Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 18:45, курсовая работа
Целью написания данной работы являются общественные отношения, возникающие в ходе осуществления государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели при написании работы ставились следующие задачи:
- исследовать литературные источники и действующее законодательство по рассматриваемому вопросу;
- выявить основные формы государственного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, дать их характеристику;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДОВ И ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность контроля за деятельностью органов
муниципального управления 5
1.2. Методы и формы контроля за деятельностью органов муниципального управления 8
1.3. Зарубежный опыт государственного контроля в сфере местного самоуправления 18
2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МО «Г.ВОТКИНСК» 23
2.1. Общая характеристика МО «г.Воткинск»
2.2. Методы и формы государственного контроля за деятельностью органов власти МО «г.Воткинск» 25
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31
3.1. Существующие проблемы в организации контроля 31
3.2. Направления совершенствования контроля за исполнением
нормативно-правовых документов 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Краткий анализ состояния
английского местного самоуправления
свидетельствует об активном использование
института контроля, что “центральное
и местные правительства
В большинстве стран
мира получила распространение Романо-
Ярким признаком является не “косвенный”, как в англосаксонской модели а “прямой” административный контроль и опека за общей деятельностью (иногда за юридическим или финансовым аспектом деятельности) органов местного самоуправления/управления которое осуществляет правительство (или правительство субъекта федерации). Они выражаются в праве утверждать, санкционировать акты местного самоуправления и их деятельность, смещать, назначать некоторых должностных лиц местного самоуправления, досрочно распускать муниципальный совет, издавать циркуляры содержащие стандарты деятельности местных органов. Полномочные представители государства на местах обладают правом опротестовывать решения местных властей, приостанавливать их осуществление с последующей передачей дела в суд. Финансовый контроль, т.е. контроль в области финансовых прав местных сообществ, позволяет государственному представителю самостоятельно установить бюджет соответствующего коллектива. Континентальная модель местного самоуправления оказала свое влияние на принцип контроля за деятельностью органов местного самоуправления в других государствах. Необходимо отметить, что система административной опеки (предполагавшей вступление в силу местных актов, лишь с санкционирования органов государства по соображениям законности, целесообразности, эффективности), уступила место административному контролю в соответствии с которым местные акты могут быть оспорены лишь в судебном порядке по мотивам законности. За переданными (делегированными) полномочиями государственных органов органам местного самоуправления осуществляется более строгий, жесткий контроль, “за соблюдением законности, и целесообразности” и причем “формы реагирования центральных властей могут быть более жесткими” . Круг субъектов осуществляющих контроль в континентальной системы чрезвычайно широк и варьируется от должностных лиц и органов государственной власти (причем разных ветвей) так и местных органов самоуправления/управления.
Так называемая Иберийская
модель управления на местах существует
в испаноговорящих странах Латинской Америки. Ее
обозначают еще и как крайнее выражение
усиления роли государства в регламентации
организации местной власти. В условиях
данной системы местного самоуправления
и управления население всех административно-
Итак, как мы можем убедиться, для всех указанных моделей характерен контроль, административный надзор государства за деятельностью местного самоуправления, которые отличаются характером, его конкретными формами, степенью вмешательства государства в сферу местного самоуправления. Учет данного опыта полезен при разработке и изменении соответствующего российского законодательства по многочисленным вопросам контроля государственных органов и должностных лиц органов государственной власти за собственными полномочиями органов местного самоуправления, и отдельными государственными полномочиями переданными органами государственной власти органам местного самоуправления на основе закона. В конечном итоге, использование данного опыта будет способствовать выполнению главной задачи, построению единой, эффективной системы управления общества, четкой организации ее работы, отлаженного механизма взаимодействия всех звеньев публичной власти, в том числе и местного самоуправления.
2. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ МО «Г.ВОТКИНСК»
2.1. Общая характеристика МО «г.Воткинск»
Город Воткинск является муниципальным образованием в составе Удмуртской Республики – составной части Приволжского федерального округа и был преобразован в город 20 августа 1935 года из рабочего поселка Воткинск.
На уровне муниципального
образования «город Воткинска» принимаются
следующие муниципальные
1. Акты высшей юридической силы.
К ним относятся – устав
муниципального образования «
2. Иные правовые акты: К ним
относятся – решения
В ведении муниципального образования «город Воткинск» относятся вопросы местного значения, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципального образования исходя из сочетания интересов жителей города и муниципального образования, исторических и местных традиций. Так, к ведению муниципального образования относятся:
- принятие планов и программ
развития муниципального
- утверждение положения о
- установление порядка владения,
пользования и распоряжения
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей;
- осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения;
- организация первичных мер пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- во взаимодействии
с государственными органами
осуществление контроля по
- информирование жителей
о деятельности органов
- организация и осуществление опеки и попечительства;
- принятие решений по охране прав и интересов несовершеннолетних;
- организация местных
и участие в организации и
проведении городских
- содействие созданию
и деятельности
- содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности;
- организация содержания
и эксплуатации объектов
- содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования.
Согласно Уставу города Воткинска:
- высшим должностным лицом города является глава муниципального образования;
- представительным органом городского самоуправления и одновременно представительным и законодательным органом государственной власти города является городская Дума;
- исполнительным органом
городского самоуправления и
исполнительным органом
Структура органов местного самоуправления г.Воткинска представлена на рисунке 1.
Органы местного самоуправления муниципального образования
«город Воткинск»
Воткинская городская Глава муниципального Администрация
Дума образования «город Воткинск» города Воткинска
Рис. 1. Структура органов местного самоуправления г.Воткинска
2.2. Методы и формы государственного контроля за деятельностью органов власти МО «г.Воткинск»
Деятельность органов МО «г.Воткинск» подвержена контролю со стороны государства. Проанализируем как реализуются различные виды контроля по отношению к МО «г.Воткинск».
1. Политический контроль
Политический контроль за деятельностью органов МО «г.Воткинск» осуществляют вышестоящие органы государственной власти Удмуртской республики. Депутаты представительного органа МО «г.Воткинск» также могут осуществлять контроль деятельности местной администрации МО «г.Воткинск» и влиять на эффективность, оперативность и законность. При всенародном волеизъявлении оценку результатов деятельности местных властей МО «г.Воткинск» выносит непосредственно население МО «г.Воткинск». Формой политического контроля являются также и процедуры отзыва отдельных выборных лиц по инициативе избирателей.
2. Административный контроль
Особенностью
В системе территориальных органов государственной власти Удмуртской республики существует специальная система надзора вышестоящих органов власти за деятельностью нижестоящих.
Правовой надзор законности деятельности МО «г.Воткинск» от имени государства может осуществлять глава МО «г.Воткинск». В этом случае вышестоящим органом государственного специального надзора деятельности МО «г.Воткинск» является соответствующий исполнительный орган Удмуртской республики, а высшим — высший исполнительный орган Удмуртской республики.
Органами государственного специального надзора в конкретных областях возложенной сферы деятельности МО «г.Воткинск» являются исполнительные органы государственной власти Удмуртской республики, надзорные функции которых определяются соответствующими специальными положениями в законодательном порядке. Вышестоящим и высшим органом государственного специального надзора деятельности МО «г.Воткинск» является высший исполнительный орган Удмуртской республики.
Органы государственного специального надзора осуществляют надзорную деятельность исключительно в сфере возложенных задач МО «г.Воткинск». В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:
— направлять органам местного самоуправления, должностным лицам местного самоуправления г.Воткинска рекомендации и методические материалы по решению возложенных задач органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления г.Воткинска;
— при невыполнении возложенных задач МО «г.Воткинск» или их обязательств орган государственного специального надзора обязан призвать органы местного самоуправления г.Воткинска, должностных лиц местного самоуправления к принятию необходимых мер;
— издавать и направлять органам МО «г.Воткинск», должностным лицам местного самоуправления уведомления о возражении по их решениям и действиям (бездействию) и рекомендовать, исходя из соображений целесообразности и эффективности, в течение определенного срока отменить или изменить указанные решения и действия (бездействие);