Автор: Регина Ощепкова, 13 Октября 2010 в 00:41, курсовая работа
Введение
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Сформировавшаяся недавно дисциплина "поведение потребителей" включает в себя эти подходы, исследует потребителей с различных позиций.
В данной курсовой работе будет определено значения изучения потребительского поведения, определены основные типы потребителей и широко раскрыты факторы, влияющие на их поведение при покупке. В последней части курсовой работы на примере конкретной компании будет проведен анализ потребительского поведения.
Введение
1. Значение изучения поведения потребителей при покупке и основные типы потребителей
1.1 Значение поведения потребителей
1.2 Основные типы потребителей
2. Социальные факторы
2.1 Социальный класс, определяющий поведение потребителей
2.2 Методы исследования социальных классов в поведении потребителей
3. Референтные группы и групповые коммуникации, влияющие на поведение потребителей
3.1 Типы референтных групп, оказывающих влияние на поведение потребителей
3.2 Формы влияния референтных групп на поведение потребителей
3.3 Типы групповых коммуникаций взаимодействия потребителей
4. Факторы, влияющие на поведение семьи
4.1 Семья как объект изучения в поведении потребителей
4.2 Факторы, влияющие на покупки семьи/домохозяйства
4.3 Использование жизненного цикла семьи при изучении поведения потребителей
5. Восприятие и память потребителей при принятии потребительского решения
5.1 Обработка информации и восприятие потребителей
5.2 Факторы, определяющие внимание потребителей
5.3 Память в восприятии потребителем информации
6. Ситуационные факторы, влияющие на поведение потребителей
6.1 Типы ситуаций, влияющих на поведение потребителей
6.2 Ситуационные факторы, влияющие на поведение потребителей
7. Выбор правила потребительского решения
8. Исследование потребительского поведения клиентов ООО «Королевская вода»
8.1 Общая характеристика объекта исследования
8.2 Анализ потребительского поведения клиентов ООО «Королевская вода»
8.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективной маркетинговой стратегии ООО «Королевская вода» на основе знания поведения потребителей.
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Значение
изучения поведения
1.1 Значение поведения потребителей
1.2 Основные типы потребителей
2. Социальные факторы
2.1 Социальный класс, определяющий поведение потребителей
2.2 Методы
исследования социальных
3. Референтные группы и групповые коммуникации, влияющие на поведение потребителей
3.1 Типы
референтных групп,
3.2 Формы влияния референтных групп на поведение потребителей
3.3 Типы
групповых коммуникаций
4. Факторы, влияющие на поведение семьи
4.1 Семья
как объект изучения в
4.2 Факторы,
влияющие на покупки семьи/
4.3 Использование
жизненного цикла семьи при
изучении поведения
5. Восприятие
и память потребителей при
принятии потребительского
5.1 Обработка
информации и восприятие
5.2 Факторы,
определяющие внимание
5.3 Память
в восприятии потребителем
6. Ситуационные
факторы, влияющие на
6.1 Типы ситуаций, влияющих на поведение потребителей
6.2 Ситуационные факторы, влияющие на поведение потребителей
7. Выбор
правила потребительского
8. Исследование
потребительского поведения
8.1 Общая
характеристика объекта
8.2 Анализ потребительского поведения клиентов ООО «Королевская вода»
8.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективной маркетинговой стратегии ООО «Королевская вода» на основе знания поведения потребителей.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На данный момент взаимоотношения потребителя и производителя выстраиваются таким образом, что потребитель находится в центре интересов производителя, является его основной целью и объектом целенаправленного воздействия. Именно поэтому для производителя важным является изучение потребителя с психологической, экономической, социологической и культурологической точки зрения. Сформировавшаяся недавно дисциплина "поведение потребителей" включает в себя эти подходы, исследует потребителей с различных позиций.
В данной курсовой работе будет определено значения изучения потребительского поведения, определены основные типы потребителей и широко раскрыты факторы, влияющие на их поведение при покупке. В последней части курсовой работы на примере конкретной компании будет проведен анализ потребительского поведения.
Актуальность темы обусловлена тем, что каждый индивид, являющийся потенциальным потребителем, имеет свои психологические особенности, тип характера и темперамента. При анализе этих особенностей можно выявить некие модели, характерные для поведения потребителей. Типы потребительского поведения тесно связаны с мотивациями. Приобретение того или иного товара или использования услуги является действием, в основе которого лежат различные побудительные мотивы. Эти мотивы могут, как опираться на здравый смысл, так и формироваться под воздействием случайных импульсов. Таким образом, исследование мотиваций и типов потребительского поведения является очень важным для создания рекламы, способной воздействовать на целевую аудиторию необходимым для рекламодателя образом.
Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей и факторы, влияющие на принятие решение о покупке.
1. Значение изучения
поведения потребителей
при покупке и основные
типы потребителей
1.1
Значение поведения
потребителей
Поведение потребителей определяется как действия, которые предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребителей традиционно понимается как выяснение того, «почему люди покупают» – в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки.
Содержательную основу поведения потребителей составляют процессы принятия решений потребителями и факторы, его определяющие. Исходной точкой поведения потребителей является жизненный (организационный) стиль. Отмечено, что конечные потребители покупают для того, чтобы поддержать или улучшить свой жизненный (организационный) стиль.
Процесс принятия решения потребителем состоит из этапов:
1)
осознание потребителем
2) информационный поиск;
3) оценка и выбор альтернатив покупки;
4) покупка;
5) использование покупки;
6) оценка решения;
7) освобождение.
В
определение поведения
Приобретение относится к действиям, ведущим к покупке и включающим покупку или заказ продукта. Некоторые из этих действий включают поиск информации относительно особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных товаров или марок и собственно покупку. Аналитики поведения потребителя изучают данные типы поведения, включая то, как потребители совершают покупки – посещают ли они специализированные магазины, торговые центры или пользуются Интернетом? Другие вопросы могут касаться того, как потребители расплачиваются за продукты (наличными деньгами или по кредитной карте), покупают ли они продукты для дарения или самим себе, вывозят ли они покупки самостоятельно или пользуются службой доставки, где они получают информацию о продуктах и альтернативных магазинах и как торговые марки влияют на выбор продукта.
Потребление
– это то, как, где, когда и при
каких обстоятельствах
Освобождение
включает то, как потребители избавляются
от продуктов и упаковки. В данном
случае аналитики потребителей могут
изучать поведение
Поведение потребителей можно определить также как область исследований, сфокусированную на действиях потребителей. С развитием этой сферы знания расширялись и ее границы. Исторически изучение поведения потребителей фокусировалось на поведении покупателя или вопросе: «Почему люди покупают?». В последнее время исследователи и практики стали уделять больше внимания анализу потребления, тому, почему и как люди потребляют. Анализ поведения потребления представляет более широкую концептуальную основу, чем поведение покупателя, поскольку включает поиск ответов на вопросы относительно действий людей и после процесса покупки товаров или услуг.
В успешных организациях понимают, что каждый аспект маркетинговой программы фирмы должен разрабатываться с учетом поведения потребителей. В этом и состоит суть концепции маркетинга – процесса планирования и реализации планов, ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг, имеющего целью взаимовыгодный для индивида и организации обмен.
Для чего необходимо изучать поведение потребителей?
Интерес к изучению поведения потребителей обусловлен рядом причин.
На какие вопросы отвечают исследования поведения потребителей? Их перечень безграничен, но вы можете составить представление о широте данной сферы по следующим вопросам:
1) Почему вы выбрали учебное заведение, в котором сейчас учитесь?
2) Почему вы покупаете одежду в том или ином магазине?
3)
Как вы ежедневно
4)
Вы обычно готовите пищу
5)
Если бы вам пришлось делать
выбор между занятиями спортом,
6)
Если после окончания
7)
Какие рекламные объявления
8)
Вы были в этом году донором?
Вы жертвовали деньги или
9) Вы голосовали на последних выборах? За кого и почему?
10)
По сравнению с другими,
Может
показаться, что ответить на эти
вопросы не составит труда, но вот
понять причины, заставляющие вас отвечать
на них иначе, чем другие люди, довольно
трудно. С этой проблемой и сталкиваются
аналитики поведения и
Для
разных организаций ответы на каждый
из этих вопросов неравнозначны. Руководители
магазинов заинтересованы в том,
чтобы знать ответ на вопрос №
7, но аналогичная информация о потребителях
может быть полезной и некоммерческим
организациям. Знание о том, как потребители
предпочитают проводить время (вопрос
№ 5), может помочь балетной труппе или
другой художественной организации
лучше продвигать и позиционировать
свои торговые предложения. И если цель
медицинской фирмы заключается
в увеличении поставок донорской
крови и снижении риска заражения
СПИДом при переливании крови, ей
необходимо сконцентрироваться на изучении
поведения потребителей, обозначенного
в вопросе № 8.