Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа
Целью написания данной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:
- исследовать литературные источники и действующее законодательство по рассматриваемому вопросу;
- выявить основные формы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, дать их характеристику;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность контроля за деятельностью органов
муниципального управления 5
1.2. Методы и формы контроля за деятельностью органов муниципального управления 8
1.3. Зарубежный опыт государственного контроля в сфере местного самоуправления 18
2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МО «Г.ВОТКИНСК» 23
2.1. Общая характеристика МО «г.Воткинск»
2.2. Методы и формы государственного контроля за деятельностью органов власти МО «г.Воткинск» 25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
3.1. Существующие проблемы в организации контроля 31
3.2. Направления совершенствования контроля за исполнением
нормативно-правовых документов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Действие, основанное на модели «контрольного факта», вообще не позволяет использовать его в качестве инструмента борьбы за оптимизацию действий. Даже нарушения принципа оптимизации не будут им замечены, если не обнаружатся нарушения предписаний.
Таким образом, Главное контрольное управление, обладая мощной материальной и финансовой базой, строит свою деятельность на устаревшем подходе к контролю, что не может не отразиться на деятельности всех организаций, которые подлежат контролю со стороны Главного контрольного управления. Контроль на основе, так называемого «позитивного контрольного факта» позволяет не только получить целостную картину деятельности проверяемой организации, но и увеличить мотивацию этой организации по выполнению нормативных правовых документов, таким образом переходя от внешнего контроля к самоконтролю в организациях, что приведет к повышению качества выполнения принятых решений и экономии ресурсов.
Выполнение принятых решений пока остается одной из слабых сторон деятельности органов государственной службы. Требуется особая система мероприятий, чтобы повысить результативность их основного инструмента воздействия на управляемые системы. Одним из направлений повышения эффективности выполнения решений может быть повышение мотивации исполнителей принятого решений.
Мотивация выполнения принятого решения начинается с организационных мероприятий по совершенствованию структур и технических средств его доведения до исполнителей. Но немаловажно и другое – убедить работника в том, что данное решение отражает интересы его самого и его коллег, что оно весьма ко времени и вполне выполнимо.
Обследования показывают, что многие полученные «сверху» постановления и другие директивные документы на местах считают недостаточно обоснованными, не обеспеченными ресурсами или несвоевременными. Отсюда соответствующее отношение к ним и низкая степень выполнения. Очевидно, что недостаточная мотивация деятельности работников государственной службы – одна из причин низкой эффективности функционирования управленческого аппарата в целом.
Эффективным методом повышения мотивации является привлечение исполнителей и всех заинтересованных лиц к принятию решения.
3.2. Направления совершенствования
контроля за исполнением
Контрольно-аналитический
отдел создается в
Основные задачи, выполнение которых возложено на контрольно-аналитический отдел в соответствии с Положением «О контрольно-аналитическом отделе Главного контрольного управления Администрации г.Воткинска»:
- контроль и анализ исполнения органами исполнительной власти МО «г.Воткинск», структурными подразделениями аппарата Администрации города, организациями и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Удмуртской республики, постановлений и распоряжений, а также поручений Главы Администрации;
- контроль и анализ исполнения органами местного самоуправления федеральных и областных государственных полномочий.
Исходя из определенных ранее задач, можно возложить на отдел выполнение следующих функций:
- осуществляет контроль
и анализ исполнения
- проводит анализ эффективности работы органов исполнительной власти и должностных лиц, готовит на рассмотрение Главы Администрации города заключения по вопросам их деятельности;
- готовит по результатам анализа предложения о совершенствовании деятельности органов исполнительной власти;
- рассматривает обращения граждан и должностных лиц, связанные с работой органов исполнительной власти, структурных подразделений аппарата Администрации города;
- выполняет другие поручения руководства.
Так, можно создать следующие формы контроля за исполнением распорядительных документов:
1. Система запросов. Предназначена для анализа хода исполнения контролируемых документов. Структурные подразделения Администрации по запросу отдела по контролю за исполнением служебных документов должны предоставить информацию об исполнении в указанные сроки в установленной форме.
2. Напоминание о приближении сроков исполнения по всем служебным документам, поставленным на контроль.
3. Представление сведений. Отдел по контролю обобщает сведения, полученные от структурных подразделений администрации, о ходе исполнения распорядительных документов и представляет их руководству Администрации, а также информирует о нарушении сроков исполнения или невыполнении заданий, предусмотренных в постановлениях и распоряжениях.
4. “Час контроля“. Это особая форма контроля за исполнением распорядительных документов. Он проводится в среднем один, два раза в год по исполнению наиболее важных постановлений и распоряжений, касающихся социально-экономической обстановки в городе, поставленных на контроль, когда их пункты не исполняются в данный срок. В его работе участвуют представители структурных подразделений администрации, организаций и предприятий города, на которых возложена ответственность за выполнение данного распорядительного документа.
В структуру контрольно-
На наш взгляд, создание отдельного структурного подразделения, деятельность которого направлена на осуществление контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации, говорит о высоком приоритете данного направления деятельности.
Основной задачей сектора контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации и целевых программ контрольно-аналитического отдела согласно Положению «О секторе контроля исполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации г.Воткинска и целевых программ контрольно-аналитического отдела Главного контрольного управления Администрации г.Воткинска» является контроль исполнения органами исполнительной власти, структурными подразделениями аппарата Администрации г.Воткинска, организациями и их должностными лицами постановлений и распоряжений Главы Администрации.
Для выполнения поставленной задачи данное подразделение может выполнять следующие функции:
- осуществляет экспертизу проект
- осуществляет контроль
за реализацией издаваемых
- ежеквартально готовит информацию о ходе выполнения постановлений и распоряжений Главы Администрации органами исполнительной власти, организациями и их должностными лицами начальнику Главного контрольного управления;
- вносит предложение начальнику контрольно-аналитического отдела Главного контрольного управления Администрации города о целесообразности проведения контрольных мероприятий по конкретным постановлениям, распоряжениям;
- готовит распоряжения о снятии с контроля постановлений и распоряжений Главы Администрации;
- осуществляет контроль за принятием мер по фактам нарушений установленного Регламентом работы Администрации г.Воткинска порядка рассмотрения обращений граждан;
- осуществляет контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе инспекторских проверок;
- организует ведение архива Главного контрольного управления;
- оказывает консультационную,
методическую помощь по
вопросам организации
контроля в органах
- выполняет текущие задания начальника Главного контрольного управления и начальника отдела.
Одной из технологий, повышающих эффективность контроля исполнения, является промежуточный контроль исполнения распорядительных документов. Этот вид контроля обеспечивает слежение за ходом выполнения документа, выполнение которого имеет длительный срок выполнения. Устанавливаются «контрольные отметки», когда проверяется ход исполнения документа, что позволяет вовремя принять меры для своевременного выполнения документа.
Необходимость создания отдела инспектирования связана с проверкой реального выполнения органами исполнительной власти г.Воткинска, структурными подразделениями аппарата Администрации г.Воткинска, организациями и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Удмуртской республики, постановлений, распоряжений и поручений Главы Администрации города.
Отдел инспектирования создается постановлением Главы Администрации о главном контрольном управлении Администрации, является структурным подразделением Главного контрольного управления.
Основные задачи отдела:
- контроль исполнения органами исполнительной власти г.Воткинска, структурными подразделениями аппарата Администрации г.Воткинска, организациями и их должностными лицами федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, законов Удмуртской республики, постановлений, распоряжений и поручений Главы Администрации города;
- контроль исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий;
- разработка предложений и рекомендаций по принятию мер, направленных на совершенствование деятельности контролируемых объектов и субъектов и пресечению их деятельности, если она противоречит действующему законодательству.
Функции отдела:
- организация и проведение проверок деятельности органов Администрации г.Воткинска, структурных подразделений аппарата Администрации, органов местного самоуправления по осуществлению ими полномочий, а также организаций по вопросам, относящимся к компетенции Администрации города;
- по результатам проверок подготовка предложений на имя начальника Главного контрольного управления по совершенствованию деятельности областных органов исполнительной власти, в том числе по совершенствованию их структуры и кадровому составу;
- подготовка предложений на имя начальника Главного контрольного управления о рассмотрении наиболее актуальных вопросов деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления по поручениям Главы Администрации.
При этом четкое определение подготовительных мероприятий проверки позволяет максимально стандартизировать процесс проверки, т.е. эффективно расходовать ресурсы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При написании данной работы ставилось целью рассмотрение государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Поставленные цели в работе отображены полностью. По работе можно сделать следующие выводы:
Правовое положение субъектов муниципальных правоотношений основывается как на субординации и прямом подчинении, так и на координации и юридическом равенстве сторон. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. предусматривает возможность осуществления контрольных полномочий федеральными и региональными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления; органы местного самоуправления подотчетны органам государственного власти при осуществлении отдельных государственных полномочий. Равенство же субъектов характерно для тех муниципально-правовых отношений, которые возникают на основе договора (например, между органами местного самоуправления и другими хозяйствующими субъектами).
Таким образом, построение местного самоуправления на базе теории дуализма муниципального управления в Российской Федерации привело к тому, что из трех возможных форм соотношения государственной власти и местного самоуправления: административной, децентрализованной и дуалистической - в России была избрана наиболее нестабильная из них - дуалистическая. Эта модель взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления отличается тем, что местное самоуправление, с одной стороны, в строго определенных вопросах является самостоятельным (а именно в тех случаях, когда оно решает вопросы местного значения), а с другой стороны, является частью системы государственной власти (во всех тех случаях, когда речь идет о реализации государственных задач). Нестабильность данной модели порождает ее постоянную эволюцию - либо в направлении административной, либо в направлении децентрализованной модели взаимоотношений, что и происходит в Российской Федерации.