Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:25, курсовая работа
Целью данной работы является исследование процесса принятия решения о покупке, и изучение различных моделей покупательского поведения, характеристик покупателей, а так же эффективность маркетинговых работ на основании исследования процесса принятия решения о покупке на примере фирмы ОАО «Вамин Татарстан» и разработка путей повышения их эффективности.
Введение…………………………………………………………………………..….…3
1.Модель покупательского поведения………………………………………….….....5
1.1 Модель покупательского поведения. Понятие, сущность, функции…….….….5
1.2 Характеристики покупателя……………………………………………….……..9
1.3 Особенности маркетинговой деятельности в области потребительского спроса, мотивация потребителей……………………………………………………….…..…15
2. Исследование этапов процесса принятия потребителем решения о покупке на примере ОАО «Вамин Татарстан»…………………………………………….……..23
2.1 Общая характеристика ОАО «Вамин Татарстан»………………………………23
2.2 Исследование этапов процесса принятия потребителем решения о покупке на примере ОАО «Вамин Татарстан»……………………………………………….…..24
2.3 Совершенствование процесса воздействия на потребительское поведение покупателей ОАО «Вамин Татарстан»………………………………………………32
Заключение…………………………………………………………………………….34
Иногда процесс покупки происходит при высокой степени вовлечения потребителя, который не всегда замечает небольшие отличия аналогичных продуктов разных производителей. Высокая степень вовлечения основана на том, что покупка сама по себе рискованна, совершается весьма редко, а стоимость товара высока. В этом случае покупатель постарается обойти все магазины, чтобы сравнить предлагаемые товары, но покупку он совершит достаточно быстро, исходя, в основном, из уровня цены и сервиса в магазине. К примеру, покупка ковра предполагает высокую степень вовлечения потребителя, так как это дорогое приобретение, к тому же отражающее вкус покупателя. С другой стороны, большинство ковров различных производителей, но примерно одинаковой цены могут показаться потребителю весьма похожими друг на друга.
После
покупки потребитель может
Обычно
покупка товаров сопряжена с
низкой степенью вовлечения потребителя
в процесс приобретения при отсутствии
значительных различий между марками.
Рассмотрим процесс покупки соли.
Здесь степень вовлечения потребителя
низка. Что может быть проще, чем
зайти в магазин и купить пачку
соли? Если кто-то привык покупать соль
определенной марки, то такая потребительская
лояльность в данном случае, скорее
исключение. Итак, при покупке дешевых
товаров каждодневного
При
покупке товара, не требующего высокой
степени вовлеченности
Производители такого рода товаров с небольшими различиями между марками для увеличения объема продаж эффективно используют практику скидок и распродаж, так как покупатели не придают большого значения конкретной марке. В рекламе должны описываться только самые основные черты продукта и использоваться только легко запоминающиеся, связанные с конкретной маркой продукта визуальные или образные символы. Рекламная кампания- должна быть нацелена на многократное повторение коротких сообщений. В этом смысле телевидение более эффективно, чем печатная реклама.
Чтобы
повысить степень вовлеченности
потребителя в покупку
1.
они связывают использование
продукта с решением какой-
2.
продукт привязывается к некой
личной ситуации - к примеру, в
рекламе кофе ; используется сюжет
о том, что аромат утреннего
кофе помогает потребителю
3.
разрабатывается рекламная
4.
совершенствуется продукция (
Но каждая из этих стратегий в лучшем случае повышает степень вовлеченности покупателя в процесс покупки - с низкой до средней (но никак –не до высокой)
Некоторые
покупки характеризуются низкой
степенью вовлеченности в них
потребителей, но значительными различиями
между марками товара. В этом случае
потребитель перестает
В
данной ситуации стратегии лидеров
рынка и других его субъектов
различаются. Лидеры будут стремиться
поддержать привычное покупательское
поведение, увеличивая долю своих товаров
на прилавках магазинов и
1.2
Характеристики покупателя
Потребители
принимают свои решения не в вакууме.
На совершаемые ими покупки
Покупатели — это люди, пришедшие в магазин с целью приобретения товаров и услуг, отличающиеся по полу, возрасту, социальному происхождению, культурному уровню,
Характеристики покупателей - это следующие группы факторов:
Культура
- основная первопричина, определяющая
потребности и поведение
Это
прежде всего социальное положение,
которое определяется принадлежностью
к общественным классам - сравнительно
стабильным группам в рамках общества,
располагающимся в
Социальные факторы связаны с референтными группами, семьей, социальными ролями и статусом индивида. Референтные группы оказывают прямое или косвенное влияние на поведение человека. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует (семья, друзья, соседи и коллеги по работе, разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профсоюзы).
Семья
оказывает очень сильное
Желательный
коллектив - это группа, к которой
человек стремится
Роли и статус индивида различны в множестве социальных групп, членом которых он является. Скажем, вы по отношению к своим родителям играете роль сына или дочери, в собственной семье - роль жены или мужа, на предприятии - директора. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждая из ролей, исполняемых человеком, влияет на его покупательское поведение. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. Роль директора имеет в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью сына или дочери. Она и будет определять покупательские предпочтения.
Это личные внешние характеристики индивидов (возраст, этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, тип личности).
5. Тип личности. Это совокупность отличительных психологических характеристик человека, обеспечивающих относительные последовательность и постоянство его ответных реакций на окружающую среду и стимулы маркетинга. Так, производители пива установили, что потребители пива отличаются повышенной общительностью. Это используют в практике торговли и рекламе.
Это факторы, которые сказываются на покупательском выборе индивида (мотивация, восприятие и др.).
Мотив или побуждение - это потребность, ставшая столь настоятельной, что заставляет человека искать пути и способы ее удовлетворения. Удовлетворение потребности снижает испытываемую индивидом внутреннюю напряженность. Психологи разработали ряд теорий человеческой мотивации.
Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности, а затем - следующие по важности.
Восприятие - можно определить как процесс, посредством которого индивид отбирает, организует и интерпретирует информацию для создания картины окружающего мира. Восприятие - это склонность людей замечать только раздражители, связанные с имеющимися у них в данный момент потребностями и ожиданиями или же неожиданно возникающими. Избирательное искажение - это склонность людей трансформировать информацию, придавая ей личностную значимость. Люди склонны интерпретировать информацию так, чтобы она поддерживала, а не оспаривала их сложившиеся идеи и суждения. Изберательное запоминание - это склонность людей запоминать лишь информацию, поддерживающую его отношения и убеждения. Причем большинство людей сразу механически запоминают очень небольшой объем информации (несколько слов или простых образов).
Усвоение
- это определенные перемены, происходящие
в поведении индивида под влиянием
накопленного им опыта. Человек усваивает
знания в процессе деятельности. Усвоение
считают результатом
Отношение - сложившаяся на основе имеющихся знаний устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта или идеи, испытываемые к ним чувства и направленность возможных действий. Отношения определяют положительную и негативную оценку объекта, они с трудом поддаются изменению. Производить следует товары в рамках уже существующих отношений, а не пытаться их изменить.
Информация о работе Модели покупательского поведения и принятия решений о покупке