Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:32, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является систематизация процесса организации маркетинга на предприятии в целом и анализ специфики маркетинговой деятельности в розничных торговых предприятиях в частности.
Для реализации поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
-определить место и роль маркетинга в системе управления организацией;
-проанализировать специфику маркетинга в торговле;
Данные показывают, что общая экономическая эффективность деятельности повышается с каждым годом, начиная с момента образования компании. Возрастает выручка от реализации продукции, но и увеличивается себестоимость. Одновременно увеличиваются расходы на коммерческие и управленческие расходы, что влияет на размер получаемой в итоге прибыли компании.
Необходимо отметить, что рентабельность собственного капитала, то есть сумма прибыли, полученной на каждый рубль вложения собственников предприятия и остающейся в его распоряжении, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилась почти в четыре раза, что свидетельствует о повышении в 2005 г. активности использования собственных источников.
ООО «Интерлайн» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава (Приложение 14) и действующего законодательства Российской Федерации. Высшим органом управления общества является Общее собрание участников.
К компетенции Общего собрания участников относятся:
-определение основных направлений деятельности предприятия, а также принятие решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
-избрание ревизионной комиссии (ревизора) предприятия и досрочное прекращение ее полномочий;
-избрание генерального директора и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждений и компенсаций;
-утверждение годовых отчетов годовых бухгалтерских балансов;
-принятие решения о распределении чистой прибыли предприятия;
-утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность предприятия (внутренних документов);
-назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг;
-решение о совершении предприятием сделки;
-определение условий оплаты труда генерального директора и заместителей генерального директора предприятия;
-утверждение положений о генеральном директоре предприятия и т.д.
Для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов по решению Общего собрания участников может привлекаться профессиональный аудитор (аудиторская фирма).
Единоличным исполнительным органом предприятия является Генеральный директор. Срок полномочий Генерального директора составляет 1 год, однако он может переизбираться неограниченное число раз. Генеральный директор подотчетен Общему собранию участников.
Генеральный директор предприятия:
-без доверенности действует от имени предприятия, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
-издает приказы о назначении на должности работников, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
-рассматривает текущие и перспективные планы работ;
-обеспечивает выполнение планов деятельности предприятия;
-утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы;
-определяет организационную структуру предприятия;
-обеспечивает выполнение решений общего собрания участников;
-подготавливает материалы, проекты и предложения по вопросам, выносимым на рассмотрение общего собрания участников;
-утверждает штатные расписания предприятия;
-открывает расчетный, валютный и другие счета предприятия в банковских учреждениях, заключает договоры и совершает иные сделки;
-утверждает договорные тарифы на услуги и продукцию предприятия;
-организует бухгалтерский учет и отчетность;
-представляет на утверждение общего собрания участников годовой отчет и баланс предприятия и т.д.;
Решать проблемы администрирования при высокой специализации работ в данной организации позволяет группировка схожих работ и их исполнителей вместе (объединение), и в тоже время отделение их друг от друга как достаточно самостоятельных (организационные отделения). При исследовании организации было определено, что у ООО «Интерлайн» функциональный тип организационной структуры (Рис.2).
Менеджер по кадрам осуществляет текущую работу по найму, учету и управлению персоналом.
Бухгалтерский отдел ведет учет хозяйственной деятельности компании и состоит из 5 человек.
В обязанности отдела доставки входит доставка определенной группы товаров от поставщиков на склад предприятия. Также, кроме автомашины «Камаз», имеется 2 машина «ГАЗель» для доставки товара конечным потребителям в рамках города. Отдел также осуществляет еженедельную доставку товаров, подлежащих гарантийному обслуживанию, в г. Волгоград.
Рекламный отдел организует работу по продвижению компании и предоставляемых ею услуг (продажа бытовой техники, электроники, сотовых телефонов и т.д.), с целью их продвижения на рынке, информируя потребителей о проводимых рекламных акциях и мероприятий. Начальник отдела осуществляет руководство, планирование и координацию работ по проведению рекламных кампаний.
Рис.2 Организационная структура ООО «Интерлайн»
Торговый отдел состоит из менеджеров по закупкам (по видам товаров – по бытовой технике, по сотовым телефонам и сотовым операторам, по компьютерной технике, канцелярским товарам и т.д.); старших менеджеров отделов (товарных секций) в торговом комплексе, осуществляющих управление и координацию деятельности отдела; продавцов-консультантов, задача которых заключается в консультировании клиентов, помощи при выборе конкретного товара (компьютер, сотовый телефон и т.д.).
К конкурентным преимуществам компании можно отнести наличие сервисного центра, который официально уполномочен осуществлять гарантийное обслуживание бытовой техники «Норд» (Приложение 15), персональных компьютеров и серверов «Формоза» (Приложения 16, 17). Сервисное обслуживание сотовых телефонов осуществляется Авторизованным сервисным центром фирм «LG», «Siemens», «Nokia» и «Samsung» ООО «ЛМ-сервис» (г. Волгоград) по договору об обслуживании сотовых телефонов (Приложение 18).
Исходя из организационной структуры ООО «Интерлайн» видно, что в компании отсутствует обособленный структурный отдел маркетинга (служба маркетинга), функциями которого являлись бы следующие:
- планирование маркетинговой деятельности;
- исследование рынка;
- позиционирование компании;
- ценообразование;
- ассортиментная политика;
- разработка новых идей;
- повышение уровня продаж;
- обратная связь с клиентами
- анализ маркетинговой деятельности
Данные функции маркетинговой деятельности в определенной степени выполняются на предприятии, но все же они четко не структурированы и не управляются в должной мере.
2.2 Анализ маркетинговой деятельности
2.2.1 Анализ маркетинговой среды
Анализ маркетинговой среды предприятия предполагает изучение:
- макроокружения;
- конкурентной среды;
- внутренней среды.
Как и любая система, ООО «Интерлайн» действует в совокупности и во взаимодействии с внешней средой. Такое взаимодействие проявляется в следующем:
-в закупке продукции у сторонних поставщиков;
-в подборе и смене персонала;
-во влиянии вкусов и предпочтений потребителей на ассортимент реализуемой продукции;
-в действиях конкурентов;
-в регулировании деятельности организации со стороны государственных и иных органов власти и т.д.
Изучение фирменной структуры рынка представляет собой исследование поставщиков и посредников, без помощи которых фирма практически не может существовать в современных условиях. Поставщик – это отдельное лицо либо организация, поставляющая предприятию необходимое продукцию.
Компания ООО «Интерлайн» закупает продукцию в основном у московских поставщиков. Также товары поставляются от поставщиков Волгограда, Ростова-на-Дону и т.д. Структура поставщиков считается устоявшейся, но параллельно идет процесс поиска наиболее выгодных предложений, новых компаний-поставщиков. В Приложении 19 приведены данные по контрагентам (общие взаиморасчеты). Данные свидетельствуют о том, что компания сотрудничает достаточным количеством поставщиков. Пример конкретного договора поставки с ООО «Альянс-М» (поставка сотовых телефонов) приведен в Приложении 20.
В настоящее время среди торговых операторов Элисты намечается тенденция к расширению сотрудничества с отечественными производителями. Эта тенденция связана, в первую очередь, с возможностью работать с отечественными производителями напрямую и продавать в большинстве своем качественную и надежную продукцию по умеренным ценам. Вопрос цены сегодня все более обостряется в связи с ростом конкуренции между операторами, приходом московских сетей (Техносила, Эльдорадо) в Элисту.
Значимую часть товарного ассортимента таких магазинов составит отечественная продукция, о наличии покупательского доверия к которой свидетельствует, например, тот факт, что в секторе холодильников низкой и средней ценовых категорий отечественные производители удерживают стабильные позиции.
Спрос на бытовую технику в Республике повышается уже в течение нескольких лет. Основными факторами, обеспечивающими поддержание и увеличение спроса, выступают стабилизация и рост доходов населения в сочетании с актуальной для многих необходимостью замены бытовой техники, купленной в период начала перестройки или даже в советское время; а также внедрение программ потребительского кредитования совместно с КБ «Национальный Клиринговый Банк», способствующих приобретению покупателями более качественной бытовой техники, оплачивать которую они могут не единовременно, а в течение некоторого периода времени.
Постоянными и крупными покупателями ООО «Интерлайн» являются (Приложение 21):
- ЗАО «Аудиторская фирма «АК и НП»
- ОАО «Калмэнергосбыт»
- ООО «Продинвест Трейдинг»
- ООО «Альфа-Стандарт»
- ООО «Элиста-Автосервис»
- Министерство Финансов РК
- УФНС РФ по РК
- ЗАО НК «Калмпетрол»
- Калмыцкий филиал ОАО «Россельхозбанк»
- ООО «Группа компаний Калмалкоголь»
- УФК РФ по РК и т.д.
Компания работает с ними по стандартному договору купли-продажи (Приложение 22). Существует ряд покупателей (юридических лиц), для которых компания ООО «Интерлайн» является постоянным поставщиком продукции. С данными клиентами предприятие работает по стандартному договору поставки (Приложение 23).
Высокий динамизм коммерческой деятельности заставляет каждого работника, особенно руководящих, постоянно заботиться о своей квалификации. Значительно усложняется система мотивации и стимулирования работников, прежде всего в связи с приемом на работу по краткосрочным контрактам, выдвижением различных предварительных условий (в т.ч. и испытательного срока), увязкой материального поощрения с получаемой прибылью и другими факторами.
В систему отбора персонала на данном предприятии входят:
-использование при приеме на работу системы заявок и рекомендаций;
-собеседование при приеме;
-исследование семейного положения, оценка рекомендаций и отзывов;
-обязательно устанавливается испытательный срок (2 месяца) с подведением итогов его прохождения.
Следует заметить, что на предприятии должностные инструкции, которые являются важнейшими элементами системы менеджмента, регламентирующие права и обязанности работников, разработаны в недостаточной степени, не для всех должностей и рабочих мест. С поступающим на работу человеком заключается трудовой договор, приведенный в Приложении 24.
Содержание должностной инструкции включает:
1. Общие положения.
2. Объем работы и ее качество.
3. Принципы, которыми должен руководствоваться менеджер, методы решения задач.
4. Права и ответственность.
5. Взаимодействие с другими подразделениями, руководством, подчиненными.
6. Требуемое образование, квалификация, опыт работы, навыки
Анализ макроокружения показал, что на предприятие оказывается влияние со стороны правовых органов в сфере обязательного лицензирования деятельности и сертифицирования продукции и услуг (Приложение 25). Это влияние не ощущается в повседневной деятельности и не несет в себе негативного воздействия и снижения результативности деятельности.
Политические процессы, происходящие в Республике, также оказывают опосредованное воздействие в той мере, в какой снижается покупательная способность населения по отношению ко всем товарам и услугам.
Информация о работе Методологические основы организации маркетинга