Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:31, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть мотивацию покупательского поведения на потребительском рынке.
Задачи:
1. Изучить понятие и определение «потребительский рынок».
2. Рассмотреть понятия «мотивация покупателя» и «покупательское поведение» на потребительском рынке.
3. Проанализировать основные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг в России в 2009-2010 и начале 2011 гг.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 5
1.1. Потребительский рынок: понятие и определение 5
1.2. Покупательское поведение на потребительском рынке: мотивация покупателя 7
Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 14
2.1. Потребительский рынок в 2010 г.: анализ ассортиментной структуры продаж и уровня потребительской уверенности населения 14
2.2. Анализ ситуации на потребительском рынке за период с 30 августа по 5 сентября 2011 г. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
В 2010 году уровень товарных запасов в целом в организациях розничной торговли составлял 31-32 дня, кроме ноября (33 дня) и декабрь (29 дней).
Начиная с июля 2010 года ситуация стала меняться. Засуха 2010 года привела к снижению урожайности зерновых культур, подсолнечника, овощных культур, а в ряде регионов и к их гибели. Одновременно появившаяся информация в СМИ о плохих прогнозах на урожай 2010 года способствовала ажиотажному спросу населения на ряд продовольственных товаров с длительными сроками хранения, таких как крупы, и прежде всего гречка, растительное масло, сахар, мука.
Увеличившийся объем продаж привел к небольшому снижению товарных запасов (в целом в организациях розничной торговли на 1 день) и в основном только по тем товарам, по которым сложился ажиотажный спрос.
Возросший спрос населения оказал влияние на рост цен на отдельные товары, и особенно продовольственные, который в 2010 году составил 109,1% (2009 год – 107,9%). При этом продовольственные товары подорожали на 12,9%, что в 2,1 раза выше уровня 2009 года, а цены на непродовольственные товары сложились на 4,7 процентных пункта ниже уровня 2009 года.
Указанные тенденции характерны не только для России, но и для ряда других стран. Так, например, в России в ноябре 2010 г. цены на продукты питания (по международной классификации COICOP – без учета алкогольных и безалкогольных напитков) по сравнению с декабрем 2009 г. возросли на 11,8%, а в таких странах, как Эстония (на 10,6%), Венгрия (на 8,0%), Латвия (6,8 процента). Однако динамика цен в России существенно опережает их динамику по сравнению со странами Европейского союза в целом. [11, с. 1]
На рынке алкогольной продукции продолжается тенденция сокращения объемов реализации. За 2010год населению было реализовано 126,8 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что составило 97,8% к 2009 году. Снижение реализации произошло за счет уменьшения продаж водки и ликероводочных изделий на 4,9%, виноградных и плодовых вин – на 1,9%, пива – на 2,8 процента. Вместе с тем, с начала года более динамично по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. растут объемы реализации коньяка, шампанских и игристых вин. Так, за 2010 г.объем продажи коньяка увеличился на 4,6% (2009 г. снижение на 1,6%), шампанских и игристых вин – на 1,8% (снижение на 2,1 процента).
На рынке алкогольных напитков доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. В частности, если в 2006 году доля водки и ликероводочных изделий составляла 58,4% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в 2010 г. она составила лишь 51,1 процента. За этот же период доля вина виноградного выросла с 8,7% до 11,1%, коньяка – с 2,3% до 3,7 процента. Все это, безусловно, способствует улучшению структуры потребления алкогольных напитков в целом.
Оживление внутреннего спроса способствовало росту объемов поставок товаров по импорту. [11, с. 1]
В наибольшей степени в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились объемы ввоза молока и сливок сгущенных в 2,0 раза, сахара-сырца - в 1,6 раза, масла подсолнечного - в 2,2 раза, бензина автомобильного в – 2,6 раза, одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, лекарственных средств (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, обуви кожаной в 1,3 раза, мебели (в стоимостном выражении) – в 1,4 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (в стоимостном выражении) – на 26,4 процента.
Наращивание объемов поставок по импорту привело к росту доли импорта (в фактических ценах) в товарных ресурсах (I кв. 2010 г. - 44%, II кв. – 42%, III кв. – 47%, для сравнения - I кв. 2009 г. – 45%, II кв. – 40%, III кв. – 41 процент). В объеме продовольственных товаров доля импорта в I и II кварталах 2010 г. сохранилась на уровне I и II квартала 2009 г. (35%), в III квартале сократилась на 1 процентный пункт ниже уровня III квартала 2009 года и составила 33 процента. [11, с. 1]
В 2010 г. оборот розничной торговли на 87,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 0,8 процентных пункта выше 2009 года, Индекс физического объема их оборота составил 105,4%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1 процентный пункт, при сохраняющейся тенденции сокращения оборота рыночной торговли.
В декабре 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,5% оборота розничной торговли торгующих организаций (в декабре2009 г. –30,6%), или 16,7% общего объема оборота розничной торговли (15,9 процента). В их обороте удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 58,4% (в декабре2009 г. – 57,1%), непродовольственных товаров – 41,6% (42,9 процента). [11, с. 1]
В
39 субъектах Российской Федерации
доля сетевых торговых структур в
обороте розничной торговли торгующих
организаций превышала
Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил всего 98,1% к объемам 2009 года, и их доля в обороте розничной торговли составила 12,7 процента.
Продолжает снижаться роль рынков и ярмарок в обеспечении населения как продовольственными, так и непродовольственными товарами. Вместе с тем, на розничных рынках и ярмарках население покупает более 9% продовольственных товаров, а по непродовольственным товарам они формируют 16% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями. Однако доля рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров минимальна и не превышает 4 процентов.
Особое место в торговле занимает малый бизнес. На субъекты малого предпринимательства приходилось в 2010 г. 51,1% оборота розничной торговли. [11, с. 1]
Следует
отметить, что сфера торговли лидирует
как по количеству предприятий малого
бизнеса, так и по доле их объемов
в общем обороте малых
По состоянию на 1 января 2010 г. число организаций в розничной торговле составило в целом 229,5 тыс. и по сравнению с 2009 годом увеличилось на 28,3 процента.
Основным
негативным последствием экономического
кризиса для российского
Если иностранные инвестиции в сектор торговли в 2009 г. составили 22,8 млрд. долларов США и упали на 4,7% по сравнению с 2008 годом, то за январь-сентябрь 2010 года – на 46,6% к соответствующему периоду 2009 года.
Снижение объемов инвестиций привело к значительному сокращению ввода в действие торговых предприятий. За 2009 г. введены в действие торговые предприятия площадью 2,4 млн. кв. метров, что на 30,4% меньше, чем в 2008 году, а за январь-сентябрь 2010 г. - на 21,4% к соответствующему периоду 2009 года. [11, с. 1]
Значительное сокращение строительства новых торговых объектов и замедление ввода в эксплуатацию уже строящихся является одной из основных причин замедления роста оборота розничной торговли, снижения остроты конкуренции в отрасли, замедления роста эффективности торговых компаний, качества обслуживания в торговле, а также увеличения рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями.
Однако, по результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IY квартале 2010 г. удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, и стал выше аналогичного показателя в IY квартале 2009 года.
Индекс
предпринимательской
Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в I квартале 2011 г. экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем, баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил +9%, что выше баланса прогнозных оценок на I квартал 2010 г. на 1 процентный пункт (для сравнения баланс прогнозных оценок на IY квартал 2010 г. составлял +16 процентов). [11, с. 1]
В ближайшие три месяца примерно треть опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить оборот розничной торговли, четверть предпринимателей – объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки. В IY квартале 2010 г. уровень торговой наценки, как и в IY квартале 2009 г., составил 27 процентов. [11, с. 1]
Все это свидетельствует о том, что в условиях умеренной долговой нагрузки на розничный бизнес и постепенного роста доходов населения, объем оборота розничной торговли будет увеличиваться.
На фоне роста доходов населения постепенно начинает восстанавливаться спрос населения и к потреблению отдельных видов бытовых услуг, которые занимают около10% в структуре платных услуг населению. За 2010 год объем предоставления в целом бытовых услуг увеличился на 0,8%, при этом положительную динамику развития демонстрировал рынок парикмахерских услуг, объем которого вырос по сравнению с 2009 г. на 4,8%, ремонта и строительства жилья и других построек – на 4,8%, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования – на 2,3 процента.
На фоне наметившейся тенденции восстановления потребительского спроса рынок платных услуг населению с начала 2010 года развивался динамичнее, чем в 2009 году. Ежемесячные темпы физического объема платных услуг превышали темпы прошлого года.
Рынок жилищно-коммунальных услуг с начала 2010 г. демонстрировал положительную динамику. Объем жилищных услуг увеличился по сравнению с 2009 г. на 4,9% (2009 г. – на 2,5%), коммунальных услуг – на 2,7%, в отличие от аналогичного периода 2009 года, когда наблюдалось их сокращение. [11, с. 1]
Реализация мер по повышению доходов населения позволила сократить численность малообеспеченного населения. Уровень бедности снизился с 13,2% (18,5 млн. человек) в 2009 году до 12,5% (17,7 млн. человек) в 2010 году (предварительная оценка Минэкономразвития России).
В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2010 году, по предварительной оценке, составила 5688 рублей с ростом к 2009 году на 10,4 процента при среднегодовом росте потребительских цен на 6,8 процента. Это объясняется ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 6138 рублей, пенсионеров – 4521 рубль и детей – 5489 рублей.
Номинальные доходы населения в 2010 году составили, по предварительной оценке, 31599 млрд. рублей, что на 11,1% больше чем в 2009 году. Денежные расходы и сбережения населения в 2010 году предварительно оцениваются на уровне 31021 млрд. рублей, а их прирост к 2009 году составил 9,5 процента. Превышение доходов над расходами и сбережениями составило 578 млрд. рублей (в предыдущем году – 110 млрд. рублей). Такой существенный объем денег на руках у населения с одной стороны свидетельствует о росте доходов, а с другой показывает некоторую сдержанность граждан к наращиванию своих потребительских расходов.
В результате доля потребительских расходов в структуре использования доходов практически не изменилась и составила в 2010 году 69,8% (69,5% в 2009 году). [11, с. 1]
Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования потребительского рынка.
Информация о работе Потребительский рынок товаров и услуг в России