Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах.
ВВЕДЕНИЕ
Розничная
торговля является важнейшей отраслью
хозяйственной деятельности. В сфере
розничной торговли заканчивается
процесс обращения товаров и
они переходят в сферу личного
потребления. Розничная торговля - реализация
товаров непосредственно
Розничная
торговля является одним из наиболее
динамично развивающихся
На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в произведенные предметы потребления, происходит превращение товарной стоимости в денежную, создается экономическая основа для возобновления производства товаров и создаются стартовые возможности для нового цикла производства. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства. Доля торговой отрасли в стоимости конечного общественного продукта развитых стран колеблется от 15 до 25%, а в валовом внутреннем продукте России доля торговли превышает 22%.
В
условиях постоянно изменяющейся экономической
ситуации значительно ужесточилась
конкуренция между
Мировая практика свидетельствует о том, что наиболее привлекательным с точки зрения покупателей, и прибыльным, с точки зрения розничного торговца, является метод самообслуживания.
Самообслуживание дает возможность объединить предпочтения покупателя и возможности субъектов розничной торговли, поскольку отвечает их интересам.
Сущность самообслуживания состоит в том, что покупателю представлена возможность самостоятельного осмотра, отбора и доставки отобранных товаров в узел расчета. При этом время, затрачиваемое на совершение покупки, зависит от самого покупателя.
Однако отпуск некоторых товаров в силу их специфических особенностей по санитарно-гигиеническим требованиям, а также из-за отсутствия надлежащего упаковочного материала осуществляется в магазинах самообслуживания с помощью продавца, с последующей оплатой стоимости этих товаров в едином расчетном узле. Но при всех способах обслуживания покупателей сохраняется основной принцип работы магазинов самообслуживания – получение товаров с последующей оплатой.
Особенно
перспективно самообслуживание при
продаже продовольственных
Особое
значение самообслуживание приобретает
в условиях значительного роста
числа субъектов розничной
В рыночной экономике любого типа торговли вместе с финансовой и банковской системами образует ту наиболее значимую часть инфраструктуры, без которой она просто не может функционировать. Рынок как таковой создают независимые товаропроизводители, вступающие в конкуренцию между собой. Но столь же бесспорно и то, что они не смогли бы ни конкурировать, ни вообще получать искомые выгоды от своей производственно-сбытовой деятельности, не будь торговых посредников, торговли, которую смело можно назвать главным маховиком товарно-денежного оборота.
Характер и структура операций по продаже товаров зависят прежде всего от ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. В магазинах, применяющих различные методы продажи, содержание операций по продаже товаров существенно отличается. Под такими операциями понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.
За последние годы магазины самообслуживания стали неотъемлемой частью современной жизни. Если в начале 90-х супермаркеты были в новинку покупателю, то сегодня они есть практически на каждом углу. Подавляющее большинство сетевых магазинов столицы работают в рамках этой системы.
Опыт
показывает, что переход на самообслуживание
способствует росту прибыли за счет сокращения
издержек и роста товарооборота. Согласно
мировой статистике, введение самообслуживания
увеличивает товарооборот на 35%.
1.1 Самообслуживание: сущность, преимущества и недостатки.
В розничной торговле применяют следующие методы продажи товаров:
Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца. Отобранные товары оплачиваются в узлах расчета, обслуживаемых контролерами-кассирами.
Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Товары, требующие нарезки, упаковки и т.д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания [7, c.36].
В магазинах самообслуживания функции работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю за их сохранностью. Процесс продажи здесь состоит из следующих основных операций:
Перечень этих операций может быть расширен при продаже технически сложных товаров, когда требуется помощь продавца-консультанта (консультация, проверка исправности товаров и т.д.).
Основными признаками самообслуживания являются:
Преимущества самообслуживания по сравнению с прилавочной системой торговли очевидны. Во-первых оно значительно привлекательнее для покупателей. Людям нравится посмотреть на товар вблизи, пощупать его руками. Клиентам магазина предоставлено гораздо больше свободы. Они могут сами отобрать наиболее качественные, с их точки зрения, образцы продукции, а если учесть, что, по мнению специалистов в области торговли, самообслуживание позволяет увеличить ассортимент товаров, то и выбор становится значительно больше. Помимо этого покупателей привлекает высокая скорость обслуживания. Подавляющее большинство населения нашей страны устало от очередей. Если в прилавочном магазине в вечерние часы можно простоять по 30-40 минут в каждом отделе, то в супермаркетах очередь, как правило, стоит только в кассу.
Во- вторых еще одно немаловажное преимущество самообслуживания по сравнению с прилавочной системой торговли состоит в том, что оно позволяет магазину сократить затраты на персонал. Если в прилавочном магазине в каждом отделе должен работать как минимум один продавец плюс несколько человек на кассах, то в супермаркете достаточно 5-6 кассиров [5, c.97].
Пожалуй, единственной серьёзной проблемой, встающей перед руководителем, решившим организовать магазин самообслуживания, является проблема персонала. Именно по этой причине сложно реорганизовать магазин прилавковой торговли в магазин самообслуживания, поскольку переучить старый персонал трудно, а в некоторых случаях просто невозможно. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы является набор молодых кадров с их последующим обучением. Важным резервом совершенствования самообслуживания является применение тары-оборудования. Продажа товаров в таре-оборудовании вносит существенные изменения в технологический процесс и создаёт много дополнительных удобств как покупателям, так и магазину. Поскольку тара-оборудование, кроме транспортной тары, выполняет функции торгового оборудования, она по своему устройству должна способствовать повышению эффективности процесса продажи.
У самообслуживания, безусловно, много плюсов, но есть одно, самое главное преимущество по сравнению с другими видами продаж – это совершение покупателем незапланированных покупок. Это действительно так. Зачастую человек приходит в магазин не как покупатель, а чтобы просто познакомиться с магазином, ознакомиться с его ассортиментом и услугами, которые он предоставляет (особенно это часто бывает, когда магазин только открылся, и люди не успели в нём побывать). Человек ходит по магазину, знакомится с товаром. Неожиданно ему что-то приглянулось, и он решает купить этот товар. Один из весомых аргументов в пользу самообслуживания – эффективное использование торгового пространства. На одной и той же площади магазина самообслуживания можно разместить большее количество товаров чем в магазинах секционной или прилавочной торговли, что в свою очередь позволяет существенно расширить ассортимент товаров предлагаемых покупателю. За счет более рационального использования выкладки товаров возможно увеличить ассортимент, представленный в торговом зале как минимум на тридцать процентов. Это позволит получать гораздо больший доход от предприятия.
Наряду свыше сказанным, самообслуживание не является универсальной формой торговли, применимой для всех типов товаров и торговых предприятий. Некоторой продукцией, например тортами или свежим мясом, можно торговать только с прилавка. Во-первых, этот товар требует аккуратного обращения, что не всегда можно гарантировать в условиях, когда он находится в свободном доступе. Во-вторых, он считается достаточно сложным и нередко требует профессиональной консультации продавца. Поэтому даже в супермаркетах в ряде отделов приходится сохранять прилавки. В первую очередь это кондитерские изделия, кулинария, в ряде магазинов — кофейные лавки.
Покупателям не всегда легко разобраться в разнообразии сортов весового кофе. Иногда в рамках прилавочной торговли оставляют колбасу, сыр, молочные продукты. Все вышеперечисленное представляет собой товар высокой ценовой категории, поэтому затраты на заработную плату стоящим за прилавком продавцам-консультантам, как правило, окупаются, однако в большинстве магазинов стараются свести прилавки к минимуму.
Помимо специализированных магазинов, самообслуживание нерентабельно в малом формате, где торговая площадь не превышает 100 кв. м. Как правило, это небольшие магазинчики, куда жители окрестных домов ежедневно приходят за продуктами.
Введение
самообслуживания в магазинах «возле
дома» невозможно по целому ряду причин.
В первую очередь, здесь элементарно тесно.
Большинство специалистов полагают, что
введение самообслуживания рентабельно
при площади торгового зала не менее 100
кв. м. Ведь основное преимущество самообслуживания
в увеличении числа клиентов, а следовательно
росте товарооборота, и сокращении затрат
на заработную плату. Что касается маленького
магазина, то, во-первых, он физически не
в состоянии обслуживать большое количество
покупателей, и, во вторых, численность
персонала в нем и без того невелика. Таким
образом, без расширения торговой площади
переход на самообслуживание невозможен.
1.2
Покупка товаров в магазинах
системы самообслуживания.
При продаже товаров посредством самообслуживания товары открыто выложены на оборудование в торговом зале. Планировка торгового зала, как правило, линейная. Покупатель входит в торговый зал магазина (секции) самообслуживания, оставив при необходимости на хранение вещи, принесённые с собой, получая взамен номерок от ячейки шкафа, куда помещают его вещи.
Информация о работе Организация самообслуживания на предприятиях торговли