Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – раскрыть деятельность системы товародвижения и сбыта на предприятии. Основными задачами данной работы являются: рассмотрение основных теоретических аспектов сбытовой политики и организации товародвижения, охарактеризовать и проанализировать деятельность предприятия в целом, и сбыта в частности, выявить проблемы и предложить рациональные пути выхода из сложившейся ситуации на предприятии.
Введение ……………………………………………………………………….... 7
1 Теоретические аспекты товародвижения и сбыта на
производственном предприятии .…………………………………..……...9
1.1 Структура распределения и товародвижения ……………….………... 9
1.2 Организация эффективного сбыта …………………………................ 18
1.3 Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия……….21
2 Организационно-экономическая деятельность
предприятия ОАО «Комбинат Кооперативной Промышленности» .. 24
2.1 Общие сведения о предприятии …………….……………………….. 24
2.2 Организационная структура предприятия …………………………... 25
2.3 Динамика технико-экономических показателей
деятельности предприятия за 2002-2006 гг ………….……………… 28
2.4 Характеристика товародвижения и сбыта
на предприятии ……………….……………………………………….. 33
3 Анализ производственно-хозяйственной и
сбытовой деятельности предприятия ……………….……….. …………38
3.1 Анализ рынка хлебобулочных изделий ………………........................ 38
3.2 Анализ конкурентоспособности массового потребительского
товара……….…………………………………………………………….. 40
3.3 Анализ покупателей …………………………………………………...…43
3.4 Анализ организации товародвижения и сбыта
на предприятии ……………….……………………………………….. .47
4 Разработка предложения по совершенствованию
товародвижения и сбыта на предприятии………………........................49
4.1 Описание и обоснование предложения …………………………….… 49
4.2 Расчет затрат на реализацию предложения …………………………...50
4.3 Оценка экономического эффекта от предложения и
его эффективность……………………………………………………….51
Заключение …………………………………………………………………..…54
Список использованных источников ………………………………………..56
Продолжение таблицы 2.1
17. Производительность труда 1 работника, тыс. руб/чел |
278,87 |
337,66 |
346,46 |
329 |
317,27 |
Анализируя таблицу в целом сразу можно увидеть, что объем продаж продукции за анализируемый период значительно повысился в 2003 г, в 2004-2005 гг остался прежним, а в 2006 г снизился. Себестоимость реализованной продукции росла до конца 2005 г, а в 2006 г снизилась.
Прежде всего, это объясняется тем, что в 2006 году руководством предприятия было принято решение о снижении объема производства продукции с 27965 тыс. руб до 26016 тыс. руб. Это решение было принято после того, как в 2004 году прибыль от продаж составила -737 тыс. руб, в 2005 г – -330 тыс. руб, а прибыль до налогообложения в 2005 г – -492 тыс. руб. Был проведен анализ причин такого финансового результата. Оказалось, что экономисты при планировании объемов производства продукции не учли тот факт, что на рынке появились конкуренты, торгующие хлебом и хлебобулочными изделиями, произведенными на хлебокомбинатах в соседних районах. Поэтому в 2006 году объем производства хлеба «ККП» был снижен, что привело к увеличению валовой прибыли в 4,75 раз. А такие показатели, как прибыль от продаж и прибыль до налогообложения, были соответственно равны – 1461 тыс. руб и 641 тыс. руб. Несмотря на отрицательный финансовый результат в 2004-2005 гг, «ККП» продолжил осуществлять свою деятельность в 2006 году. Это объясняется тем, что комбинат получал субсидии на хлеб: в 2004 году в размере 1193 тыс. руб, а в 2005г. – 10 тыс. руб. Сложившаяся ситуация говорит о том, что предприятию нужно применять маркетинг и проводить периодически мониторинг рынка. Потому что, если бы вовремя был проведен мониторинг рынка, то убытков в 2004-2005 гг можно было бы избежать.
Затраты на 1 руб
реализованной продукции
Среднегодовая стоимость основных фондов за исследуемый период изменилась с 5253,5 тыс. руб до 5583 тыс. руб. Рост этого показателя для производственного предприятия имеет очень важное значение, однако с учетом того, что объем производства продукции, снизился, фондоотдача в 2005 и 2006 гг уменьшилась на 0,34 руб/руб и 0,41 руб/руб соответственно.
Среднегодовая стоимость оборотных средств за период 2002-2005 гг снизилась с 3101,5 тыс. руб до 2648,5 тыс. руб, а за период 2005-2006 гг увеличилась с 2648,5 тыс. руб до 2817,5 тыс. руб, темп роста за последний период составил 106,38%. Но в связи с уменьшением объема продаж продукции, коэффициент оборачиваемости оборотных средств уменьшился с 9,55 оборотов до 8,53 оборотов.
Фонд оплаты труда за период с 2002 по 2006 гг. увеличился на 502,6 тыс. руб. Темпы роста этого показателя в разные годы варьировались от 101,68 % до 104,13 %. Численность промышленно-производственного персонала за исследуемый период менялась от 80 до 85 чел. Размер среднемесячной заработной платы на 1 человека увеличивался так же, как и фонд оплаты труда. В 2002 году этот показатель составлял 3226,1 руб/чел, а в 2006 году – 4907 руб/чел. Увеличение этого показателя говорит о том, что положение работников предприятия улучшается.
В таблицы 2.2 представлены
темпы роста экономических
Таблица 2.2 – Темпы роста (в %) экономических показателей
функционирования ООО «ККП» за 2002-2006 гг
Показатели |
2003 г |
2004 г |
2005 г |
2006 г |
1. Выпуск товарной
продукции в стоимостном |
118,13 |
106,45 |
97,25 |
93,11 |
Продолжение таблицы 2.2
2. Объем продаж, тыс. руб |
122,43 |
100,56 |
99,71 |
95,29 |
3. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб |
126,04 |
107,81 |
100,75 |
88,07 |
4. Прибыль от продаж, тыс. руб |
105,92 |
– |
– |
– |
5. Затраты на 1 руб реализованной продукции, руб/руб |
103,41 |
106,59 |
101,03 |
92,86 |
6. Рентабельность продукции, % |
89,19 |
– |
– |
– |
7. Рентабельность продаж, % |
86,23 |
– |
– |
– |
8. Валовая прибыль, тыс. руб |
96,06 |
30,83 |
64,52 |
475,16 |
9. Прибыль до налогообложения, тыс. руб |
289,39 |
92,15 |
– |
– |
10. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб |
100,41 |
100,82 |
103,82 |
101,11 |
11. Фондоотдача, руб/руб |
117,7 |
105,66 |
93,71 |
91,91 |
12. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб |
91,67 |
92,95 |
100,23 |
106,38 |
13. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обор. |
133,48 |
108,14 |
99,79 |
89,32 |
14. Фонд оплаты труда, тыс. руб |
101,68 |
104,13 |
102,15 |
103,2 |
15. Численность ППП, чел |
97,56 |
103,75 |
102,41 |
96,47 |
16. Среднемесячная заработная плата на 1 человека, руб/чел |
113,84 |
117,66 |
110,03 |
103,2 |
17. Производительность труда 1 работника, тыс. руб/чел |
121,08 |
102,61 |
94,96 |
96,43 |
Из анализа таблицы 2.1 и таблицы 2.2 видно, что в 2004-2005 году предприятие работало в убыток. Это произошло из-за резкого увеличения привозного товара. Но в настоящее время все стабилизировалось, и комбинат получает прибыль от производства и реализации товара. Чтобы в дальнейшем не повторялось таких ситуаций предприятию ООО «ККП» следует делать мониторинг рынка и применять маркетинг.
2.4 Характеристика товародвижения и сбыта на предприятии
ООО «ККП»
Предприятие ООО
«ККП» производит большой ассортимент
хлеба и хлебобулочной
Что касается, сбытовой политики, то предприятие не располагает сбытовым отделом, поэтому вся маркетинговая деятельность на предприятии относительно сбыта осуществляется заместителем главного директора и ведущим специалистом по торговле, а также главным специалистом по транспорту.
Рассмотрим организацию формирования сбытовой деятельности на предприятии. Процесс товародвижения и сбыта на предприятии осуществляется следующим образом. На рисунке 2.2 представлен процесс товародвижения и сбыта продукции на предприятии.
Рисунок 2.2 – Процесс товародвижения и сбыта продукции
на предприятии
Как видно, из рисунка 2.2, получив заказ, производятся операции по оформлению и организации полученного заказа. Затем, информация поступает в технологический цех, где там, в хлебный и кондитерский цеха. После производства продукции, происходит упаковка и комплектация готовой продукции по партиям. Готовая продукция поступает на склады предприятия, где в дальнейшем отгружается для транспортировки потребителям. Товар отгружается только одним видом транспорта – автомобильным, и этот способ является наиболее рентабельным для предприятия.
При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции. К прямым каналам распределения нулевого уровня относятся:
- предприятие имеет три стационарных и три передвижных магазинов.
К косвенным каналам распределения (одноуровневый канал – розничная торговля) относятся:
- доставка продукции
в магазины города
- частные предприниматели приобретают продукцию самовывозом на предприятии.
На рисунке 2.3 представлена схема каналов товародвижения готовой продукции предприятия.
Рисунок 2.3 – Схема каналов товародвижения готовой продукции предприятия
Примечание: - канал нулевого уровня;
Как видно, из рисунка 2.3 предприятие использует различные каналы товародвижения. Канал нулевого и одноуровневый каналы распределения являются затратными (содержание магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города и др.).
Говоря о сбытовой деятельности предприятия, представим показатели объемов реализованной продукции за пять лет, т.е. за 2002 – 2006 года, в стоимостном и натуральном выражениях. Таким образом, в таблице 2.9 представлены показатели объемов реализации продукции предприятия в период с 2002 по 2006 годы.
Таблица 2.9 – Показатели сбытовой деятельности предприятия в натуральном и стоимостном выражениях
В таблице 2.9 представлены показатели сбытовой деятельности предприятия, т. е. объемы реализованной продукции в период с 2002 по 2006 года, как в стоимостном, так и натуральном выражениях.
Основными элементами сбытовой деятельности предприятия ООО «ККП» являются:
Заказы на продукцию предприятия осуществляются следующим образом:
- частными заказчиками
за несколько дней дается по
телефону заявка на заказ
- организация
платежно-расчетных документов, юридическое
оформление передачи прав
- сбор информации
о рынке: руководитель фирмы
постоянно интересуется и
Что касается стратегии сбытовой деятельности предприятия ООО «ККП», то предприятие использует стратегию интенсивного сбыта, так как данная стратегия характерна для товаров повседневного спроса, т. е. непосредственно, хлеб и х/б изделия, и предназначена для широкого круга покупателей. Таким образом, к основным розничным точкам (стационарные магазины) реализации продукции предприятия можно отнести:
- Магазин – кафе № 1 «У Фонтана», расположенным по ул. Красная, 114;
- Магазин № 2 по ул. Южная, 6;
- Магазин – кафе № 4 «Престиж» в п. Центральном.
Все магазины являются непосредственно собственностью комбината, и расположены на территории Белоглинского района. По просьбе жителей организует торговлю хлеба и х/б изделиями с автомашин по улицам г. Белая Глина и в ст. Новолокинской.
3 Анализ производственно-
предприятия ООО «ККП»
3.1 Анализ рынка хлебобулочных изделий
Совокупная мощность российских хлебозаводов (из них 1,5 тыс. крупных) и пекарен составляет примерно 25 млн т в год. Они способны вырабатывать ежесуточно около 70 тыс. т хлеба более 700 наименований, или около 500 г хлеба на человека. Продукция малых пекарен, а это около 10% выпуска, дополняет ассортимент хлебозаводов.
Хлебный рынок отличается жесткой конкуренцией. Поэтому большинство хлебозаводов вынуждены вкладывать много средств в реконструкцию производства для выпуска новых видов изделий и снижения себестоимости конечного продукта, а также давать значительные скидки магазинам и т.п.
Во 2-ом квартале 2006 г. производство муки составило 511,8 тыс. т, что на 6% ниже, чем в 1-ом квартале. Всего с начала т. г. объем производства составил 1055,6 тыс. т. В июне т. г. производство муки несколько снизилось, запасы же увеличились более, чем в 3,5 раза, по сравнению с маем, что указывает на избыток предложения муки на рынке.