Организация маркетинга на производственном предприятии» на тему: «Организация процесса товародвижения и сбыта на предприятии (на примере

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть деятельность системы товародвижения и сбыта на предприятии. Основными задачами данной работы являются: рассмотрение основных теоретических аспектов сбытовой политики и организации товародвижения, охарактеризовать и проанализировать деятельность предприятия в целом, и сбыта в частности, выявить проблемы и предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации на предприятии.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….... 7
1 Теоретические аспекты товародвижения и сбыта на
производственном предприятии .…………………………………..……...9
1.1 Структура распределения и товародвижения ……………….………... 9
1.2 Организация эффективного сбыта …………………………................ 18
1.3 Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия……….21
2 Организационно-экономическая деятельность
предприятия ОАО «Комбинат Кооперативной Промышленности» .. 24
2.1 Общие сведения о предприятии …………….……………………….. 24
2.2 Организационная структура предприятия …………………………... 25
2.3 Динамика технико-экономических показателей
деятельности предприятия за 2002-2006 гг ………….……………… 28
2.4 Характеристика товародвижения и сбыта
на предприятии ……………….……………………………………….. 33
3 Анализ производственно-хозяйственной и
сбытовой деятельности предприятия ……………….……….. …………38
3.1 Анализ рынка хлебобулочных изделий ………………........................ 38
3.2 Анализ конкурентоспособности массового потребительского
товара……….…………………………………………………………….. 40
3.3 Анализ покупателей …………………………………………………...…43
3.4 Анализ организации товародвижения и сбыта
на предприятии ……………….……………………………………….. .47
4 Разработка предложения по совершенствованию
товародвижения и сбыта на предприятии………………........................49
4.1 Описание и обоснование предложения …………………………….… 49
4.2 Расчет затрат на реализацию предложения …………………………...50
4.3 Оценка экономического эффекта от предложения и
его эффективность……………………………………………………….51
Заключение …………………………………………………………………..…54
Список использованных источников ………………………………………..56

Работа содержит 1 файл

Kursovaya.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

 

 

Продолжение таблицы 2.1

17. Производительность  труда 1 работника, тыс. руб/чел 

 

278,87

 

337,66

 

346,46

 

329

 

317,27


 

Анализируя  таблицу в целом сразу можно  увидеть, что объем продаж продукции за анализируемый период значительно повысился в 2003 г, в 2004-2005 гг остался прежним, а в 2006 г снизился. Себестоимость реализованной продукции росла до конца 2005 г, а в 2006 г снизилась.

Прежде всего, это объясняется  тем, что в 2006 году руководством предприятия  было принято решение о  снижении объема производства продукции с 27965 тыс. руб до 26016 тыс. руб. Это решение было принято после того, как в 2004 году прибыль от продаж составила -737 тыс. руб, в 2005 г – -330 тыс. руб, а прибыль до налогообложения в 2005 г – -492 тыс. руб. Был проведен анализ причин такого финансового результата. Оказалось, что экономисты при планировании объемов производства продукции не учли тот факт, что на рынке появились конкуренты, торгующие хлебом и хлебобулочными изделиями, произведенными на хлебокомбинатах в соседних районах. Поэтому в 2006 году объем производства хлеба «ККП» был снижен, что привело к увеличению валовой прибыли в 4,75 раз. А такие показатели, как прибыль от продаж и прибыль до налогообложения, были соответственно равны – 1461 тыс. руб и 641 тыс. руб. Несмотря на отрицательный финансовый результат в 2004-2005 гг, «ККП» продолжил осуществлять свою деятельность в 2006 году. Это объясняется тем, что комбинат получал субсидии на хлеб: в 2004 году в размере 1193 тыс. руб, а в 2005г. – 10 тыс. руб. Сложившаяся ситуация говорит о том, что предприятию нужно применять маркетинг и проводить периодически мониторинг рынка. Потому что, если бы вовремя был проведен мониторинг рынка, то убытков в 2004-2005 гг можно было бы избежать. 

Затраты на 1 руб  реализованной продукции увеличивались  до 2005 г, а в 2006 г уменьшились на 0,07 руб/руб. Снижение затрат является одним  из положительных последствий принятого  руководством решения. Так же в положительную  сторону изменились размеры рентабельности продукции и рентабельности продаж. Это говорит о том, что если учесть все необходимые факторы, это позволит предприятию иметь устойчивые позиции при борьбе с конкурентами.

Среднегодовая стоимость основных фондов за исследуемый  период изменилась с 5253,5 тыс. руб до 5583 тыс. руб. Рост этого показателя для производственного предприятия имеет очень важное значение, однако с учетом того, что объем производства продукции, снизился, фондоотдача в 2005 и 2006 гг уменьшилась на 0,34 руб/руб и 0,41 руб/руб соответственно.

Среднегодовая стоимость оборотных средств  за период 2002-2005 гг снизилась с 3101,5 тыс. руб до 2648,5 тыс. руб, а за период 2005-2006 гг увеличилась с 2648,5 тыс. руб до 2817,5 тыс. руб, темп роста за последний  период составил 106,38%. Но в связи с уменьшением объема продаж продукции, коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился с 9,55 оборотов до 8,53 оборотов.

Фонд оплаты труда за период с 2002 по 2006 гг. увеличился на 502,6 тыс. руб. Темпы роста этого  показателя в разные годы варьировались от 101,68 % до 104,13 %. Численность промышленно-производственного персонала за исследуемый период менялась от 80 до 85 чел. Размер среднемесячной заработной платы на 1 человека увеличивался так же, как и фонд оплаты труда. В 2002 году этот показатель составлял 3226,1 руб/чел, а в 2006 году – 4907 руб/чел. Увеличение этого показателя говорит о том, что положение работников предприятия улучшается.

В таблицы 2.2 представлены темпы роста экономических показателей.

Таблица 2.2 –  Темпы роста (в %) экономических показателей           

                        функционирования ООО «ККП» за 2002-2006 гг

Показатели

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

1. Выпуск товарной  продукции в стоимостном выражении,  тыс. руб 

 

118,13

 

106,45

 

97,25

 

93,11


Продолжение таблицы 2.2

2. Объем продаж, тыс. руб

122,43

100,56

99,71

95,29

3. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб

 

126,04

 

107,81

 

100,75

 

88,07

4. Прибыль от продаж, тыс. руб

105,92

5.  Затраты на 1 руб реализованной продукции, руб/руб

 

103,41

 

106,59

 

101,03

 

92,86

6. Рентабельность продукции, %

89,19

– 

– 

7. Рентабельность продаж, %

86,23

– 

– 

8. Валовая прибыль,  тыс. руб

96,06

30,83

64,52

475,16

9. Прибыль до налогообложения, тыс. руб

289,39

92,15

10. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб

 

100,41

 

100,82

 

103,82

 

101,11

11. Фондоотдача,  руб/руб

117,7

105,66

93,71

91,91

12. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб

 

91,67

 

92,95

 

100,23

 

106,38

13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обор.

 

133,48

 

108,14

 

99,79

 

89,32

14. Фонд оплаты  труда, тыс. руб

101,68

104,13

102,15

103,2

15. Численность  ППП, чел

97,56

103,75

102,41

96,47

16. Среднемесячная  заработная плата на 1 человека, руб/чел

 

113,84

 

117,66

 

110,03

 

103,2

17. Производительность  труда 1 работника, тыс. руб/чел

 

121,08

 

102,61

 

94,96

 

96,43


 

Из анализа таблицы 2.1 и таблицы 2.2 видно, что в 2004-2005 году предприятие работало в убыток. Это произошло из-за резкого увеличения привозного товара. Но в настоящее  время все стабилизировалось, и комбинат получает прибыль от производства и реализации товара. Чтобы в дальнейшем не повторялось таких ситуаций предприятию ООО «ККП» следует делать мониторинг рынка и применять маркетинг.

 

2.4   Характеристика товародвижения и сбыта на предприятии                    

              ООО «ККП»

Предприятие ООО  «ККП» производит большой ассортимент  хлеба и хлебобулочной продукции, и вся продукция реализуется  на территории Белоглинского района. Продукция соответствует требованиям  нормативных документов, и на все виды данной продукции предприятие имеет необходимые сертификаты соответствия.

Что касается, сбытовой политики, то предприятие не располагает  сбытовым отделом, поэтому вся маркетинговая  деятельность на предприятии относительно сбыта осуществляется заместителем главного директора и ведущим специалистом по торговле, а также главным специалистом по транспорту.

Рассмотрим  организацию формирования сбытовой деятельности на предприятии. Процесс  товародвижения и сбыта на предприятии  осуществляется следующим образом. На рисунке 2.2 представлен процесс товародвижения и сбыта продукции на предприятии.






 

 

   Рисунок 2.2 – Процесс товародвижения и сбыта продукции

на предприятии

 

Как видно, из рисунка 2.2, получив заказ, производятся операции по оформлению и организации полученного заказа. Затем, информация поступает в технологический цех, где там, в хлебный и кондитерский цеха. После производства продукции, происходит упаковка и комплектация готовой продукции по партиям. Готовая продукция поступает на склады предприятия, где в дальнейшем отгружается для транспортировки потребителям. Товар отгружается только одним видом транспорта – автомобильным, и этот способ является наиболее рентабельным для предприятия.

При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции. К прямым каналам распределения нулевого уровня относятся:

- предприятие  имеет три стационарных и три  передвижных магазинов.

К косвенным  каналам распределения (одноуровневый  канал – розничная торговля) относятся:

- доставка продукции  в магазины города осуществляется  развозом продукции автотранспортом  предприятия. Для этого диспетчера  предприятия принимают заявки  и формируют рейсы по городу.

- частные предприниматели  приобретают продукцию самовывозом на предприятии.

На рисунке 2.3 представлена схема каналов товародвижения готовой продукции предприятия.


 


 








 

     Рисунок 2.3 – Схема каналов товародвижения готовой продукции предприятия

Примечание:               - канал нулевого уровня;


                                      - одноуровневый канал.   


 

Как видно, из рисунка 2.3 предприятие использует различные каналы товародвижения. Канал нулевого и одноуровневый каналы распределения являются затратными (содержание магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города и др.).

Говоря о  сбытовой деятельности предприятия, представим показатели объемов реализованной  продукции за пять лет, т.е. за 2002 – 2006 года, в стоимостном и натуральном выражениях. Таким образом, в таблице 2.9 представлены показатели  объемов реализации продукции предприятия в период с 2002 по 2006 годы.

 

Таблица 2.9 – Показатели сбытовой деятельности предприятия в натуральном и стоимостном выражениях

 

В таблице 2.9 представлены показатели сбытовой деятельности предприятия, т. е. объемы реализованной продукции в период с 2002 по 2006 года, как в стоимостном, так и натуральном выражениях.

Основными элементами сбытовой деятельности предприятия ООО «ККП» являются:

  1. Транспортировка продукции предприятия происходит следующим образом: предприятие лично развозит продукцию по собственным магазинам, использует передвижные магазины, для реализации продукции, либо частные предприниматели используют собственный транспорт для отгрузки его со складов предприятия.
  2. Хранение продукции – поскольку предприятие производит и реализует специфическую продукцию, т. е. хлеб и х/б изделия, то необходимость в долгосрочном хранение отсутствует из-за скоропортящихся свойств продукта. Однако наличие складских помещений объясняется временным хранением сырья для последующего его использования в производстве.
  3. Контакты с заказчиками и посредниками. Главным заказчиком предприятие является государство, т. е. объемы производства продукции устанавливаются государственными органами в связи с массовостью потребления. Также заказы поступают от частных предпринимателей, но в небольшом количестве, т. к. предприятие располагает собственными точками сбыта.

Заказы на продукцию  предприятия осуществляются следующим образом:

- частными заказчиками  за несколько дней дается по  телефону заявка на заказ продукции;

- организация  платежно-расчетных документов, юридическое  оформление передачи прав собственности  на товар: кассир выписывает  накладную, счет-фактуру, приходный ордер в момент получения и оплаты товара со склада потребителем;

- сбор информации  о рынке: руководитель фирмы  постоянно интересуется и собирает  отзывы о выпускаемой продукции  – что не устраивает, а что  устраивает в качествах товара, продукция какого производителя на данный момент пользуется большим спросом и по каким причинам.

Что касается стратегии  сбытовой деятельности предприятия  ООО «ККП», то предприятие использует стратегию интенсивного сбыта, так  как данная стратегия характерна для товаров повседневного спроса, т. е. непосредственно, хлеб и х/б изделия, и предназначена для широкого круга покупателей. Таким образом,  к основным розничным точкам (стационарные магазины) реализации продукции предприятия можно отнести:

-  Магазин – кафе № 1 «У Фонтана», расположенным по ул. Красная, 114;

- Магазин №  2 по ул. Южная, 6;

- Магазин –  кафе № 4 «Престиж» в п. Центральном.

Все магазины являются непосредственно собственностью комбината, и расположены на территории Белоглинского  района. По просьбе жителей организует торговлю хлеба и х/б изделиями с автомашин по улицам г. Белая Глина и в ст. Новолокинской.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Анализ производственно-хозяйственной  и сбытовой    деятельности 

   предприятия  ООО «ККП»

 

3.1   Анализ рынка хлебобулочных изделий  

 

Совокупная  мощность российских хлебозаводов (из них 1,5 тыс. крупных) и пекарен составляет примерно 25 млн т в год. Они способны вырабатывать ежесуточно около 70 тыс. т хлеба более 700 наименований, или около 500 г хлеба на человека. Продукция малых пекарен, а это около 10% выпуска, дополняет ассортимент хлебозаводов.

Хлебный рынок  отличается жесткой конкуренцией. Поэтому  большинство хлебозаводов вынуждены  вкладывать много средств в реконструкцию  производства для выпуска новых видов изделий и снижения себестоимости конечного продукта, а также давать значительные скидки магазинам и т.п.

Во 2-ом квартале 2006 г. производство муки составило 511,8 тыс. т, что на 6% ниже, чем в 1-ом квартале. Всего с начала т. г. объем производства составил 1055,6 тыс. т. В июне т. г. производство муки несколько снизилось, запасы же увеличились более, чем в 3,5 раза, по сравнению с маем, что указывает на избыток предложения муки на рынке.

Информация о работе Организация маркетинга на производственном предприятии» на тему: «Организация процесса товародвижения и сбыта на предприятии (на примере