Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах.
Согласно основным правилам работы магазина работникам магазина самообслуживания не разрешается при входе покупателей в зал обязывать их оставлять свои личные вещи. При желании покупателя он может оставить личные вещи. Магазин обязан обеспечить их сохранность для чего устанавливается соответствующее оборудование (стеллажи, полки и др.). Не разрешается также требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретённых в других магазинах, ставить на них штампы или делать другие отметки. Если покупатель не выполняет правила, обязывающие его отбирать товары в инвентарную корзину (тележку), контролёры-кассиры вправе не обслуживать такого покупателя.
Контролёры-кассиры, ведущие расчёт с покупателем, должны хорошо знать ассортимент продаваемых товаров, розничные цены, порядок получения денег за проданный товар, правила эксплуатации и ухода за кассовыми машинами, уметь пользоваться прейскурантом. На время непродолжительного отсутствия контролёров-кассиров на рабочих местах их должны заменять директор магазина, его заместитель или старший кассир. При продаже товаров по форме самообслуживания важно обеспечить точность и быстроту расчётов с покупателем. С этой целью контролёры-кассиры должны не только знать цены на товары, но и владеть большой скоростью считывания сумм с упаковки и « слепым методом» работы на кассовой машине. Этот метод работы не только ускоряет обслуживание покупателей, но и сокращает количество ошибок при наборе сумм на клавиатуре, выдаче сдачи, уменьшает усталость контролёра-кассира, способствует более тесному контакту с покупателем, установлению доброжелательного отношения.
В торговом зале покупатели самостоятельно знакомятся с выложенными товарами, а если нужно обращаются за советом к консультанту торгового зала. При отборе товаров покупатели могут воспользоваться инвентарными корзинами или тележками. Особенно рекомендуется их использование при продаже хозяйственных, галантерейных, парфюмерных, трикотажных, чулочно-носочных, школьно-письменных товаров. Для удобства покупателей на рабочем месте контролёра-кассира или вблизи него могут быть открыто выложены мелкие или сопутствующие товары, которые покупатель может купить при выходе из магазина. После того как покупатель набрал нужный ему товар, он идёт к единому узлу расчёта. Единый узел – способ организации торгово-технологического процесса, при котором расчёт за все отобранные покупателем товары осуществляется в одном определённом месте торгового зала – у выхода (входа-выхода) из магазина или торгового зала многоэтажных зданиях. Подойдя к узлу расчёта, покупатель ставит инвентарную корзину на полку ближайшей кассовой кабины, ожидает, когда контролёр-кассир подсчитает стоимость покупки, оплачивает её и, пройдя к столу, перекладывает товары в свою сумку. Контролёр-кассир обязан вручить покупателю товарно-кассовый чек как подтверждение правильности расчётов.
Самообслуживание
создаёт благоприятную
Широкому
развитию самообслуживания способствует
целый ряд социально-
Определённую роль в процессе покупки товара играет и продавец , хотя самообслуживание уже само под себя подразумевает , что покупатель сам выбирает товар , он может проконсультироваться с продавцом , поэтому поведение продавца может создавать атмосферу , стимулирующую покупку или отбивающую мысль о ней .
Использование
сетчатых тележек делает процесс покупки
гласным, что предаёт ей силу внушения
. Очередь у кассы , где все стоят с наполненными
тележками, - зона особенно сильного взаимовлияния
покупателя . Здесь они видят, что покупают
другие, при наличии интереса спрашивают
впечатления от прежних покупок . В этом
контексте очередь у кассы ( в пределах,
когда не вызывает сильного раздражения
и не толкает к переходу в другой магазин)
является не издержкой торгового процесса,
а важным рычагом в повышения его эффективности.
1.3
Технологическое оборудование
В
магазинах самообслуживания широко
используется новая торговая техника,
создаются условия для
Рабочие места кассиров оборудованы сканерами штрих-кодов. Кассы соединены в локальную сеть, на рабочее место кассира устанавливается кассовый терминал в состав которого входят: кассовый аппарат, компьютер, считыватель штрих-кодов. Возможно подключение дополнительного оборудования. На компьютер устанавливается программа для работы с кассовым аппаратом и штрих-кодом товара, в функции которой входит регистрация покупки, печать чека и взаимодействие с внешними устройствами: сканером штрих-кодов, специализированной клавиатурой со считывателем магнитных карт и т.п. Электронные весы также находятся в зале самообслуживания. Работники магазина взвешивают товар, весы автоматически выдают этикетку со штрих-кодом, в котором содержится вся информация о данном товаре. При расчёте с покупателем кассир с помощью сканера сканирует штрих-код весового товара, касса распознаёт этот код и выдаёт его цену [4, c.56].
В месте приёмки товара находятся рабочие места операторов, которые приходуют товар. Товарам, пришедшим без штрих-кодов производителя, система присваивает уникальный код и распечатывает этикету на принтере этикеток. Со своего рабочего места оператор загружает данные о товарах и ценах через общий сервер во все кассы. При использовании электронных весов данные о товарах загружаются в весы. Продажа осуществляется только по кодам (штрих-кодам) товаров. При закрытии кассовой смены на компьютер оператора (сервер) по каналам связи от касс приходят отчёты о продажах по каждому коду товара. С помощью специальной программы они обрабатываются и сохраняются. Для автоматизации процесса инвентаризации в торговом зале и на складе применяется терминал сбора данных, который накапливает данные о наличии товаров, а затем через основной сервер передаёт их на компьютеры касс [4, c.58].
1.4. Продажа товаров по методу самообслуживания в промтоварных магазинах.
При введении метода самообслуживания в промтоварных магазинах самое главное — правильно определить ассортимент товаров, которые можно продавать без помощи продавца. Например, при продаже тканей или готового платья необходима консультация и помощь продавца. А такие товары, как обувь, постельное белье, игрушки, изделия из бумаги, обои, фарфоро-фаянсовая посуда, лаки и краски, предметы домашнего обихода, мужские сорочки, скатерти, салфетки, мыло, щетки, кухонная и столовая посуда, а также другие хозяйственные товары, чемоданы, детали и мелкие электротовары, раскладная мебель, книги, фаянсовые изделия, химикаты и удобрения, можно продавать по методу самообслуживания.
Организация и техника торговли по методу самообслуживания в промтоварных магазинах заключается в следующем:
1. Весь ассортимент товаров размещают по группам, видам и назначению, выкладывают на специальных прилавках островного типа и в пристенных шкафах. Для выкладки обуви и штучных текстильных товаров применяют, как правило, наклонные полки, а для посудохозяйственных товаров — горизонтальные.
2. Все товары снабжают ценниками; в необходимых случаях в торговом зале устанавливаются специальные щиты, на которых указываются назначение и способы употребления товара.
Покупатель может подойти ко всем товарам, имеющимся в магазине, самостоятельно осмотреть и отобрать нужный ему товар.
3. Взяв отобранный товар, покупатель идет к рабочему месту контролера-кассира, находящемуся обычно у выхода из магазина. На рабочем месте контролера-кассира устанавливаются кассовые аппараты. Контролер-кассир выбивает чек, упаковывает товар и вручает его вместе с чеком покупателю.
Структура и последовательность операций торгово-технологического процесса в магазинах самообслуживания представлена на рисунке 1.
Процесс продажи товаров в магазине самообслуживания требует четкой организации, а именно:
Рисунок
1. Структура и последовательность операций
торгово-технологического процесса в
магазинах самообслуживания
Ускорение
процесса продажи товаров дает возможность
увеличить пропускную способность
магазина в несколько раз. Подсчитано,
что перевод на самообслуживание
одной тысячи действующих магазинов
равнозначен строительству 200 новых магазинов
обычного типа на 4—5 рабочих мест каждый.
2.1 Общая характеристика ЧТУП «Эллада».
Частное торговое унитарное предприятие «Эллада», далее — «ЧТУП», «предприятие», «магазин») создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Предприятие зарегистрировано решением Минского областного исполнительного комитета от 27.09.2007 года № 674, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, свой расчетный, валютный и иные счета, печати и штампы со своим наименованием, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. ЧТУП «Эллада» действует на основании Устава. (Приложение А).
Целью
деятельности предприятия является
осуществление хозяйственной
Предметом деятельности являются:
— Оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
— Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями.
Информация о работе Организация самообслуживания на предприятиях торговли