Потребительский рынок товаров и услуг в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть мотивацию покупательского поведения на потребительском рынке.
Задачи:
1. Изучить понятие и определение «потребительский рынок».
2. Рассмотреть понятия «мотивация покупателя» и «покупательское поведение» на потребительском рынке.
3. Проанализировать основные тенденции развития потребительского рынка товаров и услуг в России в 2009-2010 и начале 2011 гг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ 5
1.1. Потребительский рынок: понятие и определение 5
1.2. Покупательское поведение на потребительском рынке: мотивация покупателя 7
Глава 2. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК ТОВАРОВ И УСЛУГ В РОССИИ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 14
2.1. Потребительский рынок в 2010 г.: анализ ассортиментной структуры продаж и уровня потребительской уверенности населения 14
2.2. Анализ ситуации на потребительском рынке за период с 30 августа по 5 сентября 2011 г. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Работа содержит 1 файл

Свекольникова Потреб рынок и мотивы поведени потребителей СО 14.12.11.doc

— 1,021.50 Кб (Скачать)

     В 2010 году уровень товарных запасов  в целом в организациях розничной  торговли составлял 31-32 дня, кроме ноября (33 дня) и декабрь (29 дней).

     Начиная с июля 2010 года ситуация стала меняться. Засуха 2010 года привела к снижению урожайности зерновых культур, подсолнечника, овощных культур, а в ряде регионов и к их гибели. Одновременно появившаяся информация в СМИ о плохих прогнозах на урожай 2010 года способствовала ажиотажному спросу населения на ряд продовольственных товаров с длительными сроками хранения, таких как крупы, и прежде всего гречка, растительное масло, сахар, мука.

     Увеличившийся объем продаж привел к небольшому снижению товарных запасов (в целом  в организациях розничной торговли на 1 день) и в основном только по тем товарам, по которым сложился ажиотажный спрос.

     Возросший спрос населения оказал влияние на рост цен на отдельные товары, и особенно продовольственные, который в 2010 году составил 109,1% (2009 год – 107,9%). При этом продовольственные товары подорожали на 12,9%, что в 2,1 раза выше уровня 2009 года, а цены на непродовольственные товары сложились на 4,7 процентных пункта ниже уровня 2009 года.

     Указанные тенденции характерны не только для  России, но и для ряда других стран. Так, например, в России в ноябре 2010 г. цены на продукты питания (по международной классификации COICOP – без учета алкогольных и безалкогольных напитков) по сравнению с декабрем 2009 г. возросли на 11,8%, а в таких странах, как Эстония (на 10,6%), Венгрия (на 8,0%), Латвия (6,8 процента). Однако динамика цен в России существенно опережает их динамику по сравнению со странами Европейского союза в целом. [11, с. 1]

     На  рынке алкогольной продукции  продолжается тенденция сокращения объемов реализации. За 2010год населению было реализовано 126,8 млн. декалитров (в абсолютном алкоголе) алкогольных напитков и пива, что составило 97,8% к 2009 году. Снижение реализации произошло за счет уменьшения продаж водки и ликероводочных изделий на 4,9%, виноградных и плодовых вин – на 1,9%, пива – на 2,8 процента. Вместе с тем, с начала года более динамично по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. растут объемы реализации коньяка, шампанских и игристых вин. Так, за 2010 г.объем продажи коньяка увеличился на 4,6% (2009 г. снижение на 1,6%), шампанских и игристых вин – на 1,8% (снижение на 2,1 процента).

     На  рынке алкогольных напитков доля менее крепких напитков постепенно повышается по сравнению с водкой и прочими крепкими напитками. В  частности, если в 2006 году доля водки и ликероводочных изделий составляла 58,4% (в абсолютном алкоголе) от общего объема продажи всех алкогольных напитков, то в 2010 г. она составила лишь 51,1 процента. За этот же период доля вина виноградного выросла с 8,7% до 11,1%, коньяка – с 2,3% до 3,7 процента. Все это, безусловно, способствует улучшению структуры потребления алкогольных напитков в целом.

     Оживление внутреннего спроса способствовало росту объемов поставок товаров  по импорту. [11, с. 1]

     В наибольшей степени в январе-ноябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. увеличились объемы ввоза молока и сливок сгущенных в 2,0 раза, сахара-сырца - в 1,6 раза, масла подсолнечного - в 2,2 раза, бензина автомобильного в – 2,6 раза, одежды трикотажной и текстильной (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, лекарственных средств (в стоимостном выражении) - в 1,5 раза, обуви кожаной в 1,3 раза, мебели (в стоимостном выражении) – в 1,4 раза, алкогольных и безалкогольных напитков (в стоимостном выражении) – на 26,4 процента.

     Наращивание объемов поставок по импорту привело к росту доли импорта (в фактических ценах) в товарных ресурсах (I кв. 2010 г. - 44%, II кв. – 42%, III кв. – 47%, для сравнения - I кв. 2009 г. – 45%, II кв. – 40%, III кв. – 41 процент). В объеме продовольственных товаров доля импорта в I и II кварталах 2010 г. сохранилась на уровне I и II квартала 2009 г. (35%), в III квартале сократилась на 1 процентный пункт ниже уровня III квартала 2009 года и составила 33 процента. [11, с. 1]

     В 2010 г. оборот розничной торговли на 87,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, что на 0,8 процентных пункта выше 2009 года, Индекс физического объема их оборота составил 105,4%, что превышает динамику оборота торговли в целом на 1 процентный пункт, при сохраняющейся тенденции сокращения оборота рыночной торговли.

     В декабре 2010 г. розничные торговые сети формировали в среднем по Российской Федерации 31,5% оборота розничной  торговли торгующих организаций (в  декабре2009 г. –30,6%), или 16,7% общего объема оборота розничной торговли (15,9 процента). В их обороте удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 58,4% (в декабре2009 г. – 57,1%), непродовольственных товаров – 41,6% (42,9 процента). [11, с. 1]

     В 39 субъектах Российской Федерации  доля сетевых торговых структур в  обороте розничной торговли торгующих  организаций превышала среднероссийский уровень. В то же время в 10 субъектах  Российской Федерации Федеральные  сетевые структуры в декабре2010 г. обеспечивали менее 9% оборота розничной торговли торгующих организаций. Аналогичный показатель по Москве составил 23,1%, Санкт-Петербургу – 55,4 процента.

     Объем продаж товаров на розничных рынках и ярмарках составил всего 98,1% к объемам 2009 года, и их доля в обороте розничной торговли составила 12,7 процента.

     Продолжает  снижаться роль рынков и ярмарок  в обеспечении населения как  продовольственными, так и непродовольственными товарами. Вместе с тем, на розничных  рынках и ярмарках население покупает более 9% продовольственных товаров, а по непродовольственным товарам они формируют 16% оборота розничной торговли этими товарами. По-прежнему велика роль рынков в обеспечении населения мясом, плодоовощной продукцией, одеждой, обувью, чулочно-носочными изделиями. Однако доля рынков в общем объеме продажи аудио- и видеоаппаратуры, бытовых электротоваров минимальна и не превышает 4 процентов.

     Особое  место в торговле занимает малый  бизнес. На субъекты малого предпринимательства  приходилось в 2010 г. 51,1% оборота розничной торговли. [11, с. 1]

     Следует отметить, что сфера торговли лидирует как по количеству предприятий малого бизнеса, так и по доле их объемов  в общем обороте малых предприятий. Количество малых предприятий (без  микропредприятий) оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования на 1 октября 2010 г. составляло 65,5 тыс. организаций, или 29,8% от общего числа организаций по всем видам экономической. Оборот этих предприятий за январь-сентябрь составил 4315,6 млн. руб. (60,7% оборота всех предприятий). Численность работающих на малых предприятиях в торговле составила 1433,2 тыс. человек (23,8% от общей численности).

     По  состоянию на 1 января 2010 г. число  организаций в розничной торговле составило в целом 229,5 тыс. и по сравнению с 2009 годом увеличилось на 28,3 процента.

     Основным  негативным последствием экономического кризиса для российского сектора  торговли наряду с сокращением спроса стало и существенное сокращение инвестиций. В 2009 году инвестиции в основной капитал (в фактических ценах), направленные на развитие розничной торговли, составили 96,5 млрд. руб. и сократились по сравнению с 2008 г. на 31,8 процента. Продолжилось оно и в 2010 году и за январь-сентябрь 2010 г. снижение составило 8,1 процента.

     Если  иностранные инвестиции в сектор торговли в 2009 г. составили 22,8 млрд. долларов США и упали на 4,7% по сравнению с 2008 годом, то за январь-сентябрь 2010 года – на 46,6% к соответствующему периоду 2009 года.

     Снижение объемов инвестиций привело к значительному сокращению ввода в действие торговых предприятий. За 2009 г. введены в действие торговые предприятия площадью 2,4 млн. кв. метров, что на 30,4% меньше, чем в 2008 году, а за январь-сентябрь 2010 г. - на 21,4% к соответствующему периоду 2009 года. [11, с. 1]

     Значительное  сокращение строительства новых  торговых объектов и замедление ввода  в эксплуатацию уже строящихся является одной из основных причин замедления роста оборота розничной торговли, снижения остроты конкуренции в отрасли, замедления роста эффективности торговых компаний, качества обслуживания в торговле, а также увеличения рисков завышения цен в регионах с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями.

     Однако, по результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности в розничной торговле в IY квартале 2010 г. удельный вес опрошенных руководителей организаций, считающих, что экономическая ситуация по сравнению с предыдущим кварталом улучшилась, превысил удельный вес предпринимателей, придерживающихся противоположной точки зрения, и стал выше аналогичного показателя в IY квартале 2009 года.

     Индекс  предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в IY квартале 2010 г., как и в III квартале 2010 г., имел положительное значение и составил 7%, в IY квартале 2009 г. – 5 процентов.

     Более половины опрошенных предпринимателей считают, что в I квартале 2011 г. экономическая ситуация в розничной торговле не изменится. Вместе с тем, баланс прогнозных оценок изменения экономической ситуации составил +9%, что выше баланса прогнозных оценок на I квартал 2010 г. на 1 процентный пункт (для сравнения баланс прогнозных оценок на IY квартал 2010 г. составлял +16 процентов). [11, с. 1]

     В ближайшие три месяца примерно треть  опрошенных руководителей торговых организаций собирается увеличить  оборот розничной торговли, четверть предпринимателей – объем продаж в натуральном выражении, заказы на поставку и ассортимент товаров. Одновременно каждый четвертый предприниматель ожидает увеличения прибыли, чуть меньше половины опрошенных руководителей - дальнейшего роста цен на товары, при этом 6% из них планируют повысить уровень торговой наценки. В IY квартале 2010 г. уровень торговой наценки, как и в IY квартале 2009 г., составил 27 процентов. [11, с. 1]

     Все это свидетельствует о том, что  в условиях умеренной долговой нагрузки на розничный бизнес и постепенного роста доходов населения, объем оборота розничной торговли будет увеличиваться.

     На фоне роста доходов населения постепенно начинает восстанавливаться спрос населения и к потреблению отдельных видов бытовых услуг, которые занимают около10% в структуре платных услуг населению. За 2010 год объем предоставления в целом бытовых услуг увеличился на 0,8%, при этом положительную динамику развития демонстрировал рынок парикмахерских услуг, объем которого вырос по сравнению с 2009 г. на 4,8%, ремонта и строительства жилья и других построек – на 4,8%, технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования – на 2,3 процента.

     На фоне наметившейся тенденции восстановления потребительского спроса рынок платных услуг населению с начала 2010 года развивался динамичнее, чем в 2009 году. Ежемесячные темпы физического объема платных услуг превышали темпы прошлого года.

     Рынок жилищно-коммунальных услуг с начала 2010 г. демонстрировал положительную динамику. Объем жилищных услуг увеличился по сравнению с 2009 г. на 4,9% (2009 г. – на 2,5%), коммунальных услуг – на 2,7%, в отличие от аналогичного периода 2009 года, когда наблюдалось их сокращение. [11, с. 1]

     Реализация мер по повышению доходов населения позволила сократить численность малообеспеченного населения. Уровень бедности снизился с 13,2% (18,5 млн. человек) в 2009 году до 12,5% (17,7 млн. человек) в 2010 году (предварительная оценка Минэкономразвития России).

     В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2010 году, по предварительной оценке, составила 5688 рублей с ростом к 2009 году на 10,4 процента при среднегодовом росте потребительских цен на 6,8 процента. Это объясняется ростом цен на товары повседневного спроса и услуги, учитываемые в потребительской корзине прожиточного минимума. При этом величина прожиточного минимума трудоспособного населения составила 6138 рублей, пенсионеров – 4521 рубль и детей – 5489 рублей.

     Номинальные доходы населения в 2010 году составили, по предварительной оценке, 31599 млрд. рублей, что на 11,1% больше чем в 2009 году. Денежные расходы и сбережения населения в 2010 году предварительно оцениваются на уровне 31021 млрд. рублей, а их прирост к 2009 году составил 9,5 процента. Превышение доходов над расходами и сбережениями составило 578 млрд. рублей (в предыдущем году – 110 млрд. рублей). Такой существенный объем денег на руках у населения с одной стороны свидетельствует о росте доходов, а с другой показывает некоторую сдержанность граждан к наращиванию своих потребительских расходов.

     В результате доля потребительских расходов в структуре использования доходов практически не изменилась и составила в 2010 году 69,8% (69,5% в 2009 году). [11, с. 1]

     Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагает дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования потребительского рынка.

2.2. Анализ ситуации  на потребительском  рынке за период  с 30 августа по 5 сентября 2011 г.

Информация о работе Потребительский рынок товаров и услуг в России