Основы методов и форм организации контроля за деятельностью органов муниципального управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:
- исследовать литературные источники и действующее законодательство по рассматриваемому вопросу;
- выявить основные формы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, дать их характеристику;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность контроля за деятельностью органов
муниципального управления 5
1.2. Методы и формы контроля за деятельностью органов муниципального управления 8
1.3. Зарубежный опыт государственного контроля в сфере местного самоуправления 18
2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МО «Г.ВОТКИНСК» 23
2.1. Общая характеристика МО «г.Воткинск»
2.2. Методы и формы государственного контроля за деятельностью органов власти МО «г.Воткинск» 25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
3.1. Существующие проблемы в организации контроля 31
3.2. Направления совершенствования контроля за исполнением
нормативно-правовых документов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ           3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ            5

1.1. Понятие и  сущность контроля за деятельностью  органов 

муниципального  управления         5

1.2. Методы и формы контроля за деятельностью органов муниципального управления            8

1.3. Зарубежный опыт государственного контроля в сфере местного самоуправления            18

2. МЕТОДЫ  И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ  ЗА 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МО «Г.ВОТКИНСК»    23

2.1. Общая характеристика  МО «г.Воткинск»

2.2. Методы и формы  государственного контроля за  деятельностью органов власти  МО «г.Воткинск»         25

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31

3.1. Существующие проблемы в организации контроля      31

3.2. Направления совершенствования  контроля за исполнением 

нормативно-правовых документов        37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ         45

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  рассмотрения темы «Методы и формы государственного контроля за деятельностью органов муниципального управления» состоит в том, что местное самоуправление как форма народовластия населения является важной основой конституционного строя России. Местное самоуправление признано одной из фундаментальных составляющих российской системы народовластия и отражает возрастающую роль местной власти в удовлетворении потребностей населения муниципальных образований.

В Российской Федерации  процесс становления и развития местного самоуправления идет сложно и противоречиво. На его пути стоит целый комплекс проблем (экономических, правовых, социальных и др.). Цель местного самоуправления заключается в том, чтобы приблизить власть к населению. Такая власть способна более эффективно и действенно решать вопросы местного значения, что во многом достигается при помощи контроля.

Объектом исследования курсовой работы служат общественные отношения, связанные с осуществлением государственного контроля за деятельностью  органов местного самоуправления.

Предмет исследования – государственный контроль в  системе государственного и муниципального управления.

Целью написания  данной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления  государственного контроля за деятельностью  органов местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели при написании  работы ставились следующие задачи:

- исследовать  литературные источники и действующее  законодательство по рассматриваемому  вопросу;

- выявить основные  формы государственного контроля  за деятельностью органов местного самоуправления, дать их характеристику;

- проанализировать  методы и формы контроля за  деятельностью МО «г.Воткинск».

Теоретической основой курсовой работы являются труды  отечественных авторов, рассматривающих  вопросы государственного контроля за деятельностью органов муниципального управления.

Методологической  основой курсовой работы служат совокупность методов и средств, применяемых  в управленческой деятельности.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические основы рассматриваемой темы, дается понятие и выявляются формы и методы контроля за деятельностью муниципального управления. Вторая глава курсовой работы посвящена анализу осуществления государственного контроля за деятельностью органов МО «г.Воткинск».

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ  КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ  МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 

 

1.1. Понятие и  сущность контроля за деятельностью органов муниципального управления

 

Контроль является важным функциональным элементом любой  системы власти и управления, в  том числе и местного самоуправления. Он позволяет проверять эффективность  исполнения законов, нормативных правовых актов, принимаемых решений, проверять состояние дел в различных сферах деятельности, в том числе и стиль работы органов и должностных лиц муниципального управления.

В наши дни на всех уровнях много и правильно  говорится о самостоятельности  местного самоуправления. При этом подчас забывается, что местное самоуправление – это один из трех уровней власти одного народа, составляющая часть единой системы социального управления в России. И оно может быть результативным только в том случае, если будет гармонично функционировать в тесном взаимодействии с федеральными и региональными уровнями власти и управления, пользоваться всемирной государственной поддержкой, но одновременно будет находиться не только под контролем населения, но и под контролем органов государственной власти.

Демократия  не может быть эффективной без  контроля. Нельзя не заметить, что в  настоящее время органы и должностные  лица муниципального управления нередко в условиях отсутствия действенного контроля как сверху, так и снизу, зачастую бесконтрольны, безответственны перед населением и безнаказаны. Предусмотренные Конституцией РФ гарантии муниципального управления зачастую рассматриваются как независимость от органов государственной власти, вседозволенность отдельных "удельных князьков", строящих работу не на основе права, а исходя из усмотренческих решений и собственных представлений о целесообразности тех или иных действий. Но наведение порядка в стране предусматривает соблюдение законов не только гражданами, но и органами муниципального управления, неотвратимость ответственности за их нарушение. В последнее время в СМИ прокатились волна сообщений об отстранении от должности чиновников местных администрацией, как не оправдавших доверие избирателей, а также о привлечении к правовой ответственности высокопоставленных лиц ОМС, злоупотреблявших своими служебными полномочиями, именно из-за отсутствия должного контроля. Пресечь беззаконие и злоупотребление правом можно, прежде всего на основе хорошо поставленного контроля за состоянием дел и исполнением принятых законов и решений. Но ценность контроля состоит не столько в том, чтобы вскрыть факты беззакония и нарушения прав и законных интересов граждан, сколько в том, чтобы своевременно их предупредить, не дать им возможности проявиться. Поэтому главным объектом контроля должны являться соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц муниципального управления как при принятии ими решений, так и при исполнении действующего законодательства и устава муниципального образования. Органы государственной власти должны обеспечивать контроль за тем, чтобы организация и деятельность муниципального управления осуществлялась на основе закона и в рамках законов. Предметом контроля со стороны государственных органов наделенных контрольными полномочиями, является и ход исполнения отдельных государственных полномочий, которыми законом наделены органы муниципального управления.

 Таким образом,  успешное становление и развитие  местного самоуправления в немалой  степени зависит от действенности  контроля государственных органов за деятельностью его муниципальных органов. В Российской Федерации, в соответствии со статьей 77, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1, органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы, осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Федеральным законом  от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации»2, определено, что контроль над органами местного самоуправления и его выборными должностными лицами осуществляется органами государственной власти субъектов Федерации. Так, в соответствии с п. «е» ст. 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»3, высший исполнительный орган государственной власти вправе предложить органу муниципального управления, выборному или должностному лицу местного самоуправления привести в соответствии с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Федерации, а также вправе обратиться в суд.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона 2003г., уполномоченные федеральным законом органы государственной  власти, осуществляют контроль за осуществлением органов муниципального управления отдельных государственных полномочий, а также за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В случае выявления нарушений требований законов по вопросам осуществления органами муниципального управления или должностными лицами муниципального управления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по устранению таких нарушений, обязательные для исполнения органами муниципального управления и должностными лицами муниципального управления. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона 2003г., органы муниципального управления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

 

1.2. Методы и  формы контроля за деятельностью  органов муниципального управления

 

В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"4 установлены общие положения в сфере контроля и надзора за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.

Поскольку местное  самоуправление самостоятельно, административный контроль, означающий проверку не только законности, но и целесообразности действий (решений) подконтрольных субъектов, за его деятельностью невозможен, так как он означал бы прямое административное подчинение органов местного самоуправления органам государственной власти. Существует единственное исключение из этого правила - контроль, осуществляемый при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Этот контроль носит именно административный характер, поскольку органы государственной власти проверяют не только законность, но и целесообразность действий органов местного самоуправления при реализации отдельных государственных полномочий. Возможность такого контроля прямо предусмотрена нормами Федерального закона 1995 г. Федеральный закон 2003 г. закрепляет его в качестве обязательного механизма взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления. Способы осуществления административного контроля за местным самоуправлением определяются в законодательстве (федеральном или субъектов Федерации).

В целом право  введения административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления установлено ст. 8 Европейской хартии местного самоуправления и обусловлено следующими принципами:

1) любой административный  контроль за органами местного  самоуправления может осуществляться  только в порядке и в случаях, предусмотренных конституцией или законом;

2) любой административный  контроль за деятельностью органов  местного самоуправления, как правило,  предназначен лишь для обеспечения  законности и соблюдения конституционных  принципов. Тем не менее административный контроль может там, где это целесообразно, осуществляться вышестоящими органами власти при выполнении органами местного самоуправления делегированных им задач;

3) административный  контроль за органами местного  самоуправления осуществляется  таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить5.

А.А. Акмалова указывает, что "органы государственной власти субъектов Федерации пытались ввести административные рычаги контроля за правотворческой деятельностью органов местного самоуправления, влиять на формирование муниципальных органов или избрание (назначение) их должностных лиц и т.д. В некоторых регионах органы государственной власти создавали на местном уровне свои территориальные органы, которые реализовали отдельные вопросы местного самоуправления"6.

То же самое  отмечают А.А. Сергеев и В.Г. Розенфельд: попытки усилить административный контроль за правотворчеством муниципальной  власти предпринимались в ряде субъектов Российской Федерации. Так, законы о местном самоуправлении Республики Татарстан, Ивановской области, ряда других субъектов Российской Федерации предусматривали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения органов государственной власти (направлять им) принятые ими нормативные правовые акты и предполагали возможность проверки законности этих актов7.

Федеральный закон  от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в ст. 21 наделил высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации правом предлагать органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством изданные ими правовые акты в случае, если они противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, а также правом обращаться по этому вопросу в суд8.

Кроме того, по мнению А.А. Сергеева и В.Г. Розенфельда, достаточно серьезным рычагом административного  контроля органов государственной  власти за законностью актов муниципальных образований, закрепленным в действующем федеральном законодательстве, является правовой механизм регистрации уставов муниципальных образований. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит установление порядка регистрации уставов муниципальных образований к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации9.

В законах может  содержаться перечень органов государственной  власти, уполномоченных осуществлять контроль, могут быть установлены критерии определения качества и эффективности осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований переданных им отдельных государственных полномочий. Возможно определение форм и периодичности отчетности органов местного самоуправления по осуществлению переданных им государственных полномочий. Для совершенствования осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий могут быть предусмотрены выборочные проверки уполномоченными органами государственной власти действий органов местного самоуправления, в том числе по жалобам юридических или физических лиц. Законом должен быть определен порядок контроля целевого использования материальных и финансовых средств, предназначенных для осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Информация о работе Основы методов и форм организации контроля за деятельностью органов муниципального управления