Основы маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является оценка организации маркетинговой деятельности в ООО «Балерс».
Объектом исследований в данной работе является ООО «Балерс».
Для исследования данной проблемы поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы маркетинговой деятельности предприятия;
рассмотреть экономические показатели деятельности предприятия;
изучить маркетинговую деятельность предприятия и ее совершенствование;
произвести расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

Работа содержит 1 файл

маркетинг курсач готовый.doc

— 465.50 Кб (Скачать)

 

3.2. Структура управления маркетингом на фирме.

В структуре органов  управления  ООО «фирма «Балерс» нет отдела маркетинга, но есть отделы продаж и закупок, выполняющие маркетинговые функций. Кроме того, некоторые функции выполняют другие отделы, другие должностные лица (таблица 9). Маркетинговая деятельность на предприятии ООО «фирма «Балерс»  состоит из следующих основных функций:

    • поиск поставщиков;
    • изучение и анализ спроса покупателей;
    • формирование ассортимента товара;
    • формирование ценовой политики;
    • организация сбыта товаров.

Таблица 9 - Распределение обязанностей по выполнению маркетинговых функций

Функции

Директор

Гл.

бухгалтер

Отдел продаж

Отдел закупок

Юридичес-кий  отдел

1

2

3

4

5

6

Проведение маркетинговых  исследований

   

*

*

 

Сегментация рынка

*

 

*

   

Изучение     потребителей, конкурентов, окружающей среды

 

*

*

*

*

Определение ассортимента товара

*

   

*

 

Разработка  ценовой  политики

*

 

*

*

 

Оценка   и  выбор  каналов сбыта

*

   

*

*

Заключение  договоров  с потребителями

*

 

*

 

*

Заключение  договоров  с поставщиками

*

   

*

*

Продвижение товара

*

 

*

   

Разработка бюджета  маркетинга

*

*

*

   

Контроль за маркетинговой  деятельностью

*

 

*

*

 

 

Хозяйственные связи  по поставкам товаров ООО фирма  «Балерс» - это неотъемлемая часть маркетинговой деятельности, включающая экономические, организационно-правовые, финансовые отношения между поставщиками и покупателями.

Работу с поставщиками ведет отдел закупок. Она сводится к отслеживанию выполнения договоров  поставки контрагентами, приемке продукции  по количеству и качеству, выбраковыванию некачественной продукции.

В случае не соблюдения поставщиками или покупателями условий договоров, претензионную и исковую работу ведет юридический отдел предприятия.

При грамотной постановке маркетинга на предприятии, а именно при организации работы службы маркетинга ООО «Фирма Балерс» может улучшить свое финансовое положение за счет проведения правильной политики в области сбыта и продвижения товара, что повлечет за собой рост выручки, а следовательно, повышение величины получаемой прибыли.

Маркетинговая политика должна быть направлена на увеличение объёмов продажи товаров, расширение ассортимента товара, освоение новых  рынков и каналов сбыта.

Основными направлениями  достижения поставленной цели являются:

    • вытеснение конкурентов за счет стратегии проникновения на рынок - предложение качественного товара по цене ниже, чем у конкурентов;
    • защита собственной торговой марки;
    • расширение ассортимента;
    • повышение квалификации и профессионализма менеджеров среднего звена управления.

3.3. Оценка конкурентных преимуществ и способы их наиболее выгодного использования.

Важнейшим вопросом, позволяющим  уточнить привлекательность тех  или иных рынков, внести коррективы в схему ключевых факторов успеха компании, является анализ конкуренции  на рынке.

Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя (за его деньги), за свое выживание в условиях действия жесткого закона конкуренции как объективного процесса «вымывания» некачественных товаров и услуг в рамках антимонопольного законодательства, соблюдения закона «О защите прав потребителей».

Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности  продукции, предлагаемой ею потребителям.

На основе шкалы для  оценки конкурентных преимуществ торговых предприятий (Приложение 2) рассмотрим оценку конкурентоспособности магазинов ООО «Фирма «Балерс».

 

Таблица 10- Оценка конкурентоспособности предприятий по пятибалльной шкале

Критерии оценки

ООО «Фирма

«Балерс»

Торговый Дом

«Вятка ТНП»

Цена

4

3

Ассортимент

5

4

Качество товаров

4

4

Культура обслуживания

4

3

Удобство размещения относительно других объектов торговли

5

3

Удобство размещения относительно транспортной сети

4

3

Интерьер

4

4

Посещаемость

5

4

Итого средняя

4,4

3,5


 

Оценка возможностей фирмы позволяет построить многоугольник  конкурентоспособности (рис. 2). По каждой оси для отображения уровня значений выбранных факторов.

 

Рисунок 2 - Анализ конкурентоспособности предприятий

Главными конкурентными приоритетами фирмы являются:

    • широкий, постоянно пополняющийся и обновляющийся ассортимент продукции
    • обеспечение исключительного внимания клиенту-покупателю;
    • быстрое и качественное обслуживание покупателей - это немаловажная деталь в работе магазинов фирмы ООО «Балерс»;
    • удобство размещения магазинов фирмы относительно транспортной сети и других объектов.

Все это создает деловую  репутацию фирме и позволяет  ей достойно выступать на конкурентном рынке.

В условиях, когда действия конкурентов усиливаются, ООО «Фирма «Балерс» необходимо большое внимание уделять формированию цен на свои товары. Особое внимание нужно уделить вопросу снижения торговой наценки. Меньшая торговая наценка позволит обернуть денежные средства большее число раз, что приведет к увеличению объема продаж и росту товарооборота.

4. Совершенствование маркетинговой деятельности на ООО «Фирма «Балерс».

4.1. Создание отдела маркетинга.

Одной из мер по закреплению  достигнутых результатов и созданию условий для дальнейшего роста  ООО «Фирма «Балерс» является создание отдела маркетинга.

Конечно, как было сказано  выше, эти функции присутствуют в  системе управления предприятием, но им уделяется недостаточно внимания. Кроме того, предприятие должно постоянно  развиваться, поскольку меняется сама среда, в которой оно существует. Главнейшим направлением развития, в настоящее время должно стать развитие маркетинга, налаживание механизма четкого его функционирования, одним словом, - организация маркетинга на предприятии. А этому должно предшествовать осознание руководством необходимости маркетинга.

Маркетинг — мероприятие  дорогое. За сбор информации, продвижение  товаров часто необходимо платить  очень большие деньги. Поэтому  надо всегда придерживаться золотой  середины в расходах на маркетинг  и соответственно в его объемах. Обычно затраты на маркетинг, включая затраты на рекламу, составляют 5-10% от общего оборота.

В случае недостаточности  затрат на маркетинг возможны  серьезные  ошибки и снижение оборотов предприятия.

Слишком большие затраты  на маркетинг приводят к снижению рентабельности. Стоимость добычи информации не должна превышать ценность самой информации.

Поэтому руководство  предприятия должно сначала четко  сформулировать цели создания маркетинговой  службы, ее задачи, а затем определить структуру данной службы, ее место в организационной структуре управления предприятием, порядок ее взаимодействия с другими структурными подразделениями.   

Основной целью создания отдела маркетинга в ООО «Фирма «Балерс» заключается в увеличении товарооборота, за счет  налаживания системы обработки и подачи необходимой для обеспечения конкурентоспособности информации о рынке в подразделения фирмы. А также в организации регулярного обмена информацией между подразделениями.

Отделение функций маркетинга и передача их отдельному структурному подразделению (отделу маркетинга) позволит снизить нагрузку на сотрудников других подразделений за счет перераспределения обязанностей. Специалисты по маркетингу смогут более качественно вести работу по отслеживанию текущей информации, обрабатывать ее надлежащим образом. К такой информации относятся: рыночные цены на товар, информация о конкурентах, поставщиках и партнерах и т.п. Сотрудники отдела маркетинга будут собирать информацию о новых товарах, подбирать партнеров, разрабатывать рекламные компании, искать новые рынки сбыта, разрабатывать ценовую политику.

Деятельность данного  подразделения позволит наладить сбытовую политику, расширить круг потребителей, поставщиков. Это приведет и к  расширению масштабов деятельности предприятия, получению большей прибыли.

В отдел маркетинга в  первый год образования могут  входить два  специалиста: менеджер по маркетингу оптовой торговли, менеджер по рекламе и ценообразованию

Примерная структура  отдела представлена ниже (Рис. 3)

Следует отметить, что данный отдел не подчиняется остальным и не входит в них, а подчиняется непосредственно заместителю руководителя по вопросам торговли.


 


 


 

 

Рисунок 3 – Структура отдела маркетинга

Для наглядности рассмотрим структуру предприятия после  внедрения отдела маркетинга (Приложение 3).

По мере того, как маркетинг  из инструментальной фазы (фаза закрепления  статуса отдела маркетинга на уровне корпоративных документов) переходит  в фазу общей концепции, объединяющей все функции, связанные с выходом  предприятия на рынок, качественно изменяется и ответственность руководителей структурных подразделений предприятия. В связи с этим предлагается внести в должностные инструкции руководителей подразделений перечень вопросов, связанных с планированием ассортимента, разработкой предложений по вводу новых ассортиментных групп и новых видов сервиса, включая анализ организации обслуживания потребителей при получении и отгрузке им товара на предприятии, а также определяющих их взаимодействие с маркетинговой службой.

В процессе стратегического планирования, проводимого на фирме, помимо достижения внешних целей решается проблема согласования действий различных функциональных служб, имеющих каждая свои задачи и свой взгляд на деятельность предприятия.

Высшее руководство  должно добиваться того, чтобы каждое функциональное подразделение активно включилось в маркетинг, стремилось сбалансировать точки зрения в процессе принятия общих решений важных для предприятия, т.е. маркетинг должен пронизывать всю деятельность предприятия.

Трения между службами неизбежны, но их можно уменьшить, открыто обсуждая различия в подходах и стимулируя контакты между отдельными подразделениями; подыскивая людей, соединяющих воедино технические и маркетинговые знания; создавая программы развития управления; разрабатывая цели каждого подразделения с учетом задач других групп, внедрение организационной культуры среди персонала и пр.

Что касается службы маркетинга, то в своей деятельности она, как  правило, взаимодействует со следующими подразделениями предприятия:

    1. Экономическим отделом;

Маркетинговая служба предприятия  взаимодействует с экономическим  отделом в процессах разработки планов внедрения новых ассортиментных групп, анализа работы предприятия, разработки перспективных планов, разработки бюджетов на следующий период.

2) Бухгалтерией;

В реализации основных своих  функций бухгалтерия координирует свою деятельность со службой маркетинга в решении следующих вопросов:

    • подготовка договоров на поставку товара;
    • управление сбытовыми запасами;
    • создание финансового резерва на отдельном счете для предотвращения ситуаций, когда денежных средств на р/с недостаточно для расчета с поставщиками.

3) Юридическим отделом - взаимодействие по вопросам правового обеспечения коммерческой деятельности предприятия.

Взаимодействие с внешними предприятиями и организациями осуществляется в соответствии с основными направлениями деятельности маркетинговой службы и задачами получения необходимой для ее деятельности информации.

4.2.  Расчет экономической эффективности от предложенных мероприятий.

Планируемая программа  продвижения товаров ООО «Фирма «Балерс» рассчитана на 2008 календарный год. Продолжительность периода будет зависеть от сезонных потребностей в том или ином товаре. Далее определяется экономическая эффективность мероприятий по продвижению товаров фирмы.

Относительная экономическая  оценка эффективности мероприятий  сводится к сравнению объемов  реализации или полученных доходов  до и после проведения мероприятий  и  соотнесением полученных доходов  с затратами на их проведение.

Для создания отдела маркетинга необходимо рассчитать смету затрат на его создание и дальнейшее функционирования. В состав капитальных затрат включаются затраты на приобретение компьютера – 35000 рублей и мебели – 10000 рублей. Состав приведённых затрат приведен в таблице 11. 

Информация о работе Основы маркетинга