Организация маркетинговой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2011 в 11:52, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: маркетинговое исследование рынка клининговых услуг.

Задачи:

1. Описать основные характеристики рынка клининговых услуг в России.

2. Описать общую ситуацию на мировом рынке клининговых услуг.

3. Охарактеризовать основные тенденции и перспективы развития российского рынка клининговых услуг.

4. Получить общее представление о работе клининговых компаний г. Екатеринбурга и оказываемых ими услуг посредством экспертов и потребителей клининговых услуг.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепции маркетинговой деятельности 7

1.1. Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием. 9

1.2. Организация маркетинга на предприятии. 13

Глава 2. Маркетинговая деятельность на рынке клининговых услуг. 14

2.1. Современное состояние Российского рынка клининговых услуг. 14

2.2. Организация маркетинговой деятельности на примере предприятий клининговых услуг 20

2.3. Состояние Российского рынка клининговых услуг. Критерии выбора. 29

2.4. Тенденции и перспективы развития Российского рынка клининговых услуг 32

2.5. Результаты исследований 36

2.6. Результаты опроса потребителей 39

Заключение 40

Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

3. Сбытовая концепция, или концепция интенсификации коммерческих усилий, предполагает, что потребители будут покупать предлагаемые товары в достаточном объеме лишь в том случае, если компанией приложены определенные усилия по продвижению товаров и увеличению их продаж.

4. Концепция маркетинга. Эта концепция приходит на смену сбытовой концепции и изменяет ее содержание. Разница между сбытовой концепцией и концепцией маркетинга состоит в следующем: деятельность, основанная на сбытовой концепции, начинается с имеющегося в распоряжении фирмы товара. Деятельность же, основанная на концепции маркетинга, начинается с выявления реальных и потенциальных покупателей и их потребностей. Фирма планирует и координирует разработку определенных программ, направленных на удовлетворение выявленных потребностей.

5. Социально-этическая концепция маркетинга, характерная для современного этапа развития человеческой цивилизации, базируется на новой философии предпринимательства, ориентированной на удовлетворение разумных, здоровых потребностей носителей платежеспособного спроса. Ее цель состоит в обеспечении долговременного благосостояния не только отдельного предприятия, но и общества в целом.

     Вышеперечисленные концепции характеризуют различные  периоды и основные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие в развитых странах в уходящем столетии. В качестве доминирующей тенденции произошедших изменений выступает перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также на проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.

    1.1.Сущность и задачи маркетингового подхода в управлении предприятием

    Обеспечение эффективного развития и функционирования, как больших предприятий, так  и молодых фирм в условия рыночной системы хозяйствования в настоящее  время является сложной комплексной проблемой. В первую очередь это касается  таких ее сторон, как менеджмент и маркетинг.

Как показывает практика, в условиях трансформации  отечественной экономики в рыночную, маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.

    Маркетинговый подход – общепризнанное направление в создании и реализации фирмами продукции и услуг различного направления. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинговой сфере уделяется большое внимание, поскольку неэффективная маркетинговая система предприятия может привести не только к потерянной прибыли, но  и прямым убыткам. Маркетинговая система  как подсистема организационного управления существует в любой фирме, однако, степень ее развития и эффективности может иметь значительные различия. В организационном отношении в крупных  и средних фирмах управляющее звено маркетинговой системы – специальные службы и подразделения. В малой фирме это может быть непосредственно один из руководителей.

    На  многих отечественных предприятиях в настоящее время медленно реализуются  настоящие маркетинговые мероприятия  и исследования. Однако, на ряду с  этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг, в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

    Маркетинг и менеджмент являются основой любой  деятельности любого предприятия или фирмы. Функции менеджмента и маркетинга отражают разные объекты их приложения (персонал, финансы, строительство, страхование, торговля, производство, инвестиции, инновации, проекты, информация, знания и др.), а так же различные концепции, отражающие технологические аспекты самого менеджмента и маркетинга как способа управления (методологические, организационные, инструментальные, информационно-правовые, информационные и др.). Мы знаем, что в менеджменте один из подходов в управлении носит название «маркетинговый», что подразумевает маркетинговое управление фирмой, предприятием, то есть это такое управление, которое ориентировано на потребителя, в соответствии с их нуждами, потребностями, запросами. Но, к сожалению, не во многих учебных пособиях, статьях можно найти четкое определение понятий «маркетинговой управление» и «управление маркетингом».

По логике приведенных выше рассуждений будет  целесообразно дать определения  этим двум понятиям:

  • Управление маркетингом
  • Маркетинговое управление

В теории и практики ведения маркетинговой деятельности эти два понятия нередко наделяются равноправными характеристиками и  выполняют одинаковые функции.

     Управление маркетингом – это целенаправленная деятельность по регулированию позиций фирмы на рынке, по средствам планирования, организации, учета, контроля, исполнения каждой фазы позиционно - деятельностного поведения фирмы, с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке.

     Сфера управления маркетингом, занимая определенное место в общей системе маркетинговых  знаний, включает анализ, планирование, контроль за проведением мероприятий, рассчитанных  на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов посредством решения определенных задач организации, таких как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.д. В сфере менеджмента непосредственно соприкасающимися с управлением маркетингом на фирме и маркетинговым управлением фирмой выступают мотивация фирмы, оценка хозяйственных решений, стратегическое планирование, выбор формы хозяйствования, структура управления, управление персоналом, имитационное моделирование и др.

     Следовательно, функции менеджмента представляют собой виды деятельности, необходимые для осуществления управления (воздействия).

Из всего  вышесказанного можно сделать следующий  вывод, что понятия «управление  маркетингом» и «маркетинговое управление»  входят в набор инструментов менеджмента  и вытекают из общего понятия управления предприятием.

      Такие функции управления как целеполагание, прогнозирование, планирование, представляют собой по сути, обоснование и принятие управленческих решений, реализуемых  в рамках информационно – аналитических  задач,  маркетинга. Не все менеджеры способны самостоятельно решить эти вопросы, и в сложных случаях  это маловероятно. В крупных и средних предприятиях эти задачи возлагаются на специальные организационные звенья – маркетинговые подразделения, службы. Они выполняют роль внутренних консультантов, осуществляя подготовку решений (для этого могут привлекаться и внешние консультанты). Взаимоотношения менеджмента и маркетинга определяются следующим образом. С одной стороны, к ним можно относится как к двум отдельным смежным сферам. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как часть менеджмента, ориентированную на отслеживание макроэкономической среды, внешних факторов, внутренних изменений, выработку адекватной  реакции на них в виде индикативных управленческих решений. Чем сложнее система управления предприятием, тем целесообразнее четкое разделение задач менеджмента и маркетинга. Тогда процесс принятия решений становятся более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными.

      Менеджмент  может быть ориентирован на человека и на проблему. В первом случае важнейшей стороной менеджмента как вида профессиональной деятельности субъектов (менеджеров) является умение управлять персоналом. Во втором случае речь идет о деловой интуиции, которая определяется умением менеджеров осуществлять (самостоятельно или при поддержке специалистов) постановку и решение задач управления. При этом менеджмент фирмы может рассматриваться как адекватная и своевременная ее реакция на изменения макроэкономической ситуации, внешние и внутренние перемены в фирме. В частности, если менеджмент понимают как управление бизнесом, то в любых условиях он должен быть нацелен на извлечение прибыли.

      Маркетинг в широком понимании связан именно со вторым случаем. При этом различие между менеджером и специалистом по маркетингу имеет конкретный смысл: специалист принимает индикативные (рекомендательные) решения, а менеджер – директивные (непосредственно исполняемые). Таким образом, в конкретных случаях один и тот же субъект может выступать в разном качестве.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2.  Организация маркетинга на предприятии

     Термин  «маркетинг» – в буквальном смысле процесс продвижения на рынок  – не отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует  более «активную» строну маркетинга в сравнении с «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии развития предприятия. Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя их бюджета маркетинга.

 

Глава 2. Маркетинговая деятельность на рынке клининговых услуг.

2.1. Современное состояние российского рынка клининговых услуг

     Для России – клининг стал новой еще  не изведанной отраслью экономики, хотя на Западе эта отрасль существует уже более века.

     Профессиональная  уборка пришла в Россию в начале 90 годов прошлого столетия. Зарождение и развитие клининга у нас в стране началось с Москвы и Санкт-Петербурга. Появление в России представительств западных компаний и фирм привело к возникновению спроса на качественные услуги по уборке. Одними из первых на этом рынке появились такие компании, как "Ольва", "Ирис", "Каскад", "Ронова" и другие.

            Бурное развитие строительной индустрии привело  к созданию большого количества новых современных отделочных материалов, требующих специального ухода. А бурное нашествие транспортных средств привело к образованию в наших городах большого количества специфических загрязнений, оказывающих отрицательное воздействие, как на окружающую среду, так и на современные покрытия, особенно, содержащие в своем составе полимерные материалы. В связи с этим значительно возрос спрос на клининговые услуги.

      С развитием российского рынка  клиентами клининговых компаний постепенно становятся не только представительства иностранных фирм, но и некоторые представители российского бизнеса. В первую очередь это владельцы бизнес - центров, нефтяные компании и банки, затем к ним присоединились торговые центры, аэропорты, вокзалы и т.д. А недавно клининг пришел и в сферу ЖКХ. Но необходимо заметить, что в секторе ЖКХ, столь нуждающегося в клининговой помощи, эти услуги существуют на стадии эксперимента или отсутствуют вовсе. Так,  в Москве на уровне мэрии был выбран целый микрорайон и заключен договор с некой клининговой компанией на оказание услуг по уборке подъездов и прилегающих к домам территорий. В итоге, уже через несколько месяцев стало понятно, что эксперимент не удастся. Так как жильцы не смогли оплатить предоставленные услуги, собралось примерно 60%— 70% от необходимой суммы. Вследствие этого, понесла финансовые потери частная клиниговая компания. Также председатели ТСЖ, которые являются связующим звеном между жителями и их обслуживающими фирмами, не понимают на сегодняшний момент ни сути, ни особенностей, ни преимуществ клининговых услуг. В-третьих, была неграмотно высчитана стоимость предоставляемых услуг. Как видно, на сегодняшний день, жильцы недостаточно образованы в данном вопросе, и не готовы доплачивать за более высокое качество уборки своих домов.

            Российский клининговый  рынок в настоящий момент переживает период интенсивного роста. По данным исследования российского рынка клининговых услуг, проводимого агентство DISCOVERY Research Group в октябре 2008 г., темпы роста рынка клининговых услуг составляют порядка 30-40% в год. В стоимостном выражении общий объем рынка в 2007 году составил более $900 млн.

Так, по данным компании Cristanval, на сегодняшний  день в России насчитывается более 300 клининговых компаний. Емкость российского рынка профессиональной уборки оценивается приблизительно в $700 млн, причем на долю Москвы приходится порядка $150-200 млн, ежегодный рост данного сектора составляет порядка 20-30%. При ежедневной уборке рентабельность составляет 5-10%, в то время как рентабельность разовых и спецработ существенно выше (35% и выше).

По словам министра торговли, питания и услуг  Веры Соловьевой рынок клининга в Екатеринбурге и области вырос более чем в 2 раза за последние два года. Если в 2006 году насчитывалось 32 клининговые компании, то в середине 2007-го - уже 53, а сегодня их насчитывается 109 (в целом по Свердловской области - 140). Ежедневно профессиональной уборке клининговыми компаниями подвергается более 9 миллионов квадратных метров площадей. Численность персонала возросла в 2,5 раза - в этой сфере трудится порядка десяти тысяч свердловчан.

Информация о работе Организация маркетинговой деятельности на предприятии