Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 11:53, курсовая работа
Цель данной работы состоит в оценке состояния маркетинговой деятельности предприятия и разработке рекомендаций по ее эффективности при банкротстве предприятия.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
-раскрытие теоретических основ антикризисного управления предприятием;
-анализ маркетинговой среды предприятия;
-анализ состояния маркетинговой деятельности;
-разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности
предприятия.
ВВЕДЕНИЕ.
Большинство российских предприятий находится в кризисной ситуации, не менее трети из них - на поздней стадии кризиса.
Антикризисному управлению наряду с общими закономерностями присущи и некоторые особенности, связанные с осуществлением антикризисных процедур.
Критерии принятия решений в антикризисном управлении должны отличаться от критерия нормального управления. В рамках «нормального» управления данный критерий можно свести к достижению стратегических целей развития в долгосрочном аспекте и максимизации прибыли в краткосрочном. При переходе предприятия в кризисное состояние в долгосрочном аспекте целью является полная финансовая стабилизация, а в краткосрочном аспекте критерием становится максимизация или экономия денежных средств. Исходя из этого критерия и строит свою работу антикризисный управляющий.
Одним из видов деятельности антикризисного управляющего является исследование маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинг является одной из самых важных разновидностей экономической и общественной деятельности, однако, его очень часто неправильно понимают.
Цель маркетинга - повышение качества товаров и услуг, улучшение условий их приобретения, что в свою очередь приведет к повышению уровня жизни в стране, повышению качества жизни.
Маркетинговая
деятельность, ее состояние на конкретном
предприятии является актуальной на
сегодняшний день, потому что сам
процесс маркетинговой
Проблемы
маркетинговой деятельностью в
постперестроечные времена
Цель данной работы состоит в оценке состояния маркетинговой деятельности предприятия и разработке рекомендаций по ее эффективности при банкротстве предприятия.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
-раскрытие теоретических
основ антикризисного
-анализ маркетинговой среды предприятия;
-анализ состояния маркетинговой деятельности;
-разработка
мероприятий по
предприятия.
Объектом исследованием является торговый дом ТПК «Цаца».
Основными
теоретическими и методологическими
источниками при написании
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кризис - это событие, способное угрожать жизнедеятельности организации, характеризующееся неопределенными причинами и трудно предсказуемыми последствиями, требующее немедленных решений.
АКУ - заключается в минимизации потенциального риска нормальной работе организации.
Таким образом, АКУ направлено на предотвращение кризиса путем проведения организационных изменений, обеспечивающих единство действий основных стейкхолдеров (группы лиц, заинтересованные в достижении целей организации), членов организации и ее руководства для предотвращения кризиса, а в случае его наступления - выхода из кризиса с минимальным ущербом для организации.
Системный
подход антикризисного управления требует
использования психологических, социально-политических
и структурно-технологических
Системный подход схематично можно представить так (рис. 1.1).
Успех или неудача антикризисного управления определяется организационным поведением на всех этапах кризиса.
Преимущества подхода:
- возможность рационального объяснения, как успеха, так и неудачи кризисного управления;
- позволяет
анализировать отдельные
- позволяет обнаруживать
слабые места конкретной
Изменение во внешней
среде
Разработка кризисных программ и планирование
Кризисных действий
Индивидуальные и коллективные запланированная организационная
Реакции на кризис: реакция на кризис:
-разрушение
ожиданий и установок -
-изменение когнитивного и ответственность
Эмоционального состояния. -Сотрудничество со стейкхолдерами
-размывание соц. структуры организационная прозрачность
неудача результат успех
Рисунок 1.1—
Системный подход к антикризисному
управлению
Антикризисное управление считается эффективным, если удалось избежать кризиса, а ключевые стейкхолдеры уверены, что угроза кризиса не отразиться на доходах организации или не произойдут существенные отклонения от запланированных показателей работы.
В таблице 1.1 представлено сравнение антикризисное управление на различных этапах кризиса и их влияние на стейкхолдеров неэффективное, частично эффективное и эффективное.
Таблица 1.1 - Сравнение эффективного и неэффективного антикризисного управления
Аспекты кризиса | Неэффективное управление | Частично эффективное управление | Эффективное управление | |||
Получение сигналов о возможном кризисе | Сигналы игнорируются | Сигналы о возможном кризисе заставляют организацию встревожиться | Сигналы рано обнаруживаются и принимаются соответствующие меры | |||
Границы кризиса и его влияние на стейкхолдеров | Кризис выходит за рамки организации и наносит ущерб всем ее стейкхолдерам | Ущерб от кризиса для внеорганизационных стейкхолдеров незначителен | Кризис локализован внутри стейкхолдерам организации и не наносит ущерба | |||
Возобновление
деловой активности |
Все организационные процессы прекращены. Администрация пытается восстановить процессы | Некоторые
организационные процессы приостановлены. Основные функции организации выполняются |
Организация функционирует также как и до кризиса. Все ее функции и обязательства выполняются | |||
Эффект научения на прошлых ошибках | Отсутствует. Организация допускает те же ошибки в подобных ситуациях | Учитываются лишь отдельные элементы негативного опыта | В результате кризиса меняется организационная политика и процедуры. Опыт учитывается лри решении аналогичных проблем в будущем | |||
Воздействие кризиса на репутацию организации | Организация испытывает длительное негативное влияние последствий кризиса. Некоторые стейкхолдеры прекращают взаимодействие с организацией. Общественное мнение осуждает поведение организации во время кризиса | Негативное воздействие кризиса на внешнюю оценку деятельности организации непродолжительно. Потребители продолжают пользоваться услугами организации | Имидж организации улучшается из-за эффективного поведения во время кризиса. Организация воспринимается стейкхолдерами и общественностью как «жертва», превратившаяся в «героя» | |||
Доступность ресурсов | Организации недостает ресурсов для преодоления кризиса | Организация имеет возможность заимствовать внешние ресурсы | Организационные и внешние ресурсы имеются в достаточном количестве | |||
Процесс принятия решений | Осуществляется медленно из-за внутренних конфликтов | Осуществляется медленно из-за проблем во взаимодействии с внешними стейкхолдерами | Решения принимаются вовремя и На основании достоверной информации. Характеризуются четкостью и точностью |
Структура организации должна быть достаточно гибкой, чтобы своевременно реагировать на внешние сигналы приближающихся изменений.
Организационно-культурный фактор кризисного управления может анализироваться в следующих аспектах:
1.
Командная или индивидуальная
ответственность - организации акцент,
в которых сделан на групповую
ответственность более успешны,
2. Информированность стейкхолдеров - закрытие информации от основных внешних стейкхолдеров создает угрозу дестабилизирующего давления с их стороны.
3.
Раскрытие каналов
4.
Тесное взаимодействие со СМИ
на всех этапах кризиса - позитивная
версия кризиса способствует
успеху антикризисного
Руководство предприятия уже в самом начале развития кризиса должно определиться со своим подходом к нему.
Различают два основных типа восприятия кризиса:
1. Отношение к кризису, ориентированное на сохранение докризисного состояния. Восприятие кризиса негативное. Все мероприятия будут направлены на восстановление докризисного состояния.
2. Отношение к кризису, ориентированное на обновление. Восприятие позитивное. Кризис воспринимается как необходимость обновления, освобождения от неправильных целей, правил, рутины. Упор делается не на борьбу, а на изменение структуры, технологии, культуры организации в соответствие с новыми требованиями.
В условиях экономического кризиса внимание к отделу маркетинга в компании, безусловно, повышается. С одной стороны, первое желание в ситуации падения оборотов и прибыльности - сокращение издержек, и сразу же напрашивается вариант урезания рекламного бюджета.
Грамотный маркетинг - это залог долгосрочного процветания компании, и сэкономив сегодня на статье продвижения или маркетинговых исследованиях, можно потерять в будущем стратегическую долю на рынке и сдать позиции более дальновидным конкурентам.
Если в условиях бурного роста рынка можно было позволить себе вести маркетинговую деятельность на «интуитивном» подходе, то сейчас больше шансов у грамотно просчитанных с точки зрения ROI маркетинговых кампаний, а уж как развивается креатив в малобюджетных условиях.
Каждый
из них рассматривался
С другой стороны,
именно грамотный маркетинг может (и должен)
в условиях кризиса найти пути для выживания и,
возможно, даже роста компании.
Если компания диверсифицирована, то это большой плюс для устойчивости, ведь практически всегда падение в одном сегменте компенсируются ростом или, как минимум, стабильностью в другом. В этом случае задача отдела маркетинга заключается в своевременном отслеживании тенденций на рынке, их анализе и предоставлении рекомендаций по перераспределению ресурсов компании.
Задача отдела маркетинга - оценить и снизить возможные риски, а также грамотно использовать новые возможности, появляющиеся на рынке.
Например, если в кризисных условиях падает производство автомобилей, то, безусловно, этот факт негативно сказывается на обороте нашего отдела материалов для автопрома, зато растет сегмент материалов для авторемонта (ведь многие откладывают покупку нового автомобиля и продолжает ездить на старом авто, которое чаще ломается и, соответственно, требует ремонта).
Поэтому
очень важно анализировать
В кризис
появляются и новые потребности. Скажем,
если покупатели в условиях роста экономики ориентировались
на престиж и дизайн, то теперь для них более
важными будут такие факторы, как долговечность
и возможность экономии на расходных материалах.
Роль
маркетинга - определить эти изменяющиеся
потребности и предложить именно то решение,
которое сейчас нужно
Безусловно,
очень важно в кризисных условиях сохранить
бренд репутацию компании. Экономика циклична,
кризис закончится, а впечатление от этичного или,
наоборот, неэтичного поведения компании
останется надолго.
А хороший
брендинг и репутация, которые обычно строятся
годами и даже десятилетиями, могут быть
очень быстро потеряны в сложной ситуации,
если не уделять этому должного внимания.
Информация о работе Оценка состояния маркетинговой деятельности предприятия