Оценка конкурентоспособности товара и пути ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. Конкуренция - фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной

Работа содержит 1 файл

курсовая маркетинг.doc

— 333.00 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время в любой стране мира господствуют рыночные отношения. Фирм, выпускающих однородную продукцию, сейчас огромное количество. Между ними существует жесткая конкуренция. Конкуренция - фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование  ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения. И выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой фирмы в любой стране. И каждая фирма стремится сделать все, чтобы ее продукция была конкурентоспособной

Конкурентоспособность - это характеристика товара, отражающая его отличие от товара - конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Показатель, выражающий такое отличие, определяет конкурентоспособность анализируемого товара по отношению к товару - конкуренту.

Конкурентоспособность товара в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:

-         свойствами данного товара,

-         свойствами конкурирующих товаров,

-         особенностями потребителей.

Именно потому что конкурентоспособность  так важна, необходимо ее изучение и анализ.

Объектом данной курсовой работы является справочно-правовая система «Гарант», которую реализует ООО «Гарант». Предметом исследования служит конкурентоспособность справочно-правовой системы «Гарант».

Целью данной работы является оценка конкурентоспособности справочно-правовой системы «Гарант» и пути ее повышения.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих исследовательских задач:

1)     определить понятие и сущность конкурентоспособности товара;

2)     выявить факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;

3)     изучить методы оценки конкурентоспособности товара.

4)     оценить уровень конкурентоспособности СПС «Гарант»

5)     определить возможные пути повышения конкурентоспособности СПС «Гарант».

Для выполнения этих задач были применены следующие методы:

 аналитические (изучение литературы, анализ исходных данных);

 эмпирические (экспертный; ряды динамики; метод структуры и структурных сдвигов).

Источниками для написания курсовой работы послужили теоретические работы российских и иностранных маркетологов, статистическая и бухгалтерская отчетность.

 

 

 

 


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

    ТОВАРА

 

 

1.1       Понятие конкуренции и конкурентоспособности товара. Виды

            конкуренции

Конкуренция есть фундаментальное свойство рынка, обеспечивающее эффективное использование ограниченных ресурсов, приспособление спроса и предложения.

Конкуренция – это соперничество фирм, работающих на одном рынке, которое влияет на ценовую, товарную и сбытовую политику фирмы. Она представляет собой состязание между экономическими агентами – участниками рыночного процесса, нацеленное на получение экономической прибыли. /22, с. 180/

Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке, это динамический и развивающийся процесс, непрерывно меняющийся ландшафт, на котором появляются новые услуги, новые пути маркетинга, новые рыночные сегменты.

Основная причина конкуренции – наличие у организаций пересекающихся целей, приводящее к тому, что полное достижение цели одной организацией сопряжено с отстранением других организаций от достижения своих целей. Как правило, ведущей целью фирмы считается получение экономической прибыли, которая дает возможность развивать компанию. Другие причины конкуренции – ограниченность круга покупателей, возможностей рыночного продвижения услуг, ресурсов, географические границы рынка./23,с.63/.

В экономической литературе можно выделить ряд подходов и типологий к конкуренции. Знание различий между ними имеет важное практическое значение: тип рынка подсказывает стратегию поведения на нем. В зависимости от классификационного признака различают следующие виды конкуренции:

По состоянию рынка выделяют: совершенная (чистая), несовершенная, регулирующая.

Рынок чистой конкуренции в действительности, в отличие от других типов рынков, никогда на встречается в чистом виде: это абстрактная модель, к которой реальная ситуация может быть более менее приближена.

Рынок чистой конкуренции предполагает выполнение трех условий:

1. Отсутствие входных и выходных барьеров. Т.е. ничто не мешает продавцу, обнаружившему, что условия для продажи его товара невыгодны, уйти с рынка и, мгновенно перебросив свои ресурсы на другой отвар невыгодны, вернуться на рынок с ним./29, с. 137/.

На самом деле для входа на рынок любого товара необходимо обладать и капиталами, и специальными знаниями и навыками. Выход тоже бывает затруднен - сделанными капиталовложениями, взятыми обязательствами и т.п.  Чтобы рынок приблизить к идеальной модели, входные барьеры на этом рынке должны быть достаточно низкими.

2. Качественная однородность одноименных товаров. Т.е. названием товара все о нем и о его качестве уже сказано. На самом деле так, разумеется, не бывает – любые две товарные единицы хоть в чем-то, да различны.

3. Абсолютная информированность продавцов и покупателей о предложениях и ценах на рынке данного товара./23,с.73/

Если все эти условия будут соблюдены, то для всех продавцов на рынке устанавливается единая равновесная цена, на которую ни один из них влиять не в состоянии. Повышать качество не имеет смысла: все равно покупатель не заплатит больше.

Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.

Рынок чистой монополии. На рынке имеется один поставщик отвара. Монополист не связан средней ценой, он может назначать любую цену или выбрасывать на рынок любое количество товара. Цена при этом может быть как монопольно высокой, обеспечивающей сверхприбыли, так и заниженной в целях борьбы с конкурентами. Монополист диктует качество товара, поскольку у потребителя нет выбора.

Разновидностью монополии является монопсония – ситуация, когда на рынке имеется один крупный покупатель, диктующий цены и качество множеству мелких продавцов. Таким покупателем могут быть, например, мощная торговая фирма.

Олигополистический рынок. Это разделенный между небольшим числом конкурентов. Понятие «небольшое число» очень неопределенно, оно может означать и 2, и 100; важно, что существует поддающееся подсчету и достаточно стабильное количество фирм-олигополистов. Такой рынок практически закрыт от аутсайдеров из-за наличия входных барьеров, но между собой фирмы-олигополисты конкурируют и поэтому не свободны в назначении цены.

Известны два типа олигополии. Олигополия первого рода означает, что все фирмы выпускают практически идентичную продукцию. Типичный пример – рынок алюминия./29, с. 142/

Олигополия второго рода существует там, где в силу самой природы отрасли ее продукция дифференцирована, но дифференциация не носит дискретного характера, который позволил бы разбить отрасль на конечное число подотраслей, внутри каждой из которых существует своя олигополистическая конкуренция. примером может служить рынок автомобилей, который можно разделить и на легковые и грузовые, и по классам автомобилей и т.д. /23, с.76/

По способам соперничества выделяют: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2.  Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы, которые имеют разную покупательскую способность;

3.  Первоначальный покупатель не может перепродавать товар.

Ценовая дискриминация наиболее часто применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования качества продукции и условий её продажи, «сервизации» сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество – это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки. /16, с. 210/

Неценовая конкуренция путём сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствование торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения товара, т.е. в процессе его эксплуатации.

Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только    доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.

К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования.

Главным фактором ценовой и неценовой конкуренции является конкурентоспособность товаров, поскольку на конкурентоспособность, главным образом влияют такие факторы, как качество товаров и услуг и их цена.

В общем смысле конкурентоспособность организации – это ее способность обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурентами, его обладание конкурентными преимуществами. Только обладание конкурентными преимуществами позволяет завоевать прочную конкурентную позицию на рынке. /19, с. 91/

Все многообразие конкурентных преимуществ можно разделить на две большие группы по классификации М. Портера (рисунок 1):

- преимущества, связанные с низкими издержками (что позволяет продавать товары по относительно низким ценам);

- преимущества, связанные с дифференциацией продукта (что позволяет противостоять снижению цен конкурентами даже при неизменных ценах на свою продукцию). /29, с.120/

Рисунок 1 – Виды конкурентных преимуществ.

 

Теоретические основы конкурентоспособности продукции рассмотрены в трудах Ф.Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М.Портера, В. Благоева, Г.Л. Багиева, В.М. Тарасевича, Т.Д. Масловой, С.Г. Божук, И.М. Лифица и других маркетологов. /19,с.29/.

Как видно из таблицы 1, в разных научных трудах по маркетингу даны различные определения понятия конкурентоспособности товара.

 

Таблица 1 – Определение конкурентоспособности продукции.

Автор

Формулировка понятия конкурентоспособности товара

А

Б

Европейский форум по проблемам управления

Конкурентоспособность – это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителя, чем товары конкурентов.

Божук С.Г.

Ковалик Л.Н.

Маслова Т.Д.

Конкурентоспособность – превосходство товара на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе по суммарным затратам на приобретение и пользование товаром

Информация о работе Оценка конкурентоспособности товара и пути ее повышения