Оценка конкурентоспособности товара и пути ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. Конкуренция - фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 333.00 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 1

А

Б

Азоев Г.Л.

Челенков А.П.

Конкурентоспособность товара отражает его способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке. Она определяется конкурентными преимуществами: с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами, с другой – ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. На конкурентоспособность товара влияют преимущества в сервисе, рекламе, имидже производителя, в умелом маневрировании в рыночном пространстве и времени, а главное – в максимальном учете требований и возможностей конкретных групп потребителей. Конкурентоспособность товара есть конкурентное преимущество отдельных его характеристик, являющихся следствием более эффективного управления процессом разработки, реализации и эксплуатации предлагаемой продукции.

 

Анализ содержания формулировок понятия конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы: а) понятие «конкурентоспособность товара», предложенное различными авторами, не в полной мере отвечает требованиям системности и комплексности, т.е. характеризует не все аспекты конкурентоспособности товара; б) многообразие подходов к формулированию понятия.

Целесообразно использовать следующее определение этого  понятия: конкурентоспособность товара – рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым предприятиям. В этом определении учтены социальный, экономический, маркетинговый, производственный и коммерческий аспекты.

Главное назначение конкурентоспособности – обеспечить достижение целей фирмы путем противодействия конкурентной среде.

Задачами конкурентоспособности являются обеспечение фирмы клиентами и ресурсами, защита от соперничества конкурентов./23,с80/.

 

1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров

Существует ряд факторов, которые определяют конкурентоспособность товаров:

      качество товара;

      цена товара;

      уровень квалификации персонала и менеджмента;

      уровень развития технологии на предприятии;

      доступность источников финансирования

Качество товаров. Товар может стать конкурентоспособным, т.е. занять достойное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, если он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному понятию, как качество. Качество – главная характеристика товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В понятие качества входят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более жесткое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. Товар должен удовлетворять потребности потребителей.

Однако, с точки зрения маркетинга, качество следует определять в понятиях, соответствующих покупательским представлениям. Именно к качеству у потребителей повышенный интерес./16, с. 301/

Различают качества товара:

      физические: технические параметры, вкус, вес, прочность, форма, цвет, запах;

      эстетические: стиль, класс, красота, изящество;

      символические: статус, престиж, класс;

      дополнительные: установка, наладка, возможность ремонта, право на обмен, ликвидность.

Проблема качества привлекает сегодня повышенный интерес и потребителей и фирм. Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его производства также является не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой.

Следующим фактором, определяющим уровень конкурентоспособности товаров является цена.

Цена товаров. Цена – денежное выражение стоимости товара, экономическая категория, служащая для косвенного изменения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени.

Исторически сложилось, что цены устанавливали покупатели и продавцы в ходе переговоров друг с другом. Продавцы обычно запрашивали цену выше той, что надеялись получить, а покупатели – ниже той, что рассчитывали заплатить. В конце концов, поторговавшись, сходились на взаимоприемлемой цене.

     Факторы, влияющие на определение цены товара:

1)     Совокупные издержки производства;

2)     Затраты общественного труда;

3)     Качество товара;

4)     Функции и свойства товара;

5)     Квалификация персонала;

6)     Технологический уровень производства;

7)     Налоговое законодательство страны;

8)     Затраты, связанные с транспортировкой и хранением товара;

9)     Затраты, связанные с арендой помещений для реализации товара;

10)       Упаковка товара;

11)       Известность фирмы;

12)       Уровень сервисного и гарантийного обслуживания;

13)       Маркетинговая деятельность фирмы;

14)       Спрос и предложение на данную продукцию;

15)       Торговая наценка фирмы.

При выборе стратегии ценообразования фирме предстоит решить, каких именно целей она стремится достичь с помощью конкретного товара. Если выбор целевого рынка и рыночное позиционирование тщательно про­думаны, тогда подход к формированию комплекса маркетинга, включая и проблему цены, довольно ясен. Ведь стратегия цено­образования в основном определяется предварительно принятыми решениями относительно позиционирования на рынке. В то же время фирма может преследовать и другие цели. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену.

Наиболее часто встречаются следующие цели предприятия:

1) Обеспечение выживаемости. Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности кли­ентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благо­желательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли. До тех пор, пока сниженные цены покрывают издержки, фирма может еще некоторое время продолжать коммерческую деятельность. /29, с. 208/

2) Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит макси­мальное поступление текущей прибыли и наличности и максималь­ное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие фи­нансовые показатели для фирмы важнее долговременных.

3) Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по по­казателям доли рынка, они идут на максимально возможное сни­жение цен. Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года фирма хочет увеличить свою долю рынка с 10 до 15%. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой комплекс маркетинга.

4) Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

Следующий фактор, оказывающий большое влияние на конкурентоспособность товаров и услуг – это уровень квалификации персонала и менеджмента.

Уровень квалификации персонала и менеджмента. Высокий уровень базового образования позволяет специалистам предприятий быстро обучаться, осваивать новые профессии и обретать навыки, необходимые для работы в условиях рынка. Таким образом, наличие квалифицированного персонала является существенным преимуществом, способствующим обеспечению конкурентоспособности продукции предприятий.

Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия. /29, с. 234/.

Уровень развития технологии на предприятии. Способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами определяется уровнем развития технологии на предприятии. Ряд видов качественной продукции просто не может быть произведен без применения новейших технологий. Не все предприятия в состоянии приобрести технологическое оборудование из собственных средств и поэтому нуждаются в дополнительных источниках долгосрочного финансирования. Существенное влияние на процессы технологического перевооружения может оказать развитие лизинга. С одной стороны, лизинг является наиболее приемлемым способом долгосрочного финансирования предприятия, с другой - создает платежеспособный спрос на продукцию производителей оборудования.

Следующий, фактор, определяющий конкурентоспособность предприятий – доступность источников финансирования.

Доступность источников финансирования. Подавляющее большинство руководителей российских предприятий ориентируются только на два источника финансирования - государство или банковские займы. Оба этих способа финансирования наименее реальны в существующих условиях. Большинство предприятий не в состоянии предоставить банкам ликвидное обеспечение по кредитам, а государственное финансирование, особенно в условиях дефицита бюджета, вряд ли может быть доступно многим. В мировой практике даже в развитых странах, обладающих существенными бюджетными возможностями, вряд ли можно найти промышленное предприятие, которое обеспечило себе финансирование исключительно посредством заемных средств. Все наиболее значимые промышленные корпорации, лидирующие на рынке, котируют свои акции на бирже и считают это величайшим благом. Таким образом, наиболее реальным и, более того, единственно возможным источником финансирования сегодня является размещение ценных бумаг, а точнее - частное размещение. Обеспечение финансирования предприятия посредством акционерного капитала является наиболее реалистичным. Существует несколько проблем, препятствующих принятию решения руководством предприятия о выпуске и размещении акций. Во-первых, руководители предприятия, как правило, могут владеть значительной долей в капитале предприятия и фактически безраздельно пользоваться акционерной собственностью. В этом случае выбор способа финансирования предприятий посредством размещения акций зачастую приводит к конфликту интересов менеджмента и потенциальных инвесторов. Во-вторых, причиной отказа от этого способа финансирования может быть опасение управляющих в том, что в случае ненадлежащего выполнения менеджментом предприятия своих функций, новый акционер потребует смещения существующих управляющих с занимаемых должностей. В-третьих, непреодолимым препятствием на пути принятия решения о размещении акций может стать требование инвестора обеспечить полную прозрачность финансовой отчетности. Это вызвано тем, что руководители предприятий скрывая прибыль от налогообложения, не могут, а иногда не желают демонстрировать ее инвесторам. Таким образом, если руководители предприятия действительно желают привлечь капитал, реальные источники и способы решения этой задачи сегодня существуют.

Безусловно, процесс привлечения капитала посредством размещения акций требует значительных усилий, затрат времени и денег. Необходимо не только разработать все финансовые документы в соответствии с международными требованиями, но и обеспечить проведение финансового и юридического аудита. Поэтому задача подготовки предприятий к привлечению инвестиций является одной из наиболее важных и приоритетных. Профессионально подготовленное предприятие имеет значительно больше возможностей для привлечения требуемого капитала. Следует учитывать, что структура капитала предприятия состоит как из заемных, так и из собственных средств. При этом соотношение собственного и заемного капитала существенно влияет на уровень дохода частных инвесторов, как российских, так и иностранных. Частные инвесторы, финансируя предприятие, берут на себя коммерческие риски. В то же время государство может выступить гарантом перед банком по финансированию заемной части капитала при условии, что акции предприятия будут размещены среди частных инвесторов. То есть гарантия вступит в силу при условии размещения акций предприятия среди частных инвесторов. Учитывая, что профессиональные инвесторы обычно очень глубоко и серьезно изучают объект инвестирования, такой способ государственной поддержки может быть достаточно эффективным и обеспечит возвратность средств.

1.3. Методы оценки конкурентоспособности товаров

К сформировавшимся направлениям анализа конкуренции в маркетинге следует отнести конкурентный анализ и бенчмаркинг. Конкурентный анализ является одним из направлений маркетинговых исследований. Конкурентный анализ – изучение и прогнозирование действий конкурентов. выявление их потенциальных возможностей. оценка конкурентоспособности товаров-конкурентов. Бенчмаркинг ориентирован на деятельность по «изучению передового опыта» отдельных конкурентов.

Характеризуя общую систему направлений конкурентного анализа, в качестве основных принимается два комплексных направления исследования – конкурентный анализ положения и конкурентный анализ преимущества. Конкурентный анализ положения продукта и предприятия на рынке - комплексное, новое направление, объединяющее задачи анализа объектов статистического наблюдения по принципу сходства и различия между собой без характеристики каждого объекта по степени превосходства над другими.

Конкурентный анализ преимущества (конкурентная оценка) – более традиционное направление анализа, которое основано на сравнении конкурентов по принципу «хуже-лучше», по степени превосходства, по успешности деятельности в целом. Частным случае является анализ конкурентоспособности./13,с.50/

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товара и пути ее повышения