Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:25, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процесса принятия решения о покупке, и изучение различных моделей покупательского поведения, характеристик покупателей, а так же эффективность маркетинговых работ на основании исследования процесса принятия решения о покупке на примере фирмы ОАО «Вамин Татарстан» и разработка путей повышения их эффективности.
Введение…………………………………………………………………………..….…3
1.Модель покупательского поведения………………………………………….….....5
1.1 Модель покупательского поведения. Понятие, сущность, функции…….….….5
1.2 Характеристики покупателя……………………………………………….……..9
1.3 Особенности маркетинговой деятельности в области потребительского спроса, мотивация потребителей……………………………………………………….…..…15
2. Исследование этапов процесса принятия потребителем решения о покупке на примере ОАО «Вамин Татарстан»…………………………………………….……..23
2.1 Общая характеристика ОАО «Вамин Татарстан»………………………………23
2.2 Исследование этапов процесса принятия потребителем решения о покупке на примере ОАО «Вамин Татарстан»……………………………………………….…..24
2.3 Совершенствование процесса воздействия на потребительское поведение покупателей ОАО «Вамин Татарстан»………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………….34
Приписываем
ли мы причины благоприятных или
неблагоприятных исходов самим
себе или какой-то внешней силе? Этот
подход используется преимущественно
для анализа реакций
Например, когда потребители приписывают совету продавца или рекламному сообщению мотив продажи, они склонны обесценивать совет. Это привело маркетеров к использованию авторитетных споукперсон – врачей, актеров, собаководов.
3. Потребность категоризировать (need to categorize).
Это
потребность в способности
Например, компьютеры стоимостью более 4 тысяч долларов и менее 1 тысячи долларов воспринимаются потребителем как два различных значения в силу того, что информация категоризируется на основе уровня цены. Многие фирмы оценивают предметы в 9,95, 49,95 доллара и т. д. Причина – избежание отнесения к группе свыше 10 или 50 долларов.
4. Потребность в сигналах (need for cues).
Эти мотивы отражают потребность в наблюдаемых сигналах или символах, позволяющих нам делать вывод о том, что мы чувствуем и знаем. Впечатления, чувства и отношения человека неявно возникают в результате наблюдения самого себя и других и последующего заключения о том, что мы чувствуем и думаем.
Человек, надевший новый костюм, испытывает потребность в одобрении, восхищении, признании со стороны окружающих. Одежда нередко играет важную роль в представлении значения желаемого имиджа и жизненного стиля потребителя. Поэтому некоторые компании обращаются к специальным консалтинговым компаниям при пошиве одежды для своих управляющих – той, что соответствует желаемому имиджу фирмы. Компания «Schaffner and Marx» капитализирует на этом мотиве в своей рекламе в деловых журналах: «Правильный костюм может не помочь тебе достичь успеха. Но неверный костюм может ограничить твои шансы».
5. Потребность в независимости (need for independence).
Потребность индивидуума в независимости или чувстве самоуправляемости вытекает из потребности установить чувство самоценности и значимости путем самоактуализации. Маркетеры используют этот мотив, предоставляя продукты, которые предлагают тебе: «Делай то, что считаешь нужным», «Будь самим собой».
Компания
«MasterCard» - «Формируй возможности» -
основана на этой теме. Как само рекламное
обращение, так и использование
персон, известных своим
6. Потребность в новизне (need for novelty».
Мы часто ищем разнообразия и различия просто из потребности в новизне. Это может быть основной причиной переключения с одной марки на другую и так называемых импульсивных покупок. Потребность в новшестве неравномерна и изменяется во времени. Так, индивидууму, испытывающие быстрые изменения, становятся пресыщенными и желают стабильности. В то время как индивидуумы в стабильной среде начинают скучать и хотят перемен.
Туристическая
индустрия сегментирует рынок отпускников,
продвигая два типа отпуска для
групп, в зависимости от их возможной
потребности в новизне – «
7. Потребность в самовыражении (need for self-expression).
Мотив связан с потребностью выразить свою индивидуальность другим. Мы чувствуем потребность позволить другим знать о наших действиях (в том числе о покупке и демонстрации товаров), кто мы есть и что мы есть. Покупка многих продуктов, в частности одежды, парфюмерии, образования, позволяет потребителям выражать свою индивидуальность другим, поскольку эти продукты имеют символическое и экспрессивное значения. Так, например, покупка последней модели куртки может выражать гораздо больше, чем желание сохранять тепло в прохладную погоду.
8. Потребность в эго-защите (need for ego-defence).
Потребность защитить нашу индивидуальность, или эго, - еще один важный мотив. Когда наша индивидуальность под угрозой, мы мотивированы защитить свою самоконцепцию и используем оборонительное поведение и отношение. Эго-защиту могут предоставить многие продукты. Потребители, чувствующие себя небезопасно, склонны полагаться на хорошо известные марки для всех социально-видимых продуктов, чтобы избежать шанса сделать социально неверную покупку.
Так, реклама шампуня «Head and Shoulfers», а также дезодоранта и ментоловых конфет использует эго-защитный мотив, пугая потребителя социальной непривлекательностью при не использовании продуктов.
9. Потребность в самоутверждении (need for assertion).
Эта
потребность отражает стремление потребителя
быть вовлеченным в типы деятельности,
увеличивающие самооценку, так же
как и оценку в глазах других.
Индивидуумы с высокой
10. Потребность в подкреплении (need for reinforcement).
Мы часто мотивированы действовать определенным образом потому, что нас за это вознаграждали. Продукты, созданные для использования в общественных ситуациях (одежда, мебель, предметы искусства, предметы ухода за домом), часто продаются на основе суммы и пита подкрепления, которое будет получено. Мотивы подкрепления активно используются в телерекламе стирального порошка «Ariel», чистящего средства «Comet» компании «Procter & Gamble».Компания-продавец бриллиантов «Keepsake» использует этот мотив в рекламе, заявляющей: «Войдите в комнату, и вы немедленно будете окружены друзьями, разделяющими ваше волнение».
11. Потребность в присоединении (need for affiliation).
Присоединение
– это потребность развивать
взаимно полезные и удовлетворительные
отношения с другими. Потребность
здесь – значит делиться с кем-либо
и быть принятым другими. Членство в
группе – важная часть жизни большинства
потребителей. Решения многих потребителей
основаны на потребности поддерживать
удовлетворительные отношения с
другими. Маркетеры часто используют
в рекламе (средств ведения
12. Потребность в моделировании (need for modeling).
Потребность
в моделировании отражает склонность
людей базировать свое поведение
на поведении других. Тенденция моделировать
объясняет некоторую
2. Исследование этапов процесса принятия потребителем решения о покупке на примере ОАО «Вамин Татарстан».
2.1
Общая характеристика
ОАО «Вамин Татарстан».
Открытое акционерное общество "ВАМИН Татарстан" - играет ведущую роль на рынке Республики Татарстан и России по производству и реализации молочной продукции, по заготовке, хранению, переработке зерна и зернопродуктов.
Общество согласно Уставу осуществляет следующие виды деятельности:
-
производство, заготовка, переработка
и реализация
-
оптовая и розничная торговля,
внешнеэкономическая и
- оказание платных услуг;
- операции с ценными бумагами;
-
прогнозирование основных
-
координация деятельности
-
разработка и внедрение норм
расхода сырья и готовой
Компания «Вамин Татарстан» образована на базе имеющих богатые традиции молочных предприятий Республики Татарстан. С 2005 года к компании были присоединены хлебоприемные предприятия. С 2004 года начались инвестиции в сельскохозяйственные предприятия, образованные на базе отсталых и обанкротившихся хозяйств.
В
настоящее время ОАО «Вамин Татарстан»
входят 28 молоко-перерабатывающих предприятий,
10 хлебо-приемных предприятий, техническое
и проектно-конструкторское
В 2008 году годовой объем реализации составил 14,1 млрд. рублей, в т.ч. в сельскохозяйственном производстве 3,6 млрд. рублей. Объем переработки молока в 2008 году составил 620 тыс. тонн, производство зерна 705 тыс. тонн, мяса 18 тыс. тонн.
Численность
работающих в компании 21 366 человек,
в том числе занятых
Для
анализа организационной
Среднесписочная
численность КМК составляет 1780 чел.
в 2008 г.
2.2
Исследование этапов
процесса принятия
потребителем решения
о покупке на
примере ОАО «Вамин
Татарстан».
Рассмотрим процесс принятия решения о покупке на примере ОАО «Вамин Татарстан». Процесс покупки начинается с того, что покупатель осознает проблему или нужду. Он чувствует разницу между своим реальным и желаемым состоянием. Нужда может быть возбуждена внутренними или внешними раздражителями. На этом этапе деятелю рынка необходимо выявить обстоятельства, которые обычно подталкивают человека к осознанию проблемы.
Поведение потребителей - это сложная целенаправленная деятельность по выбору, покупке и использованию продуктов. Она направлена на удовлетворение потребностей и подвержена влиянию со стороны окружающей среды и индивидуальных различий потребителей.
Ежедневно
потребители принимают
Следует выяснить: а) какие именно ощутимые нужды или проблемы возникли, б) чем вызвано их возникновение, в) каким образом вывели они человека на конкретный товар.
Возбужденный потребитель может заняться, а может и не заняться поисками дополнительной информации. Если побуждение оказывается сильным, а товар, способный его удовлетворить, легкодоступен, потребитель скорее всего совершит покупку. Если нет, то нужда может просто отложиться в его памяти. При этом потребитель может либо прекратить поиски информации, либо поискать еще немного, либо заняться активными поисками. В поисках информации потребитель может обратиться к следующим источникам:
- Личные источники (семья, друзья, знакомые).
- Коммерческие источники (реклама, продавцы, упаковка, выставки).
Информация о работе Модели покупательского поведения и принятия решений о покупке