Организация самообслуживания на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах.

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     Формирование  ассортимента в магазине проводится с целью выполнения плана продаж и удовлетворения покупательского  спроса. Для этого разрабатывается, согласовывается с Главным государственным санитарным врачом и утверждается ассортиментный перечень товаров, реализуемых в магазине. Также проводится постоянное изучение покупателей и их требований к товару, после чего производится подбор товаров различных видов, групп, подгрупп, разновидностей и сортов товара с учетом предпочтений и вкусов покупателей.

     В целях повышения эффективности  управления товарными запасами на предприятии  ведется работа по планированию товарооборота  и расчету товарного обеспечения. Указанная работа ведется экономической службой. Для расчета товарного обеспечения определяется точка безубыточной работы при помощи расчета разницы между валовым доходом и издержками. Далее определяется план продаж (месячный, квартальный, годовой) по основным группам товаров с учетом вовлечения в оборот сверхнормативных товарных запасов. 

2.5. Торговая площадь и планировка торгового зала

     ЧТУП  имеет широкий ассортимент товаров, площадь 400 кв. м., способ продаж — самообслуживание, прилавочная, высокая оснащенность торгового зала. Пол — плитка-линолеум, рисунок — чередование белых и светло-серых плиток. Освещение — искусственное, так как практически все окна закрыты витринами или рекламой. Вход и выход не совмещены — разделены боковым прилавком. Расстояние между параллельно расположенными прилавками — 1,7 метра, что является оптимальным для магазина с такой торговой площадью. Очень маленькое пространство, от стеллажей до касс — 2 м, что вызывает излишнее скопление покупателей.

     В ЧТУП «Эллада» линейная планировка торгового зала. Она предполагает размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий. Соответственно выстроены и линии торгового оборудования. При этом линия узла расчета расположена перпендикулярно. Схема торгового зала приведена в приложении Г.

 

      2.6 Организация и  условия труда

     В ЧТУП “Эллада” с работниками при приёме на работу заключается договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности.

     Общая численность работников составляет 19 человек. Среди них: 1 человек – директор, 1 работник – заместитель директора, 1 товаровед, 3 оператора, 1 старший кассир, 2 человека выполняют работу заведующих секций, 6 человек продавцов, причем из них 3 – первой категории, 2 – второй категории и 1 – третьей категории. Также в магазине работают две уборщицы и 2 грузчика.

     В магазине обеспечивается охрана труда  работников путем:

     — создания безопасных условий труда  при эксплуатации оборудования и  применяемых в процессе организации  торговой деятельности материалов и  веществ, а также эффективной  эксплуатации средств защиты;

     — создания условий труда на рабочих  местах в соответствии с требованиями техники безопасности и санитарии;

     — соблюдения режима труда и отдыха работников, установленного законодательством  и трудовыми договорами;

     — выдачи работникам на работах, выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами;

     — подготовки и обучения, инструктажей, повышения квалификации и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

     — проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и  периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;

     — выделения средств, оборудования и  материалов для осуществления мероприятий по профилактике производственного травматизма и профзаболеваний, улучшению условий труда, медицинского обслуживания работников;

     — назначения должностных лиц, ответственных  за охрану труда.

     В магазине руководствуются Правилами  техники безопасности и производственной санитарии на предприятиях торговли, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 02.10.1997 года № 132.

     Необходимо  отметить, что у руководителей  подразделений хранится комплект действующих  инструкций по всем профессиям и на все виды работ в данном подразделении, которые утверждаются руководителем предприятия и регистрируются в журнале учета инструкций. Эти инструкции подвергаются периодической проверке с целью обеспечения их соответствия современным требованиям по охране труда.

     В основе кадровой политики предприятия  лежат два основных критерия: образование, соответствующее специальности, и  опыт работы в сфере торговли. Квалификационным минимумом для специалистов, относящихся  к административно-управленческому  персоналу, является высшее образование и стаж работы по специальности не менее пяти лет.

     Оценку  организации труда основных категорий  работников осуществляют экономисты. Для этого проводится анализ численности  работников, среднемесячной заработной платы, товарооборота, нагрузки на одного работника за отчетный период и сравнение этих показателей с предыдущим периодом.

     Основным  документом, определяющим формы и  размеры оплаты труда работников ЧТУП является Положение об образовании и использовании фонда заработной платы работников, в котором указан порядок начисления и использования средств фонда заработной платы. Он включает в себя следующие основные положения:

     — использование фонда заработной платы, формируемого за счет себестоимости;

     — использование фонда заработной платы, формируемого за счет прибыли.

     Также для определения размеров и порядка  премирования работников магазина существует Положение о премировании работников ЧТУП за основные результаты хозяйственной деятельности. Оно определяет:

  1. Условия, показатели и размер премирования:
    • работников подразделений;
    • работников аппарата управления и вспомогательной службы (грузчики, уборщицы).
  1. Порядок утверждения, начисления и выплаты премии:
    • основание для расчета размера премии — данные оперативного учета;
    • конкретный размер премии работника определяется ежемесячно комиссией по подведению итогов хозяйственной деятельности;
    • выплата премий производится на основании приказа директора ЧТУП.

     2.7 Источники поступления  товаров

     Поставку  товаров для предприятия осуществляют торговые оптовые фирмы, склады, оптовые рынки, заводы-изготовители.

     Как правило, договора со всеми поставщиками заключаются сроком на один год, обычно, с начала до конца года.

     В договорах на поставку товаров предусмотрены  следующие условия:

  • срок действия договора;
  • полное наименование сторон, заключивших договор;
  • предмет договора;
  • цена и общая сумма договора;
  • порядок расчетов и поставки;
  • порядок приемки и возврата залоговой тары;
  • права, обязанности и ответственность сторон;
  • форс-мажорные обстоятельства;
  • разрешение споров;
  • прочие особенные условия.

     Как правило, договорами поставки предусматривается, что доставка продукции осуществляется транспортом поставщика на условиях франко-станции назначения, транспортные расходы несет поставщик.

     Специалисты предприятия при заключении договоров с поставщиками продовольственных товаров учитывают ряд особых требований товароснабжения этими товарами, являющихся в значительной своей части скоропортящимися. Периодичность доставки этих продуктов диктуется нормативными сроками реализации, которые и закладываются в основу определения периодичности доставки скоропортящихся продуктов.

     Основными документами, на основании которых  поступают товары, являются счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, спецификации к договорам поставок.

     После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание уделяется минимизации товарных потерь. Это достигается путем создания условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимального размещения товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских помещений.

     Стратегией  предприятия является расширение и укрепление хозяйственных связей. Взаимоотношения торгового предприятия и основных поставщиков строятся на долговременных договорах, при которых оплата товаров, как правило, осуществляется либо по факту поставки с отсрочкой платежа, либо по мере реализации полученного товара, что позволяет снизить потребность предприятия в дополнительных оборотных средствах.

     В настоящее время поставщиками предприятия  являются около 100 субъектов хозяйствования – предприятия пищевой промышленности, фирмы негосударственной формы собственности, индивидуальные предприниматели.

     Предприятие сотрудничает со следующими белорусскими поставщиками: РУП «Минский хлебокомбинат № 3», КУП «Минский мясокомбинат», КПУП «Минский гормолзавод № 3», КУП «Минский маргариновый завод», РУП «Минск Кристалл», ОАО «Крыница», УЧП «Дарида», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Городской молочный завод № 1», ОАО «Птицефабрика Дзержинская», ООО «Колорэкспресс». Среди импортеров, с которыми взаимодействует ТПЧУП, можно отметить ОДО «Мостра групп», ООО «Авалонторг» и др.

     Проведя анализ структуры поставщиков, можно  отметить, что коммерческая служба ЧТУП сотрудничает как с белорусскими предприятиями-изготовителями, посредниками белорусских производителей, так и с посредниками, представляющими импортные товары. В основном используется 30%-ая наценка на эти товары, однако торговая наценка на продукцию некоторых поставщиков не превышает 25%. Как правило, оплата поставленных товаров происходит по мере реализации, но с некоторыми поставщиками практикуется оплата в течение 10-20 банковских или календарных дней.

     Специалисты коммерческой службы предприятия постоянно  производят контроль за своевременностью и качеством поставок товаров, отслеживают  недобросовестных поставщиков, принимают  меры при необходимости. Как правило, поставщик обязан представить товары в торговую организацию в течение 5 дней с момента подачи заявки.

     Закупке товаров в магазине предшествует планирование, т.е. выявление потребности  в товарах с учетом спроса со стороны  потенциальных покупателей, определяются качественные и количественные характеристики товара. Оно осуществляется на основе данных предыдущих периодов. Ответственно проведя планирование закупок, можно рассчитывать на быструю реализацию, высокую товарооборачиваемость, а, следовательно, получение прибыли.

     Количество  закупаемых товаров определяется товароведами самостоятельно в зависимости от финансовых возможностей предприятия. В целях удовлетворения потребностей населения и обеспечения широкого выбора отечественной продукции магазин стремиться обеспечивать наличие товаров белорусского производства не менее 70% от общего количества закупаемой продукции.

     Источниками закупок являются отрасли народного  хозяйства, кооперативы, частные производители, поставщики импорта. Закупка товаров производится у белорусских предприятий-производителей, а также импортеров, представляющих зарубежных производителей.

     Закупка осуществляется по требованиям-заявкам (заказам) товароведов в соответствии с договорами, заключенными на оптовых  ярмарках.

     Договора  на поставку товаров заключаются  по общим формам. В них определены предмет договора, сроки и условия  поставки, качество, упаковка, маркировка, сумма договора, цена товара, порядок  расчетов, претензии по качеству и  количеству, ответственность, реквизиты сторон, дополнительные и прочие условия. Как правило, договора со всеми оптовыми продавцами заключаются на срок один год, действуют до 31 декабря отчетного года и должны перезаключаться с 1 января следующего года. Разовые, сезонные договора заключаются в случаях, когда продукция является сезонной, либо если у основного поставщика на складе нет необходимого количества товара.

Информация о работе Организация самообслуживания на предприятиях торговли