Потребительский рынок товаров и услуг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть мотивацию покупательского поведения на потребительском рынке.
Задачи:
1. Изучить понятие и определение «потребительский рынок».
2. Рассмотреть понятия «мотивация покупателя» и «покупательское поведение» на потребительском рынке.
3. Проанализировать основные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг в России в 2009-2010 и начале 2011 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 5
1.1. Потребительский рынок: понятие и определение 5
1.2. Покупательское поведение на потребительском рынке: мотивация покупателя 7
Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 14
2.1. Потребительский рынок в 2010 г.: анализ ассортиментной структуры продаж и уровня потребительской уверенности населения 14
2.2. Анализ ситуации на потребительском рынке за период с 30 августа по 5 сентября 2011 г. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Свекольникова Потреб рынок и мотивы поведени потребителей СО 14.12.11.doc

— 1,021.50 Кб (Скачать)

     Фермеры всерьез обеспокоены сложившейся  ситуацией, ведь уборка поздних сортов лука еще не началась, а спрос остается очень низким даже на фоне быстрого снижения цен. «Спланировать бизнес в этом сезоне российским производителям будет как никогда тяжело. Многие, оценивая уровень производства в масштабах своего региона, не верят в высокие цены на лук во второй половине сезона. В тоже время продавать лук по текущей цене фермеры так же не хотят, потому как это не гарантирует даже минимальной прибыли, ведь производственные затраты по сравнению с прошлым годом заметно увеличились. [12, с. 20]

     Снижение  потребительских цен на овощи  связано со сбором урожая овощей в  Российской Федерации. В связи с  ростом предложения в ближайшее  время ожидается продолжение  снижения потребительских цен на овощи.

     Максимальный  рост потребительских цен на капусту (20,7%) в отчетной неделе отмечен в Республике Северная Осетия - Алания. По данным Министерства экономического развития Республике Северная Осетия - Алания, указанный рост вызван дефицитом продукции на рынке до начала сбора нового урожая. [12, с. 13]

     Максимальный  рост потребительских цен на морковь (7,8%) в отчетной неделе отмечен в  Камчатском крае. По данным Министерства экономического развития и торговли Камчатского края, увеличение цен  обусловлено поступлением в торговую сеть региона моркови нового урожая ранних сортов от местных сельхозтоваропроизводителей.

     В отчетной неделе картофель подешевел  на 8,1%, при этом цены на 22,1% ниже, чем  в прошлом году: 5 сентября 2011 г. – 17,72 руб./кг, 6 сентября 2010 г. – 22,76 руб./кг. [12, с. 14]

     По  данным крупного оптового поставщика Московской области, оптовые цены на картофель в отчетной неделе не изменились и составили 7,00 руб./кг.

     По  оценкам участников рынка, снижение потребительских цен на картофель  связано с массовым сбором урожая картофеля в Российской Федерации. В связи с ростом предложения картофеля в ближайшее время ожидается дальнейшее снижение потребительских цен на указанный товар.

     В отчетной неделе розничные цены на рис снизились на 0,1%. При этом цены на 1,8% ниже чем в прошлом году: 5 сентября 2011 г. – 41,48 руб./кг, 6 сентября 2010 г. – 42,26 руб./кг. [12, с. 15]

     По  данным Российского зернового союза, оптовые цены на рис 1 сорта в Центральном  районе России за период с 29 августа  по 5 сентября 2011 г. не изменились и составили 22250 руб./т.

     По  предварительным данным ФТС России, на 28 августа 2011 г. объем импорта  риса в январе-августе 2011 г. по сравнению  с аналогичным периодом 2010 г. снизился на 12,2%, с 115,1 тыс. т до 101,1 тыс. т, объем  экспорта – вырос на 0,9%, с 88,1 тыс. т до 88,9 тыс. т.

     По  оценкам участников рынка, в ближайшее  время ожидается незначительное снижение или стагнация розничных  цен на рис.

     Потребительские цены на крупу гречневую-ядрицу в отчетной неделе снизились на 3,5%. При этом цены на 80,2% выше, чем в прошлом году: 5 сентября 2011 г. – 97,07 руб./кг, 6 сентября 2010 г. – 53,87 руб./кг. [12, с. 16]

     По  данным Российского зернового союза, с 19 по 26 августа 2011 г. оптовые цены на гречневую крупу 1 сорта в Центральном  районе России снизились на 9,2%, с 35250 руб./т до 32000 руб./т.

     По  оценке участников рынка, в ближайшее  время ожидается продолжение  снижения розничных цен на гречку в связи с сокращением потребительского спроса и предстоящим сбором нового урожая.

     Максимальный  рост потребительских цен на крупу  гречневую (6,7%) в отчетной неделе отмечен в Чукотском автономном округе.

     Развитие  объектов розничной торговли, соответствующих  современным требованиям и удовлетворяющих  потребностям населения в ассортименте, качестве товара и уровне обслуживания, послужило постепенной ориентацией покупателей на объекты стационарной торговой сети. В структуре формирования оборота розничной торговли наблюдалась тенденция увеличения удельного веса продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, реализующими товары вне территории рынка. Доля указанных хозяйствующих субъектов в общем обороте розничной торговли выросла с 80% в 1991 году до 94% в 2010 году. Одновременно происходило снижение удельного веса продажи товаров на розничных рынках и ярмарках. [11, с. 2]

     Динамичное  развитие торговых сетевых структур особенно началось после принятия Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

     Прочные позиции в розничной торговле принадлежат малому бизнесу. Роль предприятий потребительской кооперации в формировании оборота розничной торговли ежегодно снижалась. В общем объеме продажи товаров населению их доля сократилась в 2010 году относительно 1991 года на 26,5 п.п. [11, с. 2]

     В структуре оборота розничной торговли по видам товарных групп на протяжении рассматриваемого периода в основном наблюдалось превышение доли продажи непродовольственных товаров над пищевыми продуктами, включая напитки и табачные изделия.

     В течение 1991 — 2010 годов динамика оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, также как и непродовольственными товарами, находилась в зависимости от изменения уровня потребительских цен и имела неустойчивый характер (рис., Приложение 5). [11, с. 2]

     Немаловажную  роль в развитии отечественного потребительского рынка играет и торговля, призванная воздействовать на производство на основе изучения покупательских предпочтений и спроса. Вместе с тем, проведенные  в последние годы исследования показали, что только треть опрошенных торговых работников осуществляют в той или иной мере изучение покупательского спроса на потребительские товары, используя такие методы, как опросы, учет и анализ продаж и товарных запасов и т. д. Большая же часть торговых работников не осуществляет вообще изучение покупательского спроса населения, объясняя это большими затратами, нехваткой времени, отсутствием квалифицированных специалистов.

     Вследствие  данной сложившейся ситуации торговля не выполняет в должной мере одну из своих основных функций — выявление предпочтений потребителей, изучение покупательского спроса и формирование на этой основе заказов товаропроизводителям. Кроме того, торговля должна не только изучать, но и осуществлять формирование покупательского спроса на новые потребительские товары, появляющиеся на рынке.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Исследование  мотивации поведения потребителей на потребительском рынке позволяет  отметить, что маркетинг критикуют от имени общества за то, что определенные виды маркетинговой деятельности наносят вред как отдельным потребителям, так и обществу в целом.

     Исследование мотивов поведения потребителей позволяет отметить факторы, негативно воспринимаемые потребителями:

     • высокие цены на товары за счет высокой  стоимости сбыта, рекламы, мероприятий ФОССТИС и чрезмерной нормы прибыли;

     • использование приемов, вводящих покупателей  в заблуждение, например, утверждение, что товар в розничной торговле реализуется по цене производителя, с большими скидками, объявление завышенных характеристик товара, организация фальсифицированных конкурсов, создание видимости большого объема содержимого упаковки, ложная информация на упаковке;

     • навязывание товара. При этом продавцов  специально обучают «искусству убалтывания» покупателей с целью получения вознаграждения;

     • запланированное устаревание товара, то есть товар морально устаревает намного раньше, чем физически.

     С целью реализации социально-ответственного маркетинга в последние годы большое внимание уделяется просвещенному маркетингу, то есть философии маркетинга, основанной на том, что маркетинговая деятельность фирмы должна быть направлена на выполнение задач всей системы маркетинга в долгосрочной перспективе. Эта философия включает и маркетинг, ориентированный на потребителя в том числе.

     Опрос потребителей показал, что большинство из них отдают свои предпочтения при покупке непродовольственных товаров импортной продукции, объясняя свой выбор более высоким качеством, надежностью и удобством в эксплуатации, соответствием моде и передовым технологиям; привлекательным видом и дизайном; престижностью торговых марок данных товаров. Только небольшая часть потребителей предпочитают приобретать товары отечественного производства, вследствие их более низких цен, соответствия в большинстве случаев цены качеству реализуемых товаров.

     По  мнению торговых работников, основными  критериями, определяющими выбор  покупателями производителя приобретаемых  продовольственных товаров является цена, их качество и упаковка.

     На  наш взгляд, приоритетным направлением на современном этапе развития экономики страны является насыщение внутреннего потребительского рынка отечественными конкурентоспособными товарами и постепенное вытеснение импортных товаров отечественными с доведением доли импорта в общем объеме товарного предложения на рынке до 10—15%. Это необходимо для того, чтобы не только обеспечить экономическую безопасность страны, но и способствовать преодолению безработицы, росту доходов как потребителей, так и производителей, развитию инвестиций в экономику России.

     Важную  роль в развитии продовольственного рынка могут сыграть фирменные магазины, представляющие продукцию отечественных товаропроизводителей. Вследствие прямых поставок продуктов питания от непосредственных товаропроизводителей данные предприятия торговли могут устанавливать относительно низкие цены на реализуемые продовольственные товары, обеспечивать достаточно широкий ассортимент товаров при их высоком качестве. Кроме того, фирменные магазины должны обеспечить реальное изучение покупательского спроса и формирование производственной программы в соответствии с потребностями потребителей.

     Вышеуказанные мероприятия будут способствовать развитию рынка отечественных потребительских  товаров и постепенному вытеснению импортных товаров с внутреннего  рынка страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексунин В. А. Маркетинг: Краткий курс : учебное  пособие. – 2-е изд. – М. : Издательский Дом «Дашков и К», 2010. – 191 с.
  2. Андерсен К. Маркетинг для современных Робингудов. Применяем принципы успешных маркетинговых стратегий в реализации благотворительных программ; Пер. с англ. – М. : Эксмо, 2008. – 272 с.
  3. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 680 с.
  4. Брижашева О. В. Маркетинг торговли: Учебное пособие. - Ульяновск : УлГТУ, 2007. – 170 с.
  5. Годин А. М. Маркетинг : учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 760 с.
  6. Добробабенко Е. Выставка «под ключ». Готовые маркетинговые решения. – СПб.: Питер, 2007. – 208 с.
  7. Ильичева И. В. Маркетинг: учебно-методическое пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 229 с.
  8. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Ф. Котлер ; Пер. с англ. – М. : Альпина Паблишерз, 2010. – 211 с.
  9. Маркетинг : учебное пособие / О.В. Воронкова, К.В. Завражина, Р.Р. Толстяков и др. ; под общ. ред. О.В. Воронковой. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 120 с.
  10. Маркетинг: основы маркетинга, маркетинговые исследования, управления маркетингом, маркетинговые коммуникации// Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога по специальности 080111 «МАРКЕТИНГ»/Т.В. Алесинская, Л.Н. Дейнека, А.Н. Проклин, Л.В. Фоменко и др.; / Под общей ред. В.Е. Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с.
  11. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2010 г. : Аналитика Министерства экономического развития Российской Федерации. – М.: Департамент развития конкуренции, 2011. – 5с.
  12. Потребительские рынки Российской Федерации обзор за период с 30 августа по 5 сентября 2011 г. обзор за период с 30 августа по 5 сентября 2011 г. : Аналитика Министерства экономического развития Российской Федерации. – М.: Департамент развития конкуренции, 2011. – 21 с.
  13. Основы маркетинга / Г. Армстронг, В. Вонг, Ф. Котлер, Дж. Сондерс. – 4-е европ. изд. ; Пер. с англ. – М. : ООО «И. Д. Вильямс», 2007. – 1200 с.
  14. Семенов Н.А. Маркетинг : учебное пособие. 1-е изд. Тверь: ТГТУ, 2007. - 100 с.
  15. Терещенко Н. Н. Реальный российский маркетинг. Как теории применять на практике / Н. Н. Терещенко, Е. О. Трибунская, О. И. Корень. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 272 с.
  16. Топчишвили Г. М. Маркетинг нового тысячелетия: моделирование пути к успеху / Г. М. Топчишвили, К. В. Мальков, Д. В. Туницкий. – М. : Поколение, 2008. – 256 с.
  17. Ульяновский А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. – М. : Эксмо, 2008. – 432 с.
  18. Холланд Г. Директ-маркетинг : пер. с нем. – М. : Вершина, 2006. – 368 с.

Информация о работе Потребительский рынок товаров и услуг в России