуг. Цена не является определяющим критерием принятия решения воспользоваться услугами проживания. Номера категории люкс, полулюкс и улучшенные номера, обладая незначительной долей в общем объеме номеров, имеет высокий показатель загрузки, а, следовательно, приносят наибольший доход предприятию. Поэтому, руководству гостиницы следует провести мероприятия с целью повышения комфорта проживания в одноместных номерах. Это позволит увеличить их загрузку и получить дополнительный доход.
2.5. Технико-экономические
показатели деятельности
Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность хозяйственной деятельности гостиничного предприятия, являются:
Проведем анализ основных
технико-экономических
Таблица 2.6
Технико-экономические
Наименование показателей |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение | |
абс. |
Отн.% | |||
1. Доходы от предоставляемых услуг, тыс. руб.: |
26150 |
28430 |
2280 |
108,72 |
1.1. Выручка от продажи номеров/путевок |
17820 |
19670 |
1850 |
110,38 |
1.2. Выручка от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость проживания |
4590 |
4810 |
220 |
104,79 |
1.3. Доходы от общественного питания |
3740 |
3950 |
210 |
105,61 |
2. Расходы, тыс. руб.: |
22460 |
24420 |
1960 |
108,73 |
2.1. Расходы, связанные с производством и реализацией продукции |
21140 |
22980 |
1840 |
108,70 |
2.2. Прочие расходы |
1320 |
1440 |
120 |
109,09 |
3. Валовая прибыль, тыс. руб. |
3690 |
4010 |
320 |
108,67 |
4. Коммерческие, управленческие,
операционные и |
1930 |
2060 |
130 |
106,74 |
5. Операционные и |
470 |
640 |
170 |
136,17 |
6. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
2230 |
2590 |
360 |
116,14 |
7. Налог на прибыль, тыс. руб. |
535 |
622 |
87 |
116,26 |
8. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1695 |
1968 |
273 |
116,11 |
9. Число работников, чел. |
64 |
64 |
0 |
100,00 |
10. Общая величина активов, тыс. руб. |
330700 |
340200 |
9500 |
102,87 |
11. Стоимость основных средств, тыс. руб. |
290500 |
295400 |
4900 |
101,69 |
12. Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб. |
18340 |
18760 |
420 |
102,29 |
13. Рентабельность продаж, % |
6,48 |
6,92 |
0,44 | |
14. Рентабельность совокупных активов, % |
0,51 |
0,58 |
0,07 | |
15. Рентабельность основной деятельности, % |
7,55 |
8,06 |
0,51 | |
16. Затраты на 1 рубль реализованной продукции |
0,86 |
0,86 |
0 | |
17. Производительность труда |
408,59 |
444,22 |
35,63 |
108,72 |
18. Средняя годовая заработная плата, тыс. руб. |
287 |
293 |
6 |
102,09 |
19. Фондоотдача |
0,09 |
0,10 |
0,01 |
111,11 |
20. Фондовооруженность |
4539,06 |
4615,63 |
76,57 |
101,69 |