Организация самообслуживания на предприятиях торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Описание работы

Розничная торговля является важнейшей отраслью хозяйственной деятельности. В сфере розничной торговли заканчивается процесс обращения товаров и они переходят в сферу личного потребления. Розничная торговля - реализация товаров непосредственно населению для личного потребления.
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики не только в Республике Беларусь, но и в зарубежных странах.

Работа содержит 1 файл

Готовый.doc

— 295.50 Кб (Скачать)

     — Неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами.

     — Прочие виды деятельности в соответствии с общегосударственным классификатором видов деятельности.

     Структура аппарата управления ЧТУП имеет вид:

 

 

     В соответствии со структурой главным  руководителем и представителем предприятия является директор. У  директора в подчинении находятся  главный бухгалтер, заместитель и заведующий отделом торговли. Заместителю подчиняются экономисты и товароведы ЧТУП. Заведующему отделом торговли подчиняются продавцы, кассиры, контролер торгового зала, грузчики и уборщицы. Главный бухгалтер заведует вопросами бухгалтерского учета. В его подчинении находится бухгалтерия.

     Заместитель директора отвечает за следующие  направления деятельности предприятия:

     • организацию обеспечения необходимыми товарами требуемого качества;

     • руководство разработкой проектов планов и балансов материально-технического снабжения, планов создания необходимых запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах с использованием прогрессивных норм расхода;

     • обеспечение подготовки экономистами и товароведами заключения договоров с поставщиками, изучение целесообразности и возможности установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материальных ресурсов и прочее.

     Отдел торговли осуществляет следующие функции:

     — приемка товаров со склада в отдел;

     — реализация товаров оптом и в  розницу;

     — применение прогрессивных форм торгового  обслуживания;

     — создание условий для правильного  выбора товаров покупателями;

     — оформление кассовых и товарных операций, а также выдача покупателям товарных чеков;

     — доведение информации о товарах  до сведения покупателей при продаже  товаров, а также предоставление для ознакомления документов, предусмотренных  законодательством (сертификаты, заключения пр.);

     — обеспечение исправности торгового  оборудования, контрольно-кассовых машин, средств измерения, соблюдения правил хранения и использование торгового  инвентаря;

     — сбор сведений о результатах продаж и качестве обслуживания покупателей, реализация мероприятий по повышению качества торгового обслуживания, по сокращению сроков и затрат на ведение торговых операций.

     2.2 Режим работы.

     Согласно  специального разрешения (лицензии) ЧТУП “Эллада”с первого мая по тридцатое сентября работает с 10:00 до 17:00, без обеденного перерыва; в субботу – с 10:00 до 16:00, без обеденного перерыва; в воскресенье: с 10:00 до 16:00, без обеденного перерыва. Начиная с первого октября по тридцатое апреля магазин работает с 10:00 до 20:00, без обеденного перерыва; в субботу и воскресенье – с 10:00 до 17:00, без обеденного перерыва.

 

    2.3 Характеристика  розничной торговой  сети

     Необходимо  отметить, что операции, выполняемые на стадии продажи товаров, являются наиболее ответственными, так как они связаны с непосредственным обслуживанием покупателей. В отделе розничной торговли применяются следующие методы продажи товаров:

     — самообслуживание;

     — через прилавок обслуживания;

     Таким образом, избранный Предприятием способ продажи товаров на основе самообслуживания является одним из самых удобных для покупателей методом продажи товаров, так как позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазина, расширить объем реализации товаров, что способствует более рационально распределить функции между работниками магазина. Товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продаются в магазине через прилавок обслуживания, так как требуют непосредственного участия продавцов в процессе продажи.

      В магазине «Эллада» процесс самообслуживания состоит из следующих основных операций:

  • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор товаров покупателем и доставка их в узел расчета;
  • подсчет стоимости отобранных товаров и получение чека;
  • оплата купленных товаров;
  • упаковка приобретенных товаров и укладка их в сумку покупателя;
  • возврат инвентарной корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

      Торговый  персонал обеспечивает строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зала магазина, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупатель может оставить у входа в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. д., при этом магазин обеспечивает их сохранность.

      Отобранные  товары покупатели укладывают в инвентарную  корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания. В узле расчета покупателю вручают кассовые чеки, служащие подтверждением правильности расчетов, и в случае необходимости, основанием для обмена товаров. Запрещено устраивать двойной контроль при расчетах с покупателями. Администрация магазина имеет право проводить лишь выборочную проверку правильности оплаты и контролировать работу кассира.

      Для того, чтобы ускорить расчетные операции с покупателями, в магазине оборудовн единый узел расчета. Напряженность работы контролеров-кассиров в часы «пик» регулирeтся. Ускорению расчетов с покупателями способствует также применение быстродействующих и автоматизированных кассовых машин, а также механизированных расчетных узлов с механизмом для автоматической выдачи сдачи, конвейером для перемещения товаров и другими устройствами, облегчающими и ускоряющими расчетные операции с покупателями.

     На  предприятии имеется следующее  оборудование для складского хранения товаров, разделенное на следующие  подгруппы: для укладки и хранения тарно-штучных товаров; для хранения навалочных и насыпных товаров; для хранения наливных товаров. Для укладки и хранения тарно-штучных грузов применяются универсальные сборно-разборные стеллажи для хранения различных продовольственных товаров в таре или на поддонах. Поддоны применяются плоские, стоечные и ящичные. Плоские поддоны используются для пакетирования товаров в ящиках, мешках, а также другой таре. Стоечные поддоны применяются для хранения товаров в картонных коробках (крупы, печенье, конфеты и пр.). В ящичные поддоны укладываются товары в коробках, связках, свертках и легкоповреждаемые грузы.

     Использование поддонов на складах предприятия создает необходимые условия для механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ, сокращения трудовых затрат, более эффективного использования площади и емкости складских помещений.

     В ЧТУП для хранения овощей используются деревянные закрома с ячейками, образуемыми внутренними перегородками.

     Для выполнения технологических операций по приемке, хранению и отправке товаров покупателям на складах выделены соответствующие зоны:

     — разгрузки транспортных средств;

     — приемки товаров по количеству и качеству;

     — хранения и фасовки товаров;

     — отборки и комплектования заказов покупателей (оптовый склад);

     — погрузки автомобильного транспорта.

     Указанные зоны склада связаны между собой  необходимыми проходами. Зона разгрузки  транспортных средств примыкает  к зоне приемки товаров по количеству и качеству, где размещаются также рабочие места товароведов.

     Под зону хранения товаров отведена основная часть площади склада. К зоне хранения примыкают зоны фасовки и упаковки товаров, комплектования заказов оптовых покупателей. Такой принцип внутренней планировки помещений (зон) складов позволяет обеспечить поточность и непрерывность складского технологического процесса.

    2.4 Ассортимент, потребительские свойства, качество товаров

    В целях насыщения рынка республики потребительскими товарами, обеспечения  надлежащей организации торговли широким  ассортиментом продовольственных  и непродовольственных товаров, на основании Положения о Министерстве торговли Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 961 Министерство торговли Республики Беларусь определяет перечень товаров отечественного производства, рекомендуемых для включения в ассортиментные перечни товаров для торговых объектов, осуществляющих розничную торговлю согласно приложению Б.

     Проведем  изучение предприятий-изготовителей товаров и их ассортимент за декабрь 2009 года (на основе данных из статистической отчетности формы «№ 3-торг (краткая)»). Результаты исследования приведены в приложении В.

     На  основе данных приложения В можно сделать вывод о том, что одинаковые по ассортименту товары разных производителей реализуются по-разному. Влияние на реализацию оказывают такие факторы, как: широта ассортимента, вкусовые качества, узнаваемость торговой марки, цена.

     Проведем  сравнение объема реализации аналогичных  товаров в зависимости от потребительских  свойств. Результаты представим в таблице 1:

 

 Таблица 1 – Объемы реализации товаров

Наименование  товара Поставщик Объем реализации, руб. Средняя цена единицы, руб.
Колбасы вареные КУП «Минский мясокомбинат» 457 500 12 920
ОАО «Птицефабрика  Дзержинская» 268 500 10 850
Сосиски КУП «Минский мясокомбинат» 612 000 11 780
ОАО «Птицефабрика  Дзержинская» 402 600 9 710
Молоко КПУП «Минский гормолзавод № 3» 4 122 000 1 870
ОАО «Городской молочный завод № 1» 4 220 000 1 840
Кефир КПУП «Минский гормолзавод № 3» 2 900 000 1 910
ОАО «Городской молочный завод № 1» 2 487 520 1 900
Творог КПУП «Минский гормолзавод № 3» 4 856 740 7 600
ОАО «Городской молочный завод № 1» 4 963 340 7 800
 

     Из  таблицы видно, что по изделиям из мяса товары КУП «Минский мясокомбинат» пользуются большим спросом, чем товары ОАО «Птицефабрика Дзержинская» несмотря на более высокую среднюю цену за изделие. Это объясняется более высокими потребительскими свойствами (лучшие вкусовые качества, более широкий ассортимент) данной группы товаров. Аналогичная картина и для молочных продуктов (молоко и творог). Несмотря на более высокие средние цены, продукция ОАО «Городской молочный завод № 1» пользуется более высоким спросом, чем продукция КПУП «Минский гормолзавод № 3». Исключение составляет кефир, здесь наблюдается противоположная картина.

     К сожалению, можно охарактеризовать лишь фактическую структуру ассортимента товаров в магазине, так как  точных сведений о предпочтительном ассортименте работники не имеют, а  изучение спроса сводится в основном к элементарному учету товарной реализации, причем чаще по групповому ассортименту.

     Работники магазина при приемке товаров  и тары руководствуются Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о  приемке товаров по количеству и  качеству» от 26.04.1996г. № 285, если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Приемка товаров по количеству проводится по следующим параметрам: сверяется масса, число мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству проводится по следующим параметрам: выявление качества и комплектности товара, целостность упаковки, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат).

     При поступлении товаров в магазин  ответственные за приемку товаров  проверяют исправность упаковки, ее соответствие нормативно-технической  документации. Затем проводится вскрытие коробок, проверка наименований и пересчет товара с целью удостоверения соответствия этих позиций информации, представленной в товарно-транспортной накладной. Для импортных товаров обязательным является наличие маркировки на русском языке.

     Для проверки качества продуктовых товаров просматривается не менее 3% изделий от поступившей партии, и не менее 3 мест. При проверке качества таких товаров определяется соответствие поставленных товаров требованиям нормативно-технической документации по органолептическим показателям: внешний вид, однородность, цвет, запах изделий. При несоответствии органолептических показателей требованиям нормативно-технической документации бракуется вся партия (если дефекты выявлены в изделиях, составляющих более 3% партии), или бракуют только фактически выявленные изделия (если браковочные изделия составляют менее 3% от партии). Также обращается внимание на сроки хранения. Изделия, срок хранения которых истек, реализации не подлежат. Так как продуктовые товары обязательно сопровождаются удостоверением качества, то при их приемке обязательно проверяется наличие таких удостоверений.

Информация о работе Организация самообслуживания на предприятиях торговли