Организация самообслуживания на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах.

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ

     Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере  розничной торговли заканчивается  процесс обращения товаров и  они переходят в сферу личного  потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.

     Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах.

     На  предприятиях розничной торговли завершается  процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной стоимости в денежную, создается экономическая основа для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Доля торговой отрасли в стоимости конечного общественного продукта развитых стран колеблется от 15 до 25%, а в валовом внутреннем продукте России доля торговли превышает 22%.

     В условиях постоянно изменяющейся экономической  ситуации значительно ужесточилась конкуренция между предприятиями  розничной торговли. В связи с этим объективно появилась необходимость в применении современных и эффективных методов продажи товаров. Это и определяет актуальность изучаемой темы.

     Мировая практика свидетельствует о том, что наиболее привлекательным с  точки зрения покупателей, и прибыльным, с точки зрения розничного торговца, является метод самообслуживания.

     Самообслуживание дает возможность объединить предпочтения покупателя и возможности субъектов розничной торговли, поскольку отвечает их интересам.

     Сущность  самообслуживания состоит в том, что покупателю представлена возможность  самостоятельного осмотра, отбора и  доставки отобранных товаров в узел расчета. При этом время, затрачиваемое на совершение покупки, зависит от самого покупателя.

     Однако  отпуск некоторых товаров в силу их специфических особенностей по санитарно-гигиеническим  требованиям, а также из-за отсутствия надлежащего упаковочного материала осуществляется в магазинах самообслуживания с помощью продавца, с последующей оплатой стоимости этих товаров в едином расчетном узле. Но при всех способах обслуживания покупателей сохраняется основной принцип работы магазинов самообслуживания – получение товаров с последующей оплатой.

     Особенно  перспективно самообслуживание при  продаже продовольственных товаров, так как основой построения ассортимента в данном случае являются товары повседневного  спроса. Ассортимент и качество таких товаров хорошо известны покупателю, а также большинство продовольственных товаров приобретается комплексно и регулярно.

     Особое  значение самообслуживание приобретает  в условиях значительного роста  числа субъектов розничной торговли, обусловленного повышением предпринимательской активности и усилением конкуренции на потребительском рынке.

     В рыночной экономике любого типа торговли вместе с финансовой и банковской системами образует ту наиболее значимую часть инфраструктуры, без которой  она просто не может функционировать. Рынок как таковой создают независимые товаропроизводители, вступающие в конкуренцию между собой. Но столь же бесспорно и то, что они не смогли бы ни конкурировать, ни вообще получать искомые выгоды от своей производственно-сбытовой деятельности, не будь торговых посредников, торговли, которую смело можно назвать главным маховиком товарно-денежного оборота.

     Характер  и структура операций по продаже  товаров зависят прежде всего  от ассортимента реализуемых товаров  и методов их продажи. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

     За  последние годы магазины самообслуживания стали неотъемлемой частью современной жизни. Если в начале 90-х супермаркеты были в новинку покупателю, то сегодня они есть практически на каждом углу. Подавляющее большинство сетевых магазинов столицы работают в рамках этой системы.

     Опыт  показывает, что переход на самообслуживание способствует росту прибыли за счет сокращения издержек и роста товарооборота. Согласно мировой статистике, введение самообслуживания увеличивает товарооборот на 35%.  

 

  1. Организация самообслуживания на предприятиях торговли

    1.1 Самообслуживание: сущность, преимущества и недостатки.

     В розничной торговле применяют следующие  методы продажи товаров:

    • самообслуживание;
    • через прилавок обслуживания;
    • по образцам;
    • с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;
    • по предварительным заказам [7, с.23].

   Продажа товаров на основе самообслуживанияодин из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами.

   Этот  метод применяется при продаже  большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания [7, c.36].

   В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:

  • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о товарах, услугах и т.д.;
  • получение покупателем корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
  • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
  • оплата купленных товаров;
  • возврат корзины или тележки на место их концентрации.

    Перечень  этих операций может быть расширен при продаже технически сложных  товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (консультация, проверка исправности товаров и т.д.).

    Основными признаками самообслуживания являются:

  • Свободный доступ ко всем выставленным в торговом зале товарам;
  • применение современного торгово-технологического оборудования для размещения и выкладки товаров и линейной системы его расстановки;
  • Предоставление покупателям наилучших условий для движения в торговом зале и оказание им помощи в выборе товаров (квалифицированная консультация работников торгового зала, наличие информационных указателей, сообщающих о размещении товаров и торговых отделов, секций, строгое определенная система выкладки и размещения товаров, услуги бюро обслуживания, радиообъявления);
  • Доставка покупателями отобранных товаров в тележках, корзинах и другой инвентарной таре к узлу расчета;
  • Организация единого узла расчета и узлов расчета на линиях оборудования;
  • Проверка отобранных покупателями товаров осуществляется только один раз при их оплате в узле расчета [8, c.98].

    Преимущества  самообслуживания по сравнению с  прилавочной системой торговли очевидны. Во-первых оно значительно привлекательнее для покупателей. Людям нравится посмотреть на товар вблизи, пощупать его руками. Клиентам магазина предоставлено гораздо больше свободы. Они могут сами отобрать наиболее качественные, с их точки зрения, образцы продукции, а если учесть, что, по мнению специалистов в области торговли, самообслуживание позволяет увеличить ассортимент товаров, то и выбор становится значительно больше. Помимо этого покупателей привлекает высокая скорость обслуживания. Подавляющее большинство населения нашей страны устало от очередей. Если в прилавочном магазине в вечерние часы можно простоять по 30-40 минут в каждом отделе, то в супермаркетах очередь, как правило, стоит только в кассу.

    Во- вторых еще одно немаловажное преимущество самообслуживания по сравнению с прилавочной системой торговли состоит в том, что оно позволяет магазину сократить затраты на персонал. Если в прилавочном магазине в каждом отделе должен работать как минимум один продавец плюс несколько человек на кассах, то в супермаркете достаточно 5-6 кассиров [5, c.97].

    Пожалуй, единственной серьёзной проблемой, встающей перед руководителем, решившим организовать магазин самообслуживания, является проблема персонала. Именно по этой причине сложно реорганизовать магазин прилавковой торговли в магазин самообслуживания, поскольку переучить старый персонал трудно, а в некоторых случаях просто невозможно. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы является набор молодых кадров с их последующим обучением. Важным резервом совершенствования самообслуживания является применение тары-оборудования. Продажа товаров в таре-оборудовании вносит существенные изменения в технологический процесс и создаёт много дополнительных удобств как покупателям, так и магазину. Поскольку тара-оборудование, кроме транспортной тары, выполняет функции торгового оборудования, она по своему устройству должна способствовать повышению эффективности процесса продажи.

    У самообслуживания, безусловно, много  плюсов, но есть одно, самое главное  преимущество по сравнению с другими  видами продаж – это совершение покупателем незапланированных покупок. Это действительно так. Зачастую человек приходит в магазин не как покупатель, а чтобы просто познакомиться с магазином, ознакомиться с его ассортиментом и услугами, которые он предоставляет (особенно это часто бывает, когда магазин только открылся, и люди не успели в нём побывать). Человек ходит по магазину, знакомится с товаром. Неожиданно ему что-то приглянулось, и он решает купить этот товар. Один из весомых аргументов в пользу самообслуживания – эффективное использование торгового пространства. На одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить большее количество товаров чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю. За счет более рационального использования выкладки товаров возможно увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на тридцать процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия.

    Наряду  свыше сказанным, самообслуживание не является универсальной формой торговли, применимой для всех типов товаров и торговых предприятий. Некоторой продукцией, например тортами или свежим мясом, можно торговать только с прилавка. Во-первых, этот товар требует аккуратного обращения, что не всегда можно гарантировать в условиях, когда он находится в свободном доступе. Во-вторых, он считается достаточно сложным и нередко требует профессиональной консультации продавца. Поэтому даже в супермаркетах в ряде отделов приходится сохранять прилавки. В первую очередь это кондитерские изделия, кулинария, в ряде магазинов — кофейные лавки.

    Покупателям не всегда легко разобраться в  разнообразии сортов весового кофе. Иногда в рамках прилавочной торговли оставляют  колбасу, сыр, молочные продукты. Все вышеперечисленное представляет собой товар высокой ценовой категории, поэтому затраты на заработную плату стоящим за прилавком продавцам-консультантам, как правило, окупаются, однако в большинстве магазинов стараются свести прилавки к минимуму.

    Помимо  специализированных магазинов, самообслуживание нерентабельно в малом формате, где торговая площадь не превышает 100 кв. м. Как правило, это небольшие  магазинчики, куда жители окрестных  домов ежедневно приходят за продуктами.

    Введение  самообслуживания в магазинах «возле дома» невозможно по целому ряду причин. В первую очередь, здесь элементарно тесно. Большинство специалистов полагают, что введение самообслуживания рентабельно при площади торгового зала не менее 100 кв. м. Ведь основное преимущество самообслуживания в увеличении числа клиентов, а следовательно росте товарооборота, и сокращении затрат на заработную плату. Что касается маленького магазина, то, во-первых, он физически не в состоянии обслуживать большое количество покупателей, и, во вторых, численность персонала в нем и без того невелика. Таким образом, без расширения торговой площади переход на самообслуживание невозможен.  

    1.2 Покупка товаров в магазинах системы самообслуживания. 

    При продаже товаров посредством  самообслуживания товары открыто выложены на оборудование в торговом зале. Планировка торгового зала, как правило, линейная. Покупатель входит в торговый зал магазина (секции) самообслуживания, оставив при необходимости на хранение вещи, принесённые с собой, получая взамен номерок от ячейки шкафа, куда помещают его вещи.

Информация о работе Организация самообслуживания на предприятиях торговли